Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание материала

  

 Учебно-методическое пособие
по коррекции речевых нарушений

               
Нарышкова Маргарита Сергеевна,
учитель-логопед

                               

Пояснительная записка                                    

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми.                                        

 

Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей планируются с учетом результатов логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева,

А.В. Ястребова и д.р.)

 

Формирование речи основывается на следующих положениях:

 

1. распознавание ранних признаков нарушения речевой деятельности, его влияние на общее психическое развитие.

   

2. предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры

речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой

деятельности.

 

3. учет закономерностей развития детской речи в норме.

 

4. единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

 

5. дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими

системное нарушение речевой деятельности различного происхождения.

   

6. одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную,

интеллектуальную и афферентно-волевую сферу. 

    

Дети с системным нарушением речевой деятельности не могут спонтанно стать          на онтогенетический путь развития речи.

Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование

речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе

общения и обучения.

Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей,

условий их обучения и воспитания, уровня развития речи.

 

 

 

                     

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие импрессивной и экспрессивной речи у детей, развитие коммуникативной функции речи.          

 

В ЗАДАЧИ логопедического сопровождения детей входят:

 

1. развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных

навыков.

 

2. развитие артикуляционной моторики.

 

 

3. развитие слухового восприятия и внимания.

 

4. развитие зрительного восприятия, памяти.

 

5. развитие ритма.

 

6. формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений

    изолированных звуков;

    автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

    дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры.

 

7. совершенствование лексических и грамматических средств языка.

 

8. развитие навыков связной речи.

 

9. формирование навыков активного использования речи в коммуникативных целях.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.

 

При коррекции дефектов речи у детей необходимо проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом- фонетико- фонематической, лексической, грамматической. 

 

                                         ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

I.Развитие общей и елкой моторики. Формирование элементарных                  

    графомоторных навыков.

 

Виды деятельности:

 

1. Нормализовать состояние тонуса мелких мышц: массаж пальцев и кистей рук в играх с

    грецким орехом, с пластилином.

 

 

2. Учить имитировать действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям                         

    с предметами: переносить, представлять, перекладывать.

 

3. Развивать точность движений рук, глазомер, согласованность движений обеих рук,

    зрительно-моторную координацию.

 

4. учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом

    и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, кругообразные движения рукой:

    «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «Барашки».

 

5. Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого, конструирование

    образов при помощи пальцев и кистей рук- пальчиковая гимнастика.

 

6. Составление предметных разных картинок.

    Картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Складывают по образцу,                   

    потом-  по памяти.

 

7. Обведение контуров предметных изображений.

 

8. Наматывание ниток на клубок.

 

9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

 

II. Коррекция речевого дыхания.

 

Цель: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм. Упражнения проводят ежедневно по 5-10 минут.

 

Виды деятельности:

 

1. «пилка дров».

 

2. «листья шелестят».

 

3. «покатай карандаш».

 

4. «Снежинки летят».

 

5. «Надуй игрушку».

 

III. Развитие голоса.

 

Голосовые упражнения:

 

1. «Эхо».

 

2. «Вьюга».

 

3. «Дует ветер».

 

4. «В лесу».

 

5. «Корова и телята».

 

 

IV. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

     

Речевые упражнения:

 

 1. «Цветы». 

 

 2. «Добавление фразы»- произносить фразу на одном выходе.

 

 

 

 V. Развитие артикулярной моторики.

 

 

 Цель: развитие мимических движений языка, губ.

 

 

 Виды деятельности:

 

 1. закрывание глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов,                      

     надувание щек, задувание свечи.

 

 2. простые артикуляционные упражнения по М.Е. Хватцеву:

 

 

     а). гимнастика для губ и щек.

 

     б). гимнастика для челюстей.

 

     в). гимнастика для языка.

 

 

VI. Развитие слуховых функций.

 

 Цель: подготовить учащихся к различению и выделению на слух речевых единиц:             

 слов, слогов, звуков.

 

 

 

 Виды деятельности:

 

 1. игра «что звучит?»

 

 2. узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания

     взрослого:

 

     «Чу – чу – чу» - что это едет?

     «би-би» - это что?

     «кто тебя зовет – мяу?»

 

 3. узнавать и различать гласные звуки: а, о, и, у.

 

     кукла плачет - о - о - о.

