Бушина Татьяна Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
Методическая разработка
«Основы формирования и развития гармонического слуха»
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«На Васильевском»
г. Санкт-Петербург
2008г
Данная методическая разработка предназначена для работы в группах пятилетнего музыкального образования.
Гармонический слух, как и мелодический, является одним из компонентов музыкального слуха и любая форма их проявления связана непосредственно с функционированием внутреннего слуха. Гармонический слух – это, прежде всего, способность мысленного представления в центрах слуха звучания многоголосного сочинения гармонического или полифонического склада.
Гармонический слух можно развить у любого ребенка. Однако при самой тщательной работе педагога у разных учащихся результат будет все же неодинаков. Степень развитости как гармонического, так и мелодического слуха является одним из признаков. Характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих пригодность их к последующей профессиональной деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической.
Внутренний мелодический слух развивается сравнительно быстро и обычно имеется у всех занимающихся музыкой. Внутренний гармонический слух развивается медленно. Возможности его воспитания ограничиваются лишь умением мысленно представить по нотному тексту или по памяти звучание какого-либо ранее слышанного многоголосного произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства от педагога и учащихся.
Возможность и умение осознанно использовать гармонические средства в различных заданиях, слышать и анализировать смену гармонии в музыкальных фрагментах придает учащимся уверенность в своих творческих силах, развивает инициативу и самостоятельность мышления.
Основным условием успешного развития гармонического слухового восприятия является систематичность и последовательность работы, постепенное усложнение от простого к сложному. Необходимо создать на занятии такие рабочие условия, при которых учащиеся чувствовали бы себя комфортно, свободно оперируя знакомыми гармоническими средствами. И что наиболее важно - то постоянная гармоническая основа, сопровождающая основные формы работы на уроке сольфеджио:
1.Ладоинтонационная работа– интонирование гамм, попевок на определенную тему, интервалов, аккордов, секвенций.
2.Сольфеджирование– домашних упражнений, с листа незнакомых мелодий. Несложных песен, романсов.
3.Метроритмические упражнения– исполнение ритмического рисунка инструментами шумового оркестра, проработка ритмических сложностей исполняя интервальные и аккордовые цепочки.
4.Игра на инструменте– в оригинале или транспорте диктантов, упражнений, секвенций, аккордовых цифровок с гармонической поддержкой педагога.
5.Слуховой анализ- определение на слух интервалов, аккордов, аккордовых последовательностей. Анализ музыкальных фрагментов на слух.
6.Музыкальный диктант– устный, письменный, с разбором и без предварительного анализа.
Наиболее наглядное представление о музыкальной системе и звукоряде дает фортепиано. Учащимся в той или иной мере владеющим фортепиано, гораздо легче осваивать определенные упражнения по развитию гармонических навыков в силу того, что вся слуховая работа в классе связана именно с этим инструментом. Учащимся, занимающимся на других инструментах необходимо выполнять задания на своем инструменте, что позволит более глубоко и осознанно использовать знания, полученные на уроках сольфеджио.
Начинать работу над гармоническим слухом необходимо с первого класса. На данном этапе основную нагрузку несет педагог – именно в этот период создается прочный слуховой фундамент, который является хорошей базой для логического узнавания и восприятия любого интонационного и гармонического материала.
При изучении лада, а в особенности интервалов и аккордов, образное восприятие созвучий, заострение внимания детей на их эмоциональной окраске позволяет сформировать стойкую память, «рефлекс» на интервал, аккорд, гармонический оборот. Ребенок должен постепенно накапливать «словарь» гармонических моделей, они должны закрепляться в разных вариантах и комбинациях.
Работа по закреплению старых гармонических моделей должна идти одновременно с освоением новых. Сначала гармоническая модель дается в чистом виде ( это построение интервалов, созвучий, их интонирование, определение на слух, игра на инструменте), затем она прорабатывается в контексте музыкального фрагмента, пьесы.
Гармонические упражнения, которые нужно не только интонировать, но и играть, слушать, являются важной частью развития музыкального слуха. Они применяются как вспомогательные средства для тренировки учащихся в воспроизведении элементов музыкальной ткани. Эти упражнения и задания должны точно отвечать избранной теме, и быть, как бы квинтесенцией того элемента, которому они посвящены. В музыкальном произведении различные гармонические модели могут быть тесно связаны между собой, либо наоборот, могут встретиться один-два раза. В специальном же упражнении каждые элемент оказывается вычлененным и данное упражнение посвящено только ему.
