Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ФГОС ООО. Делаем первые шаги

Александрова Н.В.,
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ № 258;
Лозинская Н.Ю.,
кпн, зам. директора по НМР
ИМЦ Колпинского района СПб

Путь в тысячу миль начинается с одного шага
Конфуций (Кун-цзы)

 

Аннотация: в статье представлен опыт школы, реализующей основную образовательную программу основного общего образования в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Авторы попытались обозначить проблемы, с которыми могут встретиться образовательные учреждения на этапе внедрения ФГОС ООО и рассказать о возможных практических вариантах их решения.

Ключевые понятия: проблема, учебная задача, ФГОС ООО, ООП ООО, «дорожная карта» по внедрению ФГОС ООО, результаты обучения, универсальные учебные действия, «метапредметное методическое объединение».

 

Каждый, кто начинал работу над каким-либо новым проектом или исследованием, знаком с проблемой «первого шага». Его всегда трудно сделать, не допустив ошибку при выборе направления и целевых ориентиров. Как гласит народная мудрость, «когда точно не знаешь, куда плыть, ни один ветер не будет попутным».

Но мы сделали свой выбор, и наше образовательное учреждение[1] с 1 сентября 2014 года вступило в эксперимент, связанный с организацией образовательного процесса, обеспечивающего переход к работе по ФГОС ООО[1,2,3].

То, что нам будет нелегко, было уже ясно в самом начале пути. Школа, которая долгое время является опытно-экспериментальной площадкой района и города и которая привыкла жить в режиме инноваций, все равно столкнулась с целым рядом противоречий и проблем. В целом охарактеризовать их можно так:

-         они появляются на ровном месте;

-         скрывают свою суть;

-         маскируются под незначительные;

-         имеют тенденцию преумножаться;

-         самые безобидные из них могут стать причиной серьезных изменений.

Но, а если серьезно, то модель организации образовательной деятельности в основной школе не соответствовала требованиям стандарта; половина учителей привыкла работать в традиционном режиме; да и сами пятиклассники в начальной школе не обучались по ФГОС НОО.

Конечно, мы понимали, что найти решения большинства проблем необходимо до 1 сентября 2014 года. В данной ситуации мы четко осознавали, что этапу внедрению ФГОС в основную школу должен предшествовать очень важный этап подготовки образовательного учреждения и всего педагогического коллектива к его реализации. Творческая группа, которая была создана в школе, внесла изменения в ООП ООО, разработала нормативные локальные акты, регулирующие деятельность участников образовательного процесса в соответствии с требованиями реализации стандартов. Её участники серьезно подошли к изучению потенциальных возможностей образовательного учреждения (педагогических, методических, кадровых и материально-технических); предварительно обсудили, как осуществить расстановку педагогических кадров в 5-х классах, которые будут включены в эксперимент; откорректировали школьную «дорожную карту» по реализации ФГОС ООО: внесли в план-график мероприятия по обеспечению введения стандартов ООО, определили состав УМК, необходимый для обучения в новом режиме.

Также на подготовительном этапе для учителей школы в первой половине 2014 года были организованы и проведены обучающие семинары и педагогические студии, которые познакомили педагогов с терминологией и теоретическими основами стандартов нового поколения:

-         «Новые подходы в работе учителя в связи с введением ФГОС ООО»;

-         «Рабочая программа педагога в свете требований ФГОС ООО» и др.

Педагоги школы прошли курсовую подготовку на базе СПб АППО. Более половины из них приняли активное участие в районных обучающих семинарах и практикумах, посвященных проблеме введения стандартов второго поколения. Внимательно в школе отнеслись и к оснащению школьных кабинетов. Рабочее место ученика и учителя были оборудованы в соответствии с требованиями организации современной школьной информационно-образовательной среды.

Если педагоги школы целенаправленно и планомерно готовились к участию в эксперименте, то для учащихся новый проект стал определенным испытанием.

В первые месяцы учебы пятиклассники в экспериментальных классах столкнулись с тем, что результаты их учебной деятельности будут оцениваться совсем по-другому, чем раньше. Диагностика будет осуществляться на этапе входного, промежуточного и итогового контроля. Кроме предметных результатов реализации ООП ООО, оцениваться будет уровень сформированности метапредметных и личностных результатов обучения, что для учащихся было не совсем понятно.

Обучение в начальной школе закончилось итоговым тестированием в ПТК «Знак». Диагностические контрольные работы по русскому языку и математике за курс начальной школы показали достаточно высокий уровень предметных знаний у учащихся, полученных в результате обучения на первой ступени.

