Инновационные технологии в проектной
деятельности учащихся, как необходимое
условие профессионального самоопределения
Мун Евгений Климович,
учитель географии и биологии ГБОУ СОШ № 630
Приморского района Санкт-Петербурга
Моя методическая тема продиктована современными тенденциями в системе образования. Сегодня акцент смещается из области усвоения знаний в область развивающего мышления, творческого овладения методами принятия решений.учитель географии и биологии ГБОУ СОШ № 630
Приморского района Санкт-Петербурга
Для биологического образования переориентация с традиционных методов на новые для меня выглядят следующим образом:
- учиться изучать: постановка аналитических проблемных вопросов, критическое и системное мышление, ориентация на будущее, к выбору жизненного пути;
- учиться делать: например, через развитие научно–исследовательского подхода, сложно сегодня представить урок без интерактивных технологий и творческих заданий;
- учиться быть: это значит, развивать в учениках уверенность в себе, своих знаниях, помогать в преодолении стресса и развитие коммуникабельности, что крайне актуально,например, при трудоустройстве;
- учиться жить и работать в социуме: через формирование уважения к другим людям, ответственности за свои поступки, потребности быть объективным;
1 ступень – формирование базовых знаний, построено на содержании предмета биология, как науки естественнонаучного цикла. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, развитие представлений о единстве происхождения всего живого на Земле и т.д., в том числе через интегративный подход в обучении биологии, с обязательным включением компонентов знаний по биохимии, биофизике; экологических, географических знаний и умений. Развитие знаний, навыков и умений на уроке, внеклассных мероприятиях, экскурсиях, занятиях совместных с ЭБЦ «Крестовский Остров», ВМА им.Кузнецова, РГПУ им.А.И. Герцена (факультеты географии и биологии) через:
- активные учебные лекции (т.е. не просто излагаю тему, а прерываю вопросами, анализом «кейсов», элементами дискуссии);
- «мозговой штурм» (с использованием ИКТ);
- информационный лабиринт (работа с интернет–ресурсами);
- мастер–класс (демонстрирую различные умения, навыки практической направленности);
- видеотренинги (интерактивные игровые занятия, которые снимаем на видео, далее просмотр и анализ, что помогает осмыслению, рефлексии).
2ступень – развитие через научно–исследовательскую, проектную деятельность.
Осуществляю через:
а) составление индивидуального маршрута (если это проблемные дети, по состоянию здоровья);
б) классическую форму наставничества (модель ученик–учитель) это основная масса успевающих ребят в школе;
в) отдельно выделяю одаренных детей, работа с которыми ориентирована на достижение максимального успеха в различных областях знаний.
Представляю варианты проектов, которые успешно освоены детьми, коллегами и распространены на уровне района, города, межрегиональном, всероссийском уровнях:
- мониторинг радиационной обстановки в школе (биофизика);
- мониторинг пищевых продуктов и пищевых добавок (биохимия);
- мониторинг состояния водных источников района (экологическое краеведение);
- экологическая оценка одежды учащихся;
- мониторинг состояния здоровья учащихся (совместно с факультетом биологии, РГПУ им. Герцена);
- проект: Человек. Семья. Здоровье (совместно с ВМА им. Кузнецова);
- мониторинг «Экологические проблемы Балтийского моря» (совместно с факультетом географии РГПУ им.Герцена).
3ступень – подготовка к выбору профессии.
Осуществляю через ознакомление с теми Вузами города, которые непосредственно связаны с моей предметной областью – это медицинские, фармацевтические, педагогические вузы(факультеты биологии и географии, естествознания), а также различные факультеты, связанные с экологическим контролем на местах, ветеринарная академия, академия им. Лесгафта.
Также, это консультации для родителей в день открытых дверей нашей школы, что помогает «вскрыть» возможные проблемы каждого выпускника (при сдаче ЕГЭ, например) и предложить пути их возможного устранения.
Для учителя конечным желаемым результатом, я считаю, является воспитание полноценной, гармонично развитой, самодостаточной личности. Система любого учителя, несомненно, строится на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Основные пункты моей методической системы основываются на создании условий в социокультурном пространстве школы для творческой реализации личности, на основе педагогики сотрудничества, с разработкой индивидуальных маршрутов, чтобы подвести ребенка к взрослой жизни, выбору жизненного пути. Обучать без принуждения, внушая уверенность в преодолении сложной цели, такой как, например, выбор профессии.
Преподавание биологии должно быть направлено на изменение мировоззрения по отношению к природе, ценности жизни через включение самого ученика в процесс освоения знаний и самого себя, что немаловажно, в условиях современной действительности.
В конечном итоге, учиться быть нужным другим людям, Родине, приносить пользу обществу, но при этом быть самодостаточной, гармонично развитой личностью. Иметь мечту и просто идти к ее реализации.
Будучи классным руководителем, применяю личностный подход в воспитании ребят, сотрудничество учителей–учеников–родителей. Всегда даю высказаться каждому ребенку, ведь это так важно, чтобы тебя услышал взрослый.
Зачастую требуется помощь не только учителя, классного руководителя, но и психолога, социального педагога. Поэтому работаю в неразрывном тандеме со службой психолого–социального сопровождения.