Здоровьесберегающие технологии в обучении на уроках русского языка и их роль в реализации стандартов II поколения
Тамбовцева Валерия Валерьевна,
ГБОУ СОШ 277 Кировского района,
учитель русского языка и литературы
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Однако за последние 10 лет отмечено резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках. Абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.
В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья.
Именно поэтому в Федеральном образовательном стандарте второго поколения сохранение и укрепление здоровья школьников рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности школы. «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения» (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011)) Для достижения этой цели на всем образовательном пространстве используют здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие комфортные условия обучения, создающие мотивации и условия здорового образа жизни.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Что же нужно делать учителю на уроках, чтобы сохранить здоровье наших учеников?
Необходимо не допускать переутомления учащихся на уроке. УТОМЛЕНИЕ - это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения. В охране здоровья ребенка важно не исключение утомления как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления, поскольку переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т.е. между здоровьем и болезнью. Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к ПЕРЕУТОМЛЕНИЮ — длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.
Чтобы не допустить переутомление учащихся, необходимо:
1) проветривание кабинета, хорошая освещенность, чистота в кабинете.
2) Чередование видов учебной деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная работы и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке. Это способствует профилактике переутомления учащихся на уроке.
3) Использование различных методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
4) Соблюдение норм длительности непрерывного использования ТСО
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Классы |
Длительность просмотра (мин.) |
||
диафильмов, диапозитивов |
кинофильмов |
телепередач |
|
1 - 2 |
7 - 15 |
15 - 20 |
15 |
3 - 4 |
15 - 20 |
15 - 20 |
20 |
5 - 7 |
20 - 25 |
20 - 25 |
20 - 25 |
8 - 11 |
- |
25 - 30 |
25 - 30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3 - 4, старших классов - 4 - 6.
После применения на уроках ТСО необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз. По методике В.Ф. Базарного, вместо гимнастики для глаз можно использовать зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). Стоя с вытянутыми вперед руками, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость, способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Кроме того, для предупреждения близорукости, по методике Базарного, в различных участках классной комнаты фиксируются яркие сигнальные метки. Можно подвесить иллюстрации, дидактический материал к уроку в четырех верхних углах кабинета, Дети, находясь в свободном стоянии, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Это повышает активность работы детей, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, наблюдательными.
5) Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.)
6) Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
7) Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
8) Одним из серьезных факторов риска психического здоровья учащихся являются домашние задания, что обусловлено многими обстоятельствами. Прежде всего, следует отметить, что их объем и сложность по каждой учебной дисциплине определяются только соответствующим учителем, которого не интересует, что задано другими учителями: считая свой предмет самым важным, он хочет, чтобы именно по его дисциплине дети имели высокий уровень знаний. В результате такого положения общий объем заданий оказывается зачастую запредельным, и ученик в условиях дефицита времени испытывает постоянные психические перегрузки, которые не в состоянии устранить и выходные дни. Необходимо ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
9) Кроме того, чтобы не допустить переутомления учащихся, нужно создавать благоприятный психологический климат на уроке. Для этого необходимо использовать различные приемы психологической разгрузки: развивающие упражнения (на развитие внимания, памяти, мышления), создание положительного эмоционального настроя на уроке: пожелания друг другу удачи, здоровья и т.п., декламация стихотворений, в т.ч. и под музыку, прослушивание песен и хоровое пение, музыкальное сопровождение деятельности, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Также можно использовать визуализации (зрительные представления), как связанные, так и не связанные с темой урока, релаксацию (активное и пассивное напряжение и расслабление мышц), массаж активных точек, дыхательную гимнастику (с удлинением выдоха), ассоциативные приемы (использование цвета, звука, запаха для создания определенных состояний).