При исполнении гармонического упражнения на инструменте или определении на слух метроритм должен быть простым и ясным. Позже, по мере усвоения темы ритмическая основа может усложняться. Упражнения не должны заучиваться автоматически. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны учащимся. Н о эти упражнения не должны превращаться в самоцель, быть лишь вспомогательным средством для таких форм работы как слуховой анализ, музицирование, творческие задания.
Значение гармонического слуха велико, ибо пение, запись, подбор мелодий, опирающихся на централизованную мажоро-минорную гармоническую систему, неизбежно предполагает ощущение гармонического подтекста.
Основной задачей педагогов- теоретиков является создание для каждой группы определенного комплекса заданий, упражнений и условий для их выполнения каждым учеником. Т.о опыт работы с гармоническими моделями расширяет слуховой кругозор учащихся, а непосредственная связь теории с практикой дает возможность оценить значение курса сольфеджио в целом: это и воспитание навыков музицирования, сочинение пусть незатейливых творений, активное слушание музыки.
I год обучения
1.Ладоинтонационное воспитание.
- пение интонационных упражнений: устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, опевание, цепочки ступеней в ладу до двух ключевых знаков,Т53 в шести положениях
- сольфеджирование выученных мелодий, диктантов
- интонирование интервалов
Все описанные задания в классе прорабатываются с гармонической поддержкой фортепиано. В более подвинутых группах учащиеся могут использовать собственный аккомпанемент - выдержанная квинта, трезвучия главных ступеней.
2.Метроритмическое воспитание
исполнение двухголосных ритмических упражнений, используя диссонирующие и консонирующие интервалы. Возможны два варианта исполнения: игра интервалов в ритме одним учащимся; игра интервалов, звуки которого записаны в разном ритме – дуэтом или двумя группами учащихся
исполнение ритмического рисунка, используя трезвучия главных ступеней
3.Слуховой анализ
- определение на слух консонансов и диссонансов, используя образные эмоциональные характеристики( интервалы изучаются без фиксации точной тоновой величины
- определение на слух трезвучий. Данное задание можно назвать «Времена года»- каждому трезвучию соответствует определенное время года и определенный цвет
Прослушивая музыкальные пьесы, фрагменты и анализируя их, учащиеся должны четко представлять себе выразительную нагрузку каждого гармонического элемента в создании конкретного образа, что дает возможность впоследствии использовать данные элементы в самостоятельных творческих заданиях. При прослушивании знакомые гармонические созвучия можно отмечать хлопком в ладоши или каким –либо ударным инструментом.
4. Игра на инструменте
Это одна из интересных форм работы, где учащиеся начинают пробовать свои силы как исполнители
- использование гармонических интервалов в аккомпанементе к выученным мелодиям, диктантам( чаще это квинта, выдержанная в басу). Могут использоваться квинты на других ступенях –IV,V,VI.
- упражнения на «блуждающий бурдон»
- игра интервальных диатонических секвенций( в основном в терцию)
- игра трезвучий в пройденных тональностях, на каждой ступени лада в заданном ритме, одновременно пропевая какой-нибудь из голосов и определяя на слух, какие они - мажорные или минорные.
II год обучения
1Ладоинтонационное воспитание
Изучение параллельного лада расширяет слуховой кругозор. Продолжается работа над интонированием интервалов( в двухголосии движение голосов косвенное, параллельное), трезвучий, гамм( в параллельную терцию) с гармонической поддержкой педагога. Начало работы над двухголосием - один голос поем, другой играем. Т.о учащиеся исполняют простейшие диатонические секвенции.
2.Метроритмическое воспитание
Размеры 2/4 3/4 4/4, четверть сточкой и восьмая
- исполнение интервальных цифровок в заданном ритме
- исполнение ритмического рисунка, используя пройденные аккорды, трезвучия главных ступеней, обращения тонического трезвучия
- исполнение партии одного из инструментов в партитуре шумового оркестра
3. Слуховой анализ
- определение на слух всех простых интервалов как в мелодическом, так и в гармоническом виде
- определение на слух трезвучий, обращений мажорного и минорного трезвучий по карточкам(например: Б53-красный, М53 - синий)
- при прослушивании музыкальных фрагментов определять плагальные и автентические обороты
4.Игра на инструменте
- игра плагальных, автентических, полных гармонических оборотов во всех пройденных тональностях, использую разнообразную фактуру
- мелодии, которые ранее гармонизовали интервалами, теперь можно играть с другим сопровождением, используя главные трезвучия и их обращения
- игра диатонических интервальных секвенций
III год обучения
1.Ладоинтонационное воспитание
- пение гамм в терцию, гармонических интервалов на два голоса, пение гаммы каноном – один голос - играем, другой - поем
- пение аккордов и гармонических оборотов ( один из голосов пропевается на фоне полного аккорда, который звучит на ритмической основе), в том числе трезвучий побочных ступеней
2.Метроритмическое воспитание
Размеры 3/8, 6/8 , четверть с точкой и шестнадцатая.
