Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коррекционно-педагогическая работа с проблемными детьми. Медлительные дети    

(статья)                                        

                                         

Алексеева Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

Гимназии №284

Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 «Хороший учитель отличается от плохого тем,

что он умеет видеть индивидуальные особенности детей;

 для хорошего учителя все ученики разные,

 а для плохого – одинаковые».

П.П. Блонский   

 

Задача обучения в школе — создание условий, которые обеспечивали бы всестороннее развитие способностей всех детей. Сегодня уже не нужно никого убеждать, что все учащиеся разные. В каждом классе есть непоседы и «мямли»; одним нужно подробно объяснять что и как, другие любят дойти до всего сами; один тянет руку, даже когда не знает материала, а другой знает, но молчит; у одних – быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.

Однако мало заметить, что ученики не похожи друг на друга, что они разные; необходимо ещё уметь отделять существенные признаки различий от несущественных. А самое главное, знать, что это за различия, какова их природа.Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей.

 В современном образовании  ищутся разнообразные пути и предлагаются различные варианты индивидуализации учебного процесса. Как правило,  внимание педагогов и психологов привлекают слабоуспевающие ученики, либо  ученики, опережающие по своему уровню обученности класс. Большинство современных педагогов сталкиваются в своей практике с  гиперактивными детьми, количество которых растёт. В отличие от маленьких «торнадо», гипоактивные дети куда менее заметны. Пассивные, малоподвижные, нерасторопные – они, как правило, остаются в тени своих более проворных товарищей. Между тем, дети с гиподинамическим синдромом (медлительные дети) точно так же нуждаются в психологической коррекции и особом отношении, требуют к себе не меньшего внимания при организации учебно-познавательного процесса.

   Медлительность – свойство личности, заключающееся в снижении двигательной активности, медленности психической деятельности, основанное на малой подвижности нервных процессов или возникающее в результате неправильного воспитания [2].

 Часто такие учащиеся существенно осложняют жизнь классного коллектива – они не успевают выполнить необходимые действия, отреагировать не предъявляемые учителем требования, воспринять и переработать учебную информацию. В учебном процессе они не укладываются во время, отведенное на выполнение задания, поэтому другие ученики вынуждены их ждать, что вызывает нервозность, как учителей, так и более быстрых одноклассников. Как ни покажется странным, при этом более всего страдают сами медлительные ученики: учителя на них раздражаются, дети неохотно берут их в свои игры, компании, а самое главное – они испытывают трудности в обучении. Это происходит не потому, что медлительные дети отстают в умственном развитии или хуже понимают – среди них есть и очень способные – но тот темп объяснения и демонстрации учебного материала, который выбран учителями, для них оказывается слишком быстрым, поэтому подобных учащихся необходимо постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше.

По данным М.М. Кольцовой, медлительных детей примерно столько же, сколько и гиперподвижных – около 21-23% [4] . Медлительные дети  менее заметны в детском коллективе и поэтому меньше привлекают к себе внимание педагогов, поэтому, на первый взгляд, их проблемы в обучении мало заметны. Однако, известный физиолог А.Г. Иванов-Смоленский отметил, что многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что в школе медлительные дети оказываются в неблагоприятном положении и часто дают неврозы [3]. Американский психолог Дж. Холт  ещё в 1956 году на основании своих наблюдений пришел к выводу, что даже небольшая степень медлительности снижает шансы ребенка на успех в учении.  Большинство медлительных детей вырабатывают определенную психологическую защиту: они либо перестают напрягаться и смиряются с участью «тихого троечника», либо принимают агрессивно-протестную форму поведения «двоечника» («а я вообще учиться не буду»), либо перестают регулярно посещать школу, прогуливают занятия, проводят время за более приятным занятием во время учебного дня, например, в компьютерных клубах. По словам М.М. Кольцовой, «… при низкой подвижности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности – тут возникают качественные отличия в работе мозга, а значит, торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно (то есть ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опасность невротизации» [4]. В результате чего часто появляется реакция отказа посещать школу, нарушение коммуникаций между медлительным учеником и учителем. Все это ведет медлительного ребенка к школьной дезадаптации.

