Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационные технологии в проектной
деятельности учащихся, как необходимое
условие профессионального самоопределения

Мун Евгений Климович,
учитель географии и биологии ГБОУ СОШ № 630
Приморского района Санкт-Петербурга
 Моя методическая тема продиктована современными тенденциями в системе образования. Сегодня акцент смещается из области усвоения знаний в область развивающего мышления, творческого овладения методами принятия решений.
Для биологического образования переориентация с традиционных методов на новые для   меня выглядят следующим образом:
  • учиться изучать: постановка аналитических проблемных вопросов, критическое и системное мышление, ориентация на будущее, к выбору жизненного пути;  
  • учиться делать: например, через развитие научно–исследовательского подхода, сложно сегодня представить урок без интерактивных технологий и творческих заданий;  
  • учиться быть: это значит, развивать в учениках уверенность в себе, своих знаниях, помогать в преодолении стресса и развитие коммуникабельности, что крайне актуально,например, при трудоустройстве;  
  • учиться жить и работать в социуме: через формирование уважения к другим людям, ответственности за свои поступки, потребности быть объективным;  
Хочу представить модель методической системы, которую выстроил для себя в результате постоянного педагогического поиска. Её цель – развитие личности учащегося через проектную деятельность, с использованием инновационных методов обучения и воспитания, и дальнейшее профессиональное самоопределение и самореализация.
 
1 ступень – формирование базовых знаний, построено на содержании предмета биология, как науки естественнонаучного цикла. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, развитие представлений о единстве происхождения всего живого на Земле и т.д., в том числе через интегративный подход в обучении биологии, с обязательным включением компонентов знаний по биохимии, биофизике; экологических, географических знаний и умений. Развитие знаний, навыков и умений на уроке, внеклассных мероприятиях, экскурсиях, занятиях совместных с ЭБЦ «Крестовский Остров», ВМА им.Кузнецова, РГПУ им.А.И. Герцена (факультеты географии и биологии) через:

 
  • активные учебные лекции (т.е. не просто излагаю тему, а прерываю вопросами, анализом «кейсов», элементами дискуссии);
 
  • «мозговой штурм» (с использованием ИКТ);
 
 
  • информационный лабиринт (работа с интернет–ресурсами);
 
  • мастер–класс (демонстрирую различные умения, навыки практической направленности);
  • видеотренинги (интерактивные игровые занятия, которые снимаем на видео, далее просмотр и анализ, что помогает осмыслению, рефлексии).
 
2ступень –   развитие   через   научно–исследовательскую,   проектную   деятельность.
Осуществляю через:
а) составление индивидуального маршрута (если это проблемные дети, по состоянию здоровья);
б) классическую форму наставничества (модель ученик–учитель) это основная масса успевающих ребят в школе;
в) отдельно выделяю одаренных детей, работа с которыми ориентирована на достижение максимального успеха в различных областях знаний.
Представляю варианты проектов, которые успешно освоены детьми, коллегами и распространены на уровне района, города, межрегиональном, всероссийском уровнях:

 
  • мониторинг радиационной обстановки в школе (биофизика);
  • мониторинг пищевых продуктов и пищевых добавок (биохимия);
  • мониторинг состояния водных источников района (экологическое краеведение);
  • экологическая оценка одежды учащихся;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся (совместно с факультетом биологии, РГПУ им. Герцена);
  • проект: Человек. Семья. Здоровье (совместно с ВМА им. Кузнецова);
  • мониторинг «Экологические проблемы Балтийского моря» (совместно с факультетом географии РГПУ им.Герцена).
 
3ступень – подготовка к выбору профессии.
Осуществляю через ознакомление с теми Вузами города, которые непосредственно связаны с моей предметной областью – это медицинские, фармацевтические, педагогические вузы(факультеты биологии и географии, естествознания), а также различные факультеты, связанные с экологическим контролем на местах, ветеринарная академия, академия им. Лесгафта.
Также, это консультации для родителей в день открытых дверей нашей школы, что помогает «вскрыть» возможные проблемы каждого выпускника (при сдаче ЕГЭ, например) и предложить пути их возможного устранения.
Для учителя конечным желаемым результатом, я считаю, является воспитание полноценной, гармонично развитой, самодостаточной личности. Система любого учителя, несомненно, строится на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Основные пункты моей методической системы основываются на создании условий в социокультурном пространстве школы для творческой реализации личности, на основе педагогики сотрудничества, с разработкой индивидуальных маршрутов, чтобы подвести ребенка к взрослой жизни, выбору жизненного пути. Обучать без принуждения, внушая уверенность в преодолении сложной цели, такой как, например, выбор профессии.
Преподавание биологии должно быть направлено на изменение мировоззрения по отношению к природе, ценности жизни через включение самого ученика в процесс освоения знаний и самого себя, что немаловажно, в условиях современной действительности.
В конечном итоге, учиться быть нужным другим людям, Родине, приносить пользу обществу, но при этом быть самодостаточной, гармонично развитой личностью. Иметь мечту и просто идти к ее реализации.
Будучи классным руководителем, применяю личностный подход в воспитании ребят, сотрудничество учителей–учеников–родителей. Всегда даю высказаться каждому ребенку, ведь это так важно, чтобы тебя услышал взрослый.
Зачастую требуется помощь не только учителя, классного руководителя, но и психолога, социального педагога. Поэтому работаю в неразрывном тандеме со службой психолого–социального сопровождения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»