Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бушина Татьяна Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Методическая  разработка

«Основы формирования  и развития гармонического  слуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр творческого  развития и гуманитарного  образования

«На Васильевском»

г. Санкт-Петербург

2008г

Данная методическая  разработка предназначена  для  работы   в группах  пятилетнего музыкального  образования.

Гармонический  слух, как и мелодический, является  одним  из  компонентов музыкального  слуха и  любая форма  их  проявления  связана  непосредственно с функционированием  внутреннего  слуха. Гармонический  слух – это, прежде  всего, способность мысленного  представления  в центрах  слуха  звучания  многоголосного сочинения  гармонического или полифонического  склада.

Гармонический слух можно  развить  у любого  ребенка. Однако при самой тщательной  работе  педагога у разных учащихся  результат  будет все же неодинаков. Степень развитости  как  гармонического, так и мелодического слуха является  одним  из  признаков. Характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих  пригодность их к последующей профессиональной  деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической.

Внутренний  мелодический  слух  развивается  сравнительно  быстро и  обычно имеется  у  всех занимающихся  музыкой. Внутренний  гармонический  слух развивается  медленно. Возможности  его  воспитания ограничиваются  лишь умением  мысленно  представить  по нотному  тексту или  по  памяти  звучание  какого-либо  ранее  слышанного  многоголосного  произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства от педагога и учащихся.

Возможность и умение  осознанно  использовать гармонические  средства в различных  заданиях, слышать и анализировать  смену  гармонии в музыкальных  фрагментах  придает  учащимся  уверенность в своих творческих  силах, развивает  инициативу и самостоятельность  мышления.

Основным  условием успешного  развития гармонического  слухового  восприятия является  систематичность и последовательность работы, постепенное  усложнение  от простого  к  сложному. Необходимо  создать на  занятии такие рабочие  условия, при  которых  учащиеся  чувствовали бы себя комфортно, свободно  оперируя знакомыми  гармоническими  средствами. И что наиболее важно - то постоянная гармоническая  основа, сопровождающая  основные  формы  работы  на  уроке сольфеджио:

1.Ладоинтонационная  работа– интонирование  гамм, попевок  на определенную тему, интервалов, аккордов, секвенций.

2.Сольфеджирование– домашних  упражнений, с  листа незнакомых  мелодий. Несложных  песен, романсов.

 

3.Метроритмические  упражнения– исполнение  ритмического рисунка инструментами   шумового  оркестра, проработка  ритмических сложностей исполняя интервальные  и  аккордовые  цепочки.

4.Игра  на  инструменте– в оригинале  или  транспорте  диктантов, упражнений, секвенций, аккордовых  цифровок с гармонической  поддержкой  педагога.

5.Слуховой анализ-  определение  на слух  интервалов, аккордов, аккордовых  последовательностей. Анализ  музыкальных  фрагментов  на  слух.

6.Музыкальный  диктант– устный, письменный, с  разбором и без  предварительного  анализа.

Наиболее наглядное   представление  о  музыкальной  системе  и  звукоряде дает  фортепиано. Учащимся  в той  или  иной  мере  владеющим фортепиано, гораздо  легче  осваивать  определенные  упражнения  по  развитию  гармонических  навыков  в  силу  того, что  вся  слуховая  работа  в  классе  связана  именно  с  этим  инструментом. Учащимся, занимающимся  на  других  инструментах  необходимо  выполнять  задания  на  своем  инструменте, что  позволит  более  глубоко  и  осознанно  использовать  знания, полученные  на  уроках  сольфеджио.

Начинать  работу  над  гармоническим  слухом  необходимо  с  первого класса. На  данном  этапе  основную  нагрузку  несет  педагог – именно  в этот  период  создается  прочный  слуховой  фундамент, который  является хорошей  базой для  логического  узнавания  и  восприятия  любого  интонационного  и  гармонического  материала.