     пароход гудит - у - у - у.

     мышка пищит - и - и - и.

 

 

4. ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса:

 

    «Кто мяукает?» - большой кот или маленький котенок.

    «Кто тебя зовет?» - большой мишка или маленький – «Ау?».

 

 

5. «Кто хлопал?».

 

 

VII. Формирование предметной деятельности.

 

 Виды деятельности:

 

 1. хватание щепотью указательным и большим пальцем в играх на сортировку.

 

 2. развивать тактильный гнозис: ощупывать предмет, обводить пальцем

     по его контуру.

 

 3. развивать стереогноз: узнавание предметов на ощупь, разных по величине, форме.

 

     Игры с «Чудесным мешочком».

 

 4. совершенствовать зрительно- моторную координацию, закреплять навыки

     обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем.

 

     а). рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата.

 

     б). развивать конструктивный праксис: воспроизводить постройки по подражанию       

          и образцу.

 

 

 

 

VIII. Формирование коммуникативных навыков.

 

Цель: учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий,

в играх, в быту.   

 

Виды деятельности:

 

1). Имитировать элементарные артикуляционные движения:                                                                   

 

     открыть рот – зевнуть,

     вытянуть губы-подуть,

     показывать язычок – а-а-а – не болит ли горлышко.

 

 2). Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх:

       лиса крадется, зайка прыгает, петушок гордо шагает.

                                           ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ.

 

 

Задачи:

 

1). Вызвать подражательную речевую деятельность детей                                                                     

     (работа с не говорящими детьми).

 

2). Расширить объем понимания речи.

 

3). Научить слушать речь педагогов.

 

4). Научить понимать слова педагога.

 

5). Научить учащегося называть окружающие самые необходимые для его жизни

     предметы.

 

6). Научить называть простейшие действия с предметами.

 

 

 

Тема: РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ. 

 

Задачи: накопление пассивного словарного запаса.

 

Виды деятельности:

 

а). запомнить, как называется:

 

ихигрушки, части тела- ноги, руки, голова, уши, рот, нос;  

предметы одежды- пальто, шапка, рубашка, платье;

предметы туалета- мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце; 

предметы домашнего обихода- стол, стул, чашка, ложка;

отдельные названия предметов и является окружающей его жизни- вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машина, самолет; названия животных.

 

 

Задача: накопление пассивного словарного запаса.

Виды деятельности:

 

а). название действий, которые ребенок совершает сам- спит, ест, сидит, стоит, идет,

     бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, играется,

     одевается, раздевается, едет, поливает, говорит, строит, рисует, везет.

 

б). названия действий, которые совершают близкие ему люди; читает, пишет, рисует,

      стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, пилит.

 

в). Вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где?, когда?, куда?, что?,

      кому?, откуда?, для кого?

 

 

 

                         Тема: АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ.

 

                         Задача: развитие подражания.

                         Виды деятельности:

 

 а). подражать криками животных и птиц: ам, му, ко-ко-кар, и т.д.

 б). цепочка этих звукопроизношений изменяется до 3-4х слогов: ам-ам-ам, му-му-му,           

      ко-ко-ко, кар-кар-кар и т.д.

 в). Упражнения на развитие подражания движением кистей рук.

 г). Дыхательно – голосовые для удлинения речевого выхода.

 д). Упражнения для губ, языка в игровой форме.

 е). Игровые упражнения, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и

      проговаривание отдельных звуков, слогов.

 ж). Для активации речи использовать игры и слова, звукосочетания исходя из

       возможностей детей.

 

В результате формирования устной речи на 1-ом этапе обучения – дети должны научиться, в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.

 

                               ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ.        

 

Задачи:

 

1. научить строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление              (выраженное глаголом в повелительном наклонении).

 

2. научить строить двухсловные предложения типа: поведение + название предмета (существительное в форме винительного падежа).

 

3. заучить отдельные обиходные словосочетания.

 

4. произносить ударные слог слова.

 

5. расширить объем понимания чужой речи.

 

 

 

 

Тема: РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

Виды деятельности:

 

1). Различать количество предметов: много - мало - один.

     Величину: большой – маленький.

     Вкус: сладкий - соленый.

 

2). Упражнения на обучение детей различию грамматических форм: единственного и

      множественного числа существительных глаголов.

 

 

 

 

 

 

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ СЛОВ.

