Учебно-методическое пособие
Оригами
Шевцова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой научно-технической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам оригами.
Оригами – искусство складывания бумажных фигурок – может быть очень полезно в школьных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок бумаги.
Осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца, дети знакомятся с традициями Японии. При изготовлении некоторых классических фигурок школьники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребёнка
Оригами:
- Учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
-развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребёнка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделие в объёме.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель программы:
Создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
-Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
-Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
-Обучение различным приёмам работы с бумагой.
-Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
-Воспитание интереса к искусству оригами.
-Расширение коммуникативных способностей детей.
-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы – Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа адаптирована для учащихся начальной школы. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами детям даётся информация экологического характера, особенно если это фигурки животных, используются аудиокассеты с записями звуков живой природы.
Всю жизнь человек соприкасается с животным миром. Каким будет его отношение к представителям фауны, во многом зависит от его воспитателей, будь то родители или педагог. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению. Одним из способов формирования бережного отношения к природе выступают беседы и рассказы о жизни животных прежде всего родного края: их повадках, среде обитания, образе жизни.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп.)
Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 2 года обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15 человек.
В первый год обучения в кружок «Оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы второго года обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и др.
А так же различные методы:
· методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
· методы, в основе, которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспринимают полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
· методы, в основе которых лежит форма организации учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
- групповой – организация работ в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
- и другие.
Прогнозируемые результаты
В конце первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· понятие «оригами»
· основные геометрические фигуры
· понятия: диагональ, угол, сторона
· простейшие базовые формы оригами (треугольник, воздушный змей, двойной треугольник, двойной квадрат, конверт)
Уметь:
· вырезать геометрические фигуры из бумаги
· делать квадрат из прямоугольного листа бумаги
· складывать изделия по образцу педагога
· создавать композиции с изделиями
Иметь навыки:
· организации рабочего места
· рационального использования материала
· аккуратного выполнения работы
· складывания бумаги различными приёмами
В конце второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· условные знаки, принятые в оригами
· следующие базовые формы: рыба, дверь
Уметь:
· выполнять изделия на основе изученных базовых форм
· складывать бумагу согласно схеме
· работать с инструкционными картами и схемами
· оформлять композиции с использованием фигурок, выполненных в технике оригами
Иметь навыки:
· работать в коллективе
· вырезания сложных фигур (звезда, цветок, кленовый лист)
Формы подведения итогов
· анализ творческих работ
· конкурс работ учащихся
· составление альбома лучших работ.
· проведение выставок лучших работ учащихся:
- в классе.
- в школе.
Учебно – тематический план.
Первый год обучения
№ |
Наименование тем |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
2. |
Беседа по охране труда |
4 |
- |
4 |
3. |
Диагностика обученности учащихся |
- |
6 |
6 |
4. |
Знакомство с оригами |
2 |
- |
2 |
5. |
Базовая форма «треугольник» |
2 |
16 |
18 |
6. |
Базовая форма «Воздушный змей» |
2 |
12 |
14 |
7. |
Базовая форма «двойной треугольник» |
2 |
12 |
14 |
8. |
Базовая форма «двойной квадрат» |
2 |
12 |
14 |
9. |
Базовая форма «конверт» |
2 |
10 |
12 |
10. |
Новогодние открытки |
2 |
12 |
14 |
11. |
Цветы к 8 марта |
2 |
14 |
16 |
12. |
Летние композиции |
- |
16 |
16 |
13. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
14. |
Оформление выставочных работ |
- |
10 |
10 |
|
Итого: |
24 |
120 |
144 |
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие (2часа)
2. Беседа по охране труда (4 часа)
Правила поведения в кабинете, правила обращения с ножницами, обустройство рабочего места.
3. Диагностика обученности учащихся (6 часов)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
4. Знакомство с оригами (2 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, понятные в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовая форма».
5-9. Базовые формы: «Треугольник» (18 часов), «Воздушный змей» (14 часов), Двойной треугольник» (14 часов), «Двойной квадрат» (14 часов), «конверт»(12 часов).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объёмная аппликация).
10. Новогодние открытки (14 часов).
Складывание новогодних фигурок и ёлочных украшений на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
11. Цветы к 8 марта (16 часов).
8 марта - международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Составление поздравительных открыток.
12. Летние композиции (16 часов).
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций.
13. Итоговое занятие (2 часа)
«Чему мы научились за год».
14. Оформление выставочных работ (10 часов).
Оформление выставок работ учащихся.
Учебно – тематический план.
Второй год обучения.
№ |
Наименование тем |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное занятие |
4 |
- |
4 |
2. |
Беседа по охране труда |
4 |
- |
4 |
3. |
Диагностика обученности учащихся |
- |
6 |
6 |
4. |
Летние композиции |
2 |
10 |
12 |
5. |
Базовая форма «треугольник» |
4 |
14 |
18 |
6. |
Базовая форма «воздушный змей» |
4 |
8 |
12 |
7. |
Базовая форма «двойной квадрат» |
2 |
10 |
12 |
8. |
Базовая форма «конверт» |
4 |
10 |
14 |
9. |
Новогодние открытки |
2 |
10 |
12 |
10. |
Цветы к празднику 8 марта |
2 |
10 |
12 |
11. |
Базовая форма «рыба» |
2 |
8 |
10 |
12. |
Базовая форма «дверь» |
4 |
10 |
14 |
13. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
4 |
14. |
Оформление выставочных работ |
- |
10 |
10 |
|
Итого: |
36 |
108 |
144 |
Содержание программы
2 год обучения
1. Вводное занятие (4 часа)
Оригами-искусство складывания из бумаги. Базовые формы - основа любого изделия.
