Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание материала

Приложение №2

 

Психотерапевтическая сказка

 

    Сказка о волшебнике Сирусе (О. Хухлаева)

    Жил-был на белом свете волшебник Сируся. И был он самым обычным волшебником: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захо­телось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут, и узнать, куда солнышко спать ложится. И тог­да решил Сируся уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

  Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по ле­сам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, то ли не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь — дорогу к Знанию, да еще и о труд­ностях этого пути предупредила. И вот что она ему рас­сказала: «Начало у этой дороги гладкое, ровное и празд­ничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно лег­ко, весело и быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые караб­каться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

  Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься и все хочется бросить.

Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты по­мни мою подсказку: «Если трудно — будь смелей и ста­райся сильней», — шепотом ее проговаривай, и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с труд­ностями. Подойдешь тогда к другой горе.

Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою вторую подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быст­рей». И тогда научишься справляться со скукой и по­дойдешь к третьей, самой крутой горе

Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы и все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже вет­ры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы будто двойки выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою третью подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда пре­одолеешь ты и эту гору и станешь Ученым магом, магом-пятерочником ».

Поблагодарил волшебник добрую бабушку и уверенно за­шагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим волшебникам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и радостно помогать людям.

 

 

     Преодоление препятствий

Сейчас мы с вами попробуем тоже пройти эти горы. Итак, вы готовы?

1. детям нужно найти закономерность на  рисунке и в соответствии с ней нарисовать пропущенные фигуры. (рис. 1  см. приложение)

2. Теперь мы с вами попробуем преодолеть следущие две горы.

Психолог несколь­ко раз повторяет слово (слогов), заменяя в нем один раз звук. Например:

 пол-пол-пол-кол-пол

 кол-кол-кол-кол-гол

 мак-мак-мак-лак-мак

 лик-лик-лик-лик-лик-лум

дети, услышав новое слово, хлопают в ладоши.

 

Вначале приготовьтесь. Вспомните, где у вас правая рука, поднимите ее. Когда нужно будет вести линию вправо, вы поведете ее в сторону правой руки. Теперь поднимите левую руку.  Когда нужно будет вести линию влево, вы поведете ее в сторону левой руки. А где верх и низ листа? Покажите их. Иногда нам понадобится вести линию вверх или вниз.

Поставьте карандаш на точку на листочке. Проведите от точки линию по клеткам: 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх ,4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо ,1 вниз, 1 вправо, 8 вверх, 2 вправо ,1 вниз ,2 вправо, 1 вниз, 3 влево. 7 вниз, 1 влево, 1 вниз, 10 влево, 4 вверх. Получился гусь?

 

 

Упражнения на развитие познавательных процессов:

 

 

   Игра «Зашифрованные слова»

 

Перед каждым ребенком находятся карточка к заданию. Психолог предлагает детям,

используя «ключ»(алфавит, данный в верхней части карточки), «расшифровать»

(записать) и прочитать слова. (приложение 1 рис. 7)

 

 Упражнение «Найди общее»

 

Психолог показывает по две картинки, а дети должны сказать, что общего между

этими предметами. Например самолет и машина. В тех случаях, когда

демонстрируются предметы, на первый взгляд, не имеюшие ничего общего,

психолог должен простимулировать мысленную деятельность детей наводящими

вопросами, касающимися свойств, размеров, действий с этими предметами.

 

    Упражнение «Угадай, что я загадал»

 

Детям раздаются карточки, затем выбирается водящий и загадывает один из предметов. Дети должны задавать ему наводящие вопросы, чтобы угодать, какой предмнт он загадал: какого цвета предмет, можно ли им играть, может ли он ходить, большой ли это предмет или маленький, круглый или квадратный и т.д.

Для детей с более высоким уровнем:

нельзя спрашивать напрямую название предмета. Когда один ребенок угадает пять предметов, тогда он становится водящим. Важно следить, чтобы вопросы не были однотипными, т.е касались только цвета или только назначения предмета.

 

Упражнение «План действий»

 

           Психолог предлагает детям ситуацию (например, мы собираемся идти гулять). Задача детей — построить план действий в этой ситуации (например, что надо сделать, чтобы пойти гулять?)

             Для детей с низким уровнем:

Каждому ребенку раздаются картинки из серии «Последовательные картинки» и просят разложить их последовательно.

