Использование игр и игровых упражнений
в коррекции фонетико – фонематического недоразвития
речи у младших школьников
Струкова Мария Васильевна
ГБОУ гимназия №66 Приморского р-на СПб
учитель- логопед
В общеобразовательную школу довольно нередко приходят дети с различными проблемами в речевом развитии. Эти проблемы по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, на успешности его дальнейшего обучения в школе. Перед учителем-логопедом общеобразовательной школы встаёт задача своевременного, как можно более углублённого и всестороннего обследования учащихся начальных классов. Целью такого обследования является организация коррекционного обучения, в первую очередь для учащихся, речевые нарушения которых отрицательным образом скажутся на их успеваемости. К такой категории относятся и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Недостатки звукопроизносительной стороны речи этих учащихся, которые являются наиболее заметными для родителей и учителей на первоначальном этапе обучения, являются одним из проявлений более сложных нарушений, т.к. имеют сенсорную обусловленность.
Учащиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют:
· недостатки звукопроизношения в виде смешения и замен различных оппозиционных звуков;
· недостаточную сформированность фонематических процессов;
· замедленный темп формирования спонтанных предпосылок к анализу и синтезу звукового состава слова.
Всё это значительно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом.
В специальных исследованиях Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой,
А.В. Ястребовой и др., была вскрыта тесная связь между нарушениями в формировании процесса чтения и письма и отклонениями в развитии устной речи детей, разработаны теоретические основы и методы коррекции письменной и устной речи. Было доказано, что нарушения речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности (главным образом в речедвигательной и речеслуховой), обусловливающей нарушения дифференциации звуков речи.
Одним из основных принципов русской орфографии является фонетический (фонематический) принцип правописания. В основе его лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает его определёнными значками (буквами). Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходимы сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа. А именно недоразвитие этих речевых функций наблюдается у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Отсутствие квалифицированной и своевременной помощи данной группе учащихся ведёт:
· к трудностям в овладении ими письмом и чтением;
· к постепенному нарастанию нарушений лексико-грамматического уровня речи;
· к недостаточному пониманию учебных задач, указаний, инструкций;
· к трудностям овладения учебными понятиями, терминами;
· к трудностям формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности;
· к недостаточному развитию связной речи
Таким образом, как упоминалось выше, учащиеся образовательных школ с ФФНР нуждаются в своевременной логопедической помощи, что позволит не только предупредить появление нарушений письменной речи, но и предотвратить обусловленные данным недоразвитием отрицательные последствия в учебной деятельности.
Основными задачами учителя - логопеда в работе с данной группой учащихся являются:
1. Своевременное устранение недостатков звукопроизношения;
2. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений;
3. Закрепление уровня фонематического анализа и синтеза, который доступен учащимся, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку;
4. развитие умения различать и сопоставлять систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков
В процессе реализации данных задач необходимо соблюдать поэтапность в применении тех упражнений и заданий, которые логопед предлагает учащимся.
При работе над фонематическим восприятием, вначале необходимо научить учащихся различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем следует научить их различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. При этом соблюдается следующая последовательность предъявления речевого материала с изучаемым звуком:
· ряд изолированных звуков;
· слоги различной структуры;
· слова;
· фразы;
· тексты
Лишь после того, как ученики научаться самостоятельно различать изучаемый звук в чужой и собственной речи, можно перейти к формированию фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференциаций.
Для первоначального выделения изучаемого звука, при формировании фонематического анализа, сначала подбирают такие слова, в которых он находиться в позиции наиболее благополучной для его выделения и наблюдения. Но в дальнейшем, учащимся предлагаются слова, в которых изучаемый звук находиться в разных позициях и сочетаниях с другими звуками. При подборе материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались, на первых порах, звуки близкие по акустическим или артикуляторным признакам изучаемому звуку до тех пор, пока ученик не научиться хорошо произносить, различать и выделять изучаемый звук. Если учащиеся испытывают большие затруднения в определении количества и последовательности звуков в словах, то вначале необходимо дать готовую схему звукового состава слова. На основе схемы устанавливается порядок звуков в слове, их количество, место изучаемого звука в слове. По мере усвоения фонематического анализа необходимо перейти к выделению звуков путём громкого, несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах, а затем, действие по звуковому анализу происходит в умственном плане. После того, как будет достигнута чёткость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков, приступают к их дифференциации. На данном этапе работы необходимо придерживаться следующей последовательности:
· обратить внимание учащихся на различие в звучании;
· сопоставить дифференцируемые звуки речи по артикуляции;
· сформировать способность различать сравниваемые звуки на слух
В ходе данной работы внимание учащихся привлекается к смыслоразличительной роли акустически сходных звуков в слове.
