Страница 2 из 6
Конспект №2 занятия по развитию и коррекции учащихся школы VIII вида.
Лексическая тема: Зима.
Цель: совершенствовать умение узнавать предметы, буквы и слова, находящиеся в усложненных условиях.
Оборудование: цветные картинки с изображениями зверей, эти же картинки зашумленные снежинками; бусы с «заколдованными» буквами; пособие «Ёлка», буквы; рукавички с написанными разным шрифтом слогами; разные по узору ёлочные шары с написанными на них буквами, предметные картинки: шар, ёлка, белка, кабан, заяц, лиса одинакового размера; слова, написанные «заколдованными» буквами; загадки о зиме, филлворд; предложение «засыпанное снегом»; деформированный текст; ученические тетради, ручки.
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Отгадать картинки с изображениями лесных животных зашумленные снежинками.
Инструкция: Снежная королева заморозила лесных зверюшек. Если мы отгадаем всех животных, чары Снежной королевы лишатся сил.
На доску выставляются изображения лисы, белки, кабана, зайца с наложенными на них снежинками. После отгадывания картинки переворачиваются цветной стороной.
2. СООБЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
- Посмотрите внимательно на картинки. Давайте вспомним, какое сейчас время года. (Зима).
Правильно. Как это видно по картинкам? (Заяц со снежным комком, лиса катается на коньках).
3. РАБОТА НА УРОВНЕ БУКВ.
- Давайте посмотрим на доску и попробуем прочитать то, что нас ждет зимой. Это будет не так просто сделать, потому что Снежная королева заколдовала буквы – превратила их в предметы или людей.
На доску прикрепляются бусы, на которых написано ПРАЗДНИК.
- Какой самый главный зимний праздник? (Новый год).
4. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА.
- Зверюшки, которым мы помогали, потеряли рукавички. Давайте прочитаем слоги, которые на них написаны. Обратите внимание, они написаны разным шрифтом.На доску прикрепляются рукавички, на которых написаны слоги.
Учащиеся вместе с учителем читают слоги.
5. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВА.
А. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ, НАПИСАННЫХ РАЗНЫМ ШРИФТОМ.
- Ребята, давайте поможем узнать, где чьи рукавички. Зверюшки подписали свои рукавицы одинаковым шрифтом.
Из слогов учащиеся самостоятельно составляют названия животных, затем записывают слова в тетрадь.
Проверка.
Б. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ БУКВ, НАПИСАННЫХ НА ШАРАХ С РАЗНЫМ УЗОРОМ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ИХ РЕАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ.
- Животные, которым мы помогали, нашли в лесу самую большую красивую ёлочку и решили нарядить её. Вот она.
Учитель прикрепляет картинку с изображением ёлки на доску. Рядом выставляются картинки с изображением зайца, лисы, кабана, белки. Все картинки одинакового размера.
- Давайте поможем им правильно развесить ёлочные шары, на которых написаны буквы. Обратите внимание: шары с разным узором и чтобы правильно составить слово сначала нужно найти все шары с одинаковым узором, а потом из букв, написанных на них, составить слово.
Учащиеся составляют слова, затем по очереди выходят к доске выставляют шары в правильной последовательности.
Затем учитель прикрепляет один из шаров рядом с изображением ёлки, белки, лисы, зайца, кабана.
- Ребята, посмотрите, что здесь нарисовано неправильно? (Все картинки одинакового размера.)
- Разве может быть шарик одинакового размера с ёлкой, на которую его повесят? (Нет).
- Лесные животные могут быть одинакового размера? (Нет).
- Давайте распределим картинки, начиная с самого маленького, т.е. учтем реальные размеры того, что здесь нарисовано.
Учащиеся выстраивают на доске правильную последовательность.
В. РАБОТА С ФИЛЛВОРДОМ.
- Ребята, посмотрите какую интересную снежинку нашли в лесу зверюшки. На ней написаны слова, но прочитать их не просто – слова на этой снежинке нужно искать как в обычном филлворде, они могут быть написаны в разных направлениях. Я сейчас буду читать загадки, а вам сначала нужно отгадать их, а затем найти на снежинке и вычеркнуть карандашом.
Учащимся раздаются филлворды. Учитель читает загадки:
Уши длинные торчком,
Хвостик кругленький пучком.
В белой шубке веселится,
Волка серого боится!
(Заяц)
Ходит толстый и лохматый
В шубе длинной и косматой.
