Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ключевые компетенции в школе

Холодова Мирослава Львовна,
учитель физики ГБОУ СОШ №217
Красносельского района Санкт-Петербурга

Общеучебные, интеллектуальные и практические умения ученика российской школы нацелены главным образом на приобретение знаний. Но как выпускнику школы «вписаться» в современные рыночные отношения, если он много знает и мало что умеет?

ФГОС предлагает решить проблему, предложив модель «компетентного» выпускника.  Результатом обучения будет уже не набор традиционных «знаний, умений, навыков», а ключевые и предметные компетенции.

Составляющими элементами понятия «компетенция» являются:

  • знания (набор фактов, требуемых для выполнения работы; интеллектуальный контекст, в котором работает человек);

  • навыки (владение конкретными средствами и методами выполнения определенной задачи);

  • способность (врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу, приблизительный синоним одаренности);

  • стереотипы поведения (видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи, проявление ценностей, этики, убеждений и реакции на окружающий мир);

  • усилия (сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов) [1; 2; 5; 6].

Компетенциюпонимают как способность личности справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; как общую способность и готовность личности использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция – это «знание в действии».

Ключевыекомпетенции – это компетенции, имеющие важнейшее значение для становления человека и гражданина. Их формирование идет не только через все учебные предметы, но и внеклассную и внешкольную деятельность. Наблюдение за этим процессом и управление им происходит в форме сотрудничества педагогов, школы и семьи [3; 4; 5; 6]. Познакомимся с этими компетенциями подробнее.

  1. Ценностная компетенция– способность оценивать человеческие отношения и действия с точки зрения общепринятых моральных норм; осознавать и ценить свою связь с другими людьми, природой, связь культурного наследия своей страны, своего народа с наследием других стран и народов, а также с событиями современной культуры, ценить творчество и формировать чувство прекрасного.

  2. Социальная компетенция– способность реализовать себя, действовать как сознательный и ответственный гражданин; поддерживать демократическое развитие общества; знать и соблюдать бытующие в обществе ценности и нормы, а также правила, существующие в различных сферах жизни; сотрудничать с другими людьми в разных ситуациях; относиться с пониманием к индивидуальным особенностям людей и учитывать это при общении.

  3. Компетенция самоопределения– способность понимать и оценивать самого себя, свои слабые и сильные стороны; вести здоровый образ жизни; находить решения проблем, связанных как с душевным и физическим здоровьем, так и возникающих в результате межчеловеческих отношений.

  4. Познавательная компетенция– способность организовать обучающую среду и получать необходимую для познания информацию; планировать познавательный процесс и следовать намеченному плану; использовать усвоенное, в том числе познавательные умения и стратегии, при решении проблем в разных контекстах; анализировать собственные знания и умения, сильные и слабые стороны, и на основании этого – необходимость дальнейшего обучения.

  5. Коммуникативная компетенция– способность ясно и четко выражать свои мысли, учитывая ситуацию и партнеров по общению, выражать и обосновывать свое мнение; читать и понимать информационные тексты и инструкции, а также художественную литературу; писать тексты разного типа, используя соответствующие языковые средства и стили; ценить грамотность и выразительность языка.

  6. Математическая компетенция– способность пользоваться математическим языком, символами и методами при решении различных задач во всех сферах жизни и деятельности.

  7. Компетенция предприимчивости– способность генерировать и претворять в разных сферах жизни и деятельности идеи, используя приобретенные знания и умения; видеть проблемы и скрытые в них возможности; ставить цели и достигать их; организовывать совместную деятельность, проявлять инициативу и нести ответственность за результат; гибко реагировать на изменения, разумно рисковать.

Формирование ключевых компетенций отражается в школьной учебной программе. Результаты учебы, отражающие ценностные установки, лучше оценивать не в баллах, а в форме обратной связи с учащимися.

 

Литература;

1. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru, свободный.

2. Зеер Э.Ф., Павлова A. M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М., 2005.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2002. – № 5. – С. 34-42.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 225 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.

6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru, свободный

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»