Программа дополнительного образования " Любимая Русь" имеет положительную рецензию и рекомендацию профессора кафедры оздоровительной физической культуры Российского Государственного Университета имени А.И. Герцена Светланы Октавьевны Филипповой.
Предисловие.
Содержание Программы направлено на обогащение знаний учащихся об окружающем мире, осознание общечеловеческих ценностей и традиционного наследия своего народа - мир, семья, любовь, дружба, взаимное уважение, самобытность родной культуры, труд, экономическое сотрудничество и имеет своей целью формирование нравственной личности, компетентной в культурной, коммуникативной, семейной и профессиональной сферах жизни и деятельности.
Психология и педагогика о сущности интереса и его роли в обучении.
Идея воспитания интереса к знаниям как необходимого мотива учения возникла давно, получив отражение в трудах великих русских педагогов.
К.Д. Ушинский, рассматривающий учение как серьёзный труд, как труд, «полный мысли», считал, что « учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт…»
Н.А. Добролюбов писал: « Когда занимаются с охотой, то и дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки».
Результаты психологических и педагогических исследований позволяют научно обосновать известные в практике и предложить новые методические средства пробуждения и развития интереса школьников к конкретному предмету.
Интерес представляет собой сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Исходя из этого, выделяются два тесно связанных между собой источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: это - его содержание и организуемая для познания данного предмета деятельность школьников. Учёные подчёркивают особую роль эмоционального компонента, т.к. при его отсутствии могут проявляться чувства осознания долга, значимости, ответственности, но не возникает интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе. Признаком интереса является его избирательность. Интерес всегда имеет ту или иную предметную направленность. Несмотря на многообразие предметов и явлений окружающего мира , являющегося источником самых разных интересов человека, « в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно ценно для самой личности, что связано с её индивидуальностью, опытом и развитием». Учёные убедительно показали, что отсутствие непосредственной мотивации, которая исходит от самой учебной деятельности, ведёт к приобретению таких знаний, которые мало влияют на психологическое развитие и формирование личности ребёнка.
Сведения о методическом сопровождении.
В реализации данной Программы могут оказать методическую помощь специалисты кафедры физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена профессор С.О. Филиппова, кафедры коррекционной педагогики СПб АППО к.п.н. Е.А. Петрова, кафедры социальной педагогики профессор М.В. Захарченко, кабинета коррекции ЛОИРО – д.п.н. Ю.Т. Матасов, кафедры коррекционной педагогики ЛГОУ им. А.С. Пушкина И.В.
Андреева, НОУ « Балтийская Академия Туризма и предпринимательства» к.п.н. Н.П.Соболькова.
В СПб АППО существуют кусы повышения квалификации, на которых изучаются различные варианты реализации краеведческих программ.
-2-
Пояснительная записка.
- Состав учащихся.
Данная Программа предназначена для учащихся начальной и средней школы.
Дети, обучающиеся по данной Программе, должны обладать определёнными способностями:
- умение читать;
- умение писать;
- ориентироваться в пространстве;
- интересоваться краеведением, литературой, прикладным творчеством;
- обладать физическим и психическим здоровьем;
- иметь склонность к научно-исследовательской и практической деятельности.
По данной Программе могут заниматься как новички, так и учащиеся, получившие определённые знания по краеведению в рамках школьных образовательных дисциплин.
Обучение по данной Программе способствует разрешению проблем физического развития детей вследствие повышения двигательной активности, прогулок на свежем воздухе, получения эффекта « мышечной радости»;эмоционального развития: получение положительных впечатлений от знакомства с новым объектом, общение, развитие дружеских отношений, взаимопонимания; социального развития - воспитание культуры поведения, расширение кругозора учащихся, профориентация, предпрофильное обучение по направлениям : «Организатор культурно-образовательных проектов», « Воспитатель»,
« Руководитель туристической группы», « Педагог-организатор» ; интеллектуального развития детей: новые знания, открытия, обогащение теоретических сведений, полученных на уроках географии, истории, биологии, литературы, обществоведения, математики, черчения, музыки, МХК, « История и культура Санкт- Петербурга», « Ленинградская земля – история и культура», « Серебряный пояс России» п/р проф. Лисицына С.А. , « Путешествие по земле ленинградской в рассказах для детей» ( там же, изд. «Дрофа», СПб, 2005 г.)
Следует отметить, что крепости Корела на стр. 40 посвящён абзац, крепости Выборг
( стр.69) – 3 абзаца. Отсутствуют сведения о подворье Свято-Иоанновского монастыря в д.Вартемяги, нет сведений о культовых постройках в д.Агалатово, в п. Токсово, о Зеленецком монастыре , о. Валаам, недостаточно полно отражены сведения о дворцово-парковых ансамблях и литературных местах края. Вряд ли возможно подробно изложить эти сведения на страницах учебника, да и не нужно. На помощь приходит метод образовательного путешествия.
Принципы организации внеурочной работы .
1. Научность.
2.Сознательность и активность.
3. Систематичность и последовательность.
4. Наглядность.
5. Доступность.
6.Прочность.
7. Связь теории с практикой.
8. Индивидуальный подход к учащимся.
9. Принцип избирательности.
10. Принцип научной углублённости.
11. Практическая направленность.
12.Добровольность участия школьников во внеурочной работе.
13. Принцип занимательности.
-3-
2.Цели обучения.
Цели обучения заключаются в достижении определённого уровня мастерства, достаточного для грамотного использования определённых ценностей культуры, подготовки к самообразованию, осуществлению творческой и исследовательской деятельности, подготовки к профессиональному образованию; в приобретении определённых навыков и умений:
-познакомиться с природным наследием, памятниками истории, архитектуры, культуры родного края;
-уметь грамотно и последовательно рассказывать об увиденном, составить доклад, пользуясь первоисточниками; проанализировать изучаемое явление ( объект), используя специальную терминологию;
- заложить основы научно-исследовательской деятельности школьника.
Резюме.
1.Образовательные задачи:
-знать историю населённого пункта, объяснять топонимику;
-называть главные достопримечательности края: крепости, монастыри, города, храмы, памятники природы, памятники архитектуры, памятники военной истории, памятники литературы, памятники дворцово– паркового искусства;
- владеть сведениями по этнографии края;
- называть имена исторических личностей;
- уметь составить связный рассказ и провести экскурсию по теме: « Малая Родина»;
- уметь составить репортаж, фоторепортаж о культурно-историческом событии, работать в режиме интервью, выпустить газету или журнал ( в т.ч. на иностранном языке);
-владеть сведениями по экономике края;
- знать историю народных промыслов, владеть основами ремесла ( по выбору);
- уметь организовать культурно - образовательное мероприятие ( праздник, конференцию, концерт, экскурсию, поход, соревнование, гастрольную поездку, работу «Круглого Стола» и др.);
-уметь самостоятельно работать с литературой.
2. Развивающие:
-развитие мышления, внимания, памяти, речи, восприятия;
-развитие мелкой и общей моторики;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории Родины, традициям, культуре;
-прививать любовь к родному краю;
- воспитывать интерес к чтению, путешествиям;
-формировать культуру организации досуга.
-4-
3.Образовательные результаты.
- Усвоение знаний по экологии, истории, литературе, культуре, архитектуре родного края.
- Творческое применение полученных знаний в практической деятельности.
- Владение навыками исследовательской, литературной , организаторской работы.