 В своей статье  о медлительности, как одной из причин школьной дезадаптации  Кузнецов А.Н. и Войнова О.С  к числу многочисленных симптомов  дезадаптации  относят: агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решения, повышенную возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметную уединенность, чрезмерную угрюмость и недовольство, завышенную самооценку, обгрызание ногтей, энурез, гримасничанье, дрожание пальцев рук, говорение с самим собой. Но к числу основных первичных внешних признаков и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения [2].

 

              Медлительность как фактор школьной дезадаптации

 

Форма дезадаптации

Причины

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы, инертностью нервных процессов).

• Врожденные особенности нервной системы ребенка.

• Неправильное воспитание в семье.

• Игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

 

У медлительных детей наблюдается несоответствие психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения. Психологические трудности, испытываемые детьми данной категории, чаще всего вторичны, т.к. формируются как следствие  неверной интерпретации учителем их индивидуальнопсихологических свойств. Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей с затрудненным овладением учебной деятельностью на уровне средней школы, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Проблема в том, что в дошкольном возрасте медлительность доставляет неприятности только воспитателям дошкольных учреждений, в то время как родители вполне довольны тем, что их ребенок спокоен и не доставляет им проблем своей непоседливостью, как, например, подвижные дети. В связи с этим родители не видят необходимости какой-либо коррекции для своих детей и не слишком обращают внимание на рекомендации и предостережения педагогов. Неприятности начинаются только в школе, когда ребенок начинает не поспевать за принятым на уроке темпом работы. Но и тогда потерявшие бдительность родители начинают связывать неудачи своего ребенка в учебном процессе либо с недостатком способностей у него, либо с предвзятостью в оценках или недостаточной квалификацией педагога.

 Степень подвижности нервных процессов передается по наследству, но она не является постоянной в течение всей жизни. Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, есть этап в развитии ребенка, когда эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений. Это период с четырех до шести лет. В этот период и родителям и педагогам важно уделить как можно больше времени работе с медлительными детьми.

По наблюдениям, у медлительных детей чаще всего проявляются следующие симптомы школьной дезадаптации: чувство собственной неполноценности, упрямство; высокая тревожность (особенно в ситуации проверки знаний), неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решений, переживание своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, обгрызание ногтей и т. д. и, конечно же, первичные признаки – затруднения в учебе и нарушения школьных норм поведения.

Как показывают наблюдения, большинство медлительных детей не способны самостоятельно справиться с возникающими у них в процессе обучения проблемами. Предлагается три возможных пути в помощи преодоления медлительными детьми трудностей в процессе обучения:

1-  адаптация непосредственно учебного процесса к особенностям этих детей (профилактика возникновения проблем медлительных детей в учебном процессе, создание условий, в которых медлительные дети будут чувствовать себя комфортнее и в которых их недостаток, медлительность, обернется в достоинство). Например, - введение сдвоенных уроков для этих детей;

2 -коррекция медлительности специалистами или социальным педагогом, в содержание которой должны войти тренинги и упражнения, направленные на увеличение личного темпа реакций и подвижности нервных процессов (по возможности);

3- воспитание у медлительных детей навыков самокоррекции.

Очень низкая скорость — самая характерная черта медлительных людей, связанная с подвижностью их нервных процессов, отсюда и общее название — медлительные. В англоязычных странах этих детей называют не медлительными, а неуклюжими, неловкими (clumsy children). Действительно, человек, вечно спешащий, ограниченный во времени, делает все неловко, неуклюже, особенно ярко это выражено в тех случаях, когда он делает что-то новое, незнакомое.

Индивидуальный темп и скорость, определяется в основном врождёнными особенностями нервной системы. Для того чтобы понять причины и характер трудностей медлительных детей, необходимо знать отличительные особенности организации их деятельности.

У медлительных детей в два раза ниже продуктивность работоспособности. Скорость их деятельности значительно ниже, чем у  сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза). Следовательно, тезис «умеет (знает) — сделает быстро» неприменим к этим детям. У медлительных детей почти в два раза длиннее латентная реакция (время от сигнала к действию до начала действия). Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку сразу начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но также трудно отвлечь его и направить на новый вид деятельности. Очень часто трудность или невозможность быстрого переключения осложняет для него не только освоение нового материала, но и любую работу в классе. Новые навыки у медлительных детей формируются значительно дольше,  поэтому так сложен для них процесс формирования навыка письма.

Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома.

Все сказанное отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже. При создании для него необходимых условий, при учете его особенностей и главное — оптимального темпа, качество и точность работы могут быть очень высокими.

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съёмке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме.

Часто проблема начинается уже в дошкольном возрасте, а у некоторых детей она прослеживается даже в младенчестве.

Под понятием "медлительный ребенок" могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Поэтому семейный или детский психолог используют системный подход в исследовании детской психики, то есть рассматривают все системы организма во взаимосвязи.

Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален, и выявление причин его медлительности лучше доверить специалистам - педиатрам, детским невропатологам, психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

Причины медлительности детей

1.Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесённого острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности малыша. Для таких детей необходим адаптационный период и их "медлительность" естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.

2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными.

3. Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте. В этот период (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики. Такая "этапная" замедленность у каждого ребенка с возрастом проходит.

4. Леворукость детей также может также стать причиной медлительности ребенка. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

5. Особенности темперамента ребенка-флегматика - классический случай ярко выраженной медлительности. Такой ребёнок спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Ко всему новому он привыкает с трудом, но зато его психика крайне устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш-флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик абсолютно неконфликтен и неагрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Больше всего флегматик боится перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка - это врожденная черта (как и цвет глаз, форма носа),  и её нужно научиться принимать.

6. Любые кризисные моменты в жизни семьи:  развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу, конфликты в семье - являются для ребенка стрессовыми факторами. Повышается тревожность, с которой ребёнок может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий.

7. Нерасторопность ребёнка может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым и ребенком. Заторможенность может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи - залог успеха.

8. Авторитарный стиль воспитания в семье, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка родителями. С помощью медлительности ребёнок  иногда протестует против обучения его, например, музыке. Тогда неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Другие стороны жизни при этом протекают в обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.

9. Часто раздражение и нетерпение родителей вызывает излишняя, на их взгляд, мечтательность детей, которые обычно не отличаются флегматичным темпераментом, но иногда действуют как заядлые медлительные дети. Погружаясь часто и надолго "в мечты" каждый раз, когда необходимо что-то сделать, ребенок может выражать таким способом как протест по отношению к взрослым, так и проявлять подобным образом свои внутренние конфликты.

Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание, условия роста и развития, состояние здоровья и пр.

У детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье.

Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения взрослыми некоторых условий.

  1. Помнить, что медлительность – свойство нервных процессов. Учить ребенка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук.

Основные правила работы с медлительными детьми:

-не спешить, не торопить, не подгонять ребенка;

-не работать "на время";

2) Не требовать от детей немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

3) В момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое.

4) Не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал.

5) Избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку.

6) Не спрашивать в начале урока, поскольку инертные учащиеся с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене).

Учителям лучше спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не демонстрировать его ошибки всему классу, не акцентировать.

7) Почему-то считается, что если трудности в письме — нужно больше писать, если в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то все делать "на скорость". Это большая ошибка, ведь нагрузки трудные, не дающие удовлетворения, убивают радость самой работы. Поэтому не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте ее с той, что получается хорошо.

8) Особое внимание обратите на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому, полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.

9) В редких случаях  медлительные дети будут знать, что нужно сделать дома.  Домашние задания даются, как правило, в конце урока, в классе шумно, а медлительный ребенок не только устал и не слышит учителя, но может продолжать выполнять задание, которое все давно закончили. Поэтому он может совершенно искренне сказать, что на дом ничего не задали. Что можно сделать? Родителям  узнать о домашнем задании у школьного друга своего ребенка, обязательно расскав  ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!). На крайний случай можно договориться  с учителем, чтобы он передавал вам записку с заданием, по возможности незаметно, иначе ребенок будет чувствовать себя униженным, ущербным.

10) Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Предложением "Делай сам!" вы даете толчок страху сделать неправильно. Сначала разберите все, убедитесь, что задание понятно, что ребенок знает, что и как нужно делать.

