Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологическое образование в условиях введения ФГОС

Пикалева Ирина Станиславовна
учитель биологии ГБОУ СОШ № 213
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

pikaleva14@school213spb.ru
 
Воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, бережного отношения как природе и окружающей среде.
 
Экологическое образование готовит обучающихся к жизни в гармонии с окружающей средой, вооружая их знаниями для решения основных экологических проблем современности и необходимыми навыками для улучшения условий жизни и сохранения среды обитания, предоставляет возможность понимания сложного и многоаспектного устройства окружающей среды и формирования своей экологической культуры. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) одним из планируемых личностных образовательных результатов обучения должна стать сформированность экологической культуры, заключающаяся в осознании ответственного, бережного отношения к окружающей среде, а также получении опыта экологически ориентированной  и практической деятельности в жизненных ситуациях. Важнейшим условием формирования экологической культуры обучающихся является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования. Концепция устойчивого развития способствовала появлению нового типа образования, «образование для устойчивого развития», «образование в целях устойчивого развития», «образование для устойчивости» (ОУР). Принцип экологизации образования направлен на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах системы экологических проблем современности, идей и понятий устойчивого развития.
Система ОУР призвана обеспечить формирование экологических компетенций, способствовать развитию творческого потенциала и критического мышления. В данном контексте экологическое образование становится смысловой частью системы общего образования, требующей особых методов, средств и форм обучения. В связи с этим изменяются акценты экологического образования. Содержание экологического образования связано с такими проблемами, как здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, охрана природы, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов.
Экологическое образование в интересах устойчивого развития может реализоваться через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленные на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование. В целом это обеспечит социальную успешность, развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся. Внеурочная деятельность определила место ОУР в образовательном процессе современной школы и позволяет проектировать образовательные программы, учитывая региональные особенности. Внеурочная деятельность стала одним из способов повышения мотивации к обучению – способом развития интеллектуального потенциала и творческих способностей обучающихся.
Программы внеурочной деятельности экологической направленности на ступени основного общего образования (5 – 9-е классы) предполагает проведение обучающимися индивидуальных и коллективных исследований, позволяющих сформировать компетентности обучающихся по применению полученных предметных знаний, умений в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Структура внеурочной программы (блочномодульная) позволяет проводить учебные исследования при изучении отдельных тематических блоков: обучающиеся получают возможность свободного выбора направления исследовательской деятельности. Выполнение проектно-исследовательских работ способствует достижению предметных, личностных и метапредметных результатов обучения, а также развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
В качестве результатов реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности на ступени основного общего образования являются: личностные результаты – сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни; метапредметные результаты – сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности; предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.
Можно выделить  три стадии вовлечения учащихся в социально значимую деятельность по содействию решению экологических проблем. Первая стадия предполагает овладение учащимися методиками исследовательской и проектной деятельности по изучению состояния окружающей среды, а также проведение мониторинговых исследований. Данная стадия направлена на формирования экологических знаний, умений, навыков на базе практической деятельности учащихся, включающей наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности. Практическая деятельность в рамках школьного экологического мониторинга направлена на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение умениями исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды. При этом могут быть проведены работы по оценке экологического состояния местных водоемов, почвы, атмосферы, изменения биоразнообразия. Это позволяет более целостно оценить основные характеристики микрорайона как среды обитания не только людей, но и других живых существ. Данные работы могут быть проведены во внеурочной деятельности. Данный этап является подготовительным для активной деятельности в социуме, поскольку на данном этапе происходит самоопределение школьников, формирование личностных качеств, необходимых для активной и продуктивной деятельности вне школы. Вторая стадия предполагает анализ результатов исследований, постановку проблемы и поиск возможных вариантов ее решения. В процессе работы учащиеся учатся планировать свою деятельность, прогнозировать возможные результаты, анализировать отобранный материал, сопоставлять факты, овладевают умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретают навыки работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами, учатся представлять результаты исследования перед аудиторией, защищать свою позицию, оценивать себя и других, пропагандировать экологические знания. Отправными точками для выявления экологических проблем могут стать: результаты собственных исследований. На данном этапе происходит овладение умениями обрабатывать информацию, формулировать выводы, применять полученные знания на практике для поиска решения социально-экологических проблем, выработки экологически грамотного поведения, здорового и безопасного образа жизни. Третья стадия заключается в разработке и проведении социально-значимых проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Проектная деятельность включает планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения конкретной проблемы, четкое распределение (в групповой работе) обязанностей, заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Проектная деятельность используется в том случае, когда возникает творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. При реализации проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Проект ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В процессе проектной деятельности формируются навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального или коллективного проекта, направленного на решение социально значимой проблемы. Данный этап связан с активной деятельностью в социуме, где закладываются основы профессионального самоопределения, происходит знакомство с деятельностью будущего эколога, определяется значимость экологических знаний в выборе будущей профессии и в повседневной жизни.
Основными направлениями развития  и организации экологического воспитания в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования являются:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»