В процессе занятий надо создавать для учащихся возможность для самостоятельной деятельности, побуждать их активность и заинтересованность в преодолении имеющихся речевых нарушений, учить контролировать свою речь. Игры и игровые упражнения, включённые в занятия, способствуют более успешному решению коррекционно-развивающих и обучающих задач. Использование игровых методов обучения помогает проводить урок на уровне эмоционального осознания, что повышает умственную работоспособность, вызывает положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствует развитию детского воображения. Для успешного использования игровых методов необходимо помнить следующее:
· при выработке правил в игровом упражнении необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников;
· игра, игровые упражнения не должны выпадать из общих целей занятия;
· обязательно подводить результаты игры, иначе она потеряет одно из своих привлекательных свойств – выявление победителя.
Логопеду необходимо помнить, что эффективность использования игровых методов во многом зависит от его эмоционального отношения к течению игры, от заинтересованности в ее результатах.
Кроме того, не все учащиеся одновременно усваивают правила игры, поэтому учитель-логопед должен помогать таким ученикам в процессе игровой ситуации, но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников. У учащихся должно создаваться впечатление равноценности их участия в игре. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, сократить объём мыслительных операций, напомнить последовательность выполнения задания. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим учащимся не чувствовать себя ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре.
Для того чтобы интерес к игре не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Место и характер игры определяется исходя из цели занятия, работоспособности группы, из сложности того материала, с которым будут работать ученики.
Игры и игровые упражнения.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
По звуку угадай предмет.
Оборудование: ширма, набор детских звучащих инструментов (можно заменить на звучащие и шумящие предметы).
1 вариант.
Ход игры: логопед сначала знакомит учащихся с инструментами или предметами и их звучанием. Далее, логопед за ширмой вызывает их звучание. Учащиеся отгадывают и называют инструмент или предмет.
2 вариант.
Оборудование: ширма, набор детских звучащих инструментов или предметов, предметные картинки с их изображением.
Ход игры: учащимся раздаются предметные картинки. Логопед за ширмой вызывает последовательное звучание инструментов (от 3 и постепенно увеличивая их количество). После прослушивания, учащиеся выкладывают предметные картинки с изображением звучащих инструментов или предметов.
Жмурки.
Оборудование: карточки с изображением животных.
Ход игры: выбирают из играющих учащихся водящего - «жмурку». Он отворачивается. Остальные участники игры берут по одной карточке и становятся за водящим на расстоянии трёх – четырёх шагов. Затем один из играющих озвучивает животного, который нарисован на его картинке. Например, у ученика нарисована кошка, он говорит: «Мяу-мяу». Жмурка должен повернуться на голос, подойти, дотронуться до играющего и сказать: «У тебя кошка». Если он угадал играющего правильно, то встаёт в круг, а ведущим становится этот ученик.
В лесу.ример, е и становятся за ением звучащих инструментов или предметов.тво). е терять интере
Ход игры: учащиеся встают в хоровод. Выбирается ведущий, который встаёт в центр круга и закрывает глаза. Учащиеся ведут хоровод со словами:
Катя (имя водящего), ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!».
Ты скорее отгадай,
Кто позвал тебя?
Узнай.
Логопед показывает на одного из учащихся, который произносит: «Ау!». Водящий отгадывает того, кто его позвал.
Чей голосок?
Ход игры. Выбирается водящий, он становится к играющим спиной. Остальные ученики хором читают стихотворение, а последнюю строчку произносит один ученик по указанию логопеда. Если водящий угадывает его, то этот играющий становится водящим.
Мы немножко поиграем, Вот лягушка по дорожке
Как ты слушаешь, узнаем. Скачет, вытянувши ножки.
Постарайся, отгадай, Увидала комара,
Кто позвал тебя, узнай! Закричала:
( один учащийся называет имя водящего) «Ква-ква-ква!»
