Занятие № 10
Задачи:
- развитие внимания, мышления, восприятия
- умение действовать по инструкции
- обучение приемам снятия психического напряжения
- Материалы: 6 разноцветныхлепестков, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, «шумяшие коробочки» с разным наполнителем.
- 1. Приветствие
- Давайте выложим «цветок Дружбы» из лепестков, которые вы выбирите. Выкладывая лепестки нужно пожелать всем нам что-то хорошее.
- Упражнение «Робот»
Знаете ли вы, кто такой робот?...
Мы сейчас сыграем в игру, в которой будут действовать роботы. Эти роботы понимают три простые команды: «Вперед!», «Стоп!» и «Обратно!».
Станьте здесь. Первая команда — «Вперед!». Если робот это слышит, он идет маленькими шагами вперед, как бы с усилием. Вы поняли, как надо идти? Давайте попробуем. Вторая важная команда, которую должен понимать робот — «Стоп!». Если робот слышит «стоп», он останавливается и больше не двигается. Третья команда — «Обратно!». Робот разворачивается и начинает медленно двигаться в обратном направлении.
Покажите мне, что вы понимаете эти команды: «Вперед! Стоп! Обратно!» Теперь объединитесь друг с другом. Один из вас будет роботом, другой — инженером, который хочет проверить, как работает робот. Инженер дает роботу команды, робот выполняет их. Инженеры также отвечают за то, чтобы роботы не сталкивались и не ломались. Давайте начнем играть, а потом вы поменяетесь ролями.
Чтобы все поняли, что надо делать, давайте один раз посмотрим, как это будет выглядеть. (Для демонстрации игры выберите двух наиболее понятливых детей.)
3. Упражнение «Правильно- неправельно»
В управление используется знак «Говори один»
Психолог говорит:
- Сейчас я буду рассказывать истории, которые приключились с ребятами-первокласниками в прошлом году, вы внимательно их послушаете, а потом ответите, кто из ребят поступил правильно, а кто- нет.
Первая история такя. Прозвенел звонок, все дети вошли в класс и сели за парты. Вошла учительница, говорит: «Здравствуйте, садитесь!» все дети сели. Вдруг вбегает опоздавший мальчик и кричит: «Ой, я не слышал звонка!» и бежит к своему месту. Другой мальчик тоже задержался. Он постучался в дверь и сказал: «Извините, можно войти?». Учительница ответила: «Входи.»
Кто из мальчиков поступил правильно?
- А вот другая история. На уроке математики сидели две подружки- Катя и Валя. У Кати в руках был карандаш, а у Вали не было. Тогда она вырвала карандаш из рук своей соседки, а Катя в ответ сбросила со стола Валины тетрадки, и обе подружки обиженно заплакали. Правильно ли поступили девочки? Как надо было поступить?
- Следующая история. На уроке чтения одному мальчику захотелось в туалет. Он поднял руку и сказал: «Учительница, я пойду в туалет пописать.» Тут все ребята засмеялись, а мальчик обиделся. На следующем уроке другому мальчику тоже понадобилось в туалет. Он поднял руку, учительница спросила: «Что случилось?», и мальчик ответил : «Мария Ивановна, можно выйти?». Кто из мальчиков поступил правильно?
Молодцы! Теперь вы знаете, как надо вести себя в школе.
4. Физкультминутка
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнит выше всех?
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился.
Ну а мы за стол садимся.
- Упражнение «Найди звук»
дети сидят с закрытыми глазами, а психолог издает звук (можно с помощью «шумяших коробочек»). Затем он предъявляет детям разные звуки, среди которых надо узнать первый и описать его. Звуки должны сильно отличаться друг от друга.
- Психомышечная тренировка Комплекс «На берегу моря»
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Наберите в руки воображаемый песок. Сильно сожмите пальцы в кулак, чтобы удерживать песок в руках. Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела.
Повторите игру 2-3 раза
Игра «Попала вода в уши» (на расслабление и напряжение мышц шеи)
Представьте, что вы купались в море и в уши попала вода. Лягте на спину и покачайте головой из стороны в сторону.
Игра «Лицо загорает» (на расслабление и напряжение мышц лица)
Подбородок загорает- подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на язычок — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно вздохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно сильно двигать губами.
Нос подставить солнышку, рот слегка открыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть,- сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, захотелось спать, расслабить мышцы лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка.
- Рефлексия прошедшего занятия и прошание (см. занятие 1)