Урок природоведения в 5 классе (по ФГОС)
Три состояния воды
Кочергина Елена Васильевна,
учитель географии ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока № 21
Тема урока: Три состояния воды |
Тип урока: изучение нового материала |
||||||||
Задачи урока: · Расширить представления учащихся о воде как веществе, которое встречается в трёх состояниях · Систематизировать и расширить представления учащихся о свойствах воды; · Обобщить знания учащихся о значении воды для жизни на Земле · Способствовать пониманию учащимися необходимости охраны водных объектов
|
|||||||||
Планируемые результаты урока |
|||||||||
Предметные · Характеризовать воду как вещество; · Характеризовать три свойства воды; · Рассказывать о свойствах воды · Рассказывать о значении воды
|
Метапредметные · Определять и удерживать учебную задачу урока · Оценивать свои достижения на уроке · Выполнять практическую работу в группе и парах · Работать с текстом: выделять новую информацию |
Личностные · Понимать ценность воды и водных объектов · Проявлять самостоятельность в информационной деятельности · Определять личностный смысл учения
|
|||||||
Межпредметные связи: математика (решение задач, объём, масса) |
|||||||||
Основные ресурсы урока: учебник, 5 класс В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая»; оборудование для проведения опыта: колба с холодной водой, лёд, теплая вода |
|||||||||
Ход урока |
|||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||
· Организует работу с высказыванием (с. 83 учебника): «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь». Антуан де Сент -Экзюпери . · Предлагает высказать своё отношение к этому высказыванию. · Предлагает доказать или опровергнуть это высказывание. |
· Эмоционально отзываются о высказывании. · Рассказывают о значении воды.
· Высказывают предположения, доказывают свою точку зрения · Актуализируют знания, необходимые для изучения нового материала |
||||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||||
· Организует работу с вопросами на с. 83 учебника: спрашивает, где встречается вода на Земле? Почему воду называют одним из главных богатств Земли? · Предлагает прочитать о значении воды в тексте учебника (стр. 85, 1-ый абзац) · Спрашивает, какие свойства воды учащиеся знают; в каких трёх состояниях встречается вода в природе. · Предлагает проблемный вопрос (с. 89 учебника): как вы думаете, что будет более эффективным в качестве грелки: 2кг песка при t°+60°Cили 2 литра воды при той же температуре? Ответы учащихся не комментирует, не оценивает с точки зрения правильности. · Спрашивает, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос. · Помогает определить учебную задачу урока
|
· Актуализируют имеющиеся знания
· Читают текст учебника · Называют три состояния воды · Обобщают высказанные ранее предположения. Актуализируют знания, необходимые для изучения нового материала · Высказывают и объясняют свои предположения.
· Участвуют в определении учебной задачи урока
|
||||||||
Организация познавательной деятельности учащихся |
|||||||||
· Организует изучение трёх состояний воды: · Организует работу с текстом учебника (применяя приём маркировки текста);
· Организует обсуждение поставленных значков
· Организует изучение свойств жидкой воды: Демонстрирует опыт с нагревом воды с кусочками льда в тёплой воде (изучение свойств жидкой воды) · Способствует формированию понятия «теплопроводность», выделяя существенные признаки · Организует изучение свойств льда (твёрдой воды). Образование и движение ледников. (работа с текстом учебника, применяя приём маркировки текста); · Организует изучение свойств газообразной воды (водяного пара). Туман, облака, водяной пар. Как образуется? От чего зависит? · работа с текстом учебника, применяя приём маркировки текста);
|
· Читают текст и делают пометки карандашом:
· Рассказывают о новой информации, которую узнали из текста, задают вопросы, отвечают на вопросы при помощи текста · Наблюдают, анализируют, делают выводы Соотносят результаты практической работы с информацией учебника.
· Делают выводы о трёх состояниях воды · Осуществляют взаимопроверку (в парах) |
||||||||
Подведение итогов урока |
|||||||||
· Предлагает вернуться к вопросу: «Как вы думаете, что будет более эффективным в качестве грелки: 2кг песка при t°+60°Cили 2 литра воды при той же температуре?» · Спрашивает, как человек использует свойства воды. Как влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека три состояния воды? · Спрашивает, какие новые знания получили? Какие вопросы остались без ответа? · Сообщает, что изучение свойств воды будет продолжено на следующих уроках, где будет возможность ответить на эти вопросы. · Помогает определить домашнее задание: ответить на вопросы № 1 и № 3 на стр.96, составить опорный конспект по тексту параграфа 21 (по желанию)
|
· Включают новое знание в систему новых знаний, устанавливают соответствие между личным опытом и изученным материалом
· Соотносят изученный материал и личный опыт, определяют возможность практического применения нового знания. · Высказывают свою точку зрения, объясняют её, определяют личностный смысл изучения темы
· Определяют учебную задачу следующего урока.
· Определяют домашнее задание |
||||||||
Дополнительный материал к уроку: Верите ли вы, что: Человек за жизнь выпивает около 35 тонн воды Вода – единственное вещество, которое существует в трёх состояниях Человек на 65 % состоит из воды Огурец на 95 % состоит из воды Большая часть воды на Земле – пресная и пригодная для жизни
|
|||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: |
|||||||||
Дополнительные творческие задания: Среднее потребление воды за день – 2 литра, из них примерно 1– 1,5 литра выпивается. Остальное поступает с продуктами. 1 литр воды = 1кг. В году 365 дней, в среднем за год выпивается от 365 кг до 547кг 500г воды (1кг 500г × 365). При продолжительности жизни 70-80 лет получается около 35 тонн воды (1т = 1000 кг) |
|||||||||
Самоанализ урока |
|||||||||
Достижения |
Сложности |
Идеи на будущее |
|||||||
|
|
|
|||||||