К нам кукушка в огород Мы по кругу идём,
Залетела и поёт. Мы лисичку зовём.
А ты, (имя ведущего) не зевай, Пусть глаза не открывает,
Кто кукует, отгадай! Нас по голосу узнает:
«Ку – ку! Ку – ку!» «Лисичка, кто я?»
Сел петух на забор, Мы немножко порезвились,
Закричал на весь двор. По местам все разместились.
Слушай, (имя ведущего),не зевай, Ты отгадку отгадай,
Кто петух у нас, узнай! Кто позвал тебя, узнай.
«Ку-ка-ре-ку!» (один учащийся называет имя водящего)
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, речевого анализа.
У кого хороший слух?
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Вариант 1.
Оборудование: сигнальные карточки, экран (лист бумаги).
Ход игрового упражнения: задаётся звук речи, который необходимо услышать в ряду других. Логопед закрывает рот экраном и называет различные звуки речи. Учащиеся хлопают в ладоши или поднимают сигнальную карточку, если слышат заданный звук.
Вариант 2 (можно использовать во время физ. минутки)
Ход игрового упражнения: задаётся звук речи. Играющие двигаются по классу в разных направлениях. Логопед называет звуки речи. Если учащиеся услышат заданный звук, то останавливаются.
Аналогично проводится игровое упражнение на материале слогов и слов различной слоговой структуры с изучаемым звуком.
Кто больше?
Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять звук в слове и соотносить его с буквой.
Оборудование: набор букв, предметные картинки, фишки.
Ход игры: каждому играющему даётся одна из букв. Логопед показывает предметную картинку, ученики называют её. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек.
Игру можно усложнить, если играющему даётся 2-3 буквы.
Какой звук чаще слышишь?
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Вариант 1.
Ход игрового упражнения: логопед просит прослушать ряд звуков и назвать тот, который чаще всего повторялся.
[ р – с – р – д – к – р...]
[ л – к – р – л – ж – л …] и т.д.
Вариант 2.
Логопед просит учащихся прослушать серию слогов и назвать звук, который чаще всего повторялся в них:
аш – ош – иш – уш … ро – ру – ра – ры
кол – мал – тыл – пал … и .т.д.
Вариант 3.
Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Логопед произносит стихотворение, а ученики называют звук, который чаще всего повторяется.
Примерный материал.
Воробьи, вороны, совы, Всё всегда на месте в доме:
Волки, львы, волы, коровы. Сарафан, фуфайка, шарф.
Кто сумеет повторить? Как зовётся этот домик?
Не сумел – тебе водить! Угадали? Это шкаф.
К нам зайдёт Новый год, Сонный день, сонный день,
Заведёт хоровод, Сонным ветрам дунуть лень,
Зазвенят голоса, Сонным курам клюнуть лень,
Засверкают глаза. Сонный день, сонный день.
Жужелица побежала, Шапка да шубка –
На жужжалочку нажала, вот он, наш Мишутка.
Жужжалочка зажужжала - Шубка да шапка –
Жужелица убежала! вот он, ваш Мишатка.
Нужная картинка.
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления.
Вариант 1.
Оборудование: наборы предметных картинок на каждого учащегося.
Ход игры: учащиеся рассматривают свои предметные картинки. Логопед уточняет их названия. Играющим предлагается отобрать только те, в названии которых есть заданный звук.
Вариант 2.
Оборудование: домик с кармашками для картинок, набор предметных картинок на какую-либо лексическую тему: дикие и домашние животные, птицы, растения, транспорт и т.д.
Например: логопед объясняет, что в домике живут только (птицы), в названии которых есть звук [ ч ]. Играющие называют всех изображённых на картинках птиц. После этого, отбирают только те, в названии которых есть изучаемый звук. Каждая выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный материал: грач, аист, чиж, кукушка, чайка, ласточка, чибис и т.д.
Найди и назови.
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: учащимся предлагается рассмотреть сюжетную картинку, уточняется её содержание. Играющим предлагается назвать в картинке объекты, в названии которых есть изучаемый звук.
Любопытный.
Цель: развивать фонематические представления, активизировать словарь.
Вариант 1.
Ход игры: логопед задаёт вопросы. Учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук.
