ОПЫТ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СИНХРОНИЗАЦИИ РЕЧИ С МЕЛКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
Виктория Евгеньевна Боброва
Учитель-логопед я/с №116 Фрунзенского района СПб.
Оглавление
А) СИНХРОНИЗАЦИЯ РЕЧИ С МЕЛКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
Б) ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ФОРМИРОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
В) ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ (автор Стрельникова А.П.)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I ЭТАП. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСТУПИВШИХ В ГРУППУ С ДИАГНОЗОМ "ЗАИКАНИЕ"
II ЭТАП - ОГРАНИЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ.
III ЭТАП - СОПРЯЖЁННОЙ РЕЧИ и IV ЭТАП - ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ
VЭТАП - "ВОПРОСНО - ОТВЕТНАЯ" РЕЧЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая работа представляет собой опыт комплексного подхода к формированию навыка бессудорожной речи и воспитания личности у заикающихся старших дошкольников.
В систему логопедического воздействия в качестве необходимых составляющих входят следующие:
А) СИНХРОНИЗАЦИЯ РЕЧИ С МЕЛКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ.
Как известно, эта методика (автор Л.З.Андронова) рассчитана на заикающихся взрослых и подростков.
Психофизиологические особенности детей среднего дошкольного возраста, а также особенности психологической фиксированности, степени осознания речевого дефекта, делают невозможным применение "пальчикового" метода в полном объеме. Поэтому использовалась только та часть методики, которая налаживает нарушенный у заикаиющихся механизм внутренней синхронизации речи с помощью синхронных движений пальцев ведущей руки. Это позволяет устранить речевые судороги и наладить элементы просодики.
Усвоение навыка бессудорожной речи происходит в игре и не вызывает трудностей. Кроме того, послоговое проговаривание с рукой способствует развитию фонематического слуха, обеспечивает работу по формированию звуковой культуры речи, её лексико - грамматической стороны и служит профилактикой фонематической дислексии и фонетико - фонематической формы дизграфии. Осознание детьми принципа слогового строения слова, вычленение ударного слога подготавливает к обучению чтению и письму, помогает в дальнейшем усвоению некоторых орфографических и грамматических норм в начальной школе.
Б) ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ФОРМИРОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.
При формировании нового речедвигательного навыка учитывается неразрывная связь речи, её просодики и таких важных аспектов речевого общения, как мимика, жест, взгляд, поза, пантомимика. Известно, что у заикающихся детей ослаблена эмоционально - волевая сфера, имеются изменения в двигательной сфере. Из опыта работы выявлено, что очень часто заикающиеся дети, ранее посещавшие массовые группы детских садов, имеют негативный опыт общения со сверстниками. Особенно это касается детей с тяжелой формой заикания и с заиканием, осложнённым другими видами речевых и соматических нарушений. Последствиями этого негативного опыта могут быть дистресс, психическая лабильность, склонность к аффектам, замкнутость, настороженность, чувство неполноценности. Помочь избавиться от мышечного и эмоционального напряжения, психологической фиксированности на дефекте, научить регулировать свои поведенческие реакции, вызвать спокойствие, уверенность в себе в своей речи призван предлагаемый обучающий комплекс формирования неречевых средств общения. В него входят артикуляционные и ортофонические упражнения, развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица, мышц участвующих в жестовых и пантомимических движениях, обучение восприятию и воспроизведению мимических и жестовых движений в соответствии с нтонационным рисунком речи. Обучение невербальным средствам общения предусматривает формирование умения использовать мимику и пантомимику во всех видах деятельности, умение произвольно управлять своими эмоциями, корригирует отрицательные поведенческие и психо-эмоциональные реакции связанные с заиканием. В процессе постановки правильного речевого дыхания, наряду с обычными методами и приёмами, используются:
В) ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ (автор Стрельникова А.П.).