- Владение навыками культуры общения.
- Положительная учебная и трудовая мотивация.
4.Обоснование целей.
Вывод о важности поставленных целей базируется на данных психолого-педагогического анкетирования и тестирования, проведённого автором в периоды с 1985 по 1990 г.г., с 1992 по 2010 г.г. в государственных и негосударственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга ( Ленинграда) и Ленинградской области и подтверждёнными экспериментальными данными роста познавательной активности, развития речи, памяти, внимания, стрессоустойчивости, эмоционально-волевой сферы, культуры поведения в экспериментальных группах; на материалах научных исследований профессора СПб АППО Л.М. Ванюшкиной ( кафедра культурологии), научных сотрудников СПб АППО Л.В. Махинько, Л.Г. Панфиловой, С.Н. Ермолаевой; профессора С.А. Черняевой и к.п.н. В. Новосёлова ( кафедра психологии), к.п.н. И.В. Андреевой ( кафедра валеологии); профессора кафедры физического воспитания РГПУ им. А.И. Герцена С.О. Филипповой; к.п.н. кафедры психологии РГПУ М.Я. Дворецкой.
5. Вывод о возможности реализации поставленных целей основывается на результатах педагогическойпрактики и эксперимента.
Анализ педагогического опыта и апробация Программы проводились на базе учреждений:
-специальная школа № 5 Смольнинского района г. Ленинграда ( VIIIвид) –
1985-90 г.г.;
-школа-интернат для детей-сирот №13 Приморского района г. Санкт-Петербурга – 1990-1991 г.г.;
-детский дом №53 Выборгского района Санкт-Петербурга- 1980-1998г.г., 2004г;
-ТКО « ИНТЕРТАЙМС» ( МП « Ленинградский филиал», ТОО « Фирма
« Радоница») - 1991-1998 г.г.;
-СКОУ № 18 Центрального района Санкт-Петербурга (VIII вида)– 1999-2002г.г., 2007-2009 г.г.
-Школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга(VIIвида) -2002-2004г.г.
-5-
- МОУ « ООШ п. Стеклянный» Всеволожского района Ленинградской области и ДДЮТ г. Всеволожска– 2004-2007г.г.
-МОУ « Всеволожская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 д. Вартемяги» -2005-2007 г.г.
-Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции КО Всеволожского района Ленинградской области – 2005-2007г.г.
-МОУ « Лесновская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области – 2006- 2010 г.г.
-МУ « СДК Васкелово» - 2005-2010г.г.
-Всероссийская комплексная детская экологическая экспедиция
« Живая Вода»- 2005-2009 г.г.
6. Продолжительность обучения
Продолжительность обучения- 3-4 года.
7.Основные условия реализации целей.
Важное значение имеют практические методы и методы проблемного обучения.
1.Теоретическое занятие – 1раз в неделю ( 1 час).
2. Походы выходного дня – 1 раз в четверть ( 6 часов).
3. Репетиции-1 раз в неделю ( 2 часа).
4. Спектакль – 1 раз в год ( 1 час).
5. Литературная гостиная – 1 раз в год ( 2 часа).
6. Практикум – 2 часа в неделю.
7. Экологическая экспедиция – 1 раз в год.
8. Возможности для продолжения образования.
Продолжить образование по данной программе можно в кружках и секциях туристско-краеведческого и литературно-театрального направлений Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных ( Аничков Дворец), ДДЮТ г. Всеволожска. Среднее профессиональное образование возможно получить в колледжах туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга, в Государственном Университете Сервиса и Экономики, в НОУ « Балтийская Академия Туризма и Предпринимательства», в Государственном Университете ( факультеты журналистики, филологический, иностранных языков), в РГПУ им. А.И. Герцена
( факультеты иностранных языков, физической культуры).
Широкие возможности для продолжения обучения предоставляет Закон о семейном образовании.
9. Основные условия реализации целей.
Реализация поставленных целей возможна при организации кружковых занятий продолжительностью от 1 часа до 2-х часов и периодичностью 1-2 раза в неделю.
Формы работы:
-урок, теоретическое занятие;
-практическое занятие;
-экскурсия;
-поход;
- участие в исторической реконструкции;
-праздник, концерт, фестиваль;
-музейное занятие;
-подготовка к выставке и её оформление;
- конкурсное движение;
-организация экспедиции;
-ученическая научно-практическая конференция;
-работа дискуссионного клуба; Круглый стол;
-подготовка презентации;
- деловая игра, коммуникативный тренинг;
-пресс-клуб.
Учебно-методическая и материальная база.
-тетрадь, ручка;
-альбом для рисования;
-папка для гербария;
-фотоаппарат;
-палатка, спальный мешок;
-тёплая одежда: свитер, шерстяные носки;
-спортивная одежда: спортивный костюм, футболки; бельё;
- спортивная обувь;
- летняя обувь;
-резиновые сапоги;
-гигиенические принадлежности;
-полотенца, купальные принадлежности.
Лингвистическое краеведение во внеклассной работе.
К.Д. Ушинский в работе «Родное слово. Книга для учащихся.» высказал мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, который, как он писал « бывает иногда очень сильною, врождённою способностью» обращать внимание на окружающее. Чаще всего эта способность требует укрепления, развития в процессе обучения под руководством учителя.
Объекты лингвистического краеведения.
-диалектная лексика и фразеология;
-фонетические и грамматические особенности местного говора;
-местная ономастика;
-топонимика;
-язык произведений УНТ;
-язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем;
-язык местных исторических документов;
-словарь местных промыслов;
-антропонимика ( имена ).
Формы работы:
-лекции;
-беседы;
-рассказы краеведа;
-экспедиции;
-конференции.
.Содержание программы по литературному краеведению
-учитывает общие цели и задачи обучения русскому языку и литературе;
направленность лингвистических интересов учащихся;
-учитывает конкретные условия работы школы; связь классных и внеклассных занятий.
Формы внеклассных занятий.
1. Беседа.
2. Рассказ учителя.
3.Чтение вслух.
4.Час занимательной грамматики.
5. Оформление классного уголка русского языка.
6.Кружок русского языка.
7.Сюжетно-ролевая игра-путешествие по Стране Русского Языка.
8. Выпуск лингвистического бюллетеня ( информация по одной теме).
9. Выпуск Литературной газеты.
10. Выпуск Литературного журнала.
11. Соревнования.
12. Конкурсы.
13.Праздники.
14. Тематические вечера.
15. Предметные Недели.
16.Лекции.
17.Устные журналы.
18.Конференции.
19.Встречи с интересными людьми.
20. Рукописные журналы и книги.
21. Пресс-конференция.
22.Олимпиады по русскому языку.
23. Школьный театр.
Методы обучения.
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-работа с книгой, справочной литературой, периодической печатью;
-проектирование.
Норма наполняемости группы.
Оптимальная наполняемость группы: 5-12 человек. При большем количестве учащихся рекомендовано организовать работу в группах, при меньшем –продумать систему индивидуального образовательного маршрута.
Квалификация педагогов.
- Высшее профессиональное образование.
- Высшая, первая или вторая квалификационные категории.
- Курсы повышения квалификации, переподготовки.
- Рекомендательные письма.
10. Тематический план.
