Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Содержание материала

 Программа дополнительного образования " Любимая Русь"   имеет положительную рецензию  и рекомендацию профессора кафедры оздоровительной физической культуры  Российского Государственного Университета имени А.И. Герцена Светланы Октавьевны Филипповой.

Предисловие.

 

Содержание Программы направлено на обогащение  знаний учащихся об окружающем мире, осознание общечеловеческих ценностей и  традиционного наследия своего народа - мир, семья, любовь, дружба, взаимное уважение, самобытность родной культуры, труд, экономическое сотрудничество и имеет своей целью формирование нравственной личности, компетентной в  культурной,  коммуникативной, семейной и профессиональной сферах жизни и деятельности.

Психология и педагогика о сущности интереса и его роли в обучении.

 Идея воспитания интереса к знаниям как необходимого мотива учения возникла давно, получив отражение в трудах великих русских педагогов.

К.Д. Ушинский, рассматривающий учение как серьёзный труд, как труд, «полный мысли»,  считал, что « учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает  в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт…»

Н.А. Добролюбов писал: « Когда занимаются с охотой, то и дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки».

Результаты психологических и педагогических исследований позволяют научно обосновать известные в практике и предложить новые методические средства пробуждения и развития интереса школьников к конкретному предмету.

Интерес  представляет собой сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых  процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Исходя из этого, выделяются два тесно связанных  между собой  источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: это - его содержание и организуемая для познания данного предмета деятельность школьников. Учёные подчёркивают особую роль эмоционального компонента, т.к. при его отсутствии могут проявляться чувства осознания долга, значимости, ответственности, но не возникает интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе. Признаком интереса является его избирательность. Интерес всегда имеет ту или иную предметную направленность. Несмотря на многообразие предметов и явлений окружающего мира , являющегося источником самых разных интересов человека, « в интересе каждой личности избирательно  отражается именно то, что значимо, важно ценно для самой личности, что связано с её индивидуальностью, опытом и развитием». Учёные убедительно показали, что отсутствие непосредственной мотивации, которая исходит от самой учебной деятельности, ведёт к приобретению таких знаний, которые мало влияют на психологическое развитие и формирование личности ребёнка.

Сведения о методическом сопровождении.

В реализации данной Программы могут оказать методическую помощь специалисты  кафедры физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена профессор С.О. Филиппова, кафедры коррекционной педагогики СПб АППО к.п.н. Е.А. Петрова,  кафедры социальной педагогики профессор М.В. Захарченко,  кабинета коррекции ЛОИРО – д.п.н. Ю.Т. Матасов, кафедры коррекционной педагогики ЛГОУ им. А.С. Пушкина  И.В.

Андреева,  НОУ « Балтийская Академия Туризма и предпринимательства» к.п.н.  Н.П.Соболькова.

 В СПб АППО существуют кусы повышения квалификации,  на которых изучаются различные варианты реализации краеведческих программ.

-2-

 

Пояснительная записка.

  1. Состав учащихся.

Данная Программа предназначена для учащихся начальной и средней школы.

Дети, обучающиеся по данной Программе, должны обладать определёнными способностями:

-  умение читать;

- умение писать;

- ориентироваться в пространстве;

- интересоваться краеведением, литературой, прикладным творчеством;

- обладать физическим и психическим здоровьем;

- иметь склонность к научно-исследовательской  и практической деятельности.

По данной Программе могут заниматься как новички, так и учащиеся, получившие  определённые знания по  краеведению в рамках школьных образовательных дисциплин.

Обучение по данной Программе способствует разрешению проблем физического развития детей вследствие повышения  двигательной активности, прогулок на свежем воздухе, получения эффекта « мышечной радости»;эмоционального развития:  получение положительных впечатлений от знакомства  с новым объектом, общение, развитие дружеских отношений, взаимопонимания;  социального развития - воспитание культуры поведения, расширение кругозора учащихся, профориентация,  предпрофильное обучение по  направлениям : «Организатор  культурно-образовательных проектов», « Воспитатель»,

« Руководитель туристической группы»,  « Педагог-организатор» ; интеллектуального развития детей: новые знания, открытия, обогащение теоретических сведений, полученных  на уроках географии, истории, биологии, литературы, обществоведения, математики, черчения, музыки, МХК, « История и культура Санкт- Петербурга», « Ленинградская земля – история и культура», « Серебряный пояс России» п/р проф. Лисицына С.А. , « Путешествие по земле ленинградской в рассказах для детей» ( там же, изд. «Дрофа», СПб, 2005 г.)