Задачи:

 

1). Учить воспроизводить ударный слог.

 

2). Учить воспроизводить интонационно- ритмический рисунок одно-, двух-, трехсложных

     слов.

 

3). Учить детей объединить два слова в одном предложении.

 

 

Логопедические приемы на данном этапе:

 

1). Называние предметов, предметных картинок.

 

2). Просьба передать, взять, отдать предмет.

 

3). Договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет,                           

      его изображение.

 

                                                                                                                                                                                4). Называние действий в повелительной форме.                                                                                     

5). Проговаривание детьми усвоенных слов.

 

 

Виды работ:

 

1). Называть знакомые лица, предметы, предметные картинки.

 

2). «Наращивать» слоги к концу слов.

 

3). Объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа:

 

     а).  вопросительное слово (где?) + им.п. существ.

     б). указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + им. п. существ.

 

4). Употреблять глаголы единственного числа повелительного наклонения: иди, сиди,

      ходи, лови, зови.

 

5). Объединять в одном предложении два слова: обращение + глаголов

      повелительного наклонения 2-го лица ед. числа:

 

      а). Лежи, Миша.

 

      б). Прыгай, зайка.

 

 

 

 

 6). Объединять слова:

 

      обращение + глагол повелительного наклонения ед. числа + винительный падеж

      существительного:

 

      а). вин. падеж существ. совпадает с формой имен. падежа: дай - мячик, шарик, грибок.

 

      б). вин. Падеж существ. имеет окончание: (-у) дай – палку, ложку. вилку.

 

 

7).  Грамматически раздельно употреблять форму им. и вин. падежа с окончанием -           

      у одних и тех же слов: это утка – дай утку, это собака – дай собаку.

      

8). Употреблять инфинитив глаголов: спать, гулять, играть, кушать, пить, петь, лепить;

      соединять их в словосочетаниях со словами: хочу, иди, надо, можно.

 

 

9). Учить детей использовать в активной речи словосочетания:

      выражать желание – дай + существительное, хочу + инфинитив, спрашивать

      разрешение – можно + инфинитив или существительное, выражать повеление:

 

       1. дай (хлеба, воды, игрушку).

       2. налей (супу, киселя, воды).                                                                                                                                    

       3. хочу (есть, пить, спать).

 

       4. можно спать?, можно идти?

 

       5. идем играть, гулять, лепить.

 

       6. мой (лицо, уши, руки, шею)

 

 

На 2-ом этапе логопедической работы при работе над звукопроизношением следует вести работу над следующими согласными звуками: п-б, м, т-д, н, к-г, х, гласными звуками: и, а, о, у.

 

                                               ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ.

                                 Тема: ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

Задачи:

 

1. научить детей различать некоторые грамматические формы слов.

 

2. различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией.

 

3. воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным

    произношением ударных и безударных гласных.

 

 

Виды деятельности:

 

1. различать слова (существительные) сходные по звучанию: вагон-газон, бочка-точка,

    мыло-Мила, нос-воз.

 

2. различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

 

    а). Кого несут, а кого везут.

 

    б). Что висит, а что стоит.

 

 

3. не смешивать названия действий, которые, обозначают похожие ситуации:

 

    а). моет - умывается- стирает.

    б). бежит – прыгает.

    в). Лежит-спит.

 

 

4. Различать названия действий, противоположных по значению:

 

    а). застегни пальто – расстегни пальто;

    б). сними шапку – надень шапку;

    в). завяжи – развяжи.

 

5. Различать, кому из детей надо совершать действие:

 

    а). Катя, возьми за руку Олю.

    б). Оля, возьми за руку Катю.

    в). Катя, дай мяч Вове.

    г). Вова, дай мяч Кате.

 

6. по сюжетной картинке определять взаимоотношения действующих лиц:

 

    а). Где от зайца убегает волк?

    б). Где заяц убегает от волка?

 

 

7. показать на сюжетных картинках, кто совершает действие совместно с каким –                               

    то лицом или предметом, а кто совершает это действие один.

 

 

8. понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: на,

    под, в, около, из, из-под.

 

 

9. объединять демонстрируемые предметы или изображения по их общему назначению.

 

 

10. различать мн. и ед. число предложного падежа существительных.

 

 

 

 

11. понимать значения прилагательных, противоположных по значению:

 

а). большой - маленький (-ая).