Первый год обучения (144 часа)
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. |
1 |
Беседа. |
2. |
Географическое положение края. Рельеф. Растительный и животный мир. История образования реки Невы. Притоки Невы – Ижора, Охта. Лемболовские высоты. |
2 |
Экскурсия в природу. Работа с картой местности. |
3. |
История названия городов, посёлков и деревень: Стеклянный, Васкелово, Лемболово. Народы, населяющие край. Традиции, занятия, верования, обряды, праздники. Культовые постройки. Архитектурное наследие. Памятники деревянного зодчества. |
4 |
Беседа. Урок-лекция. Экскурсия. Этнографическая экспедиция. |
4. |
Мурино. История основания. Генеалогическое древо рода Воронцовых. |
1 |
Урок. |
5. |
Вартемяги. История основания. Достопримечательности. |
5 |
Урок. Экскурсия. |
6. |
Крепости края. Обзор. Особенности крепостного зодчества. |
4 |
Урок. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Мозговой штурм. Конкурсная работа - районные конкурсы « Лучший экскурсовод»,
Соревнования Памяти Дмитрия Лисового по спортивному ориентированию. |
5 |
Тест. Практическая работа. |
8. |
Крепость Корела |
5 |
Экскурсия. |
9.
|
Оформление Летописи Путешествий. Конкурс сочинений. Репортаж. Фоторепортаж. Оформление презентации. |
5 |
Практические занятия. |
10. |
Крепость Старая Ладога. |
10 |
Урок. Экскурсия. Практическое занятие: оформление результатов работы. |
11. |
Основы научно-исследовательской работы. Областной конкурс « Отечество». Работа в малых группах. |
10 |
Работа с книгой, периодической печатью, архивными документами. Подготовка мультимедийной презентации , реферативная работа. |
12. |
Путь « Из варяг в греки». |
1 |
Урок- лекция. |
13. |
Основы культурологии: Мировые религии. Культовые постройки. Крещение Руси. Храмы Санкт-Петербурга , Всеволожского района. Храмовая символика. Картины Ветхого Завета и Нового Завета. Иконография. Небесные покровители Санкт-Петербурга. Твоё святое имя. Жития святых. Молитва. Исповедь. Церковные таинства. Праздники в Церкви. |
10 |
Теория, практика. Экскурсия. Праздник. Выставка изделий декоративно-прикладного творчества. |
14. |
Петропавловская крепость. |
6 |
Теория. Экскурсия. |
15. |
Адмиралтейство. |
3 |
Лекция. Фильм. |
16. |
Кронштадт. |
8 |
Лекция. Экскурсия. |
17. |
Страницы военной истории края: памятник « Лемболовская твердыня», гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. Всеволожский район в годы блокады. |
10 |
Лекция. Работа с книгой. Конференция. Встречи с ветеранами. |
18. |
Литературная гостиная. Лирика военных лет. |
5 |
Концерт ( литературно-музыкальная композиция). |
19. |
Музейная педагогика. Фольклор. |
10 |
Праздник Масленицы. |
20. |
Литературные достопримечательности края: Приютино. Гости А. Н. Оленина. Творчество А.С. Пушкина, И.А. Крылова, П. Вяземского, Н. Гнедича, К. Батюшкова. |
10 |
Урок. Практикум по выразительному чтению. Литературная гостиная. |
21. |
Музей-усадьба Приютино. |
5 |
Экскурсия. |
22. |
Оформление Летописи Путешествий. Конкурс сочинений. Репортаж. Фоторепортаж. Выпуск Литературного Журнала. |
10 |
Практическая работа. |
23. |
Пресс-клуб. Встречи с интересными людьми. |
4 |
Интервью. Круглый Стол. |
24. |
Мир Профессий. |
6 |
Практика. |
25. |
Итоговое занятие. Чаепитие. |
4 |
Праздник . Выставка. |
ИТОГО: 144 часа.
Тематический план.
Второй год обучения -144 часа.
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. |
1 |
Беседа. |
2. |
Экология края. |
2 |
Экскурсия в природу. Работа с картой местности. |
3. |
История названия городов, посёлков и деревень: Токсово, Парголово,Рябово, Кузьмолово, Агалатово, Осиновая Роща. Народы, населяющие край. Традиции, занятия, верования, обряды, праздники. Культовые постройки. Архитектурное наследие. Памятники деревянного и садово-паркового зодчества. |
4 |
Беседа. Урок-лекция. Экскурсия. Этнографическая экспедиция. |
4. |
Всеволожск. История основания. Генеалогическое древо рода Всеволожских. |
1 |
Урок. |
5. |
Шувалово. История основания. Достопримечательности. |
5 |
Урок. Экскурсия. |
6. |
Основание Санкт-Петербурга. Архитекторы. Архитектурные стили. |
4 |
Урок. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Мозговой штурм. Конкурсная работа - районные конкурсы « Лучший экскурсовод»,
Соревнования Памяти Дмитрия Лисового по спортивному ориентированию. |
5 |
Тест. Практическая работа. |
8. |
Невский проспект. |
5 |
Экскурсия. |
9.
|
Оформление Летописи Путешествий. Конкурс сочинений. Репортаж. Фоторепортаж. Оформление презентации |
5 |
Практические занятия. |
10. |
Военно-морской музей. |
10 |
Урок. Экскурсия. Практическое занятие: оформление результатов работы. |
11. |
Основы научно-исследовательской работы. Областной конкурс « Отечество». Работа в малых группах. |
10 |
Работа с книгой, периодической печатью, архивными документами. Подготовка мультимедийной презентации , реферативная работа. |
12. |
Античные мотивы в архитектуре Петербурга. |
4 |
Урок- лекция. |
13. |
Основы культурологии: Монастыри края. Праздники в Церкви. |
7 |
Теория, практика. Экскурсия. Праздник. Выставка изделий декоративно-прикладного творчества. |
14. |
Эрмитаж. |
6 |
Теория. Экскурсия. |
15. |
Казанский Собор. |
3 |
Лекция. Фильм. |
16. |
Летний сад. |
8 |
Лекция. Экскурсия. |
17. |
Страницы военной истории края: памятник «Дорога жизни», Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. Всеволожский район в годы блокады. |
10 |
Лекция. Работа с книгой. Конференция. Встречи с ветеранами. |
18. |
Литературная гостиная. Лирика военных лет. |
5 |
Концерт ( литературно-музыкальная композиция). |
19. |
Музейная педагогика. Фольклор. |
10 |
Праздник Масленицы. |
20. |
Литературные достопримечательности Ленинградской области: Рождествено, Выра, Кобрино, Сестрорецк, Комарово, Гатчина, Выборг. Творчество А.С. Пушкина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Игоря Северянина, В.Набокова, М.Горького. |
10 |
Урок. Практикум по выразительному чтению. Литературная гостиная. |
21. |
Музей-усадьба Рождествено. |
5 |
Экскурсия. |
22. |
Оформление Летописи Путешествий. Конкурс сочинений. Репортаж. Фоторепортаж. Выпуск Литературного Журнала. |
10 |
Практическая работа. |
23. |
Пресс-клуб. Встречи с интересными людьми. |
4 |
Интервью. Круглый Стол. |
24. |
Мир Профессий. |
6 |
Практика. |
25. |
Итоговое занятие. Чаепитие. |
4 |
Праздник . Выставка. |
ИТОГО: 144 часа.
РазделII.
ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
I.Предисловие.