11) При выполнении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляет, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 15—20 минут. И не забывайте, что паузы после 15—20-минутной работы обязательны.

12) Помогите выполнить побочные задания, сами подпишите тетради. Обычно такой ребенок имеет плохой почерк и может сделать ошибки даже в своей фамилии.

13) Работайте только на "положительном подкреплении": при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните. Это будет самым лучшим стимулом для ребенка.

Никогда нельзя наказывать ребенка, запрещая ему смотреть телевизор, гулять, заниматься любимым делом.

14) Любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т.д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. – Веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка.

15) Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение. Вознаграждать ребенка не по результатам работы, которые могут не быть хорошими. Взрослые всегда должны оценивать труд и усилия, которые прилагает ребенок. Если этого не делать, то он будет приступать к работе с мыслью: "Нет смысла напрягаться, так как я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!" Полученное вовремя вознаграждение приносит ребенку много радости и показывает, что его труд и работа не были напрасны.

16) Медлительным детям с трудностями обучения необходим размеренный и четкий режим дня. Надо принять во внимание, что эти дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня совсем не просто.

17) Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником, ведь быстрый темп дается медлительным детям высокой ценой.

Как показывают наблюдения гигиенистов, некоторые изменения к лучшему отмечаются у медлительных детей к концу третьего года обучения в школе, т.е. процесс обучения сам оказывает определённое тренирующее влияние, но этого не достаточно. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны родителей и систематическая тренировка свойств подвижности и внутреннего торможения. Эти занятия облегчат приспособление  ребёнка к требованиям социальной среды.

Игры-тренинги, необходимые для такой коррекции важно правильно организовывать, чтобы это было наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку.

Правило 1. Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка. Пусть лучше сама игра создает условия, когда ему захочется сделать что-то быстрее, чтобы соответствовать игровой роли или стать победителем.

Правило 2.Проводите эти игры систематически, организовывайте их в течение десяти-пятнадцати минут каждый день.

Правило 3. Начинайте играть обязательно в хорошем настроении и старайтесь поддерживать этот  эмоциональный фон в течение всего игрового занятия. В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться. Позаботьтесь о том, чтобы ваши занятия не стали дополнительным ударом по самооценке вашего ребёнка.

Правило 4.Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Этим вы ему сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся  в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.

Правило5.Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений - от медленных к очень быстрым и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.

Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее - это только ухудшит ситуацию, ребенок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение, наоборот, возрастет. Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.

Даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки).

Игры со сменой темпа движений:

а) Ходьба - бег - ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.

б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.

в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

Игры с максимально быстрыми движениями:

а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему "забегу".

б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

г) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

д) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.

е) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза).

Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:

- Ромашка!

- Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок.

Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.

Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.

Игры для развития внутреннего торможения:

а) Игровая гимнастика.

Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся разные условия:

1."Запретное движение". Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.

2."Замена". Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

3."Все наоборот". Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп, "Медленней!" - напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.

б) Ведущий говорит детям: "Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: "Летает!" Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки".

- Орел!

- Воробей!

- Стрекоза!

- Змея!

- Собака! и т. д.

в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.-

- "Хоп!" По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.

В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.

В последней игре тренируется и запаздывательное торможение - нужно ждать своей очереди хлопнуть в ладоши.

Прямо на тренировку запаздывательного торможения направлены такие игры, как эстафета: дети делятся на две группы, первые от обеих групп бегут первую дистанцию, где их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и т. д. -  важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.

Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет:

1. Бежать, держа в руках горящую свечу, так, чтобы она не погасла;

2. Бежать со стаканом воды, так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливают лишь на треть, позже - почти доверху);

3. Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик;

4. Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи;

5. Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить).

Очень хорошей является следующая игра:  готовиvзаранее на столике новую игрушку, накрытую салфеткой, затем усаживаеv  детей вокруг стола и говорим: "Закройте глаза и не открывайте, пока я не сосчитаю до пяти!" Когда вы откроете глаза, то увидите мой сюрприз!" Дети закрывают глаза, но сначала не выдерживают до счета "пять", постепенно этот промежуток времени удается довести до счета "десять".

