Сценарий внеклассного мероприятия
Концерт-лекция на тему:
«Путешествие по страничкам детского альбома П. И. Чайковского»
Автор: Дильман Виктория Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №27
п.Степной Кемеровская области Новокузнецкого района
Цели:
- формирование и преобразование духовного мира личности путем приобщения учащихся к «золотому фонду» классической музыки;
- формирование чувства эстетического сопереживания произведениям искусства;
-развитие фантазии и воображения;
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Методы:
- беседа;
- живое исполнение произведений самими учащимися и преподавателями
Оборудование:портрет П.И.Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, фортепиано.
Ведущая:Дорогие ребята, сегодня мы пригласили вас на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Мы познакомимся с «Детским альбомом». В нём собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили давно, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Пётр Ильич Чайковский жил в те далёкие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и для детей его возраста более интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня её услышите вы.
1. Утреннее размышление.
Представьте. День только начинается. Впереди множество разнообразных событий – веселых, грустных, серьезных и приятных. Хорошо остаться наедине с собой, привести в порядок свои мысли, вслушаться в себя. Неторопливо и светло звучит музыка, как напутствие автора перед дальней дорогой. Что может просить ребёнок, о чём обращаться в молитве? Наверное о здоровье всех близких, о том, чтобы ничего не омрачило этот светлый день. Спокойная и светлая музыка этой пьесы, с простым, ясным аккордовым складом напоминает церковное хоровое пение.
«Утреннее размышление» (Исполнение пьесы учащимся или преподавателем)
2. Зимнее утро. Музыкальная зарисовка увиденного за окном. Ощущение морозного, колючего воздуха на улице передано в коротких мотивах, беспокойных интонациях. А в доме тепло и уютно и хочется побегать, поиграть.
Звучит «Зимнее утро» (Исполнение пьесы учащимся или преподавателем)
Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич? (исполнение пьесы учащимся или педагогами)
3. Мама.
Ласковая и внимательная, настойчивая и все понимающая. «С большим чувством и нежностью» - помечает в нотах Петр Ильич. А как впрочем, иначе можно сыграть, рассказать, поведать о человеке, роднее которого нет на свете?
«Мама»(исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
4. Марш деревянных солдатиков.
Игрушечный марш. Деревянные солдатики шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках.
«Марш деревянных солдатиков», (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
5. Болезнь куклы.
Какое настроение в этой пьесе, ребята, какие интонации у мелодии? (Ответы детей) Да, в этой пьесе грустное настроение: девочка переживает, что кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи., стоны и как капают слёзы– девочки сопереживают своей любимице, которая не на шутку разболелась. П.И. Чайковский наделил персонаж этой пьесы, детскую игрушку – куклу – подлинными человеческими чувствами.
«Болезнь куклы» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
6.Похороны куклы.
Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.
«Похороны куклы» (Исполнение пьесы учащимся или педагогом)
7. Новая кукла.
Но вот девочке купили новую куклу: «Это кому?» - «Мне?» - секундная растерянность, смятение и буря восторгов, целые потоки едва поспевающих друг за другом слов. Девочка взяла куклу и от радости , начала кружиться с ней в вальсе.
«Новая кукла» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
Однако время браться за уроки. Начинаются они часом танца.
8. Мазурка.
Блестящий, помпезный танец, пришедший в Россию из Польши. Женщины танцевали мазурку с особой плавностью и грациозностью Мужчины - со звоном шпор, гусарской удалью.
«Мазурка» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
9. Камаринская.
Композитор в этой пьесе показал старинный русский народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские ребята. И хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Задорно бренчит балалайка, ее сменяет гармоника.
«Камаринская» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
10. Полька.
Очаровательная полька. Это народный, веселый танец, он пришел к нам из Чехословакии. Танец подвижный, с подскоками. Отсюда и музыка – легкая, отрывистая, задорная. Полька из "Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".
.
«Полька», (исполнение пьесы учащимся или педагогом, можно привлечь танцевальный коллектив)
Подошел к концу урок танцев, а теперь отправимся в путешествие.
11. Итальянская песенка.
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды встретил мальчика, который пел песенку и аккомпанировал себе на гитаре. Мальчик пел не от радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы родные не умерли с голода. Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.
«Итальянская песенка» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
12. Старинная французская песенка..
Изысканная, лирическая. Чайковский услышал ее во время путешествия по Франции, но от музыки почему-то веет таким знакомым и близким -
«осенней» русской печалью.
« Старинная французская песенка», (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
13. Немецкая песенка. Сейчас послушайте ещё одну пьесу из цикла путешествие.
«Немецкая песенка» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
Что можете сказать о мелодии?
( Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков).
Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер. Куда мы попали с вами?
( В Германию).
14.Неаполитанская песенка
Одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
«Неаполитанская песенка», (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
Закончились занятия. Пора отдыхать.
15. Баба Яга. .
Няня рассказывает сказку о Бабе Яге: « Поутру пробудилась Баба Яга – костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь, нет Ивана Царевича. Бросилась в погоню во весь дух. На ступе скачет, помелом следы заметает, мчится за Иваном Царевичем, только ветер свистит, тучи разгоняет».
Музыка здесь колючая, звуки отрывистые, фразы заканчиваются громким аккордом, как будто Баба Яга выкрикивает грозные слова. Композитор показал в своей музыке характер и повадки Бабы Яги.
«Баба Яга» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
16. Сладкая грёза.
Пьеса-фантазия. Мечты и мысли о чем-то приятном скользят, никуда не торопясь. Музыка выразительная, плавная, певучая.
«Сладкая греза» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
17. В церкви. Хор.
Это хорал – торжественный и значительный «Господи помилуй».
Словно прощаясь, Пётр Ильич обращается к своему маленькому слушателю. Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби! «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - писал Чайковский. Мир тебе! молитвой начинался и заканчивался каждый день. Эта пьеса – прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе. В мягких, говорящих интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй…», а в последних звуках слышится мерное и чуть грустное тягучее звучание вечерних церковных колоколов.
« В церкви», (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)
Все вместе мы сейчас окунулись в атмосферу XIXвека и прожили один день ребенка благодаря музыке «Детского альбома». Все пьесы «Детского альбома» выразительны, доступны юным исполнителям.
И с радостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют эти пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского – вечной!
Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.
Литература
1. « Детский альбом» ГФ « Полиграфресурсы» Москва,1994
2. «Шедевры мировой классической музыки» ООО « Мир книги», 2003
3. С. Могилевская « У лиры семь струн Москва « Детская литература»,1981
4. Н.Калинина « П.И. Чайковский» Москва « Детская литература»,1988