Программа дополнительного образования
"Чудесный мир английского языка.
Развитие коммуникативных умений учащихся посредством игрового метода"
Боброва Ольга Юрьевна , учитель английского языка,
прогимназии№701 "Изумрудный город"
Пояснительная записка
В современном мире все больше внимания уделяется обучению иностранным языкам в начальной школе. В этом возрасте начинается формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, а так же со своим замыслом, коммуникативным намерением. Идет ознакомление ребенка с культурными различиями между народами, воспитание понимания своей принадлежности к международному сообществу, положительного отношения к членам других этноязыковых групп и т.д.
Данная программа дополнительного образования имеет коммуникативную направленность и гармонично дополняет знания и умения учащихся, полученные на уроках английского языка, а так же развивает более высокий уровень речевых (коммуникативных) умений посредством игрового метода.
Актуальность этой программы состоит в ее направленности на практическое овладение разговорным английским языком в процессе игровой коммуникации.
Игра помогает создать атмосферу живого общения на уроке. В игре все равны (нет плохих и хороших учеников, учителя: есть только играющие) результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, выдержки, умений, характера.
Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языкововой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь так же важны, как и знания в предмете.
Удовольствие, получаемое от игры, создает комфортное состояние на уроках английского языка и усиливает желание учить предмет.
Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность ученику взглянуть на урок английского языка другими глазами: урок-это не рутина, а игра, праздник, общение.
У ребят может возникнуть желание играть в игры на английском языке, разыгрывать сценки из любимых сказок и в свободное время.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности знаний-
Все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - ученик может говорить наравне со всеми.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более
содержательным и качественным, так как:
- Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом.
- Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, в процессе которой усваивается до 90% информации.
- Игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников.
- Игра имеет определенный результат и стимулирует учащихся к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели.
На занятиях школьники знакомятся с культурой и традициями народов стран изучаемого языка, зарубежными детскими песнями, стихами и сказочным фольклором, участвуют в театрализованных представлениях на иностранном языке. Иностранный язык предстает перед учащимися как ключ в новый мир игр и приключений.
У детей развиваются коммуникативные игровые способности, они учатся проигрывать ситуации общения со сверстниками и взрослыми на иностранном языке. Все это создает условия для билингвистического развития детей с раннего школьного возраста.
Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Использование игр и приёмов драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны бать “одной командой”, постоянно помогая, и поддерживая друг друга. Немаловажное значение игровой метод имеет при проведении контроля знаний учащихся, особенно в младших классах. Игра заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют, в то время как учитель для себя оценивает знания ребят, делает выводы о том, что они усвоили, и над чем ещё придётся поработать.
Целью данной программы является: совершенствовать элементарные коммуникативные навыки и умения в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
Задачи данного курса:
• способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
• тренировать учащихся в произнесении иноязычных звуков.
• формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
• создать атмосферу поиска, творчества и открытия на уроках.
• ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
• воспитывать ответственность и взаимопомощь учащихся.
• формировать некоторые универсальные, лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
• развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
• развивать речевую реакцию, расширяя активный словарь учащихся.
Возраст учащихся: 1-4 классы.
Срок реализации: 4 года.
Форма занятий:групповая.
Режим занятий:1 класс- 1 час в неделю. 32 часа в год.
2-4 классы-1 час в неделю.34 часа в год.
Ожидаемые результаты:
- Умение учащихся практически и творчески применять полученные знания при общении на иностранном языке.
- Отсутствие психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
- Углубление учебных навыков и умений.
- Расширение кругозора.
- Желание изучать английский язык.
- Умение работать в группе, уважая мнения других.
- Дружный коллектив в классе.
Формы контроля: игры, беседы, круглые столы, защита творческих работ, инсценировки, интервью.
Итоговый контроль:открытые уроки, игры-драматизации, спектакли, конкурсы.
Методическое обеспечение программы
Данная программа рассчитана на изучение английского языка на материале:
различных праздников(ведь одним из наиболее важных и интересных явлений культуры стран изучаемого языка являются отмечаемые там праздники, которые наиболее ярко отображают историю и культурные традиций народа), а также сказочных историй, которые так интересны детям в этом возрасте и виртуальных путешествий, расширяющих знания и кругозор учащихся.
Важную роль в овладении иностранными языками играет использование средств наглядности, раздаточный изобразительный материал, видео и аудиокассеты, мультимедиа проекторов и т.д. Зачастую для детей компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, наглядности, игровой среды. Использование на уроках компьютерных презентаций помогает обучающимся увидеть ситуацию, о которой они будут говорить или писать, расширяет и углубляет их представления об окружающем мире, об изучаемом объекте. Занятия становятся более интересными, эффективными. Учитель может наглядно представить то, что трудно и скучно объяснять словами. Это помогает легко объяснить, а учащимся — усвоить и воспроизвести материал.
Содержание программы реализуется на основе следующих методов:
- Интерактивный метод (игровой метод ,работа в малых группах)
- Наглядно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, «видиометод»)
- Метод эмоционального стимулирования учебной деятельности
- Проблемно-поисковый
- Коммуникативно-ориентированный
Применяются следующие принципы:
- Принцип систематичности и последовательности (проявляется в организации и последовательной подаче материала «от легкого к трудному» и обеспечивает доступность и наглядность обучения).
- Принцип активности.
- Принцип учета возрастных особенностей.