 

Результаты диагностических работ по русскому языку и математике за курс начальной школы в системе «Знак»

 

Предмет

Всего учащихся

Выполняло работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

математика

119

107

50

44

13

-

4,34

русский язык

106

32

41

30

3

4

Таблица 1

Входное сентябрьское тестирование в «пилотных классах», показало результаты, которые заставили задуматься всех учителей, работающих в этой параллели.

Почему при переходе на новую ступень образования снизилась успеваемость? На диаграмме 1 представлены результаты входной диагностической работы для учащихся 5-х классов по определению уровня сформированности метапредметных умений.

Результаты диагностического тестирования

5 класс (сентябрь 2014)

 

Диаграмма 1

Анализ результатов тестирования выявил ряд заданий, которые вызвали наибольшие затруднения при их выполнении (коэффициент ниже 0,5). Это свидетельство того, что для их успешного выполнения у учащихся должны быть сформированы на должном уровне регулятивные и познавательные учебные действия. Пятиклассникам сложно было:

  • понять учебную задачу, спланировать ее выполнение;
  • осуществить самоконтроль своей деятельности;
  • выделить из текста информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • преобразовать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • представить информацию в сжатом виде.

Тревога учителей была обоснованной. Ученик, не владеющий данными умениями, рано или поздно начнет отставать в учебе, терять к ней интерес.

Для того чтобы оценить масштаб затруднений каждого конкретного ученика при работе с текстом, была проведена дополнительная диагностика техники чтения. После прочтения текста, проверялось, насколько осмысленно учащийся справился с заданием. Ему предлагалось дать краткую характеристику героям, ответить на вопросы по содержанию рассказа, подтвердить свой ответ цитатами из прочитанного текста.

Результаты тестирования стали поводом для разговора с родителями пятиклассников. Его цель была привлечь внимание взрослых к проблеме работы с учебными текстами и заручиться их поддержкой и помощью. Ещё на этапе подготовки к введению ФГОС ООО для родителей будущих пятиклассников было проведено общешкольное собрание «Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: от идеи до введения», а в ноябре 2014 – «ФГОС – новые возможности развития личности учащихся. Система оценки результатов в условиях введения ФГОС». Понимание проблем, связанных с обучением и воспитанием детей, позволяет нашим родителям стать нашими союзниками при реализации любых инновационных проектов.

Также после анализа диагностических работ пятиклассников стало ясно, на достижении каких метапредметных и личностных результатов педагогам придется сосредоточиться в первую очередь, на чём акцентировать внимание при разработке программы формирования УУД. Для решения этой проблемы был проведен в октябре внутришкольный обучающий семинар-практикум «Универсальные учебные действия как основа формирования метапредметных результатов учащихся». Его цель была не только расширение педагогических компетенции участников семинара, реализующих стандарты ООО, но дальнейшее координирование деятельности участников эксперимента, постановка перед педагогами школы новых профессиональны задач. До сих пор каждому из учителей приходилось отвечать за предметный результат, который зависел от его личного профессионального вклада и способностей учащихся. Теперь стало очевидно – одному учителю-предметнику с такой проблемой справиться очень сложно. Педагоги, работающие в одной параллели, пришли к выводу: необходимо выработать совместную педагогическую тактику, основанную на сотрудничестве. И в структуре методической службы школы появилось новое необычное «метапредметное методическое объединение» педагогов-предметников, которое поставило себе цель серьезно и последовательно работать в рамках программы формирования УУД у учащихся основной школы.

Именно методическое объединение, которое «связывает науку и практику, способствует профессиональному росту учителя, развивает его творческие способности и, в конечном счете, оказывает влияние на качество и эффективность учебно-воспитательного процесса» может оперативно и продуктивно решить проблемы, возникающие в процессе экспериментальной работы [5].

Написание программ, разработка методических и дидактических пособий, использование на практике новых методик и технологий не по силам педагогам-одиночкам. Поэтому народная поговорка «один в поле не воин» становится очень актуальной при реализации ФГОСов в школе. Положительного результата можно достичь только в том случае, когда сформирована команда единомышленников, которая четко осознает, что стандарт – это не только новый шаг в образовании, новая идеология - это инструмент, позволяющий по-новому оценить его качество; механизм, меняющий коренным образом подходы к обучению; принцип, на основе которого образовательные учреждения создают новые «правила игры», обеспечивающие оптимальное, эффективное и действенное развитие образовательной организации; новое осознание собственной миссии - миссии учителя, уверенно шагающего по дороге под названием ФГОС [4].

 

Список литературы:

  1. Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2014 № 03-20-1861/14-0-0 «Об организации участия образовательных организаций в апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2014/2015 учебном году»
  2. Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»
  3. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 № 1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»
  4. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования.  – СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.
  5. Поташник М.М., Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.

 


[1] ГБОУ СОШ с углубленным изучение физики и химии № 258 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»