Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Семенова Надежда Игоревна,

СПбГЛТУ, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики

ГБОУ СОШ №16, старший методист

 



В последние годы принимать теоретический экзамен у студентов в классической форме стало неудобно. Студент долго готовится к ответу, излагая не всегда хорошо выученный и до конца понятый им материал в рукописном виде. Далее преподаватель либо слушает монотонное изложение вопроса по только что написанному тексту, либо пытается беседовать со студентом. Во втором случае оценка рискует превратиться в неудовлетворительную, особенно если студент материал знает нетвердо и при этом сильно волнуется. В итоге обе стороны (и принимающая экзамен, и сдающая его) тратят много времени, но подчас не приходят к положительному результату.
Стоит также учитывать факт промежуточной балльной аттестации студентов, которую приходится осуществлять преподавателю дважды в течение семестра. Если при этом лектор не проводит практических занятий со своими студентами, то аттестовать их классическим способом попросту не представляется возможным.
Стандартную контрольную работу, хоть и являющуюся фронтальной формой контроля, также придется отвергнуть – она требует достаточно времени для написания ее студентом и проверки преподавателем. Кроме того, составить работу, в большей степени проверяющую знание теории, а не практические умения и навыки решения задач, довольно затруднительно.
Сложившаяся ситуация естественным образом предполагает смену форм контроля теоретических знаний. В этот момент имеет смысл вспомнить, что нынешние студенты по окончании средней школы сдавали единый государственный экзамен в форме тестирования. Помимо этого, по окончании курса высшей математики ВУЗ достаточно часто проводит интернет-тестирование на остаточные знания у студентов. Таким образом, промежуточную аттестацию также будет удобно проводить с помощью тестовых заданий.
Нет необходимости говорить о настоящем тестировании, поскольку понятие теста подразумевает выполнение определенных жестких требований. Вопросы должны располагаться в строгом порядке возрастания сложности, необходимо наличие хорошего инструментария подсчета результатов и их интерпретации. Все это подразумевает использование компьютерной техники и большого вложения сил программистов.
В обычной ситуации достаточно корректно составленных, охватывающих весь изученный по заданной теме материал тестовых заданий, выполнение которых можно проводить как фронтально, так и индивидуально, а проверка не занимает много времени. При грамотно составленной базе данных количество вариантов и уровень их сложности можно варьировать, ориентируясь на конкретную ситуацию. Задания могут быть как закрытого типа (на множественный выбор, установление соответствия или установление последовательности), так и открытого типа (на дополнение или свободное изложение).
Приведем несколько вариантов тестовых заданий, использовавшихся для контроля теоретических знаний студентов Лесотехнического университета.
Тема «Кривые второго порядка».
Заполните пропуски в нижеследующем тексте.
Кривые второго порядка на плоскости задаются уравнением  , где коэффициенты уравнения – __________________ числа, и по крайней мере один из коэффициентов  ________________.
Эллипсом называется множество всех точек плоскости, _____________ расстояний от каждой из которых до двух данных точек этой плоскости, называемых _________________, есть величина постоянная ( ), _______________, чем расстояние между фокусами ( ).
Эллипс есть кривая второго порядка. Каноническое уравнение эллипса имеет вид ____________________. Здесь параметр   называется ________________ эллипса, параметр   – ______________________ эллипса.
Фокусы эллипса имеют координаты ____________________________, а его вершины – координаты ________________________________. Для решения задач удобно знать связь между параметрами  : _____________.
При   уравнение эллипса принимает вид ____________________ и он превращается в ___________________.
В качестве характеристики формы эллипса используется отношение  , называемое _____________________. Чем меньше  , тем эллипс будет ____________ сплющенным. Прямые   называются _________________ эллипса.
Если центр эллипса смещен в точку  , его уравнение имеет вид ________________________.
Тема «Функция одной переменной».
Отвечая на вопрос, выберите один из предложенных ответов.
1. Задана функция  . Переменная   ( ) при этом называется:
• зависимая переменная;     • аргумент;     • частное значение функции.
2.  -окрестностью числа 6 является интервал:
•  ;     •  ;     •  ;     •  .
3. Для функции   выполнено свойство: для любого значения аргумента х из ее области определения  . Такая функция называется:
• непрерывной;     • четной;     • периодической;     • нечетной.
4. Предел  , где  , равен:
•  ;     •  ;     •  ;     • 0.
5. Уравнением касательной к графику функции   в точке с абсциссой   является:
•  ;         •  ;
•  ;         •  .
6. Производная функции  , где  , равна:
•  ;     •  ;     •  ;     •  .
7. Если существует такая  -окрестность точки  , что для всех   из этой окрестности выполняется неравенство  , то точка   называется:
• точкой максимума;     • точкой минимума;     • точкой перегиба.
8. Если график функции   расположен выше любой своей касательной на некотором интервале, то на этом интервале график:
• вогнутый;     • выпуклый;     • имеет точку перегиба.
9. Правило Лопиталя используется для раскрытия неопределенности вида:
•  ;     •  ;     •  ;     •  .
10. Прямая   является наклонной асимптотой графика функции  . Тогда значение коэффициента   находится по формуле:
•  ;    •  ;    •  ;    •  .
Тема «Обыкновенные дифференциальные уравнения».
Сопоставьте номер уравнения (часть А) с его типом (часть В) и методом решения (часть С). Если порядок уравнения выше первого, укажите его рядом с уравнением.
 
(А)
1.  ;
2.  ;
3.  ;
4.  ;
5.  ;
6.  ;
7.  ;
8.  ;
9.  .
 
(В)
уравнение Бернулли ______________;
линейное неоднородное уравнение с постоянными коэффициентами _______;
уравнение с разделяющимися переменными ____________________;
линейное уравнение 1 порядка _______________________;
однородное уравнение 1 порядка ____________________;
уравнение в полных дифференциалах ______________________;
уравнение, сводящееся к однородному ________________________;
линейное однородное уравнение с постоянными коэффициентами _________;
уравнение, допускающее понижение порядка ________________________.
(С)
деление на функцию, отличную от нуля _____________________;
замена  , где   или  , или двукратное интегрирование ______;
подстановка   _______________________;
метод неопределенных коэффициентов ____________________;
замена   или   _______________________;
замена x=v+s, y=u+t, где s и t находятся из системы   _________;
восстановление функции двух переменных по ее дифференциалу _________;
получение общего решения по корням характеристического уравнения _____.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»