Например:
Кто? Что (с) делал (а)? Что?
Вася возил воду
Поля поливала помидоры
Ира испортила игрушку
Кто? Что ( с)делал (а)? Что? Кому?
Костя купил кактус Кате
Соня сварила суп Саше
Вариант 2.
Ход игры: ведущий называет звук. Играющие самостоятельно придумывают предложения, в котором все слова начинаются на заданный звук.
Цепочка.
Цель: развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.
Ход игры: один из играющих называет слово, рядом сидящий подбирает слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик. Задача – не разорвать цепочку.
Подумай и назови.
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, фонематические представления.
Ход игры: логопед объясняет учащимся, что он прочтёт стихи, в словах которых допущены некоторые ошибки. Надо назвать слово и исправить ошибку.
Вариант 1. Послушайте и назовите: какие звуки пропущены в словах.
Примерный материал:
Маша кукле шар (шарф) вязала. Своей младшей дочке Тосе
Ей Наташа помогала. Заплетала мама осы (косы).
Серый вол (волк) голодный, злой Прыгал птенчик по дорожке
Ходит по лесу зимой. И клевал большие кошки (крошки).
Нам темно. Мы просим папу В Зоопарке живёт сон (слон)
Нам включить поярче лапу (лампу). Словно дом огромен он.
Вариант 2. Найдите лишний звук в слове. Назовите его место в слове.
Говорит Володя Коле: В нашем доме на окошке
«Стройку» (тройку) получил я в школе. Сидят серенькие крошки (кошки)
Вадик спит и видит слон (сон),
Что летит в ракете он.
От слова к слову.
Ход игры. Вариант 1.
Логопед предлагает учащимся прослушать шутки. Они должны услышать неправильное слово и дополнить его звуком, получив другое – подходящее по смыслу.
Друг приехал из Полтавы. Мы от страха все притихли,
Он привёз письмо от …лавы (Славы). На арену вышли …игры (тигры).
Любим мы на бок… (бокс) ходить. Долго пол… (полк) маршировал,
Боксёру нужно смелым быть. И трубач в трубу играл.
Звуковая линейка.
Цель: развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
Вариант 1.
Оборудование: звуковые линейки (склеенные из картона, длинные кармашки с прорезями в виде квадратиков, в которые вставляется «язычок» из картона) на каждого ученика.
Ход игры: ведущий называет слово или показывает предметную картинку. Ученики протяжно повторяют слово и одновременно выдвигают подвижную часть звуковой линейки («язычок») так, чтобы на каждый звук приходился один открывающийся квадратик. Произнося всё слово, ученики подсчитывают количество звуков при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.
Вариант 2.
Оборудование: карточки с последовательным изображением цифр от 1 до … на каждого играющего.
Ход игры: ведущий называет слово. Играющие считают количество звуков, пользуясь карточками с цифрами. В конце выдвигается или показывается нужная цифра.
Таким же образом определяется место звука в слове.
Пирамида.
Цель: развивать фонематический анализ.
Оборудование: рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги, предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названии от трёх до пяти и более звуков. Основания пирамид могут состоять из пяти и более квадратов, обозначающих звуки, в зависимости от уровня подготовки группы.
Ход игры: логопед демонстрирует пирамиду и поясняет, что ученики будут строить её из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из трёх звуков, ниже – из четырёх и т.д. Ученикам раздаются предметные картинки, названия которых уточняются. Играющие берут картинки поочередно, называют, определяют количество звуков и помещают на соответствующий квадрат. Ошибочный ответ не засчитывается, картинка возвращается на место.
Угадай слово.
Цель: развивать сложные формы звукобуквенного анализа.
Оборудование: карточки с цветными буквами.
Ход игры: логопед ставит на наборное полотно согласные буквы, ученики читают их. Например:
м – р – (море), б – м – г - (бумага) и т.д. Ученики отгадывают слово и доставляют из кассы букв недостающие. Для этой игры отбираются только те слова, которые состоят из прямых открытых слогов.
Что перепутали?
Цель: развивать звукобуквенный сравнительный анализ слов.
Оборудование: карточки со словами, которые отличаются одной буквой и предметные картинки.
Например: булка, а на картинке – белка, кот – кит, горка – норка, мышки – мишки, лужи – лыжи, ворота – ворона и т.д.