Учебными планами коррекционных школ VII и VIII видов предусмотрены курсы изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Теоретические занятия в классе могут сопровождаться внеаудиторной работой в форме экскурсий, походов выходного дня, факультативной и кружковой деятельности, которую могут осуществлять преподаватели, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, социальные педагоги, библиотекари, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, представители родительской общественности.
Возможна организация индивидуальной работы , семейного туризма.
Принцип построения Программы – концентрический.
II. Пояснительная записка.
1.Состав учащихся.
Данная Программа предназначена для мальчиков и девочек коррекционных учреждений VII и VIII видов в возрасте от 10 до 18 лет и старше.
Дети, обучающиеся по данной Программе, должны обладать определёнными способностями:
- иметь допуск врача-психиатра и врача-терапевта для участия в коллективном мероприятии;
- воспринимать словесную инструкцию;
- иметь достаточный уровень концентрации внимания;
- иметь положительный эмоциональный настрой;
- иметь определённый уровень физического развития.
По данной Программе могут обучаться как новички, так и те, кто уже получил дополнительное образование по историко-краеведческому направлению.
Обучение по данной программе в большой мере способствует разрешению проблем физического, эмоционального, интеллектуального, социального развития детей, адаптации и интеграции в общество.
2.Цели обучения.
Цели обучения заключаются в достижении определённого уровня знаний, умений и навыков учащихся, достаточного для подготовки к другим видам самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Основным показателем уровня мастерства является перенос полученных знаний в практическую ( продуктивную) деятельность и формирование нравственной личности.
- Образовательные:
- познакомить учащихся с историческими достопримечательностями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, памятниками архитектуры, культуры, природы;
- расширить и уточнить представления учащихся об окружающей действительности, профессиональной деятельности жителей края.
2. Развивающие:
-развивать внимание, память, восприятие, речь, мышление учащихся;
- развивать эмоционально-волевую сферу личности;
-развивать познавательные и творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории Родины, любовь к городу;
-воспитывать культуру поведения;
-воспитывать доброжелательность, трудолюбие, культуру общения.
3.Обоснование целей.
Вывод о важности поставленных целей основывается на анализе медико-социальных проблем учащихся, материалах научных исследований классиков отечественной и зарубежной педагогики, психологии и дефектологии , на анализе результатов личного опыта педагогической практики.
4.Продолжительность обучения.
Вышеуказанные результаты могут быть достигнуты при систематической работе в течение длительного периода – 5-7 лет обучения.
5.Основные условия реализации целей.
Реализация поставленных целей возможна при организации занятий 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. Особо важное значение имеют следующие методы работы:
- наглядные;
- практические;
-словесные.
Формы работы:
- беседа;
-экскурсия;
-поход;
-практическое занятие ( конструирование, лепка, аппликация, рисование, музыка);
-сюжетно-ролевая игра;
-праздник.
Квалификация педагогов.
Педагоги, реализующие данную Программу, должны иметь высшее профессиональное образование , соответствовать второй , первой или высшей квалификационной категории.
- Возможности для продолжения образования.
Учащиеся могут продолжить образование по профилю Программы после завершения обучения в системе дополнительного образования в кружках и секциях Городского Дворца Творчества Юных, Эколого-биологическом Центре « Крестовский Остров», в системе профессионального образования ( Художественно-реставрационный Лицей, Колледж Традиционной Культуры, Колледж туристско-гостиничного сервиса ).
7. Сведения об авторах.
Программа является авторской. Автор – Паршина Елена Константиновна, педагог-дефектолог, учитель-логопед , учитель русского языка и литературы I квалификационной категории , гувернантка высшей квалификационной категории. Опыт практической работы – 25 лет, научно-методической – 30 лет.
8.Сведения об утверждении Программы.
Программа утверждена на педагогическом совете СКОУ № 18 28 августа 1999 г. директором Морозовым Рудольфом Александровичем, заместителем по учебной работе Звоновой Людмилой Павловной, заместителем по научной работе Сигналовой Нелли Ивановной, заместителем по воспитательной работе Тихомировой Алёной Владимировной.
В течение 2003-2007 учебных годов творчески перерабатывалась и дополнялась в зависимости от контингента и возрастных особенностей учащихся, площадки образовательного учреждения.
9. Тематический план.
Первый год обучения (72 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Город, в котором мы живём. Родина. Столица. Народы России. Наша школа. Адрес. |
2 |
Беседа. |
2. |
Географическое положение края. Рельеф. Растительный и животный мир. Река Нева. |
10 |
Экскурсия в природу. Работа с картой города. Сбор гербария. Практическая работа с природным материалом.
|
3. |
История основания Санкт-Петербурга. |
4 |
Беседа. Обзорная экскурсия. |
4. |
Домик Петра Первого. |
10 |
Урок- экскурсия, практическое занятие. |
5. |
Петербургские маршруты. История названия улиц, прилегающих к территории школы. Достопримечательности. |
30 |
Пешеходные экскурсии. |
6. |
Крепости края. Обзор. Особенности крепостного зодчества. |
10 |
Беседа. Практическое занятие. Киноуроки. |
7. |
Народы, населяющие край. Традиции, обряды, праздники. |
5 |
Беседа. Фольклорный праздник русской масленицы. |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
Тест. |
|
Итого: |
72 часа |
|
Второй год обучения. ( 72 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Наша родина – Россия. Города. Улицы, прилегающие к территории школы. Достопримечательности города. |
3 |
Беседа. |
2. |
Географическое положение края. Рельеф. Растительный и животный мир. Река Нева. Притоки Невы – Ижора, Охта. |
6 |
Экскурсия в природу. Работа с картой города и области. Сбор гербария. Практическая работа с природным материалом. |
3. |
История основания Санкт-Петербурга. Царевич Пётр Домик Петра Первого. |
4 |
Беседа. Урок-экскурсия. |
4. |
Петропавловская крепость. |
10 |
Урок- экскурсия, практическое занятие. |
5. |
Петербургские маршруты. Памятники городской скульптуры и архитектуры. |
30 |
Пешеходные экскурсии. |
6. |
Крепости края. Старая Ладога. Особенности крепостного зодчества. История основания. |
10 |
Беседа. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Устное народное творчество. |
4 |
Беседа. Конкурсы загадок.Фольклорный праздник русской масленицы. |
8. |
Литературное краеведение. |
4 |
Беседа. Пешеходная экскурсия. Праздник. |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
Тест. Интервью. |
|
Итого: |
72 часа |
|
Третий год обучения. (72 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Повторение изученного. Достопримечательности города. Транспорт. |
4 |
Беседа. |
2. |
Географическое положение края. Рельеф. Растительный и животный мир. Река Нева. Притоки Невы – Ижора, Охта, Мга. Балтийское море. Финский залив. |
6 |
Экскурсия в природу. Работа с картой города. Сбор гербария. Практическая работа с природным материалом. |
3. |
История основания Санкт-Петербурга. Царевич Пётр . Сподвижники Петра Первого. |
5 |
Беседа. Киноурок. |
4. |
Первые постройки Санкт-Петербурга. |
6 |
Урок- экскурсия, практическое занятие. |
5. |
Петербургские маршруты. Памятники городской скульптуры и архитектуры. |
30 |
Пешеходные экскурсии. |
6. |
Крепости края. Корела. История основания. Особенности крепостного зодчества. |
10 |
Беседа. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Устное народное творчество. |
5 |
Театр. Музыка. |
8. |
Литературное краеведение. |
5 |
Беседа. Пешеходная экскурсия. Праздник. |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
Тест. Интервью. |
|
Итого: |
72 часа |
|
Четвёртый год обучения. (72 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Город, в котором мы живём. Родина. Столица. Народы России. Народы, населяющие край. Праздники, традиции. Наша школа. Адрес. Улицы, прилегающие к территории школы. Основание Санкт-Петербурга. Исторические личности. Первые постройки Санкт-Петербурга. |
4 |
Беседа. |
2. |
Географическое положение края. Рельеф. Растительный и животный мир. Река Нева. Притоки Невы – Ижора, Охта. Балтийское море. Финский залив. Экология края. |
6 |
Экскурсия в природу. Работа с картой города. Сбор гербария. Практическая работа . |
3. |
Адмиралтейство. Основание российского флота. |
7 |
Беседа. Киноурок. Экскурсия. |
4. |
Главный проспект города – Невский проспект. |
6 |
Урок- экскурсия, практическое занятие. |
5. |
Петербургские маршруты. |
30 |
Пешеходные экскурсии. |
6. |
Крепости края. Ивангород. История основания. Особенности крепостного зодчества. |
10 |
Беседа. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Устное народное творчество. |
4 |
Театр. |
8. |
Литературное краеведение. |
4 |
Беседа. Пешеходная экскурсия. Праздник. |
9. |
Итоговое занятие. |
1 |
Тест. Репортаж. |
|
Итого: |
72 часа |
|
Пятый год обучения. (72 часа)
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Город, в котором мы живём. Родина. Столица. Народы России. Народы, населяющие край. Праздники, традиции. Наша школа. Адрес. Улицы, прилегающие к территории школы. Основание Санкт-Петербурга. Исторические личности. Первые постройки Санкт-Петербурга. Достопримечательности города. Транспорт. Экономика города. Предприятия городского хозяйства. |
6 |
Беседа. Киноурок.
