Методическая разработка по теме:
Коррекционно-развивающая направленность занятий, проводимых с учащимися школ VIII вида
Виролайнен Наталья Юрьевна, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга, учитель
ВСТУПЛЕНИЕ
Коррекционная работа в школе VIII вида занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента школы имеются стойкие нарушения восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников школы VIII вида.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.
Предложенные конспекты занятий являются частью серии занятий, проводимых с учащимися школ VIII вида. Основная цель которых – развитие и коррекция мыслительных операций, системных нарушений речи обучающихся.
К занятиям подобраны задания по различным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Коррекционная работа в представленных конспектах проводится на фоне расширения и активизации словаря детей по теме «Зима. Новогодний праздник».
Разработанные конспекты могут быть полезны для учителей младших классов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей учреждений различных видов. Предложенные задания могут использоваться и для внеклассной работы с детьми по проведению зимних праздников.
Конспект №1 занятия по развитию и коррекции учащихся школы VIII вида.
Лексическая тема: Зима. Новогодний праздник.
Цель: совершенствовать умение узнавать предметы, буквы и слова, находящиеся в усложненных условиях.
Оборудование: цветные предметные картинки, тени этих картинок; картинки, на узорах которых спрятались буквы; картинка с контурными изображениями предметов, наложенных друг на друга; снежинки разной формы и величины, магнитные буквы, карточка с предложением и текст, написанный в форме елки, ученические тетради.
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Отгадать картинки по их тени.
Инструкция: Снежная королева заколдовала картинки. Если мы отгадаем, что на них нарисовано, картинки вновь станут цветными.
На доску выставляются тени снеговика, елки, Деда Мороза. После отгадывания картинки переворачиваются цветной стороной.
2. СООБЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
- С каким праздником связаны эти картинки? (С Новым годом.)
- Да. Совсем скоро наступит замечательный праздник – Новый год! А кто самый главный на новогоднем празднике? Чьего прихода мы с вами ждем? (Деда Мороза.)
- Дед Мороз еще до нас не дошел, он в пути. Но прислал для нас задания, которые мы будем сегодня выполнять.
3. РАБОТА НА УРОВНЕ БУКВ.
- Сейчас я вам дам картинки с друзьями Деда Мороза. Вам нужно на каждой из них найти буквы, которые Дед Мороз спрятал. Каждому ученику предлагаются по 1-2 картинки. После нахождения букв картинки и буквы ученик показывает остальным детям.
4. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА. А теперь давайте допишем слоги, которые написаны на снежных комках разного размера.
Ученики по очереди выходят к доске, дописывают слоги.
- Прочитайте слоги, которые написаны на маленьких снежных комках.
- Прочитайте слоги, которые написаны на больших снежных комках.
5. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВА.
А.
- Теперь давайте составим из этих слогов слова. Что бы нам было легче, Дед Мороз прислал подсказку.
На доску вывешивается картинка с контурными изображениями предметов, наложенных друг на друга (лыжи, санки, кормушка, подарки, снежинка, рукавицы).
Б.
- А сейчас вам нужно составить слова из букв, которые написаны на снежинках. Обратите внимание: снежинки у нас разного размера и чтобы правильно составить слово нужно их разложить от меньшей к большей:
- А теперь, наоборот, от большей к меньшей:
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учащимся предлагаются рукавички с прикрепленной на нитке снежинкой. Дается задание - произвести вдох и подуть на снежинку длинной холодной струей воздуха.
7. РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
На доску вывешивается предложение с закрепленными на словах снежинками разных размеров.
Зимой выпало много снега
- Посмотрите на доску: Дед Мороз написал нам предложение, но пошел снег и усыпал его снежинками. Попробуйте догадаться, что здесь написано.
- Прочитайте слово, на которое упала самая маленькая снежинка.
- Прочитайте слово, на которое упала снежинка чуть больше.
