Витаминная радуга
Суркова Елена Владимировна,
воспитатель ГПД высшей категории
ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга
Цель:
воспитатель ГПД высшей категории
ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга
- познакомить детей с понятием витамины; рассказать о пользе витаминов, их значении в жизни человека.
- продолжить формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
- воспитывать осознанное отношение учащихся к собственному здоровью;
- формировать у учащихся устойчивую положительную самооценку.
- презентация «Витаминная радуга»
- пазлы «Фрукты, овощи, ягоды и продукты», муляжи, карточки, костюмированный герой «Леший».
- Организационный момент.
– Ребята, скажите, пожалуйста, а какого человека мы можем назвать здоровым? (Того, кто делает зарядку, занимается спортом, ест здоровую пищу и т.д.)
Воспитатель: Вы все, конечно, правы. Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым.
Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.
– Как вы думаете, какие правила нужно помнить и выполнять, чтобы сохранить здоровье? (заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться, закаливаться, чаще быть на свежем воздухе).
– Что значит правильно питаться? (Это значит, что нужно питаться полезными для нашего здоровья продуктами).
Воспитатель: Верно, ребята. Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Еда бывает разной: вкусная – невкусная, любимая – нелюбимая, полезная – неполезная. Какие полезные продукты вы знаете? Чем эти продукты полезны? (ответы детей).
Важнейшим жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины. Сегодня мы с вами поговорим о витаминах, их значении для здоровья человека.
– И я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие! Вы любите путешествовать?
– А куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения.
Витаминная страна,
Вся чудес она полна –
Витамины здесь живут,
Всех нас в гости к себе ждут.
Без витаминов нам нельзя,
Ни туда и ни сюда,
Мы здоровье сбережём
В путешествие пойдём! (читает учитель)
Воспитатель: - Куда же мы с вами отправимся?
- Называется наше занятие Витаминная радуга»
– А называется занятие так, потому что мы совершим путешествие в удивительный и сказочный мир, наполненный ярким ароматом ягод и фруктов, который предстанет перед нами во всех красках радуги.
Поэтому цель нашего путешествия – узнать о витаминах полезную информацию и применять полученные знания на практике.
Воспитатель: Свое название витамины получили от латинского слова «вита» – жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита.
Ученик 1: Маленькие, как пылинки,
Есть на свете витаминки.
Знают взрослые и дети
Как нужны малютки эти.
Надо все любить продукты
Мясо, овощи и фрукты.
Витаминов много есть,
Ученик 2: Их количество не счесть.
В творожке и молоке,
В колбасе или муке,
Витаминов много в сыре,
В вишнях, яблоках, инжире.
Есть в сгущёнке и тушёнке,
Много в жареной печёнке.
Ученик 3: В клюкве, ежевике, сливе,
В груше, дыне и маслине.
В рыбе, масле и сметанке,
В кукурузе, редьке, манке.
Ученик 4; Витамины в простокваше,
В гречневой, полезной каше.
В соке, ряженке, кефире,
В мармеладе и пломбире.
Ученик 5: Нам всего не перечесть,
Витамины всюду есть.
Они - полезные друзья!
Их огромная семья
Нам поможет крепче стать.
Мы должны о них все знать!
Стук в дверь, входит Леший.
Леший: А меня почему не пригласили поиграть? Я тоже хочу.
Воспитатель: А ты кто?
Леший: Ах так, тогда я вам испорчу занятие. Тогда и вы не будете играть (убегает)
Воспитатель: Лешему не удастся испортить наше занятие.
- А теперь давайте посмотрим, как пишется слово «Витамины» (открываю доску, а там перевернутые буквы)
- Ой смотрите, Леший заколдовал наши буквы. Давайте их расколдуем. Леший оставил нам подсказку.( читаю подсказку)
Дидактическая игра «Сложи пазлы» (фрукты, овощи, ягоды и продукты) (Приложение №1)
Само существование витаминов открыл около 100 лет назад русский врач-педиатр Николай Иванович Лунин.
Дело Николая Ивановича Лунина продолжил Казимир Функ. В 1912 г он ввёл в науку термин «витамин» и открыл первый витамин В1.
Физминутка «А в лесу растёт черника»
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания)
Нагулялся я в лесу
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
– А какие витамины вы знаете? (ответы детей)
– Да, вы совершенно правы. Самые полезные и известные витамины – это А, В, С, Д.
Воспитатель: Витамин А отвечает за рост и развитие тканей организма, поддержание иммунитета, А еще витамин А называют витамином роста.
Этим витамином богаты жир печени некоторых животных и рыб, а также яйца. Содержится он в молоке, сливочном масле.
Воспитатель: Витамины группы В незаменимы для умственного развития, для дыхания и роста клеток, способствуют хорошей работе сердца. Его называют «витамином красоты».
Чтобы в организме было достаточно витаминов этой группы нужно есть различные каши, рыбу, яблоки, фасоль, молочные продукты.
Воспитатель: Витамин С, или аскорбиновая кислота, служит для функционирования иммунной системы.
Источниками витамина С являются капуста, лук, сладкий перец, баклажаны, картофель, щавель, смородина, рябина, шиповник, клюква, брусника, крыжовник, цитрусовые.
Воспитатель: Витамин D делает наши руки и ноги крепкими, особенно этот витамин нужен детям для роста организма, укрепления костей и зубов. Мы получаем много витамина D когда летом загораем на солнце.
Много витамина D в рыбе, сливочном масле, яйцах и свежей зелени.
Воспитатель: Витамин Е защищает сердце и органы кровообращения, помогает усваивать пищу.
– Всякий витамин по-своему уникален, и ему нельзя найти замену. Поэтому, если организм ощущает нехватку какого-то витамина, возникают недомогание.
Поэтому важно правильно, разнообразно и насыщенно питаться, включая в свой рацион ежедневно хотя бы минимум продуктов, обогащенных полезными микроэлементами.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте наглядно посмотрим на продукты, которые полезны для нашего организма, а какие нельзя употреблять.(открываю контейнеры, а там все продукты перемешанные)
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» (Приложение №1)
Воспитатель: Ой смотрите и здесь Леший перемешал все съедобные и несъедобные продукты. Леший опять оставил подсказку (читаю подсказку)
Воспитатель:– Ребята, фрукты мы употребляем чаще всего в сыром виде. О чем нужно помнить, прежде чем съесть фрукты или овощи? (ответы детей).
– Мыть овощи, фрукты и ягоды можно как под проточной водой вручную, так и при помощи дуршлагов и специальных сеток для мытья продуктов. Если вы страдаете аллергией, нелишним будет предварительно замочить импортные овощи и фрукты на час в холодной воде.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Все активно участвовали в нашем занятие «Витаминная радуга». Давайте вспомним, какими цветами обозначается радуга из витаминов ( отвечают дети: красный, желтый- оранжевый, зеленый, голубой –фиолетовый, белый –коричневый).
Дидактическая игра «Собери Витаминную радугу» (Приложение №1)
Воспитатель: Я сейчас открою доску и мы увидим, какими цветами изображена наша «Витаминная радуга».
- Ой посмотрите наша радуга бесцветная. Леший и здесь нам всё заколдовал, и снова оставил подсказку (читаю подсказку).
Воспитатель: - Я желаю вам крепкого здоровья, выполнять правила здорового питания и всегда быть в хорошем настроении.