|
2. |
Экология края. Экономика края. Предприятия Ленинградской области. |
6 |
Экскурсия в природу. Работа с картой города. Практическая работа. Экскурсия . |
3. |
Летний Дворец Петра Первого. Летний сад. |
10 |
Беседа. Киноурок. Экскурсия. |
4. |
Площади Санкт-Петербурга. |
6 |
Урок- экскурсия, практическое занятие. |
5. |
Петербургские маршруты. |
20 |
Пешеходные экскурсии. |
6. |
Крепости края. Ивангород. История основания. Особенности крепостного зодчества. |
10 |
Беседа. Практическое занятие. Киноурок. |
7. |
Устное народное творчество. |
3 |
Театр. |
8. |
Литературное краеведение. |
10 |
Беседа. Пешеходная экскурсия. Праздник. |
9. |
Итоговое занятие. |
1 |
Тест. Репортаж. |
|
Итого: |
72 часа |
|
Раздел III. Литературноекраеведение.
« Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…»
А.С. Пушкин. « Евгений Онегин»,
глава II. стих XXXV.
Тематический план.
I год обучения – 20 часов ( 5 часов в четверть, каникулы ).
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Цели и задачи работы. |
1 |
Беседа. |
2. |
Литературные места края. Приютино. |
4 |
Лекция. |
3. |
Литературные произведения И.А. Крылова, Н. Батюшкова, П. Вяземского, К. Гнедича, А.С. Пушкина. |
5 |
Знакомство с произведениями. Анализ текста. Заучивание наизусть. Инсценировки. |
4. |
Устное народное творчество. Арина Родионовна. Кобрино. Домик няни. |
3 |
Беседа. Знакомство с литературным материалом. Заучивание наизусть. Хороводные игры. |
5. |
Масленица. |
2 |
Фольклорный праздник. |
6. |
Литературная гостиная. |
5 |
Концерт. |
7. |
Экскурсия в Приютино. |
5 |
Музейная педагогика. |
|
ИТОГО : |
20 часов. |
|
Тематический план
II год обучения – 20 часов ( 5 часов в четверть, каникулы)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. План работы на год. |
1 |
Беседа. Конспект. Обучение сочинению-рассуждению. |
2. |
Литературные места края. Рождествено. |
4 |
Лекция. Знакомство с памятником культуры, биографией Набоковых. |
3. |
Литературные произведения В.В. Набокова. |
3 |
Знакомство с поэтическими произведениями. Анализ текста. Заучивание наизусть. |
4. |
Литературная гостиная. |
2 |
Концерт. |
5. |
Рождественские стихи. |
3 |
Знакомство с текстом, разучивание стихов.
|
6. |
Литературный журнал |
2 |
Конкурс сочинений и рисунков. |
7. |
Экскурсия в Музей-усадьбу В.Набокова « Рождествено». |
5 |
Музейная педагогика. |
|
ИТОГО : |
20 часов. |
|
Тематический план
III год обучения – 20 часов ( 5 часов в четверть, каникулы).
.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. План работы на год. Оформление Литературного Журнала. |
2 |
Беседа. Конспект. Обучение сочинению- эссе. |
2. |
Литературные места края. Обзор. Выборг. Гатчина. Сестрорецк. Комарово. |
8 |
Лекция. Знакомство с памятниками культуры и творческим наследием О. Э.Мандельштама, И.Северянина, А.М. Горького, А.А. Ахматовой. |
3. |
Литературная гостиная. |
2 |
Концерт. Конкурс стихов. Интервью. |
4. |
Средства информации и коммуникации. |
5 |
Мастер-класс. Клубные формы работы. |
5. |
Фоторепортаж. |
3 |
Оформление Литературного Журнала. |
|
ИТОГО : |
20 часов. |
|
Тематический план
IV-Vгода обучения – 40 часов ( 5 часов в четверть, каникулы ).
№ п/п |
Тема
|
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. План работы на год. |
1 |
Беседа. Оформление Литературного журнала.. |
2. |
Литературный Санкт- Петербург. |
2 |
Лекция. Киноурок. |
3. |
Пушкинский Петербург. |
6 |
Поход выходного дня. Обзорная экскурсия. |
4. |
Средства информации и коммуникации. |
5 |
Мастер-класс. Клубные формы работы. |
5. |
Фоторепортаж. |
1 |
Оформление Литературного Журнала. |
6. |
Петербург Достоевского и Некрасова. |
5 |
Поход выходного дня. Обзорная экскурсия. |
|
ИТОГО : |
20 часов. |
|
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. План работы на год. |
1 |
Беседа. Оформление Литературного журнала. |
2. |
Серебряный век. Анна Андреевна Ахматова. Фонтанный Дом. Кафе « Бродячая Собака». |
6 |
Поход выходного дня. Экскурсия. |
3. |
Средства информации и коммуникации. |
5 |
Мастер – класс. Клубные формы работы. |
4. |
Блокадный город. Лирика военных лет. |
7 |
Лекция. Концерт. Поход выходного дня. Экскурсия на Пискаревское мемориальное кладбище. |
5. |
Фоторепортаж. |
1 |
Оформление Литературного Журнала. |
|
ИТОГО : |
20 часов. |
|
|
ВСЕГО : |
40 часов. |
|
Раздел IV. Школьный театр.
« Театр, театр,- писал Белинский,- каким магическим словом был ты для меня во время оно! Каким невыразимым очарованием потрясал ты тогда все струны души моей, и какие дивные аккорды срывал ты с них! В тебе я видел весь мир, всю вселенную, со всем их разнообразием и великолепием, со всей их заманчивой таинственностью».