- Прочитайте слово, на которое упала снежинка еще больше.
- Прочитайте слово, на которое упала самая большая снежинка.
8. РАБОТА НА УРОВНЕ ТЕКСТА.
- Ребята, а что мы всегда делаем на Новый год? Без чего не бывает этого праздника? (Без елки.)
Дедушка Мороз приготовил текст в форме елочки. (См. приложение 3). Сейчас мы с вами его прочитаем. Читать его нужно как обычно слева - направо, с одной строчки переходить на другую. Только строчки этого текста написаны как будто на веточках елки. Эту елку уже начали наряжать и поэтому на веточках иногда встречаются какие-то украшения. Нам нужно догадаться какие слова там спрятались и прочитать все правильно.
Учитеь читает текст. Затем читают учащиеся.
- Какие украшения ребята уже повесили на елку? (Шары, флаги.)
- Сколько на елке шаров? (Восемь.)
- Сколько на елке больших черных шаров? (Два.)
- Сколько на елке маленьких черных шаров? (Три.)
- Сколько на елке больших белых шаров? (Один.)
- Сколько на елке маленьких белых шаров? (Два.)
- Сколько на елке черных флажков? (Восемь.)
- Сколько на елке белых флажков? (Четыре.)
В тетради учащиеся записывают предложение, которое закрывает большой белый шар.
9. ДОРИСОВЫВАНИЕ второй половины елочки и снежинки.
10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Мы с вами сегодня такие молодцы – выполнили все задания Деда Мороза.
Конспект №2 занятия по развитию и коррекции учащихся школы VIII вида.
Лексическая тема: Зима.
Цель: совершенствовать умение узнавать предметы, буквы и слова, находящиеся в усложненных условиях.
Оборудование: цветные картинки с изображениями зверей, эти же картинки зашумленные снежинками; бусы с «заколдованными» буквами; пособие «Ёлка», буквы; рукавички с написанными разным шрифтом слогами; разные по узору ёлочные шары с написанными на них буквами, предметные картинки: шар, ёлка, белка, кабан, заяц, лиса одинакового размера; слова, написанные «заколдованными» буквами; загадки о зиме, филлворд; предложение «засыпанное снегом»; деформированный текст; ученические тетради, ручки.
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Отгадать картинки с изображениями лесных животных зашумленные снежинками.
Инструкция: Снежная королева заморозила лесных зверюшек. Если мы отгадаем всех животных, чары Снежной королевы лишатся сил.
На доску выставляются изображения лисы, белки, кабана, зайца с наложенными на них снежинками. После отгадывания картинки переворачиваются цветной стороной.
2. СООБЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
- Посмотрите внимательно на картинки. Давайте вспомним, какое сейчас время года. (Зима).
Правильно. Как это видно по картинкам? (Заяц со снежным комком, лиса катается на коньках).
3. РАБОТА НА УРОВНЕ БУКВ.
- Давайте посмотрим на доску и попробуем прочитать то, что нас ждет зимой. Это будет не так просто сделать, потому что Снежная королева заколдовала буквы – превратила их в предметы или людей.
На доску прикрепляются бусы, на которых написано ПРАЗДНИК.
- Какой самый главный зимний праздник? (Новый год).
4. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА.
- Зверюшки, которым мы помогали, потеряли рукавички. Давайте прочитаем слоги, которые на них написаны. Обратите внимание, они написаны разным шрифтом.На доску прикрепляются рукавички, на которых написаны слоги.
Учащиеся вместе с учителем читают слоги.
5. РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВА.
А. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ, НАПИСАННЫХ РАЗНЫМ ШРИФТОМ.
- Ребята, давайте поможем узнать, где чьи рукавички. Зверюшки подписали свои рукавицы одинаковым шрифтом.
