Использование информационных технологий
в дополнительном образовании
(из опыта работы ОДОД лицея № 384)
Лебедева Людмила Геннадиевна
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
учитель информатики, педагог дополнительного образования
Информатизация сферы образования в условиях меняющегося мира, постоянного развития и усложнения технологий имеет фундаментальное значение. Информационные технологии становятся удобным инструментом для освоения других дисциплин. Информатика становится инструментом для решения задач.
О том, что современная система образования находится в стадии существенных преобразований, говорит тот факт, что создаются «условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий» и одним из приоритетов образовательной политики является развитие системы дополнительного образования детей и применения в данной системе информационных технологий.
Сегодня информация воспринимается как важнейший ресурс, наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Процесс переработки ресурсов называют технологией, следовательно, о процессе переработки информации можно говорить как о специфической технологии. Информационные технологии (ИТ далее) – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи первичной информации для получения данных нового качества о состоянии объекта, процесса, явления. Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую и удобную для пользователя информацию.
Инструментами ИТ выступают различные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения, т.е. процесс подготовки и передачи информации обучаемому. В ИТ обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:
· технические средства: компьютерная техника и средства связи;
· программные средства, которые могут быть различного назначения.
Программное средство учебного назначения – это программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили название педагогических программных средств.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств (ППС). По методическому назначению ППС могут выступать:
- компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые оболочки);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- имитационные;
- моделирующие;
- демонстрационные (слайд - или видеофильмы);
- учебно-игровые;
- досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).
Методическими возможностями ИТ считают:
- визуализацию знаний;
- индивидуализацию, дифференциацию обучения;
- возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
- моделирование объектов, процессов и явлений;
- разработку и применение информационных баз данных;
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
- развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
- возможность самоконтроля;
- возможность тренировки и самоподготовки;
- усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);
- формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);
- формирование культуры учебной деятельности;
- формирование информационной культуры;
- экономию учебного времени.
Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса, в чём и помогают ИТ.
Преподаватели ОДОД лицея № 384 в своей работе активно использует доступные ИТ, которые выполняют ряд функций:
- информационную - поскольку обеспечивается доступ к различной информации, в том числе нормативно-правовой, справочной, образовательной и т.д.;
- мотивационную– появление комфортности в обучении, возможности планирования и управления собственной учебной (для учащихся) и профессиональной (для преподавателей) деятельностью;
- образовательную (т.е. повышение квалификации) педагогов.
Информационные технологии применяется в:
1. Организации образовательного процесса:
При обучении педагоги используют smart-доски, компьютеры и т.п.
2. Создание учебно-методического обеспечения:
Все эти разработки способствуют образовательной деятельности обучающихся. Работа в данном направлении в настоящее время находится в стадии разработки.
3. Осуществлении контроля и самоконтроля:
Позволяет осуществлять контроль как за знаниями обучающихся, так и образовательным уровнем педагогов. Такой вид контроля позволяет быстро и радикально обновлять арсенал средств и дополнять его интерактивным взаимодействием, возможностями выбора разноуровнего задания.
4. Дистанционном обучении:
Даёт возможность задействовать в ОДОД детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В качестве наиболее апробированной и доступной формы является дистанционная.
5. Организация работы с одаренными детьми
Осуществляется через организацию проектной и исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурсов.
6. Использование систематизированных баз данных.
- обучающихся;
- детей «группы риска»;
- личных результатов обучающихся и педагогов;
- кадровый состав;
- образовательных программ;
- учебно-методического обеспечения по реализуемым программам;
- воспитательных мероприятий;
- медиатеки.
7. В лицее создана локальной сеть, которая позволяет продуктивно организовать работу сотрудников. Создана система оперативного информирования педагогов по различным вопросам, в т.ч. инноваций и передового опыта, методическая копилка, консультативная помощь и т.п.
8. Использовании информационных технологий в делопроизводстве:
систематизация нормативно-правового обеспечения документооборота;
создание архивных документов.
9. Создание сайтов.