Следует отметить, что  крепости Корела на стр. 40 посвящён  абзац, крепости Выборг 

( стр.69) – 3 абзаца. Отсутствуют сведения о подворье Свято-Иоанновского монастыря в д.Вартемяги, нет сведений о культовых постройках в д.Агалатово, в п. Токсово,  о Зеленецком монастыре , о. Валаам, недостаточно полно отражены сведения о дворцово-парковых ансамблях и  литературных местах края.  Вряд ли возможно  подробно изложить эти сведения на страницах учебника, да и не нужно. На помощь  приходит метод образовательного путешествия.

Принципы организации внеурочной работы .

 1. Научность.

2.Сознательность и активность.

3. Систематичность и последовательность.

4. Наглядность.

5. Доступность.

6.Прочность.

7. Связь теории с практикой.

8. Индивидуальный подход к учащимся.

9. Принцип избирательности.

10. Принцип научной углублённости.

11. Практическая направленность.

12.Добровольность  участия школьников во внеурочной работе.

13. Принцип занимательности.

-3-

 

 

2.Цели обучения.

 

Цели обучения  заключаются в достижении определённого уровня мастерства, достаточного для грамотного использования определённых ценностей культуры, подготовки к самообразованию, осуществлению творческой и исследовательской деятельности, подготовки к профессиональному образованию;  в  приобретении определённых навыков и умений:

-познакомиться с природным наследием, памятниками истории, архитектуры, культуры родного края;

-уметь грамотно и последовательно рассказывать об увиденном, составить доклад, пользуясь первоисточниками; проанализировать изучаемое явление ( объект), используя специальную терминологию;

- заложить основы научно-исследовательской деятельности школьника.

 

Резюме.

 

1.Образовательные задачи:

-знать историю населённого пункта, объяснять топонимику;

-называть главные достопримечательности края:  крепости, монастыри, города, храмы,  памятники природы, памятники архитектуры,  памятники военной истории, памятники литературы,  памятники дворцово– паркового искусства;

- владеть сведениями по этнографии края;

- называть имена исторических личностей;

- уметь составить связный рассказ и провести экскурсию по теме: « Малая Родина»;

- уметь составить репортаж, фоторепортаж о культурно-историческом событии,  работать  в режиме интервью, выпустить газету или  журнал ( в т.ч. на иностранном языке);

-владеть сведениями по экономике края;

- знать историю народных промыслов, владеть основами ремесла  ( по выбору);

- уметь организовать культурно - образовательное мероприятие ( праздник, конференцию, концерт, экскурсию, поход, соревнование, гастрольную поездку, работу  «Круглого Стола» и  др.);

-уметь самостоятельно работать с литературой.

 

2. Развивающие:

-развитие мышления, внимания, памяти, речи, восприятия;

-развитие мелкой и общей моторики;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

 

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории Родины, традициям, культуре;

-прививать любовь к родному краю;

- воспитывать  интерес к  чтению, путешествиям;

-формировать культуру  организации досуга.

 

-4-

 

 

3.Образовательные результаты.

 

  1. Усвоение знаний по экологии,  истории, литературе, культуре, архитектуре родного края.
  2. Творческое применение полученных знаний в практической деятельности.
  3. Владение навыками исследовательской, литературной , организаторской работы.
  4. Владение навыками культуры общения.
  5. Положительная учебная и трудовая  мотивация.

 

4.Обоснование целей.

Вывод о важности поставленных целей базируется на данных психолого-педагогического анкетирования и тестирования, проведённого автором в периоды с 1985 по 1990 г.г., с 1992 по 2010 г.г. в  государственных и негосударственных образовательных учреждениях  Санкт-Петербурга ( Ленинграда) и Ленинградской области и  подтверждёнными экспериментальными данными роста познавательной активности, развития речи, памяти, внимания, стрессоустойчивости, эмоционально-волевой сферы, культуры поведения в  экспериментальных группах; на материалах научных исследований профессора  СПб АППО Л.М. Ванюшкиной ( кафедра культурологии), научных сотрудников СПб АППО Л.В. Махинько, Л.Г. Панфиловой, С.Н. Ермолаевой; профессора С.А. Черняевой и к.п.н. В. Новосёлова ( кафедра психологии), к.п.н. И.В. Андреевой ( кафедра валеологии); профессора кафедры физического воспитания РГПУ им. А.И. Герцена С.О. Филипповой; к.п.н. кафедры психологии РГПУ М.Я. Дворецкой.