Сложность и дозировка упражнений адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников. Применение элементов парадоксальной дыхательной гимнастики позволяет улучшить функционирование диэнцефальной области голвного мозга, ответственную за вегетатику и спастические состояния, наладить диафрагмальное дыхание, повысить жизненную ёмкость лёгких и улучшить общесоматическое состояние ребенка.
Система логопедической работы по коррекции речевого дефекта и воспитанию личности строится на общих дидактических и педагогических принципах обучения и воспитания, а также учитывает физические и психофизиологические особенности развития ребенка, страдающего заиканием. Основой является "Программа воспитания и обучения в детском саду", а также специальная программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников. Фундаментом логопедической работы является ведущая, игровая деятельность старших дошкольников. Предлагаемая система коррекционной работы, базирующаяся на 4-летнем опыте содержит комплекс специфических приёмов по формированию плавной речи и коррекции психоэмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Обоснованием применения данной системы можно считать достаточную эффективность вытекающую из результатов катамнеза.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Курс логопедических занятий отражает завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему и рассчитан на 10 календарных месяцев. Этапы коррекционной деятельности распределены с учётом принципа постепенного усложнения форм речи и речевых ситуаций, игровых заданий по развитию невербальных средств общения. Общеизвестно, что ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому система органично включает в себя как базу методику Г.А.Волковой "Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников" (М.Просвещение 1983). Временное распределение работы по этапам учитывает рекомендации вышеупомянутой методики.
I ЭТАП. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСТУПИВШИХ В ГРУППУ С ДИАГНОЗОМ "ЗАИКАНИЕ".
Продолжительность 3 недели. В этот период:
- Проводятся беседы с родителями и членами семьи ребенка.
- Собираются сведения о семье, общий анамнез.
- Изучаются особенности импрессивной и экспрессивной речи ребенка.
- Устанавливаются форма и вид речевых судорог.
- Устанавливаются степень выраженности заикания и его проявления в различных формах речи.
- Определяется состав просодических компонентов.
- Определяется состояние дыхательной функции, продолжительность и сила выдоха, ритм, темп, характер вдоха, выдоха, характер дыхания.
- Определяется состояние артикуляционного аппарата.
- Определяется состояние звукопроизношения.
- Исследуется фонематический анализ и синтез.
- Исследуется состав лексики.
- Исследуется состав грамматического строя речи.
- Выявляется характер игровой деятельности, взаимоотношения в играх, степень игровой активности ребенка.
- Исследуется эмоциональное состояние в различных видах деятельности.
- Определяется состояние общей моторики, динамической и статической координации, двигательной памяти и переключаемости движений, самоконтроля, пространственной организации движения.
- Исследуется произвольная моторика мелкой мускулатуры кистей рук.
- Исследуется ритмическое чувство.
- Исследуется оральный праксис.
- Исследуется произвольная мимическая моторика.
- Исследуется слуховое внимание.
В этот период дети осматриваются врачом психотневролог, назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Дети адаптируются к режиму, знакомятся с педагогами, между собой, усваивают правила поведения на занятии. В этот период уже проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, на которых прививаются тормозные навыки, произвольное внимание и проводится подготовка к следующему важному этапу - этапу ораничения саммостоятельной речи.
II ЭТАП - ОГРАНИЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ.
Продолжительность 2 недели.
Цель этого важнейшего этапа - создать режим охранительного торможения в речевой зоне головного мозга, изменить патологический стереотип речи, уменьшить речевые судороги, создать основу для формирования плавной, бессудорожной речи.
Сложность этого периода заключается в особенностях психологии дошкольников (у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения), отсутствием сознательного отношения к коррекционной работе, эмоциональностью детей. Ввиду всего перечисленного, на этапе ограничения речи предусматривается сохранение таких форм речи, как хоровое проговаривание, ритмизованная речь, речь с движениями, пение, звукоподражание.
В этот период начинается работа по развитию тонких дифференцированных движений кистей рук. В работе используются комплексы пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры для укрепления мышц пальцев и совершенствования мелких движений.