· Сайт ОДОД
· Сайты педагогов (страницы на сайте ОУ)
· Сайты по направлениям кружковой деятельности
Конкретно в нашем в лицее существует и активно работает сайт «Зарница», на котором отражены все события, мероприятии, связанные с деятельностью Военно-спортивного клуба «Зарница»; кроме того, созданы страницы педагогов дополнительного образования на сайте лицея, на которых можно получить подробную информацию о деятельности того или иного кружка, студии, секции. В рамках проектной деятельности мы сейчас работаем над созданием общего сайта ОДОД «Гармония».
ОДОД лицея № 384 создан в 2008 году и работает по следующим направлениям:
· физкультурно-спортивное: «Будь здоров», «Фехтование», Футбол, Лёгкая атлетика, Волейбол, «Спортивное ориентирование», «Спортивное ориентирование», «Фараон», «Туризм»;
· художественно-эстетическая; «Хоровое пение», «В мире музыки», «Эстрадный вокал», Эстрадные танцы, «В мире современного танца», Театральная студия, «Юный художник», «Играем в ансамбле русских народных инструментов», «Изучаем, слушаем, играем музыку с использованием компьютерных технологий»
· научно-техническое: «Компьютерный дизайн и графика», «Логика», «Основы проектной деятельности», «Основы исследовательской деятельности», «Юный Архимед», «Компьютерная анимация»;
· военно-патриотическое: «Юный спасатель», «Основы военно-прикладного мастерства», «Юный следопыт-разведчик», «Правила безопасности движения».
Использование ИТ в научно-техническом направлении:
Использованием ИТ в научно-техническом направлении в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. Отметим только, что в этом году лицей закупил робототехнику, работа с которой без специальных программ и технологий просто невозможна. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в кружках «Проектная деятельность». Работы обучающихся в кружке (3-4 классы) уже были представлены на двух выставках-конкурсах районного и городского уровня: фестивале учащихся Кировского района по Лего-конструированию и робототехнике и открытом состязании для школьников по робототехнике «Юный конструктор». Сейчас учитель нашего лицея, и по совместительству педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В наши планы входит написание отдельно программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему ОДОД.
Ну и, конечно, используются активно ИТ в проектной деятельности. Одно из направлений проектной деятельности в лицее – создание журнала «Отлично». Как вы все прекрасно понимаете, только первый этапа – этап сбора материала может пройти без использования ИТ, хотя без поисковых систем Интернета это тяжело представить. Всё остальное – это работа с большим количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).
Нам бы хотелось обратить ваше внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.
Использование ИТ в художественно-эстетическом направлении:
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности ИТ позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.
Не могу сказать, что все, что я перечислила, полностью используется на занятиях в наших кружках, студиях художественно-эстетического цикла, например, использование программ для обучения игре на инструменте ограниченно пока нашими техническими возможностями: интерактивные доски пока не настроены на такой вид работы. Но с каждым годом ИТ всё больше приникают в жизнь и деятельность кружков. У нас работает кружок «Изучаем, слушаем, играем музыку с использованием компьютерных технологий», на котором обучающиеся совместно с педагогом создают презентации, разного рода проекты, занимаются основами композиции, транспонированием, дирижированием и прочими интересными вещами с использованием разных компьютерных программ. На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Уроки сольфеджио и слушания музыки Шиповой Галины Борисовны всегда наполнены разнообразными презентациями, иллюстрирующими не только «скучный» теоретический и исторический материал, но и превращающий занятия в увлекательнейшее путешествие по миру музыки.
Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.
Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:
В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:
-текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.
- использование мультимедиа: занятия физической культуры включаютбольшой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.
- использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.
- использование видеозаписей игр для анализа.
При отслеживании рынка компьютерных программ по физической культуре эта тема представлена довольно скудно. В нашем лицее пока создание медиатеки находится в стадии разработки. Но то, что есть, активно используется педагогами. ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:
Кружок вязания, изостудия тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видеомастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.
На занятиях студии «Юный художник» педагог активно использует презентации, слайд-шоу и видеофильмы для просмотра иллюстраций, для виртуальных «экскурсий», для активного обучения практическим навыкам рисования. Кроме того, педагог использует в своей работе документ-камеру, что позволяет значительно расширить диапазон прикладного материала для занятий.
Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:
В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, он-лайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.
Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм организации занятий с учащимися при условии сохранения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.