Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 Картотека для автоматизации свистящих звуков
с усложнением звуко-слоговой структуры слов

 

Иванова Юлия Игоревна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга; учитель-логопед

 

У детей с общим недоразвитием речи кроме нарушений звукопроизношения наблюдаются также нарушения звуко – слоговой структуры слов, которые необходимо учитывать в работе по автоматизации поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слов и автоматизацией звуков проходит параллельно: овладение новыми слоговыми структурами идёт на материале освоенных детьми звуков, а в отработанные структуры слов вводятся вновь поставленные звуки.

Проанализировав порядок отработки слов с разными типами слоговой структуры, предложенный З. Е. Агранович и Н. В. Нищевой, я составила картотеку для автоматизации свистящих звуков в слогах, словах, предложениях и в текстах с учетом разных уровней развития слоговой структуры слов у детей. В первом варианте представлены слова простой слоговой структуры, а также фразы с этими словами. В последующих вариантах слоговая структура слов постепенно усложняется.

1  вариант:

1. Двусложные слова из открытых слогов (вата, ухо).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (собака, кубики).

3. Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак, дом).

2  вариант.

1. Двусложные слова с закрытым слогом (бидон, вагон).

2. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, паста).

3. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, бантик).

3  вариант:

1. Трехсложные слова с закрытым слогом (утенок, молоток).

2. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (аптека, автобус, апельсин, будильник).

3. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных звуков (матрешка).

4  вариант:

1. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова (слон, мост).

2. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (стена).

3. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, планка).

4. Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

5  вариант:

1. Четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (холодные, холодильник).

2. Пятисложные слова (литература, фарфоровая).

3. Слова со стечениями из трех согласных звуков (страх, завтра).

4. Слова со сложной слоговой структурой (градусник, оркестр).

Картотека для автоматизации звуков «с» - «сь».

Звук «с». Вариант 1. Карточка №1.

Автоматизация звука в слогах:                      

1. Са – са                  сы – сы                   со – со                      су – су

    са – сы                  сы – со                    со – су                      су – са

    ас – ас                   ыс – ыс                    ос – ос                     ус – ус

    ас – ыс                  ыс – ос                     ос – ус                     ус - ас

2. Са-са-са                сы-сы-сы                со-со-со                   су-су-су

    са-са-сы                сы-со-со                 со-су-со                    су-са-су

    ас-ас-ас                 ыс-ыс-ыс                ос-ос-ос                    ус-ус-ус

    ас-ас-ыс                ыс-ос-ос                 ос-ус-ос                     ус-ас-ус   

 

Звук «с». Вариант 1. Карточка №2.

Автоматизация звука в словах:

1.                Сани, Саня, Соня, сода, сухо, сыты, усы, весы, носы, пасу, несу, оса, коса, лиса, осы, бусы, косы, сады, касса.

2.                Досада, полоса, осока, посуда, босые, колесо, колёса, сапоги.

3.                Сад, сам, сок, сом, сон, суд, суп, сук, сын, сыт.

Бас, пас, вас, нас, нос, ус, мыс, нёс, пёс, тёс, лес.  

 

Звук «с». Вариант 1. Карточка №3.

Автоматизация звука в предложениях:

Соня пила сок. В саду оса. У самого носа оса. У сома усы. Летели осы. Сын тети Сони сыт. Сане купили весы. У тети Сони новые бусы. У Сони косы. Ах, вы, косы, косы русые! Саня, купи маме соды! Собаке дали мяса. Соне налили супу. Высоко на суку сова. У нас пёс.

 

Звук «с». Вариант 1. Карточка №4.

Автоматизация звука в рифмовках:

Са-са-са, са-са-са – ой-ой-ой! Там оса                           

 Су-су-су, су-су-су – я несу косу!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – мы не видели осы                       

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – у дяди усы

Су-су-су, су-су-су – выгони осу!                                   

Со-со-со, со-со-со – вот какое колесо

Са-са-са, са-са-са – у меня была лиса                           

Су-су-су, су-су-су – корову я пасу

Су –су-су, су-су-су – Сане я дала лису                         

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – вот мои весы

 

Звук «с». Вариант 2. Карточка №1.

Автоматизация звука в словах:

1.     Погас, покос, кумыс, овёс, унёс; гусак, писать, кусать, босой, кусок, носок, песок, несут, сыпать, сапог, сынок, лесок, салют.

2.     Басня, каска, маска, паста, густо, пусто, ясно, ясный, место, тесто, тесно, миска, киска, куски, кусты, тиски, леска; сайка, сотня, сумка, судно, сукно.

3.     Выступ,  густой, пустой, пустяк, пускать; сундук, космос.

 

Звук «с». Вариант 2. Карточка №2.

Автоматизация звука в предложениях:

У нас погас газ. Саня любит ирис. Соня и Саня идут в лес. Саня идет в сад. У Сани санки едут сами. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Собаке дали сахар. В сотах мёд. Песок в совке. Собаке дали кусок мяса. В саду сухой песок. На ёлке сухой сук. Сайки пекут из теста. Суп налили в миску. У Сани маска. Солдат в каске. Соску сосут.

Звук «с». Вариант 2. Карточка №3.

Автоматизация звука в рифмовках:

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – мы воды налили в таз                   

 Са-са-са, са-са-са – к нам летит оса

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – огонь погас                                    

 Су-су-су, су-су-су – не боюсь я осу

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – вот мой пёс Барбос                       

Су-су-су, су-су-су – сумку  я несу

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – летим в космос                              

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – на поле покос

Ис-ис-ис, ис-ис-ис – Соня варит рис

Ыс-ыс-ыс, ыс-ыс-ыс – пили мы кумыс

 

Звук «с». Вариант 2. Карточка №4.

Автоматизация звука в тексте:

Сонный день, сонный день,

Сонным ветрам дунуть лень.

Сонный день, сонный день…

 

Звук «с». Вариант 3. Карточка №1.

Автоматизация звука в словах:

1.     Поясок, высокий, самокат, самолёт,  усатый.

2.     Капуста, тенистый, автобус, испугать, коляска; посадка, косынка.

3.     Выставка, колбаска, ласточка, холмистый, салфетка.

Звук «с». Вариант 3. Карточка №2.

Автоматизация звука в предложениях:

Саня купил ананас. Высоко в небе самолёт. Самолёт идет на посадку. Сане купят новый самокат. У Сони косынка. Соль в солонке. Сосулька упала в сугроб. Соня рисует самолёт. На выставке рисунки детей. Лесник в лесу, а садовник в саду. Соль в солонке, а масло в маслёнке. В миске капуста. Мы ловили пескарей. Усталый Ваня уснул. На месте пустыря вырос кустарник. Остатки доски кинули в костёр. У нас унесло ветром парус. У Сони коляска. Насыпай песок, Настя.

 

Звук «с». Вариант 3. Карточка №4.

Автоматизация звука в стихотворении «Сам»:

Варит сам самовар,

Валит сам самосвал,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолёт.

 

Звук «с». Вариант 3. Карточка №3.

Автоматизация звука в рифмовках:

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – фонарик мой погас                      

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – мы ели ананас.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – я телёнка пас.

Ис-ис-ис, ис-ис-ис – я на турнике повис

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – убежал мой пёс Барбос

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – нам купили абрикос 

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – отвечай на вопрос

 

 

Звук «с». Вариант 4. Карточка №1.

Автоматизация звука в слогах:

Ста – сты – сто – сту

Спа – спы – спо – спу

Ска – ско – ску

Сна – сны – сно – сну

Сма – смы – смо – сму

Сла – слы – сло – слу

 

Звук «с». Вариант 4. Карточка №2.

Автоматизация звука в словах:

1.     Стук, стул, стой, стол, сталь, спать, скат, сноп, смог, смыть, свой; квас, воск, мост, вкус, куст, пляс, диск, писк, лист.

2.     Стая, ставить, стакан, старик, стынуть, ступа, стужа, ступень, спутать, скакать, скала, снова, смола, свая, свалить,  Слава, слабый, слово, случай,  киоск.

3.     Ставни, стойка, столько, ступка, спутник, скалка, сколько, сладкий, вкусный, хлястик, пляска, скамейка., ступеньки.

4.     Испания.

 

Звук «с». Вариант 4. Карточка №3.