 

 

Игра «Отгадай, что это за животное»

                          

  1. Большой, грозный с лохматой гривой – кто это?
  2. Лохматый, косолапый.
  3. Голодный, серый, злой.
  4. Маленькая, быстрая, проворная.
  5. Хищный, сильный, полосатый.
  6. Маленький, серый, колючий.
  7. Пушистая, с острыми коготками, мяукает.
  8. Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
  9. Бурый, неуклюжий, живет в лесу.
  10. Маленькая, серенькая, пугливая.

 

 

Игра «Назови животное»

 

Придумай слова, отвечающие на вопрос «Кто» по теме «Дикие животные»

 

1. Большой (кто?) слон                        11. сильный …

2. маленький …                                    12. слабый …

3. пушистый …                                     13. трусливый …

4. колючий …                                        14. добрый …

5. могучий …                                         15. злой …

6. пятнистый …                                     16. быстрый …

7. полосатая …                                       17. горбатый …

8. длинноногий …                                 18. хитрая …

9. серый …                                              19. ловкая …

10. неуклюжий …                                  20. Хищный...

 

Игра «Есть всегда один ответ. Кто-то знает, кто-то нет»

 

Круглый, резиновый, для игры – что это?

Старый, кирпичный, двухэтажный.

Снежный, круглый, холодный, белый.

Хрупкая, стеклянная, для цветов.

Ветвистая, зеленая, колючая.

Яркое, теплое, лучистое.

Зеленый, продолговатый, сочный.

Холодное, сладкое, вкусное.

Белое, пушистое, легкое.

Новая, интересная, библиотечная.

Желтые, красные, осенние.

Вкусный, алый, сочный.

Красное, спелое, сладкое.

Белоствольная, высокая, стройная.

 

Игра «Загадай загадку»

 

Дети по очереди загадывают загадки по картинкам. Например: Апельсин. (Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять).

Дуб. (Это дерево с толстыми крепким стволом; на нем растут желуди)

Ромашка. (Это цветок, у него желтая середина и белые лепестки)

 

 

    Игра «Угадай фигурку».

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психолог берет конверт, в котором находятся разные геометрические фигуры, и говорит:  Глаза не открывай, а какую фигуру на ладонь положу, угадай.Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке.   Ребенок на ощупь определяет, какая фигура ему досталась, называя ее, затем открывает глаза.

 

Упражнение «Закончи предложение»

 

Дети завершают предложение, выбирая наиболее подходяшее слово. Например: «У дерева всегда бывает....(листья, цветы, плоды, корень)

 

Упражнение «Прошепчи ответ».

 

  Дети садятся на стульчики.  Психолог говорит: Я буду задавать вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх.   Покажите эти движения. Дети выполняют задание. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете пришептывать ответ.

-Какое сейчас время года?

-Какой сегодня день недели?

-Как называется город, в котором вы живете?

-Какое число следует за числом пять?

-Как называется детеныш коровы?

-Сколько лап у собаки?

-Сколько лап у двух собак? И т.п.

 

Упражнение «Логические концовки»

 

Лимон кислый, а сахар...

Ты ходищь ногами, а бросаещь...(руками)

Если стол выше стула, то стул...(ниже стола)

Если два больше одного, то один...

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа..

Если река глубже ручейка, то ручеек..

Если сестра старше брата, то брат...

Если правая рука справа, то левая..

Нож и кусок стекла — оба ...(острые)

 

Задачи — шутки

 

Детям предлагается решить задачу — шутку: «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?». Выслушав ответы, ведущий предлагает детям встать парами напротив друг друга и поочередно проговорить задачу, соотнося слова с соответствующими действиями.

Примерные задачки — шутки:

  • Едет тележка: два колеса впереди, два — сзади, два — слева, два — справа. Сколько колес всего?
  • Тройка лошадей пробежала три км. Сколько пробежала каждая лошадь?
  • Решил петух проверить свой вес. Встал он на весы двумя ногами и увидел, что весит 2 кг. Сколько весит петух на одной ноге?
  • Весело шагает ежик под дождем. Он решает задачку: может ли дождь идти два дня подряд?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собачка Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, две сеницы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

 

 

 

Игра «Сложи узор» (Б.П. Никитина)

 

Дети учатся складывать узор из кубиков по образцу и по замыслу.

 

Игра «Разрезные картинки» (см. Приложение 1)

 

Собери из кусочков шесть картинок.

 

«Составь фигуры из счетных палочек»

 

  • Составь домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
  • Отсчитать каждому по 6 палочек, дети составляют из них фигуру, каждый раз новую, и называют ее.

 

 

 «Ответь на вопросы»

 

Детям предлагают по очереди ответить на вопросы.

