Методическая разработка
Методические рекомендации по составлению
учебно-методического комплекса к дополнительной
общеобразовательной программе
Зернова Надежда Леонидовна,
методист ГБОУ
«Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга
методист ГБОУ
«Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга
Содержание.
1. | Введение | 3 |
2. | Педагогический процесс, образовательная программа и учебно-методический комплекс. | 7 |
3. | Проектирование УМК. | 11 |
4. | Значимость УМК. | 15 |
5. | Заключение. | 18 |
6. | Список литературы | 20 |
7. | Приложения: | |
Приложение 1. Нормативные документы. | 22 | |
Приложение 2. Этапы разработки УМК. УМК «уровни». | 23 | |
Приложение 3. Памятка педагогу дополнительного образования «Учебно–методический комплекс к дополнительной общеобразовательной программе» | 24 | |
Приложение 4. Глоссарий. | 28 |
Введение.
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального и творческого потенциала становятся достаточно востребованным ресурсом и важнейшим фактором успешного развития личности, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Как считает В.А. Болотов (Научный руководитель центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"), «оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»
Поиск путей обеспечения высокого качества образования - один из способов реагирования общества на современную социальную ситуацию и одновременно способ изменения этой ситуации, воздействия на нее не только в настоящем, но и в будущем.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
Новые социокультурные потребности общества требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего в учреждениях дополнительного образования детей, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами.
Среди приоритетных задач при решении проблем качества в системе дополнительного образования можно выделить следующие: изучение и оценка целей, задач и содержания дополнительных общеобразовательных программ; оценка качества учебных пособий, дидактических и технических средств; оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания; оценка современных педагогических технологий обучения и воспитания; обновление материально-методического обеспечения образовательного процесса.
Основную часть решения этой задачи, а именно, методического обеспечения, придется решать непосредственно педагогам и методическим службам учреждений дополнительного образования. Соответственно, необходимо создание нового поколения дополнительных образовательных программ, пособий, учебно-методических комплексов, а также аудиовизуальных, компьютерных материалов, отвечающих всем современным требованиям.
Цель данной работы заключается в том, чтобы привлечь педагогов к разработке учебно-методических комплексов с целью системно-методического обеспечения процесса дополнительного образования детей для повышения качества образовательного процесса, а так же повышения своего уровня профессионального мастерства и компетентности, и предложить рекомендации по разработке и составлению учебно-методического комплекса к дополнительным общеобразовательным программам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Собрать информацию о понятии учебно-методический комплекс, его роли в образовательном процессе и дополнительной образовательной программе.
- Изучить различные подходы к созданию учебно-методических комплексов в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Санкт - Петербурга.
- Сделать анализ учебно-методических комплексов к дополнительным общеобразовательным программам в своем учреждении.
- Проанализировать и систематизировать полученные знания о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.
- Разработать рекомендаций для создания УМК.
- Создать глоссарий к УМК.
Для решения первой задачи потребовалось ознакомиться с нормативно-правовой базой (приложение 1), методической литературой (см. список литературы), методическими рекомендациями специалистов высшей категории по составлению и разработке УМК в учреждениях дополнительного образования города, проанализировала УМК образовательных программ своего учреждения.
Для решения второй задачи посетила учреждения дополнительного образования в разных районах города (Центральном, Калининском, Выборгском, Невском), Петербургский образовательный форум 2016, круглый стол «Дополнительное образование и внеурочная деятельность: конфликт интересов или комплексный подход в условиях перехода на ФГОС», II районный фестиваль педагогического мастерства Выборгского района, научно-практическую конференцию «Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы и перспективы».
Для решения третьей задачи были проанализированы учебно-методические комплексы к программам художественной направленности и проводились обсуждения с педагогами.
Для решения четвертой и пятой задач проанализированы разные варианты и подходы к созданию УМК и выбран вариант, по которому предлагается работать с педагогами дополнительного образования своего учреждения.
При решении последней задачи, для оптимизации работы с педагогами, составлен алфавитный список понятий с некоторыми пояснениями, который встретится педагогам в рекомендациях.
Педагогический процесс, образовательная программа и учебно-методический комплекс.
Естественно, каждый педагог хотел бы, чтобы его деятельность была успешной и приводила к поставленным целям. Однако, всем это удается в разной степени. Почему это происходит? Чем отличается деятельность одного педагога от другого? Отвечая на эти вопросы, мы исходим из того, что для успешной деятельности педагогу важно понимать сущность педагогического процесса, представлять его как общий алгоритм или программу действий.
Существуют разные подходы в описании педагогического процесса, но в целом их объединяет одна общая мысль - они рассматривают данный процесс как целостную динамическую систему.
В учебной и научной педагогической литературе понятия «педагогический процесс» и «образовательный процесс» находятся в такой тесной взаимосвязи, что их нередко рассматривают как синонимы. Поэтому договоримся рассматривать образовательный процесс как единый целостный процесс обучения, воспитания и развития личности (А.П. Тряпицына).
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (Сластенин В.А.).
Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.
Педагогический процесс - это не просто сумма, набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность педагога в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся.