· игра интервальных цепочек с транспонированием
· игра гармонических оборотов в заданном ритме
· исполнение партии шумового оркестра
3. Слуховой анализ
- определение на слух гармонических интервалов, цепочек интервалов в небольших двухголосных фрагментах
- определение на слух трезвучий, обращений трезвучий, аккордовых соотношений в параллельно- переменном ладу при прослушивании музыкальных фрагментов
4. Игра на инструменте
- игра 2-х и 3-х голосных секвенций ( как диатонических, так и модулирующих, возможно, по родственным тональностям
- игра гармонических оборотов
- подбор аккомпанемента к выученным упражнениям, диктантам с использованием выученных аккордов и варьируя фактуру.
IV год обучения
1.Ладоинтонационная работа
· пение гамм параллельными в терцию, сексту, включая гармонический мажор, пение гармонических интервалов с разрешением – тритонов, характерных интервалов
· пение аккордов, включая Д7 с обращениями и с разрешением в ладу и от звука
· пение кадансов, гармонических оборотов, включая трезвучия побочных ступеней
В подвинутых группах один голос можно пропевать, а остальные голоса играть на инструменте.В классе гармонические обороты пропеваются 3-х 4-х голосно.
2.Метроритмическое воспитание
Все задания по метроритму усложняются введением новых ритмических фигур: синкопа, триоль, четверть с точкой и две шестнадцатые.
3.Слуховой анализ.
- определять и отмечать знаком (ударом карандаша по столу один определенный интервал, выделяя его слухом из цепочки звучащих друг за другом интервалов(включая тритоны и характерные интервалы)
- определять интервалы и аккорды в гармоническом виде в ладу
- определять на слух гармонические цифровки в 3-х и 4-х голосном изложении
- прослушивание музыкальных фрагментов, небольших пьес, выявление знакомых гармонических средств
3. Игра на инструменте
Перед подробным изучением Д7 необходимо ознакомить учащихся с различными видами септаккордов и использовать их в основном в игре специальных упражнений и в аккомпанементе.
- игра септаккордов на всех ступенях изучаемых тональностей, можнол в заданном ритме
- игра аккордовых секвенций с Д7 и его обращениями по квинтовому кругу, по родственным тональностям
- игра гармонических цифровок с использованием Д7 обращениями, септккордов главных и побочных ступеней, побочных ступеней
- использование данных аккордов в подборе аккомпанемента
V год обучения
1Ладоинтонационная работа
· пение всего пройденного интонационного материала; Д7 с обращениями, II7, МVII7, УмVII7, характерные интервалы в гармоническом виде
· пение секвенций с характерными интервалами двухголосно, аккордовые секвенции – один голос – поем, другие – играем
· продолжение работы над гармоническими цифровками
2.Слуховой анализ
Данная форма работы также дополняется введением новых гармонических элементов: септаккорд IIступени, вводные септаккорды, побочные доминанты. Их следует определять на слух в разных регистрах в заданной тональности, вне лада или в музыкальном произведении. Определять тональность, в которую произошло отклонение, модуляции.
Предложенные задания следует выполнять в нескольких вариантах:
- записать нотами и принятыми обозначениями интервалы с разрешением
- записать последовательность интервалов
- определить интервалы по разрешению вне лада, записать цифровыми обозначениями
- записать последовательность аккордов цифровыми обозначениями
- определять аккорды по разрешению вне лада
3. Игра на инструменте
- игра аккордовых цифровок, включая септаккорды различных ступеней
- игра «золотой» секвенции в фактуре
- игра побочных доминант
- игра аккордовых последовательностей
Литература:
А.Л.Островский «Методика теории музыки и сольфеджио».М. 1992г.
Назайкинский В.А.»Методика преподавания сольфеджио». М. 1987г.
Теплев Б.М. «Психология музыкальных способностей» М.2001г.
Воспитание музыкального слуха. Сб.ст. М.2002.Выв.1,2.