На данном этапе широко используются такие дидактические пособия, как счётные палочки, цветные спички, мелкие пуговицы, мозаика, шнуровки, обводки и пр. Очень полезны, например, такие задания, как выложить лодочку - только большим и указательным пальцем, разобрать её большим и средним; выложить машинку большим и безымянным пальцами; жука большим и мизинцем. Подобную работу можно проводить с любыми мелкими предметами. По заданию логопеда ребенок может классифицировать предметы по цвету, форме, величине и другим признакам.
На этом этапе, как элемент логопедического занятия, проводятся упражнения с навязыванием ритма движений извне - упражнения под метроном, хлопки, бубен, удары мяча, счёт, световые вспышки и т.п. Дети учатся соотносить ритм и свои движения, подстраиваются под ритм. В начале работы предлагаются простые движения: ритмичные взмахи руками, ходьба, наклоны, приседания, повороты. Постепенно осуществляется переход к выполнению более мелких и дифференцированных движений рук, кистей, пальцев. Для скорейшего формирования необходимого навыка и, учитывая упомянутые психологические особенности старших дошкольников, широко используются различные игровые пособия, такие, как "лесенка", "пианино", "кочки на болоте", "дудочки", "камушки" и др.
На этапе ограниченияречи широко используются различные игровые задания по формированию невербальных средств общения. Например, можно попросить ребенка выразить свои эмоции с помощью мимики, жестов и одного звука: "О" - удивление, "А" - вопрос, пренебрежение, боль и т.д. Очень важной в этот период является работа по укреплению речедвигательных мышц (артикуляционная гимнастика), экспрессивных зон лица и мышечного аппарата участвующего в жестовых и пантомимических движениях. Большое значение придаётся навыкам релаксации определённых групп лица и тела, чему в значительной мере, наряду с общеизвестными релаксационными упражнениями помогают и игровые упражнения, психологические этюды, сценки невербального комплекса.
На II этапе начинается долгая и кропотливая работа по формированию у ребёнка тормозных психических процессов, устранению психической лабильности и коррекции негативных личностных качеств, что в эначительной мере достигается применением упражнений по невербальным средствам общения. В конце этого серьёзного и важного этапа включено обучение большого пальца ведущей руки технике правильного движения. От правильной постановки большого пальца ведущей руки при обучении свободному звукоизвлечению на уровне слога зависит устойчивость формируемого алгоритма бессудорожной речи. Необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе. Большой палец должен успеть проконтролировать работу всех звеньев речевого механизма, так чтобы уже на этом этапе произнесение слога носило естественный характер. При этом большой палец формирует опережающий буксирный импульс и служит как бы для мягкого "вплывания" в речь. Речевые тренировки осуществляются только на фоне мышечного расслабления и состояния глубокого покоя, который достигается с помощью психогимнастических упражнений невербального комплекса. в играх и упражнениях на звукоподражание, с участием мимических движений.
Одновременно с остальными видами работы, дети обучаются мягкой атаке звука (упражнения предложенные В.Огородновым). Сначала гласного "У", затем навык переносится на другие гласные звуки. Голосоподача начинается из состояния без артикуляции, всегда сопровождается плавным движением. Для снятия зажима нижней челюсти, можно слегка надавить на щёки так, чтобы кончики пальцев прошли между зубами и подбородок опустился. В этом положении произносятся гласные звуки. Составной частью работы в этот период является и работа по постановке диафрагмального дыхания, а также обучение упражнениям парадоксального дыхания. Сначала дети учатся делать наклоны вперёд с одновременным коротким вдохом. Вдох должен быть шумным, эмоциональным, через нос. На начальных стадиях воздуха много брать не надо, вдох как бы сопровождается восхищением, удивлением (ах, как пахнет цветок!). О выдохе совершенно не думать, он идёт автоматически. Частота наклонов = 1 наклон в секунду или полторы. Хорошо оттренированный вдох устанавливает связи, необходимые для нормального звуковедения. После того, как дети научатся правильно делать это упражнение, можно переходить к выполнению дыхательных серий. Сначала 8 наклонов, несколько секунд паузы, затем ещё 8 наклонов и так от 5 до 10 раз, в зависимости от физических возможностей ребёнка. Кроме вышеперечисленного, логопедическое занятие на данном коррекционном этапе включает игры, развивающие зрительное и слуховое внимание, задания обучающие элементам фонематического анализа и синтеза.
