Ключевые компетенции в школе
Холодова Мирослава Львовна,
учитель физики ГБОУ СОШ №217
Красносельского района Санкт-Петербурга
Общеучебные, интеллектуальные и практические умения ученика российской школы нацелены главным образом на приобретение знаний. Но как выпускнику школы «вписаться» в современные рыночные отношения, если он много знает и мало что умеет?
ФГОС предлагает решить проблему, предложив модель «компетентного» выпускника. Результатом обучения будет уже не набор традиционных «знаний, умений, навыков», а ключевые и предметные компетенции.
Составляющими элементами понятия «компетенция» являются:
-
знания (набор фактов, требуемых для выполнения работы; интеллектуальный контекст, в котором работает человек);
-
навыки (владение конкретными средствами и методами выполнения определенной задачи);
-
способность (врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу, приблизительный синоним одаренности);
-
стереотипы поведения (видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи, проявление ценностей, этики, убеждений и реакции на окружающий мир);
-
усилия (сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов) [1; 2; 5; 6].
Компетенциюпонимают как способность личности справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; как общую способность и готовность личности использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция – это «знание в действии».
Ключевыекомпетенции – это компетенции, имеющие важнейшее значение для становления человека и гражданина. Их формирование идет не только через все учебные предметы, но и внеклассную и внешкольную деятельность. Наблюдение за этим процессом и управление им происходит в форме сотрудничества педагогов, школы и семьи [3; 4; 5; 6]. Познакомимся с этими компетенциями подробнее.
-
Ценностная компетенция– способность оценивать человеческие отношения и действия с точки зрения общепринятых моральных норм; осознавать и ценить свою связь с другими людьми, природой, связь культурного наследия своей страны, своего народа с наследием других стран и народов, а также с событиями современной культуры, ценить творчество и формировать чувство прекрасного.
-
Социальная компетенция– способность реализовать себя, действовать как сознательный и ответственный гражданин; поддерживать демократическое развитие общества; знать и соблюдать бытующие в обществе ценности и нормы, а также правила, существующие в различных сферах жизни; сотрудничать с другими людьми в разных ситуациях; относиться с пониманием к индивидуальным особенностям людей и учитывать это при общении.
-
Компетенция самоопределения– способность понимать и оценивать самого себя, свои слабые и сильные стороны; вести здоровый образ жизни; находить решения проблем, связанных как с душевным и физическим здоровьем, так и возникающих в результате межчеловеческих отношений.
-
Познавательная компетенция– способность организовать обучающую среду и получать необходимую для познания информацию; планировать познавательный процесс и следовать намеченному плану; использовать усвоенное, в том числе познавательные умения и стратегии, при решении проблем в разных контекстах; анализировать собственные знания и умения, сильные и слабые стороны, и на основании этого – необходимость дальнейшего обучения.
-
Коммуникативная компетенция– способность ясно и четко выражать свои мысли, учитывая ситуацию и партнеров по общению, выражать и обосновывать свое мнение; читать и понимать информационные тексты и инструкции, а также художественную литературу; писать тексты разного типа, используя соответствующие языковые средства и стили; ценить грамотность и выразительность языка.
-
Математическая компетенция– способность пользоваться математическим языком, символами и методами при решении различных задач во всех сферах жизни и деятельности.
-
Компетенция предприимчивости– способность генерировать и претворять в разных сферах жизни и деятельности идеи, используя приобретенные знания и умения; видеть проблемы и скрытые в них возможности; ставить цели и достигать их; организовывать совместную деятельность, проявлять инициативу и нести ответственность за результат; гибко реагировать на изменения, разумно рисковать.
Формирование ключевых компетенций отражается в школьной учебной программе. Результаты учебы, отражающие ценностные установки, лучше оценивать не в баллах, а в форме обратной связи с учащимися.
Литература;
1. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru, свободный.
2. Зеер Э.Ф., Павлова A. M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М., 2005.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2002. – № 5. – С. 34-42.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 225 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.
6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru, свободный