  • Учитель наказал мальчика. Кто провинился?
  • Собаку укусила оса. Кто кусался?
  • Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице?
  • Витю слушал учитель. Кто говорил?
  • Петю ударил Ваня. Кто драчун?
  • Володю ждет Лена. Кто задержался?
  • Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
  • Лес позади дома. Что впереди?
  • Кошка больше собаки. Кто меньше?

 

Упржнение «Отличительные признаки»

 

Детей просят выполнитьзадания:

Нарисовать желтый дом выше, чем красный;

нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;

нарисовать синюю ленту короче красной;

нарисовать желтую ленту длинее красной.

При необходимости психолог оказывает детям разъясняющую помощь.           

 

Нарисовать большой круг над маленьким

 нарисовать маленькую палочку слева от большой

  нарисовать елку между 2 домами

  нарисовать двухэтажный дом справа от одноэтажного

  нарисовать треугольник под квадратом;

     нарисовать квадрат под треугольником

 

Нарисовать 2 треугольника, 1 квадрат, 1 прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

нарисовать 3 круга, 1 треугольник, 2 прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

нарисовать 1 прямоугольник, 2 квадратика, 3 треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

 

«Расставь знаки»

 

Прерд каждым ребенком находится карта — квадратный лист бумаги, разделенный на 16 клеток, в клетках верхнего ряда написаны математические знаки (+ - = < ) - по четыре карточки на каждый знак.

Психолог предлагает детям разложить карточки со знаками по клеточкам так, чтобы в рядах и столбиках не оказалось по два одинаковых знака.

 

Игра «Назови части»

 

Ведущий называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и называет его части.

А) по картине

Б) по представлению

Кот (тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть)

Грузовик …, дом …, дерево …, часы …

 

Называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди – знаки ведущего аукциона. Он (придерживаясь правил торгов), когда основной поток слов иссякнет, начинает отсчет: «Длинный … - раз! Длинный … - два!» Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «Три!» Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.

 

Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, поджак

Красный – шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш

 

Игра «Что общего?» (у трех предметов)

 

Объяснить, что общего у этих предметов.

 

  1. Мяч, солнце, шар.
  2. Лист, трава, крокодил.
  3. Тарелка, ваза, чашка.
  4. Лисичка, мухомор, подберезовик.
  5. Мяч, шина, шланг.
  6. Помидор, яблоко, апельсин.
  7. Лампочка, стакан, окно.

 

 

Игра «Ответы на вопросы»

 

Детям по очереди предлагается ответить на вопросы.

 

  1. Учитель наказал мальчика. Кто провинился?
  2. Собаку укусила оса. Кто кусался?
  3. Мама зовет домой дочку. Кто дома?
  4. Кто на улице?
  5. Витю слушал учитель? Кто говорил?
  6. Петю ударил Ваня. Кто драчун?
  7. Володю ждет Лена. Кто задержался?
  8. Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?

 

Упражнения на развитие внимания

 

Игра «Да» и «нет» не говори».

 

 Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:  Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет». Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:

  Ты сейчас дома?

  Тебе 6 лет?

  Ты учишься в школе?

  Ты любишь смотреть мультфильмы?

   Кошки умеют лаять?

  Яблоки растут на елке?

 Сейчас ночь?

 

Игра «Запретное движение».

 

   Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

-  Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

  Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др. ). Дети повторяют их.

  Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

 

Упражнение «Наложенные или зашумленные изображаения» (для детей с низким уровнем)

 

Предлагаются наложенные друг на друга предметы или изображаение, спрятанное в какой-то форме. Задача детей найти их. (рис.8 приложение 1)

 

 

 

   Игра «Зашифрованные слова»

 

Перед каждым ребенком находятся карточка к заданию. Психолог предлагает детям,

используя «ключ»(алфавит, данный в верхней части карточки), «расшифровать»

(записать) и прочитать слова. (приложение 1 рис. 7)

 

 

Упражнение «Самолет»

 

На столе каждого ребенка  - бланк и фишка.

Представьте, что вы  - пилоты самолета, а я — диспетчер, который будет помогать вам долететь до верхнего аэродрома. Ставим фишки на нижний аэродром. Я буду вам говорить, в какую сторону и на сколько клеточек передвигать фишки. Внимание! Начали! Две клеточки вверх, две направо и т.д. Игру надо повторить несколько раз с использованием разных маршрутов.