«Театр – не книга с иллюстрациями, которая может быть снята с полки , когда в этом появится нужда. По самому существу своему театр должен служить душевным запросам современного зрителя. Театр или отвечает на его потребности, или наводит его на новые стремления и вкусы» В.И. Немирович – Данченко.
Тематический план.
Iгод обучения – 20 часов (5 часов в четверть, каникулы ).
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Цели и задачи работы. Составление и обсуждение репертуара. Сказки. В.Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». |
5 |
Знакомство с литературным произведением. Анализ текста. Распределение ролей. Чтение произведения по ролям. Заучивание роли. Репетиция. Генеральная репетиция. Спектакль. |
2. |
А.Н. Островский. « Снегурочка» |
5 |
Знакомство с литературным произведением. Анализ текста. Распределение ролей. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Репетиция. |
3. |
С.Я. Маршак. « Двенадцать месяцев». |
5 |
Знакомство с литературным произведением. Анализ текста. Распределение ролей. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Репетиция. |
4. |
Гастрольная поездка. |
5 |
Спектакль. |
Тематический план
II обучения - 20 часов ( 5 часов в четверть, каникулы).
№п/п |
Тема
|
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Цели и задачи работы. Составление и обсуждение репертуара. Н.В. Гоголь. « Ночь накануне Рождества» |
15 |
Знакомство с литературным произведением. Анализ текста. Распределение ролей. Чтение произведения по ролям. Заучивание роли. Репетиция. Генеральная репетиция. Спектакль. Гастрольная поездка.
|
2. |
А. С. Пушкин. «Повести Белкина». |
5 |
Чтение сценария, распределение ролей. Репетиции. |
Тематический план
III– IVгода обучения – 40 часов( 5 часов в четверть , каникулы).
№п/п |
Тема
|
Кол-во часов |
Форма занятия |
1. |
Введение. Цели и задачи работы. Составление и обсуждение репертуара. Н.В. Гоголь. « Ночь накануне Рождества» |
20 |
Знакомство с литературным произведением. Анализ текста. Распределение ролей. Чтение произведения по ролям. Заучивание роли. Репетиция. Генеральная репетиция. Спектакль. Гастрольная поездка.
|
2. |
А. С. Пушкин. «Повести Белкина». |
20 |
Чтение сценария, распределение ролей. Репетиции. Гастроли. |
10.Содержание программы.
Раздел: Клуб путешественников « Пилигрим».
Походы выходного дня. Факультативные занятия по программам
« Краеведение», « История и культура Санкт-Петербурга», «Ленинградская Земля. История и культура» , « Серебряный пояс России».
I.Тема: Крепости Северо - Запада.
Формы проведения: рассказ учителя, экскурсия, доклады учащихся, подготовка мультимедийных презентаций, конференция.
Требования к знаниям учащихся.
1. Крепость Корела.
Около1300 года новгородцы прямо на камнях , окружённых бурными протоками Вуоксы, поставили срубы деревянных домов и обнесли их круговой деревянной стеной. Строительство этой островной крепости предотвратило захват шведами Приладожской Карелии и сохранило в руках Руси важнейший торговый путь, проходивший по ладожскому озеру и реке Вуоксе.
Корела являлась самым Северо – Западным городом Новгородской земли, форпостом, охранявшим в XIY-XYII веках северные рубежи от шведской экспансии.
В летописных источниках говорится о том, что в 879 году здесь был похоронен князь Рюрик. Первое упоминание о племени корела относится к 1066 году, в 1149 году Корела вошла в состав России; крещение в православную веру приняла в 1227 году.
В 1364 году на пепелище после пожара посадник Яков закладывает каменную башню. Русские воеводы впервые возвели в Кореле деревоземляные укрепления бастионного типа, состоявшие из земляного вала и выступавших угловых платформ.
В 13 веке Корела входила в состав Новгородской боярской республики, с 1478по1580 годы была в составе Московского государства.
В 1583-1597 годах принадлежала Швеции.
1598-1610г.г.- вновь в составе Московского государства.
В 1611-1710 годах - шведское владение.
В 1710-1917 годах- вернулась в состав Российской Империи.
В эти годы- в 1779году- крепость инспектирует Александр Васильевич Суворов.
В 1775 году здесь заключены под стражу две жены Емельяна Пугачёва и трое его детей.
С 1778 года в крепости Корела находится русская « железная маска»- переводчик коллегии иностранных дел Иван Пакарин – сын Екатерины Второй и графа Никиты Ивановича Панина.
С 1811 по 1917 год Корела входит в состав Великого Княжества Финляндского.
В 1826 году сюда доставляют декабриста В. Кюхельбекера.
В 1858 году городок посетил писатель-романист Александр Дюма, в 1873 году здесь работает Николай Лесков.
Интересно будет упомянуть о дочери полка- турецкой девочке, спасённой и выращенной в карельской крепости , впоследствии ставшей сестрой милосердия – Марии Кексгольмской.
С 1917 года по 1940год город входит в состав независимой Финляндской республики и носит название Кякисалми.
В 1940-41 году – в составе СССР.
В 1941-44 годах оккупирован финскими войсками.
Бои за освобождение города велись с 10июня по 24 сентября.
С 1944 по 1991г. город входит в состав СССР и называется Приозерск, с 1991г.- в составе РСФСР.
В Приозерске замечательный краеведческий музей, проводятся исторические реконструкции на территории крепости Корела; можно осмотреть церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, часовню во имя преподобного Арсения Коневецкого, подворье Валаамского монастыря; совершить водное путешествие на остров Валаам.
На центральной городской площади установлен памятник Петру Первому. Невдалеке можно увидеть здание лютеранской кирхи.
2. Крепость Старая Ладога.
3.Крепость Орешек.
Этот небольшойостров в истоках Невы природа создала как бы для того, чтобы сторожить выход из Ладожского озера в Неву.
В этом месте в 1323 году новгородцы заложили городок, который вместе с Ладогой должен был закрепить за Русью бассейн Невы и обеспечить ей жизненно важный выход к Балтийскому морю.
Новый форпост первоначально занимал только остров и являлся прежде всего военным укреплением.
В летописном источнике говорится, что « в 1352 году новгородцы-бояре и чёрные люди били челом своему владыке – Архиепископу Василию, чтобы он , как гласит летописное сообщение, « ехал нарядил костры» в Орехове – и он, ехав, нарядил.»
Ныне на этом участке суши площадью 3га, отрезанном от материка двумя протоками реки, высятся стены и башни начала XYI века с бастионами и куртинами XYIII века. Внутри крепостного двора находятся здания XYII- начала XX века – четыре тюрьмы, церковь и несколько административных построек, холм над могилой солдат, погибших при штурме Нотебурга в 1702 году, памятник революционерам, обелиск воинам, павшим не острове в годы Великой Отечественной войны. На крепостной стене - мемориальная доска, сообщающая о казни здесь в 1887 году революционера Александра Ульянова.
Побывав в музее-крепости, вы сможете подняться на крепостные стены, осмотреть здания и памятники на территории, совершить увлекательную водную прогулку на катере.
4.Крепость Ниеншанц и город Ниен.
В 1612-1702г.г. Орешком владели шведы.
В 1702 году крепость освобождена русскими войсками под руководством Петра Первого.