б). узкий – широкий (-ая).

 

12. понимать значение слов, выражающих  следующие пространственные отношения:

      вверху-внизу, впереди-сзади.

 

 

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

                                                                                                                                                            Задачи:

 

1. научить детей составлять предложения из двух слов, в которых существительное-подлежащие стоит в им. п. ед. числа, а глагол – сказуемое употребляется в 3-м лице ед. числа изъявительного наклонения настоящего времени.

 

 

Виды деятельности:

 

1. отвечать на вопросы, поставленные к несложным картинкам: Кто (что) это?                               

    Что он (она) делает?

 

2. подбирать названия предметов к названным действиям:

    Идет кто? что?; Сидит кто?;   

    Стоит кто? что?; Бежит кто? 

    Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? что? Висит что? Лежит кто? что? Едет что? кто?

    Читает кто?

                                                                                                

3. употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица ед. числа настоящего времени. 

    Мальчик моется, купается, качается, обувается, вытирается – договаривать слова,   

    словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

 

     

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ.

 

Задачи:

 

1. Учить четко проговаривать слова по слогам и проговаривание связывать с ритмическим

    движением правой руки.

 

 

Методические рекомендации: зрительная опора слога в виде полосок бумаги.

 

 

Виды деятельности:

 

1. Делить на слоги слова, состоящие из двух одинаковых слогов.

 

2. Делить на слоги слова, состоящие из двух открытых слогов.

 

3. Разделить на слоги слова, состоящие из трех открытых слогов.

 

4. Правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки.

 

 

 

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

Виды деятельности:

 

Проведение слоговых упражнений в игровой форме:

 

а).упражнения на дифференциацию звуков: п, м, т, н, к, в открытых словах:

 

          ма-па;                           па-ма;                по-мо;

 

          ма-на;                            та-на;                то-но;            и т.д.

 

 

                                    

 

                                        ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ.

                         Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ.

 

 

Задачи:

 

1. научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-х – 5 - ти слов.

 

2. учить словоизменению некоторых существительных и глаголов.

 

3. сформировать простейшие навыки связной речи.

 

 

 

 

                                        РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

 

Повторение заданий на развитие понимания речи 2-го и 3-го этапов обучения.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: понимание грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, признаков предметов.

 

 

 

           ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ.

                                                                                                                                                                     Виды деятельности:

 

1). Учить отвечать на вопросы: кто это?. Что он (она) делает?, после чего составить

     предложения по моделям:

 

     а). им. п.  + согласованный глагол + прямое дополнение                                                       

          (форма в.п. совпадает с формой им. п.)

 

пьет: чай, молоко, кофе.

 

ест (кушает): суп, мясо, хлеб, арбуз.

 

лепит: шарик, грибок, домик.

 

      б). им. падеж существительного + согласованный глагол + прямое дополнение   

 

(форма вин. п. имеет окончание – у)

 

ест: кашу, котлету, лапшу.

 

лепит: утку, кошку, машину.

 

 

2). Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям или картинкам

      ( с обязательным проговариванием всего предложения).

     

Девочка дает сено козе.

      Мальчик несет маме цветы.

      Собака дает девочке лапу.

 

3). Учить составлять предложения из четырех слов по модели:

 

      им. п. ед. ч. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова                               

      (вин. пад. ед. ч. + тв. пад. ед. ч.)

 

      а). ответить на вопросы:

 

Чем мама режет хлеб? – ножом.

 

Чем папа рубит дрова? – топором.

 

Чем ты кушаешь суп? – ложкой.

 

      б). учить составлять предложения по сюжетным картинкам.

 

Девочка гладит платье утюгом.

 

Кошка чешет ухо лапой.

 

Девочка ест кашу ложкой.

 

4. Учить отвечать на вопрос: у кого? (конструкция с предлогом  У).

 

    а). предметное лото.

 

    б). загадки о животных:

 

у кого рога?

 

у кого длинные уши?

 

у кого длинный пушистый хвост? 

 

 

5). Предложить выполнение поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить,  куда положен предмет (конструкция с предлогом - В, который может опускаться).

 

а). при ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов логопеда.

 

ЛОГОПЕД:                                                                           РЕБЕНОК:

 

Поставь игрушки в шкаф.                                                    Я поставил игрушки в шкаф.               