III ЭТАП - СОПРЯЖЁННОЙ РЕЧИ и IV ЭТАП - ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ
Имеют совокупную продолжительность 2 месяца.
Они соответствуют этапу коррекционной работы, определяемому Л.З.Андроновой, как этап "автоматизации нового речевого стереотипа". Разделение этих этапов на сопряжённую и отражённую речь можно считать условным из-за их тесной взаимосвязи и по характеру решаемых задач.
В этот период работы продолжаются интенсивные упражнения по формированию и закреплению навыка речи “с рукой”. Команда большого пальца должна упреждать, а не сопровождать работу речевого аппарата. Звукоизвлечение с поомощью пальца должно осуществляться без всякого напряжения. Упражнения контролируются визуально и на слух, используются разнообразные приёмы, позволяющие ускорить формирование навыка. Используется: демонстрация правильного выполнения рукой логопеда, обучение методом "рука в руке", использование светозвуковой стимуляции. На первых порах детям предлагается пропевание "с рукой" гласных, открытых слогов, двухсложных слов, начинающихся с гласных в сильной позиции, затем слов, состоящих из открытых слогов, постепенно усложняя словарный материал. Постепенно увеличивается число используемых пальцев, т.к. удлиняется строчка, произносимая на одном выдохе.
Здесь хорошо использовать различные предметные картинки, игрушки, лото, дидактические игры: “Кто как разговаривает”, “подбери и назови” и пр. Особое внимание уделяется чёткости соотнесения каждого слога с движением одного пальца. Для предотвращения скандированности детям предлагается внимательно прислушаться и стараться воспроизводить мелодический рисунок фразы, интонацию логопеда.
Целесообразно проводить такие игры, как "тихо-громко", "сильнее - слабее", "дальше - ближе", "взрослый - детёныш" и т. п. Эти игры формируют навык овладения речевым резонатором, высотой, силой, плавностью, темпом и мелодикой голоса, помогают широко использовать невербальные коммуникации. Для повышения интереса детей к занятиям на этом этапе хорошо использовать маски, настольный и пальчиковый театр, невербальные этюды, игры на выражение эмоциональных состояний.
При отборе материала для проговаривания лучше брать сначала стихотворные тексты, знакомые детям, использоать вместе с речью и невербальные средства общения: мимику, пантомимику. Это помогает ребенку справиться и с задачей интонационной окраски высказывания. Темп речи должен соответствовать психомоторным возможностям данного ребёнка и возрастать очень плавно. Переходя к проговариванию прозаических текстов, необходимо замедлить темп речи и, одновременно, усилить интонирование, используя мимические и простые жестовые движения. Тексты для прогоавривания должны быть небольшими, с разбивкой на синтагмы, иметь яркий эмоциональный сюжет и соответствовать возрасту детей.
Продолжается работа по развитию нижнерёберного дыхания и нижних резонаторов, основанная как на традиционных упражнениях, так и с использованием парадоксальной гимнастики. Добиться положительного эффекта позволяют тренировочные задания по развитию мышц артикуляционного аппарата и экспрессивных зон лица, т.к. движения рта и лицевых мышц более произвольны, чем движения мышц гортани. Эти упражнения помогают снять зажим нижней челюсти. При свободной артикуляции с расслабленной нижней челюстью голос звучит свободно.
В качестве физминутки, либо как часть занятия используется парадоксальное дыхание с постепенным увеличением нