ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, величину, форму. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес.
Задания:
1. Научить детей выделять ведущие признаки предмета – цвет, размер, материал, форму.
2. Игра: «Подумай и договори».
3. Научить образовывать прилагательные с ласкательным значением.
белый - беленький
серый - серенький
4. Дополнить предложения нужным по смыслу словом: заяц белый,
а зайчонок – беленький.
5. Отгадывание загадок:
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
Обогащение словаря осуществляется за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.
РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ТЕСНО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Задачи:
1. формирование глубинной и поверхностной структуры предложения.
2. развитие навыков словоизменения и словообразования.
3. развитие связной речи.
1). Формирование глубиной и поверхностной структуры предложения.
Последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе:
1. Двусоставные предложения: подлежащее – сказуемое, существительное + глагол 3 лица
настоящего времени. (Дерево растет).
2. Другие двусоставные предложения. (Это дом; Дом большой).
3. Распространенное предложение из 3-4 слов:
а). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение. (Девочка моет куклу).
б). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение
(дат. пад. сущ.) – Бабушка дает ленту внучке.
в). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение
(тв. пад. со значением орудия действия) – Девочка рисует дом карандашом.
г). подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (предложно-падежная
конструкция) – В лесу растут грибы.
д). подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, времени, образа действия,
выраженное наречием (Солнце светит ярко).
ж). распространение предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета.
2). Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Виды деятельности:
1. дифференциация ед. и мн. числа сущ.
2. закрепление формы мн. числа.
Игра: «Измени слово».
3). Слова, обозначающие несколько предметов.
4). Уточнение формы винительного падежа:
а). игра: «Кто самый наблюдательный».
б). ответы на вопросы, требующие постановки существ. в вин. падеже.
5). Уточнение формы дат. падежа:
а). игра: «Кому нужны эти вещи».
б). заучивания стихотворения: «Кому что?» - беседа по содержанию.
в). ответы на вопросы по картинке: кто кому что дает?
г). Игра: «Гости» (морковь – зайчику)
6). Уточнение формы родит. падежа:
а). «Угадай, чьи это вещи».
б). «Угадай, чьи это хвосты».
в). «Чей клюв?»
7). Уточнение формы творительного падежа:
а). ответы на вопрос кто чем работает? По картинкам.
б). добавить слово к глаголу: рисовать карандашом.
в). назвать с чем пьют чай.
г). назвать пары предметов по картинкам:
книжка с картинками.
кошка с котятами.
8). Уточнение формы предложного падежа:
а). выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций.
б). употребление различных предложных конструкций при обозначение действия.
Где лежит карандаш?
в). составление предложения с предложными конструкциями по картинкам
(ложка в стакане).
г). Ответы на вопросы по картинкам и без картинок;
Где что лежит?
Где что покупают?
Где что растет?
д). игра: «Помоги животным найти свой домик».
9). Закрепление формы родит. пад. мн. числа с наречием – много – игра:
«Назови пять предметов».
10). Закрепление согласования прилагательного с существительным:
а). игра в лото: «Каково цвета?»
б). игра в лото: «Какой формы предмет?»
в). ответы на вопросы о признаках предметов.
11). Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного:
дом – домик
солнце – солнышко
лиса – лисичка
12). Образование уменьшительно – ласкательной формы прилагательного.
рыжая – рыженькая
пушистый - пушистенький
13). Образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото:
«Из чего сделано?»
дерево – деревянный
железо - железный
14). Образовать глаголы с различными приставками:
налил – вылил
перешел – подошел
3). Развитие связной речи.
Задачи:
Научить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать
свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
1). Обогащение словарного запаса.
2). Обучение составлению пересказа, придумыванию рассказов.
3). Разучивание стихотворений.
4). Отгадывание загадок.
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
Задачи:
1. научиться слушать и понимать вопросы.
2. учащийся должен научиться сам задавать вопросы.
3. правильно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах
на них.
Виды деятельности:
1. Рассказы – описания при прохождении каждой лексической темы:
«Игрушки», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты».
а). составить рассказ – описание любимых игрушек.
б). составить рассказ – описание домашних, диких животных.
2. Рассказы по серии сюжетных картинок. (В ходе работы над рассказами по серии
картинок, дети овладевают навыками диалогической речи).
а). игра: «Не зевай, нужную картинку поднимай».
б). подобрать предметный картинки к серии сюжетных картинок.
в). «Что здесь изображено?»
«Кому дать эту карточку?»
Разложить карточки в нужном порядке и составить рассказ.
3. Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
4. Работа с загадками:
а). заучивание загадок наизусть.
б). в процессе отгадывания загадок, следует задавать наводящие вопросы.
5. Пересказ художественных текстов.
Виды пересказа:
а). логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
б). логопед задает наводящие вопросы, если ребенок пересказывает
с большими паузами.
в). пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Тексты для пересказа соответствуют лексическим темам: «Зима»,
«Предвестники весны», «Осень», «Домашние и дикие животные»,
«Овощи», «Фрукты».
ИТОГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Основное, чему должны научиться учащиеся – адекватное эмоциональное и речевое общение, умение использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
В процессе логопедической работы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
1. действовать совместно со взрослыми.
2. выполнять задания по подражанию и образцу.
3. называть или показывать картинку, изображение буквы слога или слова.
4. произносить правильно отдельные звуки, слоги, слова и фразы.
5. действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу взрослого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Логопедия. 1998 год.
2. С.Г. Шевченко, Подготовка к школе детей с ЗПР. Москва. 2005 год.
3. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова – Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием
Москва. «Гном-Пресс» 1999 год.
4. Л.М. Шипицина «Развитие навыков обучение у детей с умеренной отсталостью
и тяжелой умственной отсталостью». пособие для учителя 2004 год.
5. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. 1999 год.
6. Хрестоматия по логопедии. Москва. 1977 год. П том.
7. Н.Ю. Борякова. Ступеньки развития. 1999 год.