 

 

Упражнения,  направленные   на развитие памяти

 

Для развития слухо-речевой памяти поиграйте в игру «Магазин». Взрослый посылает ребенка в «магазин» и просит запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают игру с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их колличество до 5-7.

 

Взрослый зачитывает детям 4-6 слов, не связанных между собой по смыслу, например: корова, стол, письмо, цветок, каша. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Кто — нибудь из детей должен назвать пропущенное слово. Задание можно усложнить, увеличивая количество слов или пропуская 2-3 слова.

 

Дети сидят в кругу. Один ребенок произносит какое- нибудь слово, следущий за ним повторяет это слово о добавляет свое и т.д. по кругу.

 

Ребенку читается текст. Чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем по зарисовкам ребенок воспроизводит рассказ.

 

Детям предлагается набор слов. Каждый ребенок должен составить рассказ, последовательно связав эти слова. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявленные слова.

 

Игра «Пиктограммы»

 

«Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограммы запомним следующие слова:

Зима, дом, река, смех, лес, фрукты, школа, дождь, мебель, мама.

 

 

Сегодня мы поучимся запоминать и пересказывать небольшие истории с помощью пиктограмм

 

Плохой сторож.

У одной хозяйки мыши (рисунок мыши) съели в погребе сало (перечеркнуть рисунок сала). Тогда она заперла в погребе кошку (рисунок кота). Кошка съела и сало (перечеркнуть рисунок сала), мясо (перечеркнуть рисунок мяса), и молоко (перечеркнуть рисунок кувшина с молоком).

 

Игра «Магазин»

 

Мама попросила сына сходить в магазин и купить следующие продукты. Запомните, что мама заказала сыну.

 

В булочной – хлеб, пирожное, печенье, шоколад.

В мясной отделе – котлеты, цыпленка, сосиски, колбасу.

В овощном отделе – огурцы, помидоры, капусту, картошку.

В бакалее – сахар, вермишель, спички, растительное масло.

 

ЗАПОМНИЛИ?

Что мама попросила купить в булочной? (в мясном отделе, в овощном отделе, в бакалее)

 

 

Игра «Разрезные предложения»

 

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части вот эти предложения. Запомните их.

 

  1. В комнате оченьжарко.
  2. Лучший отдых – сон.
  3. Волгоград– город герой.
  4. Железо и золото– металлы.
  5. Россия– великая держава.
  6. Мальчик принес книгу.
  7. Летомдень длинный.
  8. Желудирастут на дубе.
  9. Солнышко сильно припекает.

 

Сейчас я буду называть только одну часть предложения, а вы дополните его вторую часть (эти части предложения подчеркнуты)

 

 

 

Игра «Сортировка»

Психолог раздает пластиковые тарелки, мисочки со смесью макарон, гороха и фасоли. Просит детей , закрыв глаза и подняв головы вверх, рассортировать смесь по трем отдельным тарелочкам. По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы.

 

 

 

 

Игры на развитие коммуникативных способностей и эмоционально-волевой сферы.

   «Волшебный клубочек»  Я думаю, что в школе...

Дети по очереди передают друг другу клубочек и продолжают фразу: «Я думаю, что в школе...

 

  1. Упражнение «Командир и исполнитель».

 

Дети расходятся на пары : один в паре – командир, второй -исполнитель. Командир руководит действиями исполнителя, дает четкие команды. Затем командир и исполнитель меняются ролями.

а) выполнение упражнения в роли командира.

б) выполнение упражнения в роли исполнителя.

в) обсуждение результатов: - какая роль понравилась больше;

                                                -какие испытывал чувства;

 

 

  • Упражнение «Пословицы»

Психолог читает детям пословицы и раскрывае смысл:

Не рой яму другому — сам в нее попадещь.

Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает.

Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

Добро творить — себя веселить.

Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Деревья смотри в плодах, а людей — в делах.

В согласном стаде волк не страшен.

Сам не ест и другим не даст.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Умей взять, умей и дать.

 

  • Упражнение «Сороконожка».

  Все встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача не упасть.

 

    4       Упражнение «Чертик, чертик, кто я».

Ребенок, надевший страшную маску, узнает остальных членов группы, либо ощупывая протянутые руки бегающих вокруг него детей, либо по голосам, лучше даже измененным.

 

  • Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?».

  Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт. Психолог рисует голову человека. Затем дети поочередно подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, которую нужно дорисовать, и дополняют рисунок.

  По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит рисунок ,какую – ни будь деталь и вновь показывает детям.

  Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь.

  • Игра «Будь внимателен!».                                                               

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно.Игра «Будь внимателен!».                                                                                     

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно.