Осенью 1702 года развернулись военные действия в истоках Невы. В октябре 1702 года русские в течение двух недель осаждали шведскую крепость Нотебург, которую взяли штурмом. Город пал. Пётр переименовал его в Шлиссельбург, т.е. ключ-город.
Замком же являлась крепость Ниеншанц, расположенная в устье реки Охты при впадении её в Неву. Около Нотебурга –Орешка-Шлиссельбурга на правом берегу под руководством Б.П. Шереметева формировался корпус в 20 тысяч человек.
По старинной торговой дороге 23 апреля 1703 года корпус выступил к Ниеншанцу.
28 апреля Пётр первый с 7-ю ротами преображенцев и семёновцев спустился до устья Невы, где оставил отряд под началом сержанта Михаила Щепотьева. Приказ: не подпускать шведов на помощь к осаждённому Ниеншанцу.
30 апреля начался артобстрел. 1 мая 1703 года крепость капитулировала.
6 мая в устье Невы вошла шведская эскадра, высланная на подмогу, под руководством вице-адмирала Нумера : 10-ти пушечный галиот « Гедон» и 8-ми пушечная шнява « Астрильд».
Пётр Первый составляет дерзкий план: атаковать корабли шведов лодками.
30 лодок разделились на две группы: первая отрезает выход кораблям, вторая нападает и берёт корабли шведов на абордаж. В результате блестящего замысла , быстроте действия и храбрости русских под руководством Александра Даниловича Меншикова 7 мая 1703 года была одержана блистательная победа. Наградой послужил орден Андрея Первозванного.
5.Петропавловская крепость.
Заложена 27 мая 1703 года на Заячьем острове по проекту архитектора Доменико Трезини в стиле барокко, освящена в честь святых апостолов Петра и Павла – небесных покровителей Санкт-Петербурга. Дата закладки крепости является днём основания города.
Крепость построена по последнему слову европейских военных инженеров с применением отечественных традиций фортификации: сооружены ров, бастионы, куртины. На территории крепости высится здание Петропавловского Собор с колокольней, шпиль которого венчает фигура ангела с крестом.
Крепость никогда не вела военных действий, она являлась политической тюрьмой: здесь были заключены декабристы, революционеры, писатель А.М. Горький. На территории кронверка установлен памятник декабристам.
В зданиях крепости - Инженерном Доме, Комендантском доме, Трубецком бастионе располагаются различные выставки. В Ботном домике можно увидеть ботик Петра Первого, в Соборе – усыпальницу российских императоров. Интересно побывать в музее-печатне, Газодинамической лаборатории, послушать концерт колокольных звонов.
На территории крепости установлен памятник Петру Первому работы скульптора Михаила Шемякина в стиле модерн.
6.Адмиралтейство.
Не многим известно, что согласно замыслам Петра Первого, Адмиралтейство
должно было служить не только судостроительной верфью, но и крепостью.
Здание было заложено 5 ноября 1704 года по проекту архитектора Доменико Трезини. Здесь были установлены пушки на случай внезапного нападения шведов, на стапелях верфи строились корабли, внутри находились административные постройки, мельница.
Первоначально здание было деревянным.
Всего через 10 лет после закладки Адмиралтейства , в 1714 году , в сражении при Гангуте численность российского флота равнялась английскому и составляла 262 корабля, что позволило одержать блистательную победу.
В 1727-38 годах архитектурно-строительными работами руководил Иван Коробов, 25 мая 1805 года каменное здание возводится по проекту русского архитектора Андриана Захарова.
Здания украшают колонны, лепка, аллегорические фигуры на тему мореплавания, астрономии, военного искусства, науки. Венчает Адмиралтейство башня со шпилем, украшенным золочёным корабликом. Здание выстроено в классическом стиле.
Кронштадт.
Осенью 1704 года на острове Котлин Пётр Первый приказал заложить морскую крепость Кронштадт , спроектированную лично императором.
Именно отсюда брали своё начало кругосветные экспедиции – например, Ф.Ф.Беллинсгаузена и И.Лазарева ,Крузенштерна и Лисянского, завершившиеся открытием Антарктиды.
Здесь проводил свои опыты по электромагнитным колебаниям военный инженер А.С. Попов и изобрёл радио.
Всему миру известно имя русского священника отца Иоанна Кронштадтского, прославившегося деятельным социальным служением.
Здесь работали великие архитекторы – например, Антонио Ринальди.
Кронштадт – город военной и морской славы. Он никогда не был захвачен врагами ни с воздуха, ни с моря и всегда был и остаётся морским щитом Санкт-Петербурга.
Достопримечательностями города-крепости являются Морской Собор, памятник адмиралу Макарову с высеченной надписью « Помни войну», здание Офицерского собрания, памятник Петру Первому.
Великолепное зрелище представляют собой военные корабли на рейде.
Выборг.
Выборг находится на северо-западе края в 130 км от Санкт-Петербурга. Удобные бухты, близость к лесным ресурсам и водным артериям, железная дорога делали его важным торгово-промышленным узлом.
Самая высокая точка находится на высоте 33 м над уровнем моря
( Батарейная гора).Среднегодовая температура не превышает4 градусов , самый холодный месяц- февраль (-8 градусов), самый жаркий – июль ( +17 градусов). самый дождливый – август. Снеговой покров устанавливается в ноябре и держится до апреля.
Первые упоминания в летописи встречаются ранее XII века: говорят о русско- карельском поселении Старый Выборг.
Новгородские славяне населяли край с дружественными племенами карел; главным городом была крепость Корела. Крещение карел произошло в 1227 году.
Совместно с финскими племенами эти народы отражали вторжение шведов, е целью захватить территории путём крестовых походов.
В 1293 году опекун малолетнего короля Швеции Биргера Торкель Кнутсон предпринял поход, в результате которого завоевал Выборг с прилежащими землями. Русы в то время отражали набеги немецких рыцарей на западе и монголо-татар на востоке . Новгородцы предприняли попытку вернуть город в 1291г., но неудачно. В 1323 г., в марте месяце, в крепости орешек был подписан мирный договор, согласно которому Выборг с прилегающими землями отходил Швеции. Граница устанавливалась по реке Сестре.
В 1609г. был заключён союз со шведами для борьбы с Польшей. Швеция требует крепость Корелу. По условиям Столбового Мира в 1611 г. Швеция получает прилегающие земли.
В ходе Северной войны 1700-1721г. Пётр Первый решает вернуть России Выборг. В 1706 г. был предпринят поход, но он закончился неудачей. Пётр извлекает уроки, и в марте 1710 года 30-тысячная армия под командованием генерала Ф.М. Апраксина по льду Финского залива совершает марш-бросок от острова Котлин на Выборг. Пётр руководит осадой города, самолично ведёт подкрепление -250 парусных судов.
12 июля 1710 года Выборг взят. С 1710 по 1811 г.г. - в составе России.
В 1811 году император Александр Второй даёт Финляндии Конституцию и передаёт Выборг в состав Великого княжества Финляндского. В 1870 г. из Гельсингфорса в Санкт-Петербург проходит первая железная дорога.
В 1917г. происходят революционные события . Финляндия призывает на помощь Германию, и революция подавлена.
В 1918-1940-х годах Выборг находится в составе буржуазной Финляндии, которая развязывает в 1939 году войну с Россией. Выстраивается система оборонительных сооружений - линия Маннергейма.