Автоматизация звука в предложениях:

Соня пьёт квас. Кто нёс поднос? Трус один в лес не пойдёт. Сонный сом на дне. Днём совы спят. Весной ясные дни. Слава снова полез на сосну. Саня сломал весло. Соня видела слона. Слава русским солдатам! У Славы красный флаг. Высоко на скале две сосны. Ставь стакан на место. Стул стоит у стола. У нас суп стынет. На столе листы бумаги. Летит стая уток. Скамейка стоит в саду. Соня искусана осами. На Стёпе новый костюм. Стёпа свистит в свисток. Света списывает стихи. На полке стоит посуда. Собака своих не кусает. Бери для скотины сухую солому. В саду сладкие абрикосы. Соня, клади в суп фасоль и мясо.

 

Звук «с». Вариант 4. Карточка №4.

Автоматизация звука в тексте:

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

Звук «с». Вариант 4. Карточка №3.   

Автоматизация звука в предложениях:

Соня пьёт квас. Кто нёс поднос? Трус один в лес не пойдёт. Сонный сом на дне. Днём совы спят. Весной ясные дни. Слава снова полез на сосну. Саня сломал весло. Соня видела слона. Слава русским солдатам! У Славы красный флаг. Высоко на скале две сосны. Ставь стакан на место. Стул стоит у стола. У нас суп стынет. На столе листы бумаги. Летит стая уток. Скамейка стоит в саду. Соня искусана осами. На Стёпе новый костюм. Стёпа свистит в свисток. Света списывает стихи. На полке стоит посуда. Собака своих не кусает. Бери для скотины сухую солому. В саду сладкие абрикосы. Соня, клади в суп фасоль и мясо.

 

Звук «с». Вариант 4. Карточка №4.

Автоматизация звука в тексте:

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

 

Звук «с». Вариант 4. Карточка №5.

Автоматизация звука в стихотворении С. Маршака «Старый слон»:

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

 

Звук «с». Вариант 5. Карточка №1.

Автоматизация звука в словах:

1.     Интересный, выписывать.

2.     Листва, искра, артист, пёстрый, острый, остров, брусника, троллейбус.

Звук «с». Вариант 5. Карточка №2.

Автоматизация звука в предложениях:

Матрос натягивает парус. Из слогов складывают слова. У длинноносых длинные носы. У длиннохвостых длинные хвосты. У длинноусых длинные усы. У длиннокосых длинных две косы. Редиска растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Усталый Ваня быстро уснул. Ястреб унёс у лесника утёнка.

 

Звук «с». Вариант 5. Карточка №3.

Автоматизация звука в рассказе «В саду»:

   Соня была в саду. В саду стол и скамейка. Соня стала рисовать. Нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок был не плох.

 

Звук «сь». Вариант 1. Карточка №1.

Автоматизация звука в слогах:

1. Ась – ась                ись – ись                   ось – ось                  усь – усь

    ась – ись                 ись – ось                   ось – усь                  усь – ась

    ся – ся                     си – си                      се – се                       сю - сю

    ся – си                     си – се                      се – сю                      сю – ся

2. Ась-ась-ась            ись-ись-ись              ось-ось-ось               усь-усь-усь

    ась-ась-ись            ись-ось-ось              ось-усь-ось               усь-ось-ась

    ся-ся-ся                  си-си-си                   се-се-се                      сю-сю-сю

    ся-ся-си                  си-се-се                    се-сю-се                    сю-си-се

 

Звук «сь». Вариант 1. Карточка №2.

Автоматизация звука в словах:

1.     Сёма, Сима, сито, сено, Сеня, села, сила, сяду, Ася, Вася, Муся, сюда, себя, Люся, село, гуси.

2.     Гусята,  синева, семена, пасека, осина, лисята.

3.     Ось, весь, высь, гусь, сядь, сев, семь, лось.

Звук «сь». Вариант 1. Карточка №3.

Автоматизация звука в предложениях:

Сеня и Вася ловили карася. Ася, иди сюда! У гуся гусята. Сима села на сено. Васе семь лет. У Симы сито. Попали в сети караси.

 

Звук «сь». Вариант 1. Карточка №4.

Автоматизация звука в рифмовках:

Си-си-си, си-си-си – жили-были гуси

Си-си-си, си-си-си – это наши гуси!

Си-си-си, си-си-си – в реке караси

Ся-ся-ся, ся-ся-ся – мы ловили карася

 

Звук «сь». Вариант 2. Карточка №1.

Автоматизация звука в словах:

1.     Косяк, висят, косят, носят, десять, синий, висит, носит, косит, посев, осень, седок, седой, боюсь, моюсь, сидеть, лисий, кисель, висел.

2.     Такси, сетка, Васька, Моська, письмо, тесьма,  седло.

3.      Сильный, сигнал,  восьмой.

 

Звук «сь». Вариант 2. Карточка №2.

Автоматизация звука в предложениях:Синий синяк. Сеня сел в седло. Сильный лев силён. Сети висят в сенях. Сима и Вася едут на такси. Дядя Вася косит сено. Люся сидит на сене. Мусе восьмой месяц.

 

Звук «сь». Вариант 2. Карточка №3.

Автоматизация звука в тексте:

Носит Сеня

Сено в сени.

Лежать на сене

Будет Сеня.

 

Звук «сь». Вариант 3. Карточка №1.

Автоматизация звука в словах:

1.     Десяток, гусёнок, босиком, осенний, весенний, весёлый, лисёнок, посёлок, новосёл, укусил, погасил,  василёк.

2.     Тесёмка, секунда, косилка, носилки, лисичка, сеялка, семечки, селёдка.

 

Звук «сь». Вариант 3. Карточка №2.

Автоматизация звука в предложениях:

Сеялкой сеют семена. Синие васильки. Косилкой косят, а на носилках носят. Сёма и Вася поймали карася. У Симы василек. Сёма бегает босиком. Вася умылся и оделся. Кончилось лето, и началась осень. В сети попали осётры. Мы сидим на лесенке, и поём мы песенки.

 

Звук «сь». Вариант 4.  Карточка №1.

Автоматизация звука в слогах:

Стя, сте, сти, стё, стю.

Спя, спе, спи, спю.

Смя, сме, сми, смё, смю.

Сня, сне, сни, снё, сню.

Сля, сле, сли, слё, слю.

Свя, сви, све, свё, свю.

 

Звук «сь». Вариант 4. Карточка №2.

Автоматизация звука в словах:

1.     Стих, степь, спят, спит, спеть, спечь, снять, снег, смять, смех, смесь, след, слить, слёт, свет.

2.     Стихи, стены, Степа, спелый, смена, снимок, слива, слева, следы, слякоть.

3.     Снести, смести, стёкла, спинка, спячка, сливки, свинка, свёкла.

4.     Укусила, посеяли.

 

Звук «сь». Вариант 4. Карточка №3.

Автоматизация звука в предложениях:

На сидении сидят. Сегодня дома вся семья. Всюду на ветках снегири. У Симы десять слив. Люся всегда боялась гусей. Поселилась лиса с лисятами у просеки. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину.

 

Звук «сь». Вариант 4. Карточка №4.

Автоматизация звука в тексте:

Жили у бабуси                                            Вот кричит бабуся:

Два весёлых гуся –                                     «Ой, пропали гуси,

Один серый,                                                Один серый,   

Другой белый,                                             Другой белый,

Два весёлых гуся.                                  Гуси, мои гуси!»

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 1. Карточка №1

Автоматизация звуков в слогах:

1. Са – ся                  ся – са                    сы – си                    си – сы

    со – сё                   сё – со                    су – сю                    сю – су

2. Са-са-ся                са-ся-ся                  ся-ся-са                   ся-са-са

    са-ся-са                 ся-са-ся                  со-сё-со                   сю-су-сю

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 1. Карточка №2.

Автоматизация звуков в словах:

1.     Осы – оси, суда – сюда, весы – виси, носы – носи, соло – сёла.

2.     Соседи.

3.     Вес – весь, сок – сёк, сад – сядь

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 1. Карточка №3.

Автоматизация звука в предложениях:

У Аси косы. Симу кусала оса. Вася и Ася – соседи. У лисы лисята. У тети Аси сын Вася. Сеня пил сок. Мусе дали мяса. В саду гуси. Сеня нес сено. У Сени и Сани сом с усами.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 2. Карточка №1.

Автоматизация звуков в словах:

1.     Коса – косяк, лиса – лисята, гусак – гусята, сок – Васёк, фасоль – осёл, сыпать – сито,  сосед.

2.     Сотня – сёдла, сын – синька

3.     Совсем.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 2. Карточка №2.

Автоматизация звуков в предложениях:

Лось около кустов. Повесь костюм на место. Жалят осы, а у колёс – оси. У Сени сено на санях. У гусака гусята. Вася – Сонин сосед. Мы совсем не ходили в сад. Васёк любит сок.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 2. Карточка №3.

Автоматизация звуков в текстах:

Сани, сани                                                           Сено Сене Саня косит.

Едут сами.                                                            В сени Сеня сено носит.

Через села и леса

Едут сани – чудеса!            

Звуки «с» - «сь». Вариант 3. Карточка №1.

Автоматизация звуков в словах:

1.     Досада – десятый, весомый – весёлый, сенокос.

2.     Бусы – бусинки, косы – косички, косынка – косилка, посылка – носилки, соседка, сосиски, сосенка.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 3. Карточка №2.

Автоматизация звуков в предложениях:

У нас сегодня гости.  У нас обед, садитесь. У моста семафор. Девочка Васса, а мальчик Вася. Коси, коса, пока не высохла роса. У Сони косы, а у Аси косички. У Сони васильки. Сёма купил сосиски.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 4. Карточка №1.

Автоматизация звуков в словах:

1.     Свист.

2.     Спасибо, спасение, спаситель.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 4. Карточка №2.

Автоматизация звуков в предложениях:

Сумка висит на стене.  В саду повсюду много снега. Все спят в темноте, а сова не спит. Карась на сковороде. Повёл гусак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома. Как лодочка, гусыня плывёт по речке синей. Симу укусила оса. Вася сильнее Севы, но слабее Сени.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 4. Карточка №3.

Автоматизация звуков в тексте:

Вот сидит, смеясь, в беседке

Сима, Сонина соседка.

Вместе весело сидеть

И тихонько песни петь

О поляне, о беседке

И о Сониной соседке.

Звуки «с» - «сь». Вариант 4. Карточка №4.

Автоматизация звуков в стихах:

В лесу темно,                                                     Соня, погляди в окно.

Все спят давно.                                                  Сколько снегу нанесло!

Одна сова не спит,                                            И в лесу, и в саду,

На суку сидит.                                                   Сосны, ели – всё в снегу!

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 4. Карточка №5.

Автоматизация звуков в стихотворении «Васенька»:

Непоседа Васенька                                      Есть усы у Васеньки,

Не сидит на месте.                                       На усах сединки.

Непоседа Васенька                                      Хвост дугой у Васеньки

Всюду с нами вместе.                                  И пятно на спинке.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 4. Карточка №6.

Автоматизация звуков в стихотворении «Два кота»:

Жили – были два кота –                                      Серые хвосты.

Восемь лапок, два хвоста.                                   Бились днем и ночью

Подрались между собой                                      Прочь летели клочья.

Серые коты.                                                          И остались от котов

Поднялись у них трубой                                      Только кончики хвостов.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 5. Карточка №1.

Автоматизация звуков в словах:

Сестра, спросить, струсить, скрести, испугалась, испугался.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 5. Карточка №2.

Автоматизация звуков в предложениях:

Саня испугался сороки. Ася и Люся – сёстры. Снова наступают весенние дни. Поселилась лиса с лисятами у просеки. Под осиной подосиновик сидит, на осину подосиновик сердит. Встало солнце на рассвете, осветило всё на свете.

Звуки «с» - «сь». Вариант 5. Карточка №3.

Автоматизация звуков в потешках:

Сели дети на салазки,                                              Сосулька испугалась высоты,

Как блестят весельем глазки!                                  Сосулька от испуга стала плакать;

Покатились, понеслись,                                           И потому опять настала слякоть,

Покатились с горки вниз!                                        И потому надел ты сапоги.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 5. Карточка №4.

Автоматизация звуков в стихотворении И. Демьянова «Склевали гуси»:

Купила Марусе                                                Не будет подарка

Бусы бабуся.                                                     У внучки Маруси:

На рынке споткнулась                                     Все бусы склевали

Бабуся о гуся…                                                По бусинке гуси!

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 5. Карточка №5.

Автоматизация звуков в стихотворениях:

Самолёт построим сами,                                        Бабка сеяла горох,

Понесёмся над лесами,                                           Уродился он неплох,

Понесёмся над лесами,                                           Уродился он густой…

А потом вернёмся к маме.                                      Мы помчимся – ты постой.

 

Звуки «с» - «сь». Вариант 5. Карточка №6.

Автоматизация звуков в стихотворении Ю. Кушака «Сорок сорок»:

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок –

Сразу поссорились сорок сорок!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»