Педагогический процесс – система, в которой воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогический процесс характеризуется определенной структурой. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Знание педагогом структуры помогает ему анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, т.е педагогический процесс как деятельная система находится в постоянном развитии.
Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования, то есть требует от педагога переосмысления своей деятельности, поиска ответов на вопросы: Зачем? Что? Как? Зачем нужна дополнительная общеобразовательная программа? Что конкретно должен сделать педагог, чтобы ее спроектировать? Как организовать свою деятельность, чтобы категория «личностно-ориентированный подход» стала практически и эффективно наполненной? Какие реальные шаги надо сделать, чтобы достигнуть планируемых результатов?
Основным инструментом организации педагогического процесса и способом осуществления замысла для педагога дополнительного образования является дополнительная общеобразовательная программа .По мнению А.П. Тряпицыной, «смысл (целевое назначение) образовательной программы заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута». Таким образом, образовательная программа является своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта, этой программой гарантированного. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности и потребности.
Модель программы включает в себя три части: «Зачем» (цели), «Что» (логически структурированное содержание учебного материала) и «Как» модель (перевода задуманного в конкретные действия, то есть технология обучения). Для нашей работы существенный интерес представляет блок «Как», поскольку он предполагает программу взаимодействия педагога и учащихся, выбор методов и форм организации обучения, средств, которые помогут сделать обучение эффективным, достигнуть планируемых результатов и определить уровень и степень их достижения, выполнение, корректировку в организации дальнейшего процесса.
Планирование является составной частью профессиональной деятельности педагога, неотъемлемым элементом научной организации педагогического труда.
Научная организация труда (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда (Большой энциклопедический словарь.). НОТ обеспечивает высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил.
В соответствии с характеристикой научной организации педагогического труда (НОПТ), предлагаемой И.П. Раченко и Е.С. Рапацевичем, НОПТ - это комплекс рассчитанных действий на основе целостного подхода к педагогической деятельности для обеспечения наивысшей эффективности обучения и воспитания при наилучшем использовании времени, сил и средств всех участников педагогического процесса.
Проектом системного описания учебно-воспитательного процесса, который реализуется педагогом на практике, является учебно-методический комплекс.
Применительно к системе дополнительного образования можно взять следующие определения учебно-методического комплекса:
Учебно-методический комплекс - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации основных и дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
Учебно-методический комплекс – совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Исходя из вышеперечисленных определений, попробуем поговорить о полном комплексе, который может быть выстроен педагогом дополнительного образования, и предложим свои рекомендации по проектированию и отбору содержания УМК.
Проектирование УМК.
Учебно-методический комплекс (УМК) разрабатывается отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (сектор, студия, клуб) и вида образовательной программы, на основании нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации и комитета по образованию г. Санкт-Петербурга.
УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса, а также должен учитывать все достижения современной педагогической науки, и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная программа.
Всю совокупность остальных компонентов УМК можно разбить на три составляющих:
• учебные и методические пособия для педагога и учащихся;
• систему средств обучения, в том числе включающую средства новых информационных технологий обучения;
• систему средств научной организации труда педагога и учащихся.
Охарактеризуем каждый из них по порядку.
Современное обучение немыслимо без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т. п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеопленки, аудитивные носители и т.п.), так и на традиционных (печатные материалы). Это составляет первый модуль УМК - модуль учебных и методических пособий.
Второй модуль – систему средств обучения составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания программного материала.
Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить на традиционные и современные.
К традиционным относят печатные пособия - таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. Использование этих средств обогащает учебный процесс следующими возможностями:
• обеспечением разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением или без него;
• выбором в любой последовательности из базы данных необходимой на данном этапе аудиовизуальной информации;
• контаминацией (смешение, перестановка информации), включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликации со звуковым сопровождением и без него.
Естественно, что использование систем мультимедиа предполагает принципиально новый уровень организации образовательного процесса в среде, обеспечивающей применение новых информационных технологий. Однако в УМК пока сохраняются традиционные средства подачи учебной информации.
Третий модуль - систему средств научной организации труда педагога и учащихся можно представить в виде материалов по трем направлениям:
- материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
- материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел);
- картотеки отдельных фактов педагогического опыта и картотеки, содержащие подробную разработку действий педагога и учащихся. Создание такой картотеки – дело, требующее изучения и анализа различных информационных источников, новейших научных данных. Однако эта работа окупается тем, что позволяет педагогу постоянно совершенствовать качество проводимых занятий, делать их более содержательными и результативными.
Проектирование и создание УМК не является самоцелью. Это дело трудоемкое, творческое, длительное.
На начальном этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития учащихся, характер и объем информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на информационные компоненты и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе (назовем его этапом становления) педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития учащихся, разработке анкет, опросников, памяток для учащихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создает учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку учащемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном самоопределении. Возможно создание аудиовизуального комплекса.
Целесообразно рассматривать УМК как гибкое, отвечающее времени образование, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов.
Каждый педагог должен подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.
При разработке УМК так же можно посоветовать педагогу учитывать различные «уровни» разработки (пойти от частного к общему):
1-й уровень – УМК отдельно взятого занятия;
2-ой уровень – УМК к разделу дополнительной общеобразовательной программы;
3-й уровень – УМК дополнительной общеобразовательной программы.