Ход игры: ведущий рассказывает, что Незнайке дали карточки со словами и попросили нарисовать под ними картинки. Незнайка ещё не научился правильно читать. Играющим предлагается определить и исправить ошибки. Учащиеся называют картинку, ищут ошибку в слове, указывают её, ищут карточку с нужным словом. Затем сравнивают пары слов.
Составь слово.
Цель: развивать сложные формы звукобуквенного анализа.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: логопед выставляет карточки с предметными картинками на наборное полотно, под ними пишутся цифры, указывающие на порядковый номер звука, который необходимо выделить из названия картинок. Ученики выделяют звуки, записывают соответствующие буквы, из которых складывается новое слово.
Что загадано?
Цель: развивать сложные формы звукобуквенного анализа.
Оборудование: карточки с цифрами.
Ход игры: ведущий называет слово и показывает цифру. Играющие выделяют из слова звук, место которого указано цифрой и записывают соответствующую букву. Если все звуки определены правильно, то из записанных букв получится слово.
Тройки слов.
Цель: развитие звукобуквенного анализа слов, активизация словаря.
Ход игры: ведущий записывает исходное слово. Играющие должны записать по три слова, начинающихся с букв исходного слова. Например, записывается слово «руки». Тройки слов могут быть такими:
рама, роза, рыба;
уши, усы, улей;
капля, каша, курица;
иней, игра, индюк;
Сквозная буква.
Цель: развивать звукобуквенный анализ слов, активизировать словарь.
Ход игры: логопед называет звук, его место в слове, количество букв в словах, которые будут придумывать учащиеся. Выигрывает тот, кто придумает больше всего слов в данных условиях.
Например: звук [л] должен стоять в словах на третьем месте, длина слов – пять букв.
Примерные слова: голос, колос, палка, галка, полка, шалаш и т.д.
Развитие фонематической дифференциации.
Сигнальные карточки.
Вариант 1.
Оборудование: сигнальные карточки на каждого учащегося (цветные или с оппозиционными буквами).
Ход игрового упражнения: логопед называет слоги (слова) с дифференцируемыми звуками. Учащиеся поднимают соответствующие сигнальные карточки.
Вариант 2.
Оборудование: сигнальные карточки для ведущего.
Ход игрового упражнения: ведущий поднимает карточку, учащиеся называют слог (слово) с соответствующим звуком.
Эхо наоборот.
Оборудование: мяч
Ход игры: логопед бросает мяч ученику и называет слог (слово) с одним из дифференцируемых звуков, которые изучаются на уроке. Учащийся бросает мяч логопеду, называя слог ( слово) с другим оппозиционным звуком.
Ромашки.
Оборудование: два круга «серединки ромашек» из картона, на которые пришита плёнка. Плёнка прошита через центр и разделена прошивкой на несколько секторов, которые образуют кармашки. «Лепестки ромашек» из белого картона, с наклеенными предметными картинками. Картинки подбираются по наличию в них изучаемых дифференцируемых звуков.
Ход игры: логопед раздаёт играющим лепестки с предметными картинками. На «серединки ромашек» прикрепляются буквы, обозначающие дифференцируемые звуки. Ученики берут по одному лепестку, называют картинку и помещают в кармашек соответствующей «серединки».
Можно проводить игру командами. Выигрывает та команда, которая соберёт «ромашки» быстрее.
Запомни, повтори.
Цель: развивать фонематическую дифференциацию, слуховую память.
Ход игрового упражнения: логопед предлагает учащимся прослушать цепочку звуков (слогов или слов) с оппозиционными звуками, запомнить и повторить. Их количество в цепочке может варьироваться от трёх до шести и более, в зависимости от уровня подготовленности группы.
Например: звуки [с] – [ш]
ас – ас – аш – аш – ас;
[г] – [к]
игра – икра – икра – игра;
Литература.
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 -4 классах вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1991.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Играем в слова. Ярославль, изд. «Академия развития» 1997
3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Увлекательные игры со звуками. Санкт - Петербург, 1996
4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. М., «Просвещение» 1989
5. Павлинов В. Игры со словами. Санкт – Петербург 1994
6. Шильникова Н.В. Игры для развития речи детей. Витебск «Педагог» 1992