10) Кроме того, чтобы избежать переутомления учащихся и сделать обучение эффективным, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся. В осуществлении современного образовательного процесса несомненное значение имеет его неадекватное учебно-методическое обеспечение, не учитывающее не только индивидуальные, но порой даже и возрастные особенности детей. Так, несмотря на то, что более 30% школьников испытывают трудности в освоении даже обычных образовательных программ, из общего числа новых программ и учебников, предложенных учащимся для освоения в последнее время, более 40% ориентированы на повышенный, продвинутый уровень образования, что явно не соотносится с количеством одаренных (до 6%) и имеющих высокие учебные возможности (12-15%) учащихся.
Думается, что не меньшее отрицательное значение имеет и слабый учет в методике преподавания половой специфики психической деятельности. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они опираются на механическое запоминание, мыслят стереотипно, по шаблону и лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, ему больше подходит поисковая, исследовательская работа, а заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Мальчики запоминают все, что сами «открыли» и исследовали.
Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер.
11) Кроме того, для того чтобы дети не переутомлялись, на уроке важно учитывать особенности восприятия и переработки информации учеников. Так, для визуалов основным инструментом восприятия информации является зрение. Поэтому для них важна наглядность. При работе с визуальным учеником важно использовать письменные упражнения, чтение текстов, письменные инструкции и задания; чаще записывать информацию на доске; составлять опорные конспекты; представлять учебный материал в виде картин, схем, таблиц, использовать вместо слов изображения.
При взаимодействии с визуалом необходимо применять слова, описывающие цвет, размер, форму, место расположения; выделять цветом различные пункты или аспекты учебного содержания. В процессе взаимодействия нужно активно использовать мимику лица для поощрения, либо неодобрения ученика; необходимо стремиться научить его воспринимать информацию на слух.
Для аудиалов основным инструментом восприятия информации является слух. Поэтому для аудильного ученика нужно чаще использовать диалог, устные задачи, упражнения, прослушивание текстов, аудиокассет, просмотр видеофильмов. Необходимо помнить о том, что для аудиала предпочтительнее устные объяснения, а не письменные указания. В ходе взаимодействия с учеником обращайте внимание не только на то, что вы говорите, но и то, как вы говорите. При этом используйте вариации голоса (высоту. тембр, громкость), паузы и сигнальные слова (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.). Отражайте телом (головой, руками) ритм метронома. Старайтесь обучить его воспринимать информацию в зрительных образах.
Наконец, для кинестетиков основным инструментом восприятия информации является движение. Поэтому для ученика кинестетика применяйте игры и соревнования, метод "динамических поз» (попеременное обучение стоя и сидя), динамические паузы. Чаще меняйте виды деятельности на уроке. Включайте кинестетика в работу малых групп с переменным составом. В учебном процессе используйте муляжи, реальные предметы. Вовлекайте ученика в разыгрывание пьес, стихов, рассказов по ролям, в проведение эксперимента; чаще вызывайте к доске. Используйте при взаимодействии с ним жесты, прикосновения, сигнальные слова (ощущаю, управляю и т.д.). Опирайтесь на их интуицию, вовлекайте в дискуссию. Не забывайте, что кинестетикам нужен комфорт при сосредоточении внимания на чем-либо. Пытайтесь научить его воспринимать информацию на слух и зрительно.
Учет нейропсихологических методов обучения помогает выявить сильные и слабые стороны ребенка, построить индивидуальную стратегию обучения и сделать каждого ученика максимально успешным.
Если же все-таки утомление наступило, то восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность. Так, во время физкультпауз, выполняемых через 20-25 минут с начала урока в течение 2-3 минут, могут использоваться простейшие гимнастические упражнения. Они компенсируют недостатки рабочей позы, напряжение зрительного аппарата, эмоционально-психическое напряжение, затруднение мозгового кровообращения и т.д. Физкультпаузы проводятся при первых признаках наступающего утомления, которые наблюдает педагог у нескольких учащихся.
Физкультминутки можно заменить подвижными играми, динамическими паузами предметной направленности. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение: после введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать, как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, словарное слово. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Другая динамическая игра. Дети встают из-за парт. Учитель, задавая вопрос, бросает мяч любому ученику. Ребенок, поймав мяч, должен ответить на поставленный вопрос. Получив мяч обратно, учитель продолжает игру с другими учениками. В случае неправильного ответа ученик садится на свое место, тем самым, выбывая из игры. Можно использовать другой вариант этой же игры: когда учитель только запускает игру, а мяч движется от одного ученика к другому. В таком случае, каждый ученик должен самостоятельно подготовить свои вопросы для игры. Кроме того, учитель может внимательно изучать в течение игры предпочтения своих учеников: кто кому бросает мяч. Подобная информация может помочь учителю в создании доброжелательного психологического климата в классе.
Помимо традиционных физкультминуток и динамических пауз, профессор Базарный предлагает использовать режим меняющихся поз, в частности перевод из позы «сидя» в позу «стоя». Это становится возможным благодаря использованию специальной ростомерной мебели с наклонной поверхностью (конторки). Этот метод позволяет укреплять позвоночник, является эффективным методом в качестве профилактики нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, раннего остеохондроза.
Итак, на уроках очень важна профилактика переутомления учащихся. Кроме того, на уроке необходимо целенаправленное воспитание у учащихся культуры здоровья. Не вызывает сомнения, что низкий уровень культуры здоровья сказывается на всех сторонах жизнедеятельности, учащихся, включая поведение в учебном режиме и в повседневной жизни. Так, отсутствие знаний об индивидуально-типологических особенностях своего организма не позволяет школьнику построить рациональный режим жизни, включая режим дня и другие стороны его жизнедеятельности. В результате у него возникает ощущение дефицита времени и напряженной повседневной и учебной деятельности (хотя при этом значительная часть времени им используется непроизводительно). Недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья отодвигает роль этого приоритета в пользу других, зачастую более привлекательных и доступных условий, требующих меньших усилий, но дающих ощущение удовольствия (включая малоподвижность, вредные привычки, потребление травмирующей психику и деформирующей духовные качества личности телевизионной и компьютерной информации и т.д.). При этом слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья. Неудивительно поэтому, что при низком уровне здоровья подавляющая часть учащихся, даже имеющих хроническую патологию, считает себя здоровыми и не предпринимает целенаправленных усилий к укреплению своего здоровья. Учащиеся не имеют твердой жизненной установки на ведение здорового образа жизни. Вот почему обязательно наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Так, на уроках русского языка мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным». "Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды», "По яблоку в день – и доктор не нужен", "Ешь просто - доживёшь лет до ста", "Здоров на еду, да хил на работу". "Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест".
При изучении наклонений глаголов (6 класс) я рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об Олимпиаде. При изучении одного из жанров делового стиля – инструкции, для работы каждой группе дается свой текст инструкции с последующим обсуждением не только стилевой принадлежности текстов, но и содержательной части: 1 группе - Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером, 2 группе - Будь осторожнее с лекарствами, 3 группе – Питайся правильно. Для закрепления нового материала учащимся предлагается создать инструкцию по аналогии (например, Веди активный образ жизни).
Для лингвистического анализа можно использовать в качестве контрольных, самостоятельных работ, тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. Вы включаете в учебный материал тексты здоровьесберегающей направленности, да еще и обсуждаете их с ребятами. Это позволяет ненавязчиво привить им стремление к здоровому образу жизни, а это очень важно.
Итак, я рассмотрела основные способы и методы профилактики переутомления и сохранения здоровья учащихся на уроке русского языка. Эта тема настолько актуальна сегодня, что Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования и Санкт-Петербургское отделение Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования ежегодно проводят городской конкурс «Учитель здоровья в Санкт-Петербурге». Конкурс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры здоровья у обучающихся, воспитанников и педагогических работников системы образования, развитие готовности к внедрению здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий, совершенствование инновационной деятельности и повышение качества образования на основе улучшения здоровья подрастающего поколения.
Также в помощь учителям, медицинским работникам у нас в городе существует служба здоровья образовательных учреждений - организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни. Служба здоровья создается во всех типах и видах образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию. Адрес сайта: http://szou.webmerit.ru. На этом сайте вы можете найти образовательные порталы со ссылками на здоровьесберегающие ресурсы.