Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Лобаченко Тамара Алексеевна,
учитель географии ГБОУ СОШ № 514
учитель географии ГБОУ СОШ № 514
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, люди, которые:
• могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаются мобильностью;
• способны к сотрудничеству;
• обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Главная особенность, отличающая современный урок от традиционного – это урок совместного творчества, урок самостоятельного добывания знаний учащимися под направляющим руководством учителя, это урок, организованный в хорошо оснащенном кабинете, это урок, на котором учащиеся самостоятельно сформулируют тему, цели, задачи, благодаря грамотно спланированным учителем совместной деятельности педагога и учащихся.
Современный урок в рамках требований ФГОС должен быть:
• проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время-сбережение и здоровье-сбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Свои уроки географии я строю по принципам не только общей педагогической техники, но и с учетом гуманистической парадигмы предмета географии, которая по сути своей на принципах общечеловеческих ценностей ( здоровьесбережения, энергосбережения, экологического равновесия, природосбережения):
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков.
В моей практике самые разнообразные типы уроков: это
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, практические работы. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы и формы современного урока:
• метод проектов;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии (интеграция).
В современной педагогической науке все чаще используется термин не конспект урока, а технологичекая карта урока. А что это такое? Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, опорный конспект с использованием рисунков, графиков, таблиц, символических знаков, картограмм, диаграмм, благо, что география богата такими наглядными материалами, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Структура технологической карты включает:
• название темы;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
• основные понятия темы;
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
• деятельности.
Преимущества технологической карты от традиционного конспекта:
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока.
В заключении.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
• урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
• урок, на котором осуществляется индивидуальный подход ккаждому ученику.
• Урок, содержащий разные виды деятельности.
• Урок, на котором ученику должно быть комфортно.
• урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
• современный урок развивает у детей креативное мышление.
• современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
• урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и у