При  изучении  лада, а в особенности  интервалов  и  аккордов,  образное  восприятие  созвучий, заострение  внимания  детей  на  их  эмоциональной  окраске  позволяет  сформировать  стойкую  память, «рефлекс»  на  интервал, аккорд, гармонический  оборот. Ребенок  должен  постепенно  накапливать «словарь» гармонических моделей, они  должны закрепляться в разных вариантах и комбинациях.

Работа по закреплению старых  гармонических  моделей должна  идти одновременно  с  освоением новых. Сначала  гармоническая  модель  дается  в  чистом  виде ( это  построение  интервалов, созвучий, их интонирование, определение  на  слух, игра  на  инструменте), затем  она прорабатывается  в  контексте  музыкального  фрагмента, пьесы.

 

Гармонические  упражнения, которые нужно не только  интонировать, но и  играть, слушать, являются важной частью развития  музыкального  слуха. Они  применяются как  вспомогательные  средства для  тренировки  учащихся  в  воспроизведении элементов  музыкальной  ткани. Эти  упражнения и задания  должны  точно  отвечать  избранной  теме, и  быть, как бы квинтесенцией того  элемента, которому  они  посвящены. В музыкальном  произведении различные  гармонические  модели  могут  быть  тесно  связаны  между  собой, либо  наоборот, могут  встретиться  один-два  раза. В специальном  же  упражнении  каждые  элемент  оказывается  вычлененным и  данное  упражнение  посвящено  только  ему.

При  исполнении  гармонического  упражнения на  инструменте  или  определении  на  слух  метроритм  должен  быть  простым  и  ясным. Позже, по  мере  усвоения  темы  ритмическая  основа может  усложняться. Упражнения  не  должны  заучиваться  автоматически. Цель и смысл  каждого  из них должны  быть понятны  учащимся. Н о  эти  упражнения  не  должны превращаться  в  самоцель, быть  лишь  вспомогательным  средством для  таких  форм  работы как  слуховой  анализ, музицирование, творческие  задания.

Значение  гармонического  слуха велико, ибо  пение, запись, подбор  мелодий, опирающихся  на  централизованную  мажоро-минорную  гармоническую  систему, неизбежно предполагает  ощущение  гармонического  подтекста.

Основной  задачей  педагогов- теоретиков является  создание для  каждой группы  определенного  комплекса  заданий, упражнений и условий  для  их выполнения  каждым  учеником. Т.о опыт работы  с  гармоническими  моделями расширяет  слуховой кругозор учащихся, а непосредственная  связь теории с практикой  дает  возможность  оценить значение  курса  сольфеджио  в  целом: это и  воспитание  навыков  музицирования,  сочинение пусть  незатейливых  творений, активное  слушание  музыки.

 

 

I год   обучения

 

1.Ладоинтонационное  воспитание.

  • пение  интонационных  упражнений: устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, опевание, цепочки  ступеней  в  ладу  до  двух  ключевых  знаков,Т53  в  шести  положениях
  • сольфеджирование  выученных  мелодий, диктантов
  • интонирование  интервалов

Все  описанные  задания  в классе  прорабатываются  с  гармонической  поддержкой фортепиано. В более подвинутых  группах  учащиеся  могут  использовать  собственный  аккомпанемент - выдержанная  квинта, трезвучия  главных  ступеней.

 2.Метроритмическое  воспитание

          исполнение  двухголосных  ритмических  упражнений, используя                                     диссонирующие  и  консонирующие интервалы. Возможны  два  варианта исполнения: игра  интервалов   в  ритме  одним  учащимся; игра интервалов, звуки  которого  записаны в разном ритме – дуэтом или  двумя группами  учащихся

          исполнение  ритмического  рисунка, используя  трезвучия  главных          ступеней

3.Слуховой  анализ

  • определение  на  слух  консонансов и диссонансов, используя образные  эмоциональные  характеристики( интервалы изучаются без фиксации  точной тоновой  величины
  • определение  на  слух  трезвучий. Данное задание  можно  назвать «Времена  года»- каждому  трезвучию  соответствует определенное  время  года и  определенный  цвет

Прослушивая  музыкальные  пьесы, фрагменты и  анализируя их, учащиеся  должны  четко  представлять себе выразительную  нагрузку каждого гармонического  элемента в создании  конкретного  образа, что  дает  возможность впоследствии  использовать  данные  элементы в самостоятельных  творческих  заданиях. При прослушивании  знакомые гармонические созвучия  можно  отмечать хлопком в ладоши  или  каким –либо  ударным  инструментом.