 

5. Вывод о возможности  реализации поставленных целей основывается на результатах педагогическойпрактики и эксперимента.

Анализ педагогического опыта и апробация Программы  проводились на базе учреждений:

-специальная школа № 5 Смольнинского района г. Ленинграда ( VIIIвид) –

 1985-90 г.г.;

-школа-интернат для детей-сирот №13 Приморского района г. Санкт-Петербурга – 1990-1991 г.г.;

-детский дом №53 Выборгского района Санкт-Петербурга- 1980-1998г.г., 2004г;

-ТКО « ИНТЕРТАЙМС» ( МП « Ленинградский филиал», ТОО « Фирма

« Радоница») - 1991-1998 г.г.;

-СКОУ № 18 Центрального района Санкт-Петербурга (VIII вида)– 1999-2002г.г., 2007-2009 г.г.

-Школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга(VIIвида) -2002-2004г.г.

-5-

- МОУ « ООШ п. Стеклянный» Всеволожского района Ленинградской области  и ДДЮТ г. Всеволожска– 2004-2007г.г.

-МОУ « Всеволожская вечерняя (сменная) общеобразовательная  школа №2 д. Вартемяги» -2005-2007 г.г.

-Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции КО Всеволожского района Ленинградской области – 2005-2007г.г.

-МОУ « Лесновская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области – 2006- 2010 г.г.

-МУ « СДК Васкелово» - 2005-2010г.г.

-Всероссийская комплексная детская экологическая экспедиция

« Живая Вода»- 2005-2009 г.г.

 

6. Продолжительность обучения

Продолжительность обучения- 3-4 года.

 

7.Основные условия реализации целей.

Важное значение имеют практические методы и методы проблемного обучения.

1.Теоретическое занятие – 1раз в неделю  ( 1 час).

2. Походы выходного дня – 1 раз в четверть ( 6 часов).

3. Репетиции-1 раз в неделю ( 2 часа).

4. Спектакль – 1 раз в год  ( 1 час).

5. Литературная гостиная – 1 раз в год ( 2 часа).

6. Практикум – 2 часа в неделю.

7. Экологическая экспедиция – 1 раз в год.

 

8. Возможности для продолжения образования.

Продолжить образование по данной программе  можно в кружках и секциях туристско-краеведческого  и  литературно-театрального направлений  Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных ( Аничков Дворец), ДДЮТ г. Всеволожска. Среднее профессиональное образование возможно получить в колледжах туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга, в Государственном Университете Сервиса и Экономики, в НОУ « Балтийская Академия Туризма и Предпринимательства», в Государственном Университете ( факультеты журналистики, филологический, иностранных языков), в РГПУ им. А.И. Герцена 

( факультеты иностранных языков, физической культуры).

Широкие возможности для продолжения  обучения предоставляет Закон о семейном образовании.

 

 

 

 

9. Основные условия реализации целей.

 

Реализация поставленных целей возможна при организации кружковых занятий продолжительностью от 1 часа до 2-х часов и периодичностью 1-2  раза в неделю.

 

Формы работы:

-урок,  теоретическое занятие;

-практическое занятие;

-экскурсия;

-поход;

- участие в исторической реконструкции;

-праздник, концерт, фестиваль;

-музейное занятие;

-подготовка к выставке и её оформление;

- конкурсное движение;

-организация экспедиции;

-ученическая научно-практическая конференция;

-работа дискуссионного клуба; Круглый стол;

-подготовка презентации;

- деловая игра,  коммуникативный тренинг;

-пресс-клуб.

 

 

Учебно-методическая и материальная база.

-тетрадь, ручка;

-альбом для рисования;

-папка для гербария;

-фотоаппарат;

-палатка, спальный мешок;

-тёплая одежда: свитер, шерстяные носки;

-спортивная одежда: спортивный костюм, футболки; бельё;

- спортивная обувь;

- летняя обувь;

-резиновые сапоги;

-гигиенические принадлежности;

-полотенца, купальные принадлежности.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»