 

           

           

 б). изменить форму слов с помощью окончания ( - е ) ( в безударном положении

       фонетически близко к ( - и )

 

 

 

 ЛОГОПЕД:                                                                              РЕБЕНОК:

 

 Где лежат кубики?                                                                   Кубики лежат в столе.

 

 

 6). Выполнить поручение: поместить предмет на поверхности чего-то и ответить,

       куда помещен (положен, поставлен) предмет (конструкция с предлогом ( - на )).

 

       а). использовать форму слов из обращенных к ним вопросов. 

      

 

 ЛОГОПЕД:                                                                              РЕБЕНОК:

 

 Поставь цветок на окно.                                                          Я поставил цветок на окно.

 

 

        б). изменить форму слов с помощью окончания () или () в безударном положении

  фонетически одинаково.

 

 

 

 ЛОГОПЕД:                                                                               РЕБЕНОК:

 

 

 Где стоит цветок?                                                                     (На) окне.

 

 

 

7). Выполнить поручение: положить предмет (подо что-то)                                                                          

      (конструкция с предлогом (-под)).

 

 

Задание проводится как предыдущее.

 

8). Сравнить пары сюжетных картинок и составить по ним предложения:

 

      Кошка сидит под стулом – кошка сидит на стуле.

      Мяч лежит под столом – мяч лежит на столе.

 

9). По сюжетным картинкам выучить с детьми следующие выражения:

 

     а). едет, катаетсяНА + пред. пад. ед.. ч. (машине, самолете, осле, коне).

     б). катается НА + пред. пад. мн. ч. (лыжах, санках, коньках).

     в). играет В + винит. пад. (мяч, куклы, кубики).

 

 

10). Повторить все пройденные предложные конструкции:

 

       а). спросить о местонахождении различных предметов, окружающих детей.      

       б). составить предложения по сюжетным картинкам.

 

 

 

Тема: СОПОСТАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ.

 

Методические указания: ревой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка.

 

Виды деятельности:

 

1). Подобрать к предметной картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением таких же предметов, правильно назвать пары картинок:

 

        шар - шары         комар - комары        гриб - грибы       кот - коты

 

        мяч – мячи          петух - петухи

 

 

2). Назвать картинки и сказать чем они отличаются:

 

 

       дом – домик          шар - шарик

    

       мяч - мячик            еж - ежик

 

 

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ                                                    

И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

 

Задача: Формирование слоговой структуры слов.

               Методические указания:

 

 

1. артикуляционные упражнения заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включается те звуки, которые ребенок правильно произносит, отработанные стечения согласных звуков вводятся в словах, которые проговариваются по слогам.

 

Виды деятельности:

 

1. упражнения на четкое проговаривании стечений согласных звуков и проговаривание слов с этими звуками:

МНА-МНО-МНУ, ХВА-ХВО-ХВУ, ДВА-ДВО-ДВУ, КВА-КВО-КВУ.

 

Слова: много, два, помни, кнопка, книги.

 

2. если дети владеют произношением мягкого звука (Л);

 

пля для кля

 

пле дле кле

 

плю длю клю

 

пли дли кли

 

Слова: плита, пляши, клюв, клин, длинный.

 

1. если дети владеют приближенным звуком (С);

 

    ске сме сне спе све сле сте

 

    ски сми сни спи сви сли сти

 

 

2. если имеется твердый звук (С);

 

    сма сна спа ска ста

 

    смо сно спо ско сто

 

    сму сну спу ску сту

 

 

 

 

 

 

Задачи: Исправление недостатков произношения звуков.

Логопедические приемы:

 

1. выработка контроля за положением рта.

 

2. развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

 

3. артикуляционная гимнастика.

 

4. коррекция речевого дыхания.

 

5. развитие голоса.

 

 

Во вспомогательной школе осуществляется тесная связь между логопедической работой и обучением грамоте.

Работа над правильным произношением звука подготавливает ребенка к усвоению соответствующей буквы. Необходимо, чтобы к началу овладения буквой ребенок мог правильно произносить звук и уметь выделить его из речи.

Обучение грамоте начинается с усвоения звуков, т.е. выделение их из речи, правильного артикулирования, различие в разных звуковых сочетаниях, дифференциации смешиваемых звуков.

 

 

Тема: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 

Задачи:

 

1. Учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки.

