Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание материала

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

 

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, величину, форму. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес.

 

 

Задания:

 

1. Научить детей выделять ведущие признаки предмета – цвет, размер, материал, форму.

 

2. Игра: «Подумай и договори».

 

3. Научить образовывать прилагательные с ласкательным значением.

 

          белый - беленький

 

          серый - серенький

 

4. Дополнить предложения нужным по смыслу словом: заяц белый,                                                                            

    а зайчонок – беленький.

 

 

5. Отгадывание загадок:

 

    Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?

 

Обогащение словаря осуществляется за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи. 

 

РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ТЕСНО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

 

Задачи:

 

1. формирование глубинной и поверхностной структуры предложения.

 

2. развитие навыков словоизменения и словообразования.

 

3. развитие связной речи.

 

1). Формирование глубиной и поверхностной структуры предложения.

 

Последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе:

 

1. Двусоставные предложения: подлежащее – сказуемое, существительное + глагол 3 лица

    настоящего времени.  (Дерево растет).

 

2. Другие двусоставные предложения.  (Это дом; Дом большой). 

 

3. Распространенное предложение из 3-4 слов:

 

     а). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение.  (Девочка моет куклу).

     б). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение

          (дат. пад. сущ.) – Бабушка дает ленту внучке.

     в). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение

           (тв. пад. со значением орудия действия) – Девочка рисует дом карандашом.

     г).  подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (предложно-падежная 

           конструкция) – В лесу растут грибы.

     д). подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, времени, образа действия, 

           выраженное наречием (Солнце светит ярко).

     ж). распространение предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета.

 

2). Развитие навыков словоизменения и словообразования.

 

Виды деятельности:

 

1. дифференциация ед. и мн. числа сущ.

 

2. закрепление формы мн. числа.

 

Игра: «Измени слово».

 

3). Слова, обозначающие несколько предметов.

 

4). Уточнение формы винительного падежа:

 

    а). игра: «Кто самый наблюдательный».

    б). ответы на вопросы, требующие постановки существ. в вин. падеже.

 

 

5). Уточнение формы дат. падежа:

 

     а). игра: «Кому нужны эти вещи». 

     б). заучивания стихотворения: «Кому что?» - беседа по содержанию. 

     в). ответы на вопросы по картинке: кто кому     что дает?

     г). Игра: «Гости» (морковь – зайчику)

 

 

                                                                                                                                                                             

 

 

6). Уточнение формы родит. падежа:

 

     а). «Угадай, чьи это вещи».

     б). «Угадай, чьи это хвосты».

     в). «Чей клюв?»

 

7). Уточнение формы творительного падежа:

 

      а). ответы на вопрос кто чем работает? По картинкам.

      б). добавить слово к глаголу: рисовать карандашом.

      в). назвать с чем пьют чай.

      г). назвать пары предметов по картинкам:

           книжка с картинками. 

           кошка с котятами.

 

8). Уточнение формы предложного падежа: 

 

     а). выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций.

 

     б). употребление различных предложных конструкций при обозначение действия.

 

           Где лежит карандаш?

 

     в). составление предложения с предложными конструкциями по картинкам                                   

           (ложка в стакане).

 

     г). Ответы на вопросы по картинкам и без картинок;

 

          Где что лежит?

          Где что покупают?

          Где что растет?

 

      д). игра: «Помоги животным найти свой домик».

  

   9). Закрепление формы родит. пад. мн. числа с наречием – много – игра:                                            

         «Назови пять предметов».

 

   10). Закрепление согласования прилагательного с существительным:

          

           а). игра в лото: «Каково цвета?»

           б). игра в лото: «Какой формы предмет?»

           в). ответы на вопросы о признаках предметов.

 

   11). Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного:

 

           дом – домик

 

           солнце – солнышко

 

           лиса – лисичка

 

 

 

 12). Образование уменьшительно – ласкательной формы прилагательного.

 

          рыжая – рыженькая

 

          пушистый - пушистенький

 

  13). Образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото:

 

          «Из чего сделано?»

 

          дерево – деревянный

 

          железо - железный

 

 

  14). Образовать глаголы с различными приставками:

 

          налил – вылил

 

          перешел – подошел

 

 

      3). Развитие связной речи.

 

   Задачи:

 

   Научить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать 

   свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

   Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

 

   1). Обогащение словарного запаса.

 

   2). Обучение составлению пересказа, придумыванию рассказов.

 

   3). Разучивание стихотворений.

 

   4). Отгадывание загадок.

 

  

   ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

 

   Задачи:

 

   1. научиться слушать и понимать вопросы. 

   2. учащийся должен научиться сам задавать вопросы.

   3. правильно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли  в ответах                                           

       на них.

 

 

Виды деятельности:

 

  1. Рассказы – описания при прохождении каждой лексической темы:

 

   «Игрушки», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты».

 

  а). составить рассказ – описание любимых игрушек.

  б). составить рассказ – описание домашних, диких животных. 

 

 

  2. Рассказы по серии сюжетных картинок.  (В ходе работы над рассказами по серии

      картинок, дети овладевают навыками диалогической речи).

 

      а). игра: «Не зевай, нужную картинку поднимай».

      б). подобрать предметный картинки к серии сюжетных картинок.

      в). «Что здесь изображено?»

           «Кому дать эту карточку?»

 

 

  Разложить карточки в нужном порядке и составить рассказ.

 

  3. Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

 

  4. Работа с загадками:

 

  а). заучивание загадок наизусть.

  б). в процессе отгадывания загадок, следует задавать наводящие вопросы. 

 

  5. Пересказ художественных текстов. 

 

      Виды пересказа:

 

      а). логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

 

      б). логопед задает наводящие вопросы, если ребенок пересказывает                                                             

           с большими паузами.

 

      в). пересказ в лицах, типа простой драматизации.

 

   Тексты для пересказа соответствуют лексическим темам: «Зима»,                                         

   «Предвестники весны», «Осень», «Домашние и дикие животные»,

   «Овощи», «Фрукты».

 

ИТОГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

 

Основное, чему должны научиться учащиеся – адекватное эмоциональное и речевое общение, умение использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.

В процессе логопедической работы учащиеся должны овладеть следующими умениями:

 

1. действовать совместно со взрослыми.

 

2. выполнять задания по подражанию и образцу.

 

3. называть или показывать картинку, изображение буквы слога или слова.

 

4. произносить правильно отдельные звуки, слоги, слова и фразы.

 

5. действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу взрослого.

 

 

 

 

                                          

 

                                       

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Логопедия. 1998 год.

 

2. С.Г. Шевченко, Подготовка к школе детей с ЗПР. Москва. 2005 год.

 

3. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова – Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием

    Москва. «Гном-Пресс» 1999 год.

 

4. Л.М. Шипицина «Развитие навыков обучение у детей с умеренной отсталостью                           

    и тяжелой умственной отсталостью». пособие для учителя 2004 год.

 

5.  Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. 1999 год.

 

6. Хрестоматия по логопедии. Москва. 1977 год. П том.

 

7. Н.Ю. Борякова. Ступеньки развития. 1999 год.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»