В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессионального росту. Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большого удовлетворения от работы.
Изучив совместный опыт работы методистов и педагогов городских учреждений дополнительного образования по созданию УМК к образовательным программам, разнообразие подходов к его структуре и используя опыт педагогов и нормативные документы своего образовательного учреждения, я предлагаю педагогам использовать систему создания УМК к своей программе приведенную в Приложении 3. Для расшифровки основных понятий предлагаю использовать приведенный в Приложении 4 глоссарий (Глоссарий – (от лат. glossarium - «собрание» gloss) толковый словарь устарелых и малопонятных слов к какому-нибудь тексту, преим. древнему (филол.). Глоссарий — это также список часто используемых выражений. В педагогической науке понятие педагогический глоссарий определяется как словарь терминов или терминологических сочетаний, установившихся в педагогической науке. Глоссарий включает и те общественно-философские понятия, которыми оперируют программные правительственные документы.).
Значимость УМК.
Акцентирование внимания педагогов на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.
Назовем ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса, «плюсами» УМК, позволяющими педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.
Первый «плюс» - УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. По сути, такая деятельность, основанная на использовании широких возможностей системы дополнительного образования для реализации профильного обучения школьников, подготовки ребят к исследовательской деятельности, социальному проектированию, освоению информационных технологий, позволяет педагогу шагать в ногу со временем, активно участвовать в реализации идей модернизации российского образования.
Второй «плюс» - УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда. Действительно, УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом, УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени обучающихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.
Третий «плюс» - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свою компетентность. Мышление педагога, работающего над созданием УМК, перестает быть потребительским и исполнительским, поскольку свою педагогическую деятельность ему приходится рассматривать не с точки зрения «Что?», а с точки зрения «Как?». Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.
Четвертый «плюс» - УМК способствует творческой самореализации педагога. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию. Это выход на новый уровень профессионализма, который проявляется в развитии творческих сторон труда педагога, совершенствовании педагогического мастерства, его творческом самовыражении.
Пятый «плюс» - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора. Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося. Таким образом, УМК открывает перед педагогом возможности предоставления учащемуся реального выбора индивидуального образовательного маршрута, способствующего его самоопределению и самореализации.
Шестой «плюс» - обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности. Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.
Возможно, эти доводы позволят педагогу дополнительного образования по-новому взглянуть на свою работу и действительно осознать, что в контексте реализации идей модернизации российского образования учебно-методический комплекс (УМК) является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.
Заключение.
Познакомившись с опытом специалистов теоретиков и практиков при создании УМК к дополнительным общеобразовательным программам можно утверждать, что педагог, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру своих воспитанников.
Разработка программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, и УМК в частности, является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Именно в УМК каждый педагог-практик может задать стандарты содержания и качества образования воспитанников и технологию определения результатов образования.
Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда УМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей дополнительного образования детей позволили бы:
- сделать интересный опыт педагогов действительно понятным и доступным для реализации;
- познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДО;
- предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.
- педагоги, начинающие работать в системе ДО (для них УМК может выполнять роль условной примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);
- педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному УМК сферам деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки УМК, прежде всего, учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности).
Таким образом, для достижения основных целей дополнительного образования, обозначенных в Законе об образовании и Концепции развития дополнительного образования (обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования), в настоящее время необходимым условием ставится: обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества.
Поэтому совместная работа методических служб и педагогов по созданию современных учебно-методических комплексов должна стать приоритетной в учреждениях дополнительного образования.
Список литературы
- Н.А. Будаева Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования, Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога», http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2298
- Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.
- Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога // Сборник «Педагогические ориентиры успеха», ГОУ С-ПБ ГДТЮ, 2004
- Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
- Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект – требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4.
- Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
- Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.
- Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.
- Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
- Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
- Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: http://uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc
- Полякова Е.Г., "Критерии определения качества дополнительных общеобразовательных программ. Оценка качества общеобразовательных программ дополнительного образования детей // http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-grigorevna-poljakova/statja-kriteri-opredelenija-kachestva-program-dopolnitelnogo-obrazovanija-detei.html
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3018 (дата обращения: 13.11.2015).
- Шевердина З.А. Учебно –методический комплекс в системе дополнительного образования детей, http://infourok.ru/uchebno-metodicheskiy-komplekt-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-551456.html
- Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
- http://www.scienceforum.ru/2015/808/9015
Приложение 1.
Нормативные документы.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации,
- Концепция развития дополнительного образования детей", от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» , Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010,
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы), Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242,
- Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276,
- Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций дополнительного образования Санкт-Петербурга, Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.08.2013 №1861-р,
- Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых, и др.)
Приложение 2.
Этапы разработки УМК:
1. Подбор и анализ информационного и методического материала.
2. Разработка дополнительной общеобразовательной программы, учебно-тематических планов.
3. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану.
4. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий.
5. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.
6. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
7. Планирование и расстановка точек текущего контроля обучающихся.
8. Апробация и коррекция УМК.
9. Обобщение и создание авторских методических разработок.
10. Создание тематических папок.
11. Оформление