 

2. Учить подражать им.

 

3. Уточнение и произношение гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза.

 

 

Виды деятельности:

 

1. Учить подражать произношению гласных – А, У, И, О, сочетаний гласных: АУ, УА, 

    ИА, ОУ.

 

2. Учить вслушиваться в звучание согласных: П, Б, М, В, Ф, Н, Т, Д, К, Г, Х,

    соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

 

3. Правильное произношение свистящих звуков С, З, Ц формировать при проведении

    занятий на звуки И, Э – дети учатся удерживать язык за нижними зубами, губы в

    улыбке, а при проведении занятий на звуки Ф, В – отрабатывается длительная,

    целенаправленная воздушная струя.

 

4. Правильное произношение шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, сонорных Л, Р – требует

     движения языка вверх, которое можно отработать, проводя занятия на уточнение и

     закрепление звуков Т, Д, Н.

 

    

 

 

5. Для четкого произношения звуков должна быть подвижна задняя часть языка и этому

    способствует занятия на уточнение и закрепление звуков К, Г, Х, Ы.

 

    После того, как будут проведены занятия на уточнение и закрепление звуков,                 

    простых по артикуляции, отрабатывается произношение;

 

    а). (свистящих звуков) при условии положительной динамики: С, С, З, З, Ц.

 

    б). у некоторых детей уточнять и закреплять  произношение шипящих звуков:

         Ш, Ж, Ч, Щ и сонорных звуков: Л, Л, Р, Р.

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.

 

Первый этап: Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

 

Второй этап: Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков:

 

    а). уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное

         восприятие, кинестетические ощущения.

 

    б). выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

         На втором этапе сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном

         и слуховом плане.

         Последовательность дифференциации звуков:

         б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-т, ч-щ. 

 

Тема: Дифференциация свистящих и шипящих ЗВУКИ С-Ш.

 

1. Дифференциация изолированных звуков С-Ш.

 

Виды деятельности:

 

а). упражнения на определение звуков по беззвучной артикуляции.

 

б). упражнение на определение артикуляции произнесенного логопедом звука. 

 

 

2. Дифференциация звуков С-Ш в слогах.

 

Виды деятельности:

 

а). упражнение на повторение слогов со звуками С-Ш:

ША-СА, ШО-СО,  ШУ-СУ, ШИ -СЫ.

 

 

б). поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками С-Ш:

СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШЕ.

 

в). слоги со звуками С-Ш.

 

г). преобразовать слоги, заменяя звук С звуком Ш.

 

 

3. Дифференциация звуков С-Ш в словах.

 

Виды деятельности:

 

а). упражнение на определение какой звук С или Ш в словах.

     Логопед называет слова, в которых звуки С и Ш в разных позициях.

 

б). упражнение на определение места звуков С и Ш в словах (начало, середине, конец).

 

в). разложить картинки со звуками С, Ш под соответствующими буквами.

 

г). игра в лото.

 

д). упражнение на составление слов со звуками С и Ш из букв разрезной азбуки.

 

ж). упражнение на отгадывание загадки с определением в отгадках места звука С и Ш.  

 

 

4. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях.

 

 

Виды деятельности:

 

а). упражнение на придумывание предложения по сюжетной картинке, в которой есть

     слова со звуками С или, Ш.

 

б). упражнение на повторение предложений со словами, (назвать слова со звуком С и Ш).

 

в). дополнить предложения словом, в котором звуки С или Ш.

 

 

ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА.

 

Упражнения:

 

1. Произношение слогов с переносом ударения: саса, саса.

 

2. Автоматизация в словах с опорой на слоги: са – сад.

 

3. Звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях,                         

    связной речи.

 

 

На этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация.

формирование грамматического строя речи.

 

 

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

 

 

Тема: РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ.   

 

Задачи:

 

1. Обогащение словарного запаса.

 

2. Уточнение значения слова.

 

3. Расширение семантики слов.

 

 

Виды заданий:

 

1. Назвать, одним словом все предметы.

 

2. Назвать овощи, фрукты.

 

3. Разложить картинки на две группы. (домашние и дикие животные)

 

4. Отгадывание загадок. Загадки с использованием обобщающих слов.

 

5. Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов.

    Ребенок рассматривает картинку, затем загадывает загадку об этом предмете с  

    использованием обобщающего слова  (это домашнее животное, маленькое, пушистое). 