 

  • Упражнение «Я кубики несу, не уроню».

  На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по

количеству детей). Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков. Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия. Упражнение повторяется несколько раз.

 

  • Упражнение «Сборщики».

Масса всевозможных  мелких игрушек разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу психолога двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка. В ходе игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания.

 

  • Упражнение «Пошли письмо».

  Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий это почтальон находится в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо: т.е. увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо2 не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

 

 

 

 

  • Игра «Ручеек».

Психолог дает каждому по половинке открытки (одну из половинок он оставляет у себя) и объясняет правила игры.

  Сначала каждый найдет себе пару, а для этого надо определить, у кого вторая половина вашей открытки. Пары берутся за руки, поднимают их вверх, встают друг за другом, образуя «коридор». Оставшийся без пары ребенок проходит под руками играющих, выбирает кого – ни будь, берет его за руку и ведет за собой. В конце «коридора» навоя пара встает и поднимает вверх руки. Оставшийся без пары ребенок бежит вперед и также. Проходя по «коридору», выбирает себе пару. Новые пары встают последними.

 

  • Упражнение « Хромой ведет слепого».

  «Хромому» подвязывают ногу веревкой. У «слепого» глаза завязаны повязкой. На полу газетные обрывки это «трясина», стулья «препятствия».   «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся  на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?

 

      12    Упражнение «Молекула».

  Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

 

      13.  Ты очень обидел своего друга.  Попробуй помириться с ним.

а) разыгрывание ситуации в парах;

б) смена ролей;

в) обсуждение результатов: какая роль понравилась больше, что чувствовал.

 

     14.  Упражнение «Школьные чувства»

ведущий показывает детям картинку с изображением чувств ( радости, страха, гнева, обиды, интереса). Необходимо придумать те ситуации в школе, в которых ученик может испытывать эти чувства.

 

     15. «Волшебный клубочек»  Я думаю, что в школе...

Дети по очереди передают друг другу клубочек и продолжают фразу: «Я думаю, что в школе...

 

 

 

 

Телесно – ориентированные упражнения

 «Штанга».

 

 Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры, и представьте себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз, и расслабляют мышцы.

 

 «Клоуны».

 

  Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:

кисти рук опускаются вниз;

руки сгибаются в локтях;

руки расслабляются и падают вниз;

туловище сгибается, голова опускается вниз;

колени сгибаются,  дети приседают на корточки.

 

 

 «Снеговик».

 

  Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человечка и говорит:

  Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.

  Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

 Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

  Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки.

  Упражнение повторяют 3 раза.

 

«Пластилиновая кукла».

 

  Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптора, другой – пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

 

 

 

Релаксация. (вариант 1)

 

  Лягте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза глубоко.

  Теперь отправимся в своем воображении в то место, которое вы считаете самым замечательным. Осмотрите его, как следует. Что вы видите там?     Что вы там слышите? Как там пахнет? Что выходите там потрогать?(15секунд).

  Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какие вы добрые…Посмотрите вокруг и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас самыми хорошими…(15секунд).

  Послушайте, что они вам скажут…Если в этот раз никто к вам не подошел из тех, кого вы знаете, то вы можете вообразить кого-нибудь, от кого вы очень хотели бы такое услышать. Возможно, вы не увидите его, а только услышите его голос…(15секунд).

  Поговорите с человеком, который к вам пришел. Поблагодарите его за то, что он вас так ценит, и спросите его, не расскажет ли он вам о том, как он к вам относится…(15секунд).

  Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам. Потянитесь и откройте глаза.

 

Релаксация «Золотая рыбка».

 

  Лягте поудобнее и закройте глаза.

  Представьте себе золотую рыбку. Какая она? Хоть бы одним глазом посмотреть на нее. Представьте себе. Что вы идете к синему морю и зовете ее: «Эй, золотая рыбка, приплывай к нам, покажись!»

  Еще раз: «Эй, золотая рыбка…приплыви,…покажись!»

  Да вот же она, на гребешке волны. Маленькая, причудливой формы, ее чешуя блестит на солнце, она без страха смотрит на вас. Голова ее увенчана короной с белыми жемчужинами по краям. Плавники фиолетового цвета с золотыми крапинками похожи на крылышки бабочки.   Широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды. Золотая рыбка, будто грациозно сидит на стульчике и завораживает вас своим присутствием.

  Волна абсолютного спокойствия наполняет ваши руки, ноги, спину и голову. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох (эту фразу повторить 2 раза.)

  Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

  Рыбка медленно открывает свой маленький ротик и безмолвно манит вас к себе.

  Вы становитесь легкими, словно лебединый пушок, и медленно идете по гребешкам волны.

  Прохладная вода нежно ласкает ваши ноги…

  Дышится легко, ровно, глубоко…

  Вы подходите к золотой рыбке и протягиваете к ней руки. Она прыгает в ваши раскрытые ладони. Ласково смотрит на вас.

  Вы поднимаете рыбку над головой и кружитесь вместе с ней в ритме медленного вальса.

  Дышится легко, ровно, глубоко.

  Рыбка просит вас отпустить ее в море. Вы раскрываете ладони, и она грациозно прыгает под гребешок волны и уплывает.

  Дышится легко, ровно, глубоко.

  Вам пора возвращаться в нашу комнату. Открывайте глаза.

 

Релаксация. (вариант 2)

 

  Звучит спокойная музыка. Дети лежат на ковре. Психолог говорит:

  Представьте себе. Что вы совсем маленькие, и вы хотите с высоты прыгнуть на руки взрослому. Подумайте минуту, кем должен быть этот взрослый: вашим папой, мамой, дедушкой, бабушкой, братом или сестрой?   Посмотрите с высоты на  человека. Который будет должен вас поймать.   Посмотрите на его лицо, на протянутые к вам руки. Можете ли вы упасть к нему на руки, доверяете ли вы ему? Если да, то прыгайте. Почувствуйте, как вы оказались на рука взрослого, как медленно он вас опускает, как вы снова встали на землю. Твердо и прочно. Представьте себе, что вы смеетесь, взрослый в ответ дружески улыбается вам.

  Теперь снова открывайте глаза и расскажите, что вы испытывали. Почему вы смогли доверяться этому взрослому? Что вы чувствовали, когда летели по воздуху? Какого взрослого выбрал каждый из вас?

 

 

Дыхательные упражнения.

 

«Морской бой»

 

Дети садятся на пол перед большой емкостью с водой, в которой плавют бумажные или легкие пластмассовые корабли. Дуя на воду из одноразовых трубочек для коктеля, дети перемещают кораблики от одного края емкости к другому.

 

«Мыльные пузыри»

С помощью трубочек детям предлагается выдувать пузыри в течение 1- 2 минут. Возможно введение соревновательного элемента: выигрывает тот ребенок, чей пузырь окажется большего размера, дольше других не лопается и т.д.

 

«Знакомство»

Детям  дается инструкция: «Сядьте в круг. Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз, положите ладони на пол. А теперь по часовой стрелке по очереди сделайте  глубокий вдохчерез рот, поднимите руки и задержите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз и, наклоняясь в круг, произнесите на выдохе свое имя.» Упражнение выполняется один раз.

 

«Холодно – тепло»

Давайте попробуем «заморозить» наши ладошки. Сделайте вдох, растяните сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставьте под подбородок. Подуйте короткими сильным толчками холодным воздухом по подбородку на тыльную сторону ладони в течении 5 сек. Наши ладошки совсем замерзли – давайте их «погреем». Сделайте вдох через нос, подуйте короткими сильными толчками теплым воздухом на ладони в течении 5 сек, руки при этом согнуты в логтях. Ладони находятся на расстоянии 15 – 20 сантиметров ото рта.

Упражнение выполняется 3 – 4 раза.

 

 

«Баян»

Согните руки перед грудью в логтях, имитируя позу баяниста. Вдохните глубоко через нос, одновременно медленно растяните руки – «меха бояна». Задержите на 2 – 3 сек. дыхание, а затем выдохните через рот со звуком «а – а...». «Меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение.

ни

 

Упражнения для развития тонкой моторики

 

«Волчок»

Детям предлагается раскрутить деревянный или  пластмассовый волчок поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение проводится сначало ведущей, затем другой рукой.

 

 

«Волшебный шнурок»

Детям раздается по листу бумаги форматом А4 с нарисованными на нем разнообразными линиями( вертикальной, горизонтальной, прямой, наклоненными, ломаной и т.д.) и предлагается разложить шнурок по этим линиям.

 

«Непослушные узелки»

ппп

Психолог предлагает детям завязать пальцами одной руки как можно больше узелков на горизонтально натянутой толстой хлобчатобумажной нити. Затем упражнение выполняется другой рукой. По оканчании детям предлагается пересчитать узелки, зажимая поочередно каждый узелок двумя пальцами.( большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем)

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»