Состояние знаний учащихся по разработанному направлению
№ п/п |
Виды работ |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
|||
Начало уч. года |
Конец уч. года |
Начало уч. года |
Конец уч. года |
Начало уч. года |
Конец уч. года |
||
1 |
Называние предметов по их контурам |
25% |
44% |
34% |
71% |
75% |
100% |
2 |
Называние недорисованных предметов |
25% |
33% |
34% |
71% |
75% |
100% |
3 |
Называние перечеркнутых предметов |
25% |
33% |
34% |
71% |
75% |
100% |
4 |
Называние предметных изображений, наложенных друг на друга |
25% |
33% |
34% |
71% |
75% |
100% |
5 |
Работа с «нелепыми» картинками |
11% |
33% |
34% |
57% |
50% |
75% |
6 |
Распределение предметов по их реальной величине |
- |
22% |
50% |
57% |
64% |
87% |
7 |
Соотнесение картинок с определенным цветовым фоном |
25% |
56% |
50% |
84% |
75% |
87% |
8 |
Соотнесение картинок с геометрическими фигурами |
13% |
66% |
50% |
71% |
64% |
100% |
9 |
Нахождение фигуры среди других |
13% |
33% |
50% |
84% |
64% |
87% |
10 |
Нахождение сходства и различия картинок |
- |
33% |
50% |
71% |
50% |
87% |
11 |
Дорисовывание симметричных изображений |
- |
11% |
34% |
57% |
50% |
87% |
12 |
Конструирование фигур из палочек |
- |
44% |
34% |
57% |
64% |
100% |
13 |
Конструирование из кубиков Кооса |
- |
44% |
34% |
57% |
64% |
100% |
14 |
Нахождение буквы среди ряда других |
- |
44% |
66% |
87% |
100% |
100% |
15 |
Сравнение букв написанных разным шрифтом |
- |
33% |
34% |
62% |
75% |
100% |
16 |
Называние перечеркнутых букв |
- |
44% |
50% |
75% |
87% |
100% |
17 |
Определение буквы в неправильном положении |
- |
44% |
50% |
75% |
87% |
100% |
18 |
Дописывание букв |
- |
44% |
50% |
75% |
87% |
100% |
19 |
Называние букв, наложенных друг на друга |
- |
44% |
50% |
75% |
87% |
100% |
20 |
Нахождение «спрятавшихся» букв |
- |
33% |
50% |
75% |
87% |
100% |
21 |
Конструирование и реконструирование печатных и рукописных букв из элементов |
- |
44% |
50% |
75% |
87% |
100% |
Список используемой литературы
1. Бельская И.Л. Я учусь читать: Пособие для дошкольников. Минск, 2005.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Подготовка руки к письму. М., «Росмен», 2005.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тренируем руку. М., «Росмен», 2004.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Ребусы и головоломки. Чебоксары, 2006.
5. Джаладян Г.С. Алискины забавы. М., «Наталис», 2010.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2004.
7. Копырин А. Озорные цифры. М., 2006.
8. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. – 1991. -№5.
9. Кочаров А. Сборник кроссвордов и головоломок. М., 2011.
10.Крупенчук О.И. Игры с буквами. СПб., 2004.
11.Крупенчук О.И. Учим буквы. СПб., 2004.
12.Лалаева Р.И. Логопедическая работа по вспомогательной школе. СПб., 2000.
13.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В, Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
14.Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. М., 2004.
15.Мазанова Е.В. Оптическая дисграфия. М., 2004.
16.На поиски клада. М., «Эксмо», 2005.
17.Найди 100 различий. М., 2012.
18.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. СПб., «Паритет», 2005.
19.Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004.
20.По следам семинара: «Приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников» (из опыта работы). СПб., 2005.
21.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.: « Владос», 2004.
22.Сущевская С.А. Тексты с прятками. М., «Карапуз», 2012.
23.Сущевская С.А. Тексты с «хвостами». М., «Карапуз», 2012.
24.Хитрук Ф. Обучение чтению. Читаем с подсказками. М., 2006.