2. Беседа по охране труда. (2 часа)
Правила поведения в кабинете, правила обращения с ножницами, обустройство рабочего места.
3. Диагностика обученности учащихся (6 часов)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
4. Летние композиции (12 часов)
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие ). Складывание цветов. Оформление композиций.
5-9. Базовые формы: «треугольник» (18 часов), «воздушный змей» (12 часов), «двойной квадрат» (12 часов), «конверт» (14).
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приёмов складывания. Повторение основных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объёмная аппликация). Личные и коллективные работы.
10. Базовые формы: «рыба» (10 часов), «дверь» (14 часов).
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
11. Новогодние открытки (12 часов)
Оформление новогодних поздравлений с использованием фигурок, выполненных в технике оригами.
12. Цветы к празднику 8 марта (12 часов).
Оформление поздравительных открыток.
13. Итоговое занятие (4 часа).
«Оригамская сказка».
14. Оформление выставочных работ (10 часов).
Оформление тематических выставок.
Способы предъявления и объяснения материала.
Предполагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 2 этапа (2 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых работ. Многие фигурки известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На 1 этапе (1 год обучения)все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируются лишь приёмы складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее сложные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций.
2 этап обучениявключает в себя 2-й год обучения. На этом этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Рыба», «Дверь» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами. Учащиеся выполняют изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделий и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ |
Тема или раздел программы |
Форма занятий |
Дид. материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
1 |
Вводное занятие |
Беседа |
Образцы изделий |
Анкетирование |
2 |
Беседа по охране труда |
Беседа |
|
Опрос |
3 |
Диагностика обученности учащихся |
Практическая работа |
Инструкционные карты |
Анализ творческих работ |
4 |
Знакомство с оригами |
Беседа. Показ творческих работ. |
Наглядные пособия, работы в технике оригами |
Опрос |
5 |
Базовая форма «Треугольник» |
Беседа, практическая работа |
Инструкционные карты и схемы сборки изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
6 |
Базовая форма «Воздушный змей» |
Беседа, практическая работа |
Инструкционные карты, схемы сборки изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
7 |
Базовая форма «Двойной треугольник» |
Беседа, практическая работа |
Инструкционные карты и схемы сборки изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
8 |
Базовая форма «Двойной квадрат» |
Беседа, практическая работа |
Инструкционные карты и схемы сборки изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
9 |
Новогодняя открытка |
Практическо-прикладная |
Наглядные пособия, инструкционные карты |
Выставка |
10 |
Базовая форма «Конверт» |
Беседа. Практическая работа |
Инструкционные карты и схемы сборки изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
11 |
Цветы к 8 марта |
Практическо-прикладная |
Наглядные пособия, инструкционные карты и схемы |
Выставки |
12 |
Летние композиции |
Практическо-прикладная |
Наглядные пособия, инструкционные карты и схемы |
Выставка |
13 |
Итоговое занятие |
Игра |
Инструкционные карты |
Отслеживание состава и сохранности контингента |
14 |
Оформление выставочных работ |
Показ творческих работ |
Подборка лучших творческих работ |
Выставка |
15 |
Базовая форма «Рыба» |
Беседа, практическая работа |
Инструкционные карты и схемы изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
16 |
Базовая форма «Дверь» |
Беседа, практическая работа |
Инструкционные карты и схемы изделий |
Анализ творческих работ, конкурс |
Оценка результатов освоения программы.
1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
* 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги; умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «конверт», «воздушный змей».
* 2 год обучения – умение сделать базовые формы «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
Высокий уровень - делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарища,
Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
* 1 год обучения – умение сделать изделие. Следя за показом и слушая устные пояснения.
* 2 год обучения - умение сделать изделие по инструкционной карте; умение сделать несложное изделие по схеме.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарища,
Низкий уровень – не может сделать.
3. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
*1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг
* 2 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура по одну сторону образца;
Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
4. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работ
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
- организовывать своё рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
Список использованной литературы.
1. Уроки труда в школе радости. С-Пб «Образование» 98
2. Методические рекомендации по проведению уроков труда М. 03
3. Афонькин С. Ю. «Игрушки из бумаги» С.-Пб Литера 97
4. Афонькин С. Ю. «Уроки оригами в школе и дома» М. Аким 97
5. Афонькин С.Ю. «Оригами. Волшебный квадрат» С-Пб. 05
6. Афонькин С.Ю. « Оригами. Бумажный зоопарк» С-Пб. 05
7. В. Гончар «Игрушки из бумаги» М. Аким 97
8. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами» М. Айрис 98
9. Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели». М. Айрис 05
10. Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» М. Айрис 04
11. Соколова С.В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика» М. 04
12. Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» М. Айрис 04
Список рекомендуемой литературы для детей.
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.“Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
2. Афонькин С. Ю. «Игрушки из бумаги» С.-Пб Литера 97
3. Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели». М. Айрис 05
4. Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» М. Айрис 04
5. Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» М. Айрис 04