Учебная программа по психолого-педагогической подготовке детей к школе.
Середа Ирины Павловны
Педагога – психолога государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения №44 компенсирующего вида
г. Санкт - Петербурга
«Пояснительная записка
Актуальность
Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. В последнее время возросло колличество детей не способных справиться с учебной нагрурузкой и адаптироваться к школьной жизни. . Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудщающемся здоровьем и школьных проблем заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявленны ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Школьная готовность подразумевает под собой три состовляющие : личностная, эмоционально - волевая и интеллектуальная готовность.
При составлении программы старались быть учитаны функциональные возможности детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. А так же их адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой развития и многое другое:
Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний, либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств –нарушение сна, страхи) , с нарушением опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, плосковальгусные стопы, нарушение в шейном отделе позвоночника и др.)
Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных функций, таких как речевое, моторное развитие, зрительно – пространственное восприятие, интегративные функции.
Цель программы:
Создание условий для формирования школьной готовности у детей с ортопедичискими проблемами, а так же нарушениями в развитии речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи :
-
Развивать познавательные способности:
- внимания;
- памяти;
- творческого мышления;
- воображения
- произвольности
- Развивать эмоционально-личностную сферу:
- способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника;
- формировать навыки общения;
- развивать уверенность в себе и самостоятельность;
- продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
- развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
- развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
- Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные чувства;
- Обеспечивать на занятиях атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
Материальное обеспечение:
- Кабинет психолога, либо отдельное помещение со свободным пространством для проведения подвижных игр
- Столы, стулья по количеству детей
- Стол для показа сказки
- Ширма
- Игрушки и пособия:куклы для театра, мяч, простые и цветные карандаши, тетради в крупную клетку.
- Магнитная доска с магнитами и доска со спецальными фломастерами.
- Мяч средних размеров.
- Листы бумаги форматом А4 и А3.
- Дополнительные материалы описаны в конспектах занятий.
Основные методы обучения:
- Игры на развитие познавательных процессов
- Упражнения
- Подвижные игры.
- Арттерапия
- Сказкатерапия
- Поведенческий тренинг
Контингент участников программы
Дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с сохранным интеллектом.
Научные, методологические основы программылежат в русле гуманистической теории развития личности, изложенной в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.).
Апробация программы: данная программа апробирована на базе детского сада № 44 в 2009 – 2011 учебных годах.
Принципы построения программы:
- Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
- Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
- Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
- Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от состояния детей и проработанности проблематики занятий. Перечень дополнительных игр, упражнений перечислен в приложение №3
Форма работы:
- Подгрупповые занятия.
Программа представляет собой систему из 22 занятий, которые проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в течени 3 месяцев, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).
- Индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
- Работа с родителями детей - участников программы предусматривает:
- анкетирование родителей;
- просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;
- индивидуальную консультативную работу
Диагностический инструментарий:
- Диагностика школьной готовности авт. И.А.Кузнецова
- Тест «Раскрась картинку» Е.Е.Кравцовой (изучение принятия учебной задачи)
- Тест «Рисунок школы» (определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности)
- Определение мотивов учения старших дошкольков по методике М.Р.Гинзбург
Особенности организации подгрупповой работы с детьми
Организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: проведение предварительной диагностики, набор группы, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала,
- наглядность обучения,
- цикличность построения занятия,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
- игрового преподнесения заданий;
- создания положительного образа школьника;
- подкрепление положительного отношения к школе;
- закрепления образцов ролевого поведения;
- формирования чувства уверенности в роли ученика.
Форма организации
Подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.
Принцип комплектования
В каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
Форма проведения занятия
Игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.
Учебно-тематический план.
|
Тема занятий |
Количество занятий |
||
всего |
теоретических |
практических |
||
1 |
Диагностика школьной готовности в октябре и мае по экспресс - методике Кузнецовой И.А. |
2 |
- |
2 |
2 |
Психологический тренинг для будуших первоклассников |
22 |
- |
22 |
Структура группового занятия:
- Ритуал приветствия
- Упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки
- Физкультминутка или пальчиковая игра
- Упражнения на развитие познавательных процессов.
- Чтение сказки или тренинг навыков школьного поведения (чередуются)
- Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.
- Обратная связь.
- Ритуал прощания.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
- возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.
Результаты диагностического обследования готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками неготовыми к школьному обучению является эффективной.
Литература:
- Абдурасулова Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) //Психолог в детском саду. - 1999. - №3-4. - С.62-64.
- Агафонова И.Н. Готовимся к школе . Учебное пособие для занятий с дошкольниками.- СПб Издательский дом МиМ -1997- 48с.
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников.- М.: Книголюб, 2009.- 72с.
- Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» 2003г. -89с.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе -М. : Дрофа, 2001.-256 с.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с ОНР. - М.: Книголюб, 2004.-104 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. - Ярославль 2000
- Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе.- М.: Генезис, 2003.-84 с.
- Дмитриева В. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте .- СПб . КОРОНА 2003. 160 с.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов.- М.: «Гном- Пресс», «Новая школа», 1998.-56с.
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключение будущих первоклассников: психические занятия с детьми 6-7 лет.- Спб.: Речь, 2007.- 240 с.
- Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.
- Нижегородцева Н.В., В.Д.Шадриков Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М. Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 256с.
- Плотникова Н.В. авт. программа «Хочу и могу».
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза . - М.:Генезис, 2007.-474с.
- Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР- М,: ТЦ Сфера, 2005 -64с.
- Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. -М.:Генезис 2005г.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушин И.Н. Тропинка к своему Я.-М.: Генезис 2007
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г, Практикум для детского психолога/ Серия «Психологический практикум». Ростов н\Д: «Феникс», 2004- 320 с.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.-112 с