В 1941 году Финляндия вступает в войну на стороне фашистской Германии, захватывает Карельский перешеек, восстанавливает линию Маннергейма, строит мощные укрепления до реки Сестра.
20 июля 1944 года в ходе операции по освобождению Выборга под руководством маршала Говорова Выборг был взят штурмом.
С 1944г.- в составе СССР.
С 1991г.- в составе РСФСР.
Достопримечательности Выборга.
1.Старый Замок.
Толщина стен 5 метров, высота с башней- 75 м над уровнем моря. Это самое старое строение в городе. Он расположен на островке, посередине пролива. В
древности соединялся с городом и островом подъёмными мостами. В подвале Выборгского замка были заключены декабристы Анненков и Лунин.
2.Ратуша.
3.Часовая башня .
Часы установлены в 1753 году.
После пожара Екатериной Второй был подарен пожарный колокол.
4. Дом №8 по улице Крепостной.
В Выборге часто бывал Александр Васильевич Суворов.
Он руководил строительством укреплений северо-западных границ.
5.Дом№ 17 по улице Крепостной.
Здесь останавливался композитор Глинка.
6. Круглая башня.
По некоторым источникам, в здании Круглой башни(1547-1550г.г.) на Рыночной площади был подписан Договор Василием Шуйским со шведами о борьбе с Лжедмитрием в 1609 году.
7. Парк Монрепо.
8.Литературный Выборг. О. Мандельштам.
На территории Старого Замка проводится традиционный праздник
скандинавских народов Майское Дерево, костюмированные балы, хороводные игры. Здесь можно принять участие в турнире лучников.
II. История и культура Санкт- Петербурга.
III. Литературное краеведение.
IV. Школьный театр.
Театральный Петербург…
Какое сложное и ёмкое понятие содержат эти слова!
Какие славные страницы истории русского театра встают за ними! И как неразрывно связаны они с героической историей города, стоящего на берегу Невы.
В этом городе, бывшем всегда средоточием русской общественной мысли, науки, искусства, культуры творили Державин, Радищев, Фонвизин, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Блок и Ахматова, Есенин, Мандельштам, Зощенко, Горький. Берггольц.
Здесь добивались великих открытий в русской науке Ломоносов, Пирогов, Сеченов, Попов, Менделеев, Павлов.
Русское изобразительное искусство безгранично многим обязано архитекторам и художникам петербуржцам - Баженову, Растрелли, Воронихину , Земцову, Росси, Стасову, Брюллову и Федотову, Крамскому, Репину. В этом городе творили Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, начинал свой творческий путь Чайковский.
В наследство от Российской Империи остались такие театры, как Мариинский театр оперы и балета, Александринский театр драмы имени А.С. Пушкина.
С первых дней революции под влиянием Европы возникли модные
антиреалистические течения : Театр новой драмы, Театр комической оперы,
« Народная комедия». К счастью, они не прижились на русской почве.
Сложным был путь Малого оперного театра. Его называли « лабораторией советской оперы», т.к. здесь присутствовали инициативность, смелость в исканиях. Противоречивость пути заключалась во взаимодействии классики и «западного новаторства».
В начале советской эпохи по инициативе Горького и Луначарского в содружестве с Ф.И. Шаляпиным, М. Андреевой, А. Блоком возник театр высокой трагедии и романтической драмы- Большой Драматический театр. Впоследствии он носил имя Горького, Товстоногова.
Здесь блистали знаменитые мастера сценического искусства: Е. Грановская, Ефим Копелян, В. Стржельчик, О.Борисов , К . Лавров.
ТЮЗ- один из первых театров для детей, созданный А. Брянцевым.
В Театре Комедии служили актеры Е.Юнгер, С. Филиппов.
В результате слияния ТРАМа и Красного Театра возник Театр имени Ленинского Комсомола, который работал под руководством Г.А. Товстоногова. Популярность ему принесла постановка пьес Володина. Здесь играли актёры Р. Быков, т. Доронина. Сложный путь прошёл и Театр имени Ленсовета. Большое впечатление у зрителей оставил спектакль « Тени» по произведениям Салтыкова- Щедрина.
Всемирную известность завоевал Малый Драматический театр – театр Европы ( главный режиссёр – Лев Додин).
Театральные постановки классических произведений русской литературы можно увидеть на сцене Александринского Театра, Театра Комедии, Театра Владимира Малыщицкого.
Театральный Петербург в наши дни способен удовлетворить вкусы любого зрителя – от самого взыскательного до непритязательного.
Список литературы для педагогов.
1.К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. М.-Л.1949г. Материалы к 3-ему тому « Педагогической антропологии». Л.1950г.
2.Н.А. Добролюбов. « Мысли об учреждении открытых женских школ» Л., 1962г.
3.НН. Ушаков, Г.И. Суворова. « Внеурочная работа по русскому языку». М. Просвещение,1988г.
4. Г.И. Щукина. «Проблема познавательного интереса в педагогике» М.,1971г.
5.« Охраняется государством. Архитектурное наследие Ленинградской земли». Лениздат, 1983 г.
6.О.А. Шабадах. « Они строили наш город» Лениздат, 1998 г.
7.Тетрадь по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области ( с набором контурных карт) И.В. Асеева , СПб, ВСЕГЕИ, 1999 г.
8.Л.М. Ванюшкина « Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство». СПб АППО, 2005 г.
9.Е.Н. Коробкова « Образовательное путешествие как педагогический метод» СПб,АППО 2005 г.
10.Л.В. Махинько « Системно-культурологический подход в краеведении»СПб АППО 1998 г.
11.И.В. Андреева « Валеологическое сопровождение учебного процесса»СПб АППО 2005г.
12.Л.Г. Панфилова. « Путешествие в далёкое прошлое нашего края». ( учебное пособие по краеведению). СПб, Изд.дом « Книжный мир», 2002г.
13..В.Л. Погодина. « Твой Петербург». Учебная тетрадь по краеведению. Спб, Изд. « Акцидент», 1998 г.
14.Л.К. Ермолаева, И.З Захваткина, И.М. Лебедева « Давным-давно на наших землях..» СПб, СМИО ПРЕСС. 2004 г.
15.Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, А.Г. Штейн, С.А. Давыдова « Краеведение. Санкт-Петербург – город-музей». Петербургская тетрадь в 2-х частях. СПб, СМИО-ПРЕСС. 2002г.
16.Н. Глинка « Строгий, стройный вид…» СПб, 2000г.
17. Н. Анциферов « Душа Петербурга» СПб, 1996г.
Список литературы для учащихся.
- И. В. Асеева. Тетрадь по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области ( с набором контурных карт) СПб, ВСЕГЕИ, 1999г.
- В.Л. Погодина « Твой Петербург» Учебная тетрадь по краеведению. СПб, Изд. « Акцидент» , 1998 г.
- Л.Г. Панфилова « Путешествие в далёкое прошлое нашего края» ( учебное пособие по краеведению). СПб, Изд. Дом « Книжный мир», 2002г.
- Л.К. Ермолаева, И.З.Захваткина , И.М. Лебедева « Давным-давно на наших землях…» СПб, СМИО ПРЕСС, 2004 г.
- Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, А.Г. Штейн, С.А. Давыдова « Краеведение. Санкт-Петербург- город-музей». Петербургская тетрадь в 2-х частях. СПб, СМИО –ПРЕСС, 2002 г.