 

 

Лексический материал подобран по частям речи:

ГЛАГОЛ.

 

Виды деятельности:

 

Игры:

 

1. «Кто как передвигается».

 

2. «Кто как голос подает».

 

3. «Кто как ест».

 

4. «Кто что делает».

 

 

 

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

 

Виды деятельности:

 

1. Уточнить знания детей об одежде.

 

Игры:

 

а). «Чудесный мешочек».

 

б). «Шейте сами».

 

в). «Сравни и расскажи».

 

г). «Экскурсия в ателье». 

 

д). «Путаница».

 

ж). «Четвертый лишний».

 

 

2. Уточнить знания детей о домашних и диких животных, птицах и их детенышах.

 

 

Игры:

 

а). загадки о домашних и диких животных.

 

б). «большие и маленькие».

 

в). «Найди свою маму».

 

г). «Один и много».

 

д). «Машенькино угощение».

 

ж). «Что забыл нарисовать художник».

 

 

3. Учить образовывать мн. число существительных и правильно употреблять                                            

    их в предложении.

 

      лев - львы                                                      еж - ежи   

 

      коза - козы                                                      котенок - котята

 

      лиса – лисы                                                    ежонок - ежата

 

 

 

 

 

 

4. Учить понимать и правильно употреблять в самостоятельной речи названия профессий.

 

Игры:

 

а).  «Угадай мою профессию».

 

б).  загадки об атрибутах разных профессий.

 


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

 

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, величину, форму. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес.

 

 

Задания:

 

1. Научить детей выделять ведущие признаки предмета – цвет, размер, материал, форму.

 

2. Игра: «Подумай и договори».

 

3. Научить образовывать прилагательные с ласкательным значением.

 

          белый - беленький

 

          серый - серенький

 

4. Дополнить предложения нужным по смыслу словом: заяц белый,                                                                            

    а зайчонок – беленький.

 

 

5. Отгадывание загадок:

 

    Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?

 

Обогащение словаря осуществляется за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи. 

 

РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ТЕСНО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

 

Задачи:

 

1. формирование глубинной и поверхностной структуры предложения.

 

2. развитие навыков словоизменения и словообразования.

 

3. развитие связной речи.

 

1). Формирование глубиной и поверхностной структуры предложения.

 

Последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе:

 

1. Двусоставные предложения: подлежащее – сказуемое, существительное + глагол 3 лица

    настоящего времени.  (Дерево растет).

 

2. Другие двусоставные предложения.  (Это дом; Дом большой). 

 

3. Распространенное предложение из 3-4 слов:

 

     а). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение.  (Девочка моет куклу).

     б). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение

          (дат. пад. сущ.) – Бабушка дает ленту внучке.

     в). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение

           (тв. пад. со значением орудия действия) – Девочка рисует дом карандашом.

     г).  подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (предложно-падежная 

           конструкция) – В лесу растут грибы.

     д). подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, времени, образа действия, 

           выраженное наречием (Солнце светит ярко).

     ж). распространение предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета.

 

2). Развитие навыков словоизменения и словообразования.

 

Виды деятельности:

 

1. дифференциация ед. и мн. числа сущ.

 

2. закрепление формы мн. числа.

 

Игра: «Измени слово».

 

3). Слова, обозначающие несколько предметов.

 

4). Уточнение формы винительного падежа:

 

    а). игра: «Кто самый наблюдательный».

    б). ответы на вопросы, требующие постановки существ. в вин. падеже.

 

 

5). Уточнение формы дат. падежа:

 

     а). игра: «Кому нужны эти вещи». 

     б). заучивания стихотворения: «Кому что?» - беседа по содержанию. 

     в). ответы на вопросы по картинке: кто кому     что дает?

     г). Игра: «Гости» (морковь – зайчику)

 

 

                                                                                                                                                                             

 

 

6). Уточнение формы родит. падежа:

 

     а). «Угадай, чьи это вещи».

     б). «Угадай, чьи это хвосты».

     в). «Чей клюв?»

 

7). Уточнение формы творительного падежа:

 

      а). ответы на вопрос кто чем работает? По картинкам.

      б). добавить слово к глаголу: рисовать карандашом.

      в). назвать с чем пьют чай.

      г). назвать пары предметов по картинкам:

           книжка с картинками. 