Игры для будущих школьников из программы Рузиной М.С. «Игротренинг»

Игры сконструированы на основе традиционных игр и выполняют конкретную задачу: помощь инертным детям, собирающимся в школу.

а) Дом-улица-детсад-школа.

Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название.

Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному.

-Дом: мама, завтрак, кровать;

- Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий;

- Детсад: воспитатель, игрушки, группа;

- Школа: учитель, доска, звонок;

Кто сбился или замешкался - выходит из игры.

Перед каждой новой игрой можно устраивать маленький "мозговой штурм", предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.

Второй вариант той же игры.

Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: "Дом, улица, садик, школа, дом...). Внезапно ведущий замолкает. Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответствующее последнему названному слову.

(В основе - традиционная игра многих народов "Небо-земля-вода-огонь". По ее схеме построено множество современных тренинговых игр.)

б) Рассеянный Ваня.

Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих портфель первоклассника:

-ручка,

-карандаши (два),

-линейка,

-тетрадки (две),

-учебники (два),

-дневник.

Водящий произносит:

- Ваня ищет карандаш!

- Здесь! - откликается "карандаш", вскакивая. Затем опять садится.

- Ваня ищет тетрадки!

- Здесь! - откликаются обе "тетрадки" и быстро меняются местами.

В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру, по очереди выкликивая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному разу, он произносит:

- Ваня ищет весь портфель! Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Ведущий занимает место зазевавшегося, и игра начинается заново.

в) Без света.

Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель придется собирать на ощупь. Получится ли? По одну сторону стола ставят портфель, по другую - корзину для игрушек. На столе раскладывают школьные принадлежности: тетради и папку к ним, карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого - мелкие игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку - в пенал. Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.

В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запоминая, на каком числе он закончил сборы в первый раз, а затем, постепенно, это число уменьшая. Возможно соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу деятельности.

Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

Родителям медлительного ребёнка важно приучить себя и его  к мысли: оттого, что он (ребёнок) медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто становятся необщительными, замыкаются в себе, становятся « интравертами».

Учёные начали накапливать сведения о медлительных детях с 50-х годов 20 века. В наше  время  учёные  рассматривают эту проблему  не только с физиологической стороны, но и  с социальной. Темп жизни непрерывно ускоряется, врачи и психологи подчёркивают, что современный человек должен думать и действовать быстрее, чем прошлые поколения. Для того  чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, быстрым объёмом информации, нужна высокая подвижность нервных процессов. Свойству подвижности великий русский физиолог И. П. Павлов придавал чрезвычайно большое значение в процессе приспособления индивидуумов к природной и социальной среде: «…так как окружающая среда постоянно, а часто – сильно и неожиданно колеблется, то оба процесса должны, так сказать  поспевать за этими колебаниями, т.е. обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий уступать место, давать преимущество одному раздражению перед торможением и обратно»[1] .

Явление медлительности продолжает изучаться, совершенствуются возможности и способы  компенсации дефицита подвижности. Используются физиологические методики для исследования специфических проблем медлительных детей, а также методики, принятые специалистами по школьной гигиене.

 По наблюдениям гигиенистов, процесс обучения в школе оказывает определённое тренирующее влияние на медлительных детей и к концу третьего класса у таких детей наблюдаются некоторые улучшения. Однако, без активной помощи со стороны родителей, без систематической  тренировки свойства подвижности и внутреннего торможения на занятиях с ребёнком, таким детям невозможно безболезненно приспособиться к требованиям социальной среды.

 

Литература:

  1. И.П. Павлов. Полное собрание трудов. Изд. АН СССР,1949,т.III, с. 517
  2.  Кузнецов А.Н.,  Войнова О.С.  Медлительность как одна из причин школьнойдезадаптации учащихся.   (статья)  Научный журнал "Ярославский педагогический вестник".   www.vestnik.yspu.org
  3. Иванов-Смоленский А.Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека. Журнал высшей нервной деятельности. 1953. Т. 3. Вып. 1.
  4. Кольцова М.М. Медлительные дети. СПб.: Речь, 2003.

 

Список использованных источников:

http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=15535

http://adalin.mospsy.ru/l_02_08.shtml

http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/27_8/

 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»