Нос веселым пяточком,
И клыки торчат крючком.
(Кабан)
Носит пышный рыжий мех
И в лесу хитрее всех.
Заметает след хвостом,
Ждет зайчишку под кустом!
(Лиса)
Эту девочку привез
В гости к детям Дед Мороз.
Шубка, длинная коса,
Словно звездочки глаза.
(Снегурочка)
Словно белая звезда
Из серебряного льда,
Кружится, летает,
На ладошке тает.
(Снежинка)
В шубу снежную одет,
То ли баба, то ли дед!
Нос – морковка, руки – палки,
И прическа из мочалки.
(Снеговик)
Что за модница стоит?
На верхушке шпиль горит,
На ветвях игрушки,
Бусы и хлопушки!
(Ёлка)
Лёгкий, белый, словно пух,
И похож на белых мух,
Он сугробом вырастает,
А в лучах весенних тает!
(Снег)
В огне не горит, в воде не тонет.
(Лёд)
Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)
Кто в лесу холодном ходит злой, голодный.
(Волк)
- Из отгаданных слов прочитайте только родственные слова. (Снег, снежинка, снеговик, снегурочка).
- Как вы догадались, что это слова - родственники. (Имеют общую часть).
- Да. В этих словах есть одна общая часть – снег или снеж, в русском языке эта часть может чередоваться.
- Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
- Выберете из этих слов одно, которым можно проверить написание остальных. (Снег).
- Почему это слово проверочное. (Гласная стоит под ударением).
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Упражнение «Погрей ладошки».
- Давайте попробуем согреться: подуем на озябшие руки, произнося шепотом «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит
(присесть, руки ладонями вверх, покрутить ими)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
(встать, потирая руки),
Надо лапочки погреть.
(подуть на них)
Зайке холодно стоять.
Зайке надо поскакать.
(поскакать).
- Молодцы! Теперь все согрелись. Закройте глазки на пару секунд - пусть они отдохнут.
7. РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
На доску вывешивается предложение с закрепленными на словах снежинками разного размера и формы. Последняя строчка стихотворения засыпана снегом.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Посмотрите, какое интересное предложение. На него упали снежинки разного размера и формы, а самая нижняя строчка уже наполовину засыпана снегом. Давайте попробуем его прочить все хором.
Учащиеся совместно с учителем читают предложение.
- Прочитайте слово, на которое упала подобная снежинка. Учитель вывешивает вариант снежинки на доску.
- Прочитайте слово, на которое упала самая большая снежинка.
- Прочитайте слово, на которое упала самая маленькая снежинка.
- Прочитайте слова засыпанные снегом.
8. РАБОТА НА УРОВНЕ ТЕКСТА.
- Посмотрите, какой интересный текст я для вас приготовила. От сильных зимних ветров и вьюг предложения перепутались. Давайте попробуем поставить их в правильной последовательности, а поможет нам в этом схема, на которой даны условные обозначения правильного порядка предложений в тексте. Послушайте, первый раз я прочитаю текст сама.
Учитель читает текст.
- О чем этот текст? (О зиме в лесу.)
- Были ли в тексте слова, которые вам не понятны?
- Как можно объяснить значение слова «линяют»? (Старая шерсть вылезает, под ней вырастает новая. Например, у зайцев – серую шерсть они меняют на белую.)
- Попробуйте сами правильно прочитать текст, смотря на подсказку.
Учащиеся по очереди читают текст в правильной последовательности.
- Запишите в тетрадь только то предложение, которое подчеркнуто этой линией. Будьте внимательны: каждый записывает своё предложение.
Учитель раздает образец линии каждому учащемуся.
9.НАХОЖДЕНИЕ ЗАДАННОЙ ФИГУРЫ,
- Закройте тетради. Возьмите карточки, в них вам надо зачеркнуть все мячи, дедушку Мороза обвести в кружок, а ёлочки подчеркнуть.
10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Мы с вами сегодня такие молодцы – выполнили все задания, помогли лесным зверушкам. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли.
Учащиеся перечисляют виды работ, используемые на уроке.
- Осталось расшифровать то, с чем связаны все задания урока: для этого нужно мысленно вычеркнуть буквы, которые встречаются на ёлке два раза, а из оставшихся составить слово.
На доску вывешивается пособие «Ёлка», на которое прикрепляются буквы: з, и, м, а и любые другие, встречающиеся по два раза.