           кошка с котятами.

 

8). Уточнение формы предложного падежа: 

 

     а). выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций.

 

     б). употребление различных предложных конструкций при обозначение действия.

 

           Где лежит карандаш?

 

     в). составление предложения с предложными конструкциями по картинкам                                   

           (ложка в стакане).

 

     г). Ответы на вопросы по картинкам и без картинок;

 

          Где что лежит?

          Где что покупают?

          Где что растет?

 

      д). игра: «Помоги животным найти свой домик».

  

   9). Закрепление формы родит. пад. мн. числа с наречием – много – игра:                                            

         «Назови пять предметов».

 

   10). Закрепление согласования прилагательного с существительным:

          

           а). игра в лото: «Каково цвета?»

           б). игра в лото: «Какой формы предмет?»

           в). ответы на вопросы о признаках предметов.

 

   11). Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного:

 

           дом – домик

 

           солнце – солнышко

 

           лиса – лисичка

 

 

 

 12). Образование уменьшительно – ласкательной формы прилагательного.

 

          рыжая – рыженькая

 

          пушистый - пушистенький

 

  13). Образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото:

 

          «Из чего сделано?»

 

          дерево – деревянный

 

          железо - железный

 

 

  14). Образовать глаголы с различными приставками:

 

          налил – вылил

 

          перешел – подошел

 

 

      3). Развитие связной речи.

 

   Задачи:

 

   Научить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать 

   свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

   Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

 

   1). Обогащение словарного запаса.

 

   2). Обучение составлению пересказа, придумыванию рассказов.

 

   3). Разучивание стихотворений.

 

   4). Отгадывание загадок.

 

  

   ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

 

   Задачи:

 

   1. научиться слушать и понимать вопросы. 

   2. учащийся должен научиться сам задавать вопросы.

   3. правильно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли  в ответах                                           

       на них.

 

 

Виды деятельности:

 

  1. Рассказы – описания при прохождении каждой лексической темы:

 

   «Игрушки», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты».

 

  а). составить рассказ – описание любимых игрушек.

  б). составить рассказ – описание домашних, диких животных. 

 

 

  2. Рассказы по серии сюжетных картинок.  (В ходе работы над рассказами по серии

      картинок, дети овладевают навыками диалогической речи).

 

      а). игра: «Не зевай, нужную картинку поднимай».

      б). подобрать предметный картинки к серии сюжетных картинок.

      в). «Что здесь изображено?»

           «Кому дать эту карточку?»

 

 

  Разложить карточки в нужном порядке и составить рассказ.

 

  3. Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

 

  4. Работа с загадками:

 

  а). заучивание загадок наизусть.

  б). в процессе отгадывания загадок, следует задавать наводящие вопросы. 

 

  5. Пересказ художественных текстов. 

 

      Виды пересказа:

 

      а). логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

 

      б). логопед задает наводящие вопросы, если ребенок пересказывает                                                             

           с большими паузами.

 

      в). пересказ в лицах, типа простой драматизации.

 

   Тексты для пересказа соответствуют лексическим темам: «Зима»,                                         

   «Предвестники весны», «Осень», «Домашние и дикие животные»,

   «Овощи», «Фрукты».

 

ИТОГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

 

Основное, чему должны научиться учащиеся – адекватное эмоциональное и речевое общение, умение использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.

В процессе логопедической работы учащиеся должны овладеть следующими умениями:

 

1. действовать совместно со взрослыми.

 

2. выполнять задания по подражанию и образцу.

 

3. называть или показывать картинку, изображение буквы слога или слова.

 

4. произносить правильно отдельные звуки, слоги, слова и фразы.

 

5. действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу взрослого.

 

 

 

 

                                          

 

                                       

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Логопедия. 1998 год.

 

2. С.Г. Шевченко, Подготовка к школе детей с ЗПР. Москва. 2005 год.

 

3. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова – Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием

    Москва. «Гном-Пресс» 1999 год.

 

4. Л.М. Шипицина «Развитие навыков обучение у детей с умеренной отсталостью                           

    и тяжелой умственной отсталостью». пособие для учителя 2004 год.

 

5.  Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. 1999 год.

 

6. Хрестоматия по логопедии. Москва. 1977 год. П том.

 

7. Н.Ю. Борякова. Ступеньки развития. 1999 год.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»