4. Игра  на  инструменте

Это одна  из  интересных  форм  работы, где  учащиеся  начинают  пробовать свои  силы как исполнители

  • использование  гармонических  интервалов в аккомпанементе к выученным  мелодиям, диктантам( чаще это  квинта, выдержанная в басу). Могут  использоваться  квинты на других ступенях –IV,V,VI.
  • упражнения  на  «блуждающий  бурдон»
  • игра интервальных диатонических  секвенций( в основном  в терцию)
  • игра  трезвучий в пройденных  тональностях, на  каждой  ступени  лада в заданном  ритме, одновременно  пропевая  какой-нибудь из голосов и определяя на  слух, какие они - мажорные или минорные.

 

II  год  обучения

1Ладоинтонационное  воспитание

Изучение  параллельного  лада расширяет слуховой кругозор. Продолжается  работа  над интонированием интервалов( в двухголосии  движение  голосов косвенное, параллельное), трезвучий, гамм( в параллельную  терцию) с гармонической  поддержкой педагога. Начало работы  над  двухголосием  -  один голос поем, другой  играем. Т.о учащиеся  исполняют простейшие  диатонические  секвенции.

 

2.Метроритмическое  воспитание

Размеры  2/4  3/4  4/4, четверть  сточкой и восьмая

  • исполнение  интервальных  цифровок  в заданном  ритме
  • исполнение  ритмического рисунка, используя пройденные  аккорды, трезвучия  главных  ступеней, обращения  тонического  трезвучия
  • исполнение  партии одного из инструментов  в партитуре шумового  оркестра

3. Слуховой  анализ

  • определение  на  слух  всех простых  интервалов как в мелодическом, так и в гармоническом виде
  • определение  на  слух  трезвучий, обращений  мажорного  и минорного трезвучий по  карточкам(например: Б53-красный, М53  - синий)
  • при  прослушивании музыкальных  фрагментов  определять  плагальные и автентические  обороты

4.Игра на инструменте

  • игра плагальных, автентических, полных гармонических оборотов во всех пройденных тональностях, использую разнообразную фактуру
  • мелодии, которые ранее гармонизовали интервалами, теперь можно играть с другим  сопровождением, используя главные трезвучия и их обращения
  • игра  диатонических интервальных секвенций

 

III   год   обучения

 

1.Ладоинтонационное  воспитание

  • пение  гамм в терцию, гармонических  интервалов на  два  голоса, пение гаммы  каноном – один голос - играем, другой -  поем
  • пение  аккордов и гармонических  оборотов  ( один из голосов  пропевается  на  фоне  полного аккорда, который  звучит  на  ритмической  основе), в том  числе трезвучий  побочных ступеней

2.Метроритмическое  воспитание

Размеры  3/8,  6/8 ,  четверть  с  точкой и шестнадцатая.

·        игра  интервальных  цепочек  с  транспонированием

·        игра гармонических  оборотов в заданном  ритме

·        исполнение партии шумового  оркестра

3. Слуховой  анализ

  • определение  на  слух гармонических  интервалов, цепочек  интервалов в небольших  двухголосных  фрагментах
  • определение  на  слух  трезвучий, обращений  трезвучий, аккордовых  соотношений в параллельно- переменном  ладу при  прослушивании музыкальных  фрагментов

4. Игра  на  инструменте

  • игра  2-х и  3-х  голосных  секвенций ( как  диатонических, так и модулирующих, возможно, по родственным тональностям
  • игра  гармонических  оборотов
  • подбор  аккомпанемента к выученным  упражнениям, диктантам с использованием выученных  аккордов и  варьируя  фактуру.

 

IV   год   обучения

 

1.Ладоинтонационная  работа

·        пение  гамм  параллельными   в  терцию, сексту, включая  гармонический  мажор, пение  гармонических  интервалов с разрешением – тритонов, характерных  интервалов

·        пение  аккордов, включая  Д7 с обращениями и  с разрешением в ладу  и  от  звука

·        пение  кадансов, гармонических  оборотов, включая трезвучия  побочных  ступеней

В подвинутых  группах  один  голос  можно  пропевать, а остальные  голоса  играть  на  инструменте.В классе  гармонические  обороты  пропеваются  3-х 4-х голосно.

2.Метроритмическое  воспитание

Все  задания  по  метроритму  усложняются  введением  новых  ритмических  фигур: синкопа, триоль, четверть  с точкой и две  шестнадцатые.

3.Слуховой  анализ.

  • определять  и  отмечать  знаком  (ударом  карандаша  по столу  один  определенный  интервал, выделяя его  слухом  из  цепочки звучащих  друг  за  другом  интервалов(включая  тритоны и  характерные  интервалы)
  • определять интервалы и аккорды  в  гармоническом  виде в ладу
  • определять на слух гармонические  цифровки  в 3-х  и 4-х голосном изложении
  • прослушивание  музыкальных  фрагментов, небольших  пьес, выявление  знакомых гармонических средств

3. Игра  на инструменте

Перед подробным  изучением Д7 необходимо  ознакомить учащихся с различными  видами  септаккордов и  использовать их  в основном в игре специальных  упражнений и в аккомпанементе.

  • игра  септаккордов на всех  ступенях изучаемых  тональностей, можнол в заданном  ритме
  • игра аккордовых  секвенций с Д7 и его обращениями по квинтовому  кругу, по  родственным  тональностям
  • игра гармонических  цифровок с использованием Д7 обращениями, септккордов главных и побочных  ступеней, побочных  ступеней
  • использование  данных  аккордов  в  подборе  аккомпанемента

 

V   год   обучения

 

1Ладоинтонационная  работа

·        пение  всего  пройденного  интонационного  материала; Д7 с обращениями, II7, МVII7, УмVII7, характерные  интервалы в  гармоническом  виде

·        пение  секвенций с  характерными  интервалами двухголосно, аккордовые секвенции – один  голос – поем, другие – играем

·        продолжение работы  над  гармоническими цифровками

 

2.Слуховой  анализ

Данная форма  работы  также  дополняется  введением  новых  гармонических  элементов: септаккорд  IIступени, вводные  септаккорды, побочные  доминанты. Их  следует  определять на  слух  в разных  регистрах в заданной  тональности, вне  лада  или  в  музыкальном  произведении. Определять  тональность, в которую  произошло  отклонение, модуляции.

Предложенные  задания  следует  выполнять  в  нескольких  вариантах:

  • записать нотами и принятыми  обозначениями интервалы с разрешением
  • записать последовательность  интервалов
  • определить интервалы по разрешению вне  лада, записать  цифровыми  обозначениями
  • записать последовательность  аккордов цифровыми  обозначениями
  • определять аккорды по разрешению вне  лада

3. Игра  на  инструменте

  • игра аккордовых цифровок, включая септаккорды  различных ступеней
  • игра «золотой» секвенции в фактуре
  • игра побочных  доминант
  • игра аккордовых последовательностей

 

 

Литература:

А.Л.Островский «Методика  теории музыки и сольфеджио».М. 1992г.

Назайкинский В.А.»Методика преподавания  сольфеджио». М. 1987г.

Теплев Б.М. «Психология  музыкальных  способностей» М.2001г.

Воспитание  музыкального  слуха.  Сб.ст. М.2002.Выв.1,2.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»