Лингвистическое краеведение во внеклассной работе.
К.Д. Ушинский в работе «Родное слово. Книга для учащихся.» высказал мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, который, как он писал « бывает иногда очень сильною, врождённою способностью» обращать внимание на окружающее. Чаще всего эта способность требует укрепления, развития в процессе обучения под руководством учителя.
Объекты лингвистического краеведения.
-диалектная лексика и фразеология;
-фонетические и грамматические особенности местного говора;
-местная ономастика;
-топонимика;
-язык произведений УНТ;
-язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем;
-язык местных исторических документов;
-словарь местных промыслов;
-антропонимика ( имена ).
Формы работы:
-лекции;
-беседы;
-рассказы краеведа;
-экспедиции;
-конференции.
.Содержание программы по литературному краеведению
-учитывает общие цели и задачи обучения русскому языку и литературе;
направленность лингвистических интересов учащихся;
-учитывает конкретные условия работы школы; связь классных и внеклассных занятий.
Формы внеклассных занятий.
1. Беседа.
2. Рассказ учителя.
3.Чтение вслух.
4.Час занимательной грамматики.
5. Оформление классного уголка русского языка.
6.Кружок русского языка.
7.Сюжетно-ролевая игра-путешествие по Стране Русского Языка.
8. Выпуск лингвистического бюллетеня ( информация по одной теме).
9. Выпуск Литературной газеты.
10. Выпуск Литературного журнала.
11. Соревнования.
12. Конкурсы.
13.Праздники.
14. Тематические вечера.
15. Предметные Недели.
16.Лекции.
17.Устные журналы.
18.Конференции.
19.Встречи с интересными людьми.
20. Рукописные журналы и книги.
21. Пресс-конференция.
22.Олимпиады по русскому языку.
23. Школьный театр.
Методы обучения.
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-работа с книгой, справочной литературой, периодической печатью;
-проектирование.
Норма наполняемости группы.
Оптимальная наполняемость группы: 5-12 человек. При большем количестве учащихся рекомендовано организовать работу в группах, при меньшем –продумать систему индивидуального образовательного маршрута.
Квалификация педагогов.
- Высшее профессиональное образование.
- Высшая, первая или вторая квалификационные категории.
- Курсы повышения квалификации, переподготовки.
- Рекомендательные письма.
10. Тематический план.
Первый год обучения (144 часа)
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. |
1 |
Беседа. |
2. |
Географическое положение края. Рельеф. Растительный и животный мир. История образования реки Невы. Притоки Невы – Ижора, Охта. Лемболовские высоты. |
2 |
Экскурсия в природу. Работа с картой местности. |
3. |
История названия городов, посёлков и деревень: Стеклянный, Васкелово, Лемболово. Народы, населяющие край. Традиции, занятия, верования, обряды, праздники. Культовые постройки. Архитектурное наследие. Памятники деревянного зодчества. |
4 |
Беседа. Урок-лекция. Экскурсия. Этнографическая экспедиция. |
4. |
Мурино. История основания. Генеалогическое древо рода Воронцовых. |
1 |
Урок. |
5. |
Вартемяги. История основания. Достопримечательности. |
5 |
Урок. Экскурсия. |
6. |
Крепости края. Обзор. Особенности крепостного зодчества. |
4 |
Урок. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Мозговой штурм. Конкурсная работа - районные конкурсы « Лучший экскурсовод»,
Соревнования Памяти Дмитрия Лисового по спортивному ориентированию. |
5 |
Тест. Практическая работа. |
8. |
Крепость Корела |
5 |
Экскурсия. |
9.
|
Оформление Летописи Путешествий. Конкурс сочинений. Репортаж. Фоторепортаж. Оформление презентации. |
5 |
Практические занятия. |
10. |
Крепость Старая Ладога. |
10 |
Урок. Экскурсия. Практическое занятие: оформление результатов работы. |
11. |
Основы научно-исследовательской работы. Областной конкурс « Отечество». Работа в малых группах. |
10 |
Работа с книгой, периодической печатью, архивными документами. Подготовка мультимедийной презентации , реферативная работа. |
12. |
Путь « Из варяг в греки». |
1 |
Урок- лекция. |
13. |
Основы культурологии: Мировые религии. Культовые постройки. Крещение Руси. Храмы Санкт-Петербурга , Всеволожского района. Храмовая символика. Картины Ветхого Завета и Нового Завета. Иконография. Небесные покровители Санкт-Петербурга. Твоё святое имя. Жития святых. Молитва. Исповедь. Церковные таинства. Праздники в Церкви. |
10 |
Теория, практика. Экскурсия. Праздник. Выставка изделий декоративно-прикладного творчества. |
14. |
Петропавловская крепость. |
6 |
Теория. Экскурсия. |
15. |
Адмиралтейство. |
3 |
Лекция. Фильм. |
16. |
Кронштадт. |
8 |
Лекция. Экскурсия. |
17. |
Страницы военной истории края: памятник « Лемболовская твердыня», гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. Всеволожский район в годы блокады. |
10 |
Лекция. Работа с книгой. Конференция. Встречи с ветеранами. |
18. |
Литературная гостиная. Лирика военных лет. |
5 |
Концерт ( литературно-музыкальная композиция). |
19. |
Музейная педагогика. Фольклор. |
10 |
Праздник Масленицы. |
20. |
Литературные достопримечательности края: Приютино. Гости А. Н. Оленина. Творчество А.С. Пушкина, И.А. Крылова, П. Вяземского, Н. Гнедича, К. Батюшкова. |
10 |
Урок. Практикум по выразительному чтению. Литературная гостиная. |
21. |
Музей-усадьба Приютино. |
5 |
Экскурсия. |
22. |
Оформление Летописи Путешествий. Конкурс сочинений. Репортаж. Фоторепортаж. Выпуск Литературного Журнала. |
10 |
Практическая работа. |
23. |
Пресс-клуб. Встречи с интересными людьми. |
4 |
Интервью. Круглый Стол. |
24. |
Мир Профессий. |
6 |
Практика. |
25. |
Итоговое занятие. Чаепитие. |
4 |
Праздник . Выставка. |
ИТОГО: 144 часа.