Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра

Поле математических чудес

Шехмаметьева Алия Нюрулловна,
учитель математики ГБОУ школа № 463
имени Героя Советского Союза В.И. Минакова
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
 
        Цели  игры:  расширение кругозора учащихся, повысить их интеллект, общую
культуру, интеллекта и общей культуры, развитие интереса к изучению математики.
 
                                 Проведение игры
 
      Ведущий:
- Итак, мы начинаем игру капитал-шоу  «Поле математических чудес». Ваша актив-
  ность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают её интересной, содержа-
  тельной, запоминающейся. Принимать участие в игре должен весь зал: участники
  игры, болельщики, родители, гости.
 
 
                                               Игра первой тройки
 
       За барабан приглашаются: Ильинская Ирина – 9 «г» класс,
                                                     Криницкий Виталий – 9 «г» класс,
                                                     Дроздова Мария – 9 «в» класс.
 
         В ходе игры каждый участник имеет возможность рассказать стихотворение,
  спеть песню, задать математическую задачку учителю.
         Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать
  одну из двух предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий
  приз (шоколадка).
 
                                       Задание первой тройке
 
         Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне напи-
 сал, что «…отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…»
         В 1700 г. Петром 1 он был учинен российскому благородному юношеству учите-
 лем математики. Создал первый русский для школы учебник по математике и нави-
гации. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его
«вратами учёности».
         В знак признания достоинств этого математика Пётр 1 пожаловал ему другую
фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку
других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
         Назовите фамилию этого великого математика.
         Учащиеся отгадывают отдельные буквы на доске и слово в целом по аналогии
с телеигрой «Поле чудес».
                                                                                                             [ Магницкий ]                                                                 
 
        Ассистенты пишут на доске угаданные буквы и слово в целом. На барабане с вращающимся волчком:
                    числа – количество очков;
                    «П» - приз;
                    «+» - очки удваиваются;
                    «Б» - банкрот;
                    «МК» - математическая книга
         Сектор «Приз»
        Ведущий:
        - Приз на сцену!
        Ассистент вносит ящик, в котором находится приз: альбом, магнитофонная
кассета, треугольник, совмещённый с транспортиром, общая тетрадь, номер худо-
жественной самодеятельности для участников игры, математический кроссворд,
авторучка, коробка конфет и др.
        Зал приветствует победителя первой тройки аплодисментами.
        Ведущий:
        - Ещё раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победи-
теля громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы
на сцену!
        (Все участники игры получают призы: математическую книгу, шоколадку,
математический кроссворд.)
        Участники первой тройки занимают места в зале.
 
                                       
                                                 Игра со зрителями
 
        Каждый сидящий в классе имеет возможность получить приз, если его актив-
ность и математические способности отметит жюри. Для этого надо правильно
выполнять задания.
        Задание 1. (из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого).   «Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 рублёв и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев,
восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоин-
ству 5 рублей и кафтан, ведательно есть, а какие цены оный кафтан был, т. е. сколь-
ко стоит кафтан?»
                                                                                                            [ 4 руб. 80 коп.]
        Задание 2.   Сколько горошин может войти в пустой стакан?
                                                                                                  [ Горошины не ходят ]
        Задание 3.   Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
                                                      [ Один разбивает добычу на две части, а второй
                                                  выбирает ту часть, которая ему больше нравится ]
 
                                                 
                                               Игра второй тройки
 
       Ведущий:
  • Вторая тройка - на сцену!
За барабан приглашаются: Шафеева Дарья – 9 «в» класс,
                                              Соловьёв Дмитрий – 9 «г» класс,
                                              Звягина Алиса – 9 «г» класс.
 
Выходит ученик и читает стихотворение Сергея Боброва «Про число «пи» - 3,1415926»:
 
                                     Гордый Рим трубил победу
                                    Над твердыней Сиракуз,
                                    Но трудами Архимеда
                                    Много больше я горжусь.
                                   Надо нынче нам заняться,
                                   Оказать старинке честь, 
                                 Чтобы нам не ошибиться,
                                 Что окружность верно счесть.
                                 Надо только постараться
                                 И запомнить всё как есть:
                                 Три – четырнадцать – пятнадцать
                                Девяносто два и шесть!
 
       Ведущий:
      Несколько интересных сведений:
      - Куда бы ни обратили свой взор, мы видим «проворное и трудолюбивое» число «пи»: оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической
машине;
      - французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашёл
значение «пи» с девятью десятичными знаками;
      - голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа
«пи» 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);
      - вычисления точного значения «пи» во все века неизменно оказывалось тем
блуждающим огоньком, который увлёк за собой сотни, если не тысячи несчастных
математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщётной надежде решить
задачу, не поддававшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.
 
  
                                        Задание второй тройке
 
 Ведущий:
             - Кто автор обозначения числа «пи» - 3,1415…?  Он же впервые применил двое-
точие для обозначения действия деления?
                                                                                                                        [ Джонс ]
(Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой.)
 
                                           Игра со зрителями
 
       Задание 1.  (задачу задаёт ученик)
        По дороге вдоль кустов
        Шло одиннадцать хвостов.
        Сосчитать я также смог,
        Что шагало тридцать ног.
        Это вместе шли куда-то
        Петухи и поросята.
        И вопрос мой к вам таков:
        Сколько было петухов?
                                                                                     [ 7 петухов ]
       Задание 2.   Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолётах – голубые?
                                                                                     [ В самолётах нет стоп-крана]
 
                                              
                                             Математический отдых

 
  • Сосчитай – не ошибись: считаем до 30, вместо чисел, кратных трём, произносим «Ай да я!».
  •  Каждой руке – своё дело: одновременно правой рукой рисуем прямоугольник, а левой – треугольник.
(Один из учеников выполняет задание на доске)
 
 
                                              Игра третьей тройки
 
        За барабан приглашаются: Панкова Елена – 9 «г» класс,
                                                      Зверева Анита – 9 «в» класс,
                                                      Аксёнова Ксения – 9 «г» класс.
 
                 Задание третьей тройке
 
         Российский гений 18 века, по происхождению крестьянин, в последствии –
академик, создал, в частности, проекты подъёмных машин.
                                                                                       [М. В. Ломоносов ]
 
                                                  Игра со зрителями
    
          Задание 1.  Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была
привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей
дорогой. Как могло это случиться?
                                                                          [ Они подошли к реке с разных сторон ]
 
 
                                                             ФИНАЛ
 
            К барабану приглашаются: Ильинская Ирина 9 «г» класс,
                                                           Шафеева Дарья 9 «в» класс,
                                                            Панкова Елена 9 «г» класс.
 
                                                    Задание финала
 
         С конца 16 в. он служил единицей веса драгоценных металлов и камней; так называют устройство, служащее для автоматического управления потоком пара
(жидкости, газа) в тепловых, гидравлических и пневматических машинах. Назовите
эту старинную русскую меру веса.
                                                                                                       [ Золотник ]
 
       Победитель: Шафеева Дарья – 9 «в» класс

 

         Ведущий предлагает суперигру победителю. Предложение принимается.

 
 
                                                     СУПЕРИГРА
        Ведущий:
         - Итак, начинаем суперигру. В суперигре разыгрывается «5» в триместре!
           
                                                  Задание суперигры
 
        Ведущий:
        - В древности учение об этом математическом понятии было в большом почё-
те у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о
созвучных аккордах в музыке и гармонии во вселенной.
        Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре,
искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения
или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью
математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 в.
Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19 предложении 7 книги Евклид доказы- вает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии
идёт речь?
                                                                                                      [ Пропорция ]
 
       Разрешается назвать четыре буквы. На обдумывание даётся одна минута.
       Поздравления победителя суперигры. Вручение призов.
 
 
                                            Подведение итогов вечера
 
         Ведущий:
  • Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наша игра
прошла весело и интересно.
 
 
           

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»