Игра
Поле математических чудес
Шехмаметьева Алия Нюрулловна,
учитель математики ГБОУ школа № 463
имени Героя Советского Союза В.И. Минакова
Выборгского района Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ школа № 463
имени Героя Советского Союза В.И. Минакова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели игры: расширение кругозора учащихся, повысить их интеллект, общую
культуру, интеллекта и общей культуры, развитие интереса к изучению математики.
Проведение игры
Ведущий:
- Итак, мы начинаем игру капитал-шоу «Поле математических чудес». Ваша актив-
ность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают её интересной, содержа-
тельной, запоминающейся. Принимать участие в игре должен весь зал: участники
игры, болельщики, родители, гости.
Игра первой тройки
За барабан приглашаются: Ильинская Ирина – 9 «г» класс,
Криницкий Виталий – 9 «г» класс,
Дроздова Мария – 9 «в» класс.
В ходе игры каждый участник имеет возможность рассказать стихотворение,
спеть песню, задать математическую задачку учителю.
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать
одну из двух предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий
приз (шоколадка).
Задание первой тройке
Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне напи-
сал, что «…отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…»
В 1700 г. Петром 1 он был учинен российскому благородному юношеству учите-
лем математики. Создал первый русский для школы учебник по математике и нави-
гации. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его
«вратами учёности».
В знак признания достоинств этого математика Пётр 1 пожаловал ему другую
фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку
других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого великого математика.
Учащиеся отгадывают отдельные буквы на доске и слово в целом по аналогии
с телеигрой «Поле чудес».
[ Магницкий ]
Ассистенты пишут на доске угаданные буквы и слово в целом. На барабане с вращающимся волчком:
числа – количество очков;
«П» - приз;
«+» - очки удваиваются;
«Б» - банкрот;
«МК» - математическая книга
Сектор «Приз»
Ведущий:
- Приз на сцену!
Ассистент вносит ящик, в котором находится приз: альбом, магнитофонная
кассета, треугольник, совмещённый с транспортиром, общая тетрадь, номер худо-
жественной самодеятельности для участников игры, математический кроссворд,
авторучка, коробка конфет и др.
Зал приветствует победителя первой тройки аплодисментами.
Ведущий:
- Ещё раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победи-
теля громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы
на сцену!
(Все участники игры получают призы: математическую книгу, шоколадку,
математический кроссворд.)
Участники первой тройки занимают места в зале.
Игра со зрителями
Каждый сидящий в классе имеет возможность получить приз, если его актив-
ность и математические способности отметит жюри. Для этого надо правильно
выполнять задания.
Задание 1. (из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого). «Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 рублёв и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев,
восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоин-
ству 5 рублей и кафтан, ведательно есть, а какие цены оный кафтан был, т. е. сколь-
ко стоит кафтан?»
[ 4 руб. 80 коп.]
Задание 2. Сколько горошин может войти в пустой стакан?
[ Горошины не ходят ]
Задание 3. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
[ Один разбивает добычу на две части, а второй
выбирает ту часть, которая ему больше нравится ]
Игра второй тройки
Ведущий:
- Вторая тройка - на сцену!
Соловьёв Дмитрий – 9 «г» класс,
Звягина Алиса – 9 «г» класс.
Выходит ученик и читает стихотворение Сергея Боброва «Про число «пи» - 3,1415926»:
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Что окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три – четырнадцать – пятнадцать
Девяносто два и шесть!
Ведущий:
Несколько интересных сведений:
- Куда бы ни обратили свой взор, мы видим «проворное и трудолюбивое» число «пи»: оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической
машине;
- французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашёл
значение «пи» с девятью десятичными знаками;
- голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа
«пи» 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);
- вычисления точного значения «пи» во все века неизменно оказывалось тем
блуждающим огоньком, который увлёк за собой сотни, если не тысячи несчастных
математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщётной надежде решить
задачу, не поддававшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.
Задание второй тройке
Ведущий:
- Кто автор обозначения числа «пи» - 3,1415…? Он же впервые применил двое-
точие для обозначения действия деления?
[ Джонс ]
(Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой.)
Игра со зрителями
Задание 1. (задачу задаёт ученик)
По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов?
[ 7 петухов ]
Задание 2. Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолётах – голубые?
[ В самолётах нет стоп-крана]
Математический отдых
- Сосчитай – не ошибись: считаем до 30, вместо чисел, кратных трём, произносим «Ай да я!».
- Каждой руке – своё дело: одновременно правой рукой рисуем прямоугольник, а левой – треугольник.
Игра третьей тройки
За барабан приглашаются: Панкова Елена – 9 «г» класс,
Зверева Анита – 9 «в» класс,
Аксёнова Ксения – 9 «г» класс.
Задание третьей тройке
Российский гений 18 века, по происхождению крестьянин, в последствии –
академик, создал, в частности, проекты подъёмных машин.
[М. В. Ломоносов ]
Игра со зрителями
Задание 1. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была
привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей
дорогой. Как могло это случиться?
[ Они подошли к реке с разных сторон ]
ФИНАЛ
К барабану приглашаются: Ильинская Ирина 9 «г» класс,
Шафеева Дарья 9 «в» класс,
Панкова Елена 9 «г» класс.
Задание финала
С конца 16 в. он служил единицей веса драгоценных металлов и камней; так называют устройство, служащее для автоматического управления потоком пара
(жидкости, газа) в тепловых, гидравлических и пневматических машинах. Назовите
эту старинную русскую меру веса.
[ Золотник ]
Победитель: Шафеева Дарья – 9 «в» класс
Ведущий предлагает суперигру победителю. Предложение принимается.
СУПЕРИГРА
Ведущий:
- Итак, начинаем суперигру. В суперигре разыгрывается «5» в триместре!
Задание суперигры
Ведущий:
- В древности учение об этом математическом понятии было в большом почё-
те у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о
созвучных аккордах в музыке и гармонии во вселенной.
Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре,
искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения
или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью
математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 в.
Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19 предложении 7 книги Евклид доказы- вает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии
идёт речь?
[ Пропорция ]
Разрешается назвать четыре буквы. На обдумывание даётся одна минута.
Поздравления победителя суперигры. Вручение призов.
Подведение итогов вечера
Ведущий:
- Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наша игра