РазделII.
ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
I.Предисловие.
Учебными планами коррекционных школ VII и VIII видов предусмотрены курсы изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Теоретические занятия в классе могут сопровождаться внеаудиторной работой в форме экскурсий, походов выходного дня, факультативной и кружковой деятельности, которую могут осуществлять преподаватели, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, социальные педагоги, библиотекари, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, представители родительской общественности.
Возможна организация индивидуальной работы , семейного туризма.
Принцип построения Программы – концентрический.
II. Пояснительная записка.
1.Состав учащихся.
Данная Программа предназначена для мальчиков и девочек коррекционных учреждений VII и VIII видов в возрасте от 10 до 18 лет и старше.
Дети, обучающиеся по данной Программе, должны обладать определёнными способностями:
- иметь допуск врача-психиатра и врача-терапевта для участия в коллективном мероприятии;
- воспринимать словесную инструкцию;
- иметь достаточный уровень концентрации внимания;
- иметь положительный эмоциональный настрой;
- иметь определённый уровень физического развития.
По данной Программе могут обучаться как новички, так и те, кто уже получил дополнительное образование по историко-краеведческому направлению.
Обучение по данной программе в большой мере способствует разрешению проблем физического, эмоционального, интеллектуального, социального развития детей, адаптации и интеграции в общество.
2.Цели обучения.
Цели обучения заключаются в достижении определённого уровня знаний, умений и навыков учащихся, достаточного для подготовки к другим видам самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Основным показателем уровня мастерства является перенос полученных знаний в практическую ( продуктивную) деятельность и формирование нравственной личности.
- Образовательные:
- познакомить учащихся с историческими достопримечательностями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, памятниками архитектуры, культуры, природы;
- расширить и уточнить представления учащихся об окружающей действительности, профессиональной деятельности жителей края.
2. Развивающие:
-развивать внимание, память, восприятие, речь, мышление учащихся;
- развивать эмоционально-волевую сферу личности;
-развивать познавательные и творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории Родины, любовь к городу;
-воспитывать культуру поведения;
-воспитывать доброжелательность, трудолюбие, культуру общения.
3.Обоснование целей.
Вывод о важности поставленных целей основывается на анализе медико-социальных проблем учащихся, материалах научных исследований классиков отечественной и зарубежной педагогики, психологии и дефектологии , на анализе результатов личного опыта педагогической практики.
4.Продолжительность обучения.
Вышеуказанные результаты могут быть достигнуты при систематической работе в течение длительного периода – 5-7 лет обучения.
5.Основные условия реализации целей.
Реализация поставленных целей возможна при организации занятий 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. Особо важное значение имеют следующие методы работы:
- наглядные;
- практические;
-словесные.
Формы работы:
- беседа;
-экскурсия;
-поход;
-практическое занятие ( конструирование, лепка, аппликация, рисование, музыка);
-сюжетно-ролевая игра;
-праздник.
Квалификация педагогов.
Педагоги, реализующие данную Программу, должны иметь высшее профессиональное образование , соответствовать второй , первой или высшей квалификационной категории.
- Возможности для продолжения образования.
Учащиеся могут продолжить образование по профилю Программы после завершения обучения в системе дополнительного образования в кружках и секциях Городского Дворца Творчества Юных, Эколого-биологическом Центре « Крестовский Остров», в системе профессионального образования ( Художественно-реставрационный Лицей, Колледж Традиционной Культуры, Колледж туристско-гостиничного сервиса ).
7. Сведения об авторах.
Программа является авторской. Автор – Паршина Елена Константиновна, педагог-дефектолог, учитель-логопед , учитель русского языка и литературы I квалификационной категории , гувернантка высшей квалификационной категории. Опыт практической работы – 25 лет, научно-методической – 30 лет.
8.Сведения об утверждении Программы.
Программа утверждена на педагогическом совете СКОУ № 18 28 августа 1999 г. директором Морозовым Рудольфом Александровичем, заместителем по учебной работе Звоновой Людмилой Павловной, заместителем по научной работе Сигналовой Нелли Ивановной, заместителем по воспитательной работе Тихомировой Алёной Владимировной.
В течение 2003-2007 учебных годов творчески перерабатывалась и дополнялась в зависимости от контингента и возрастных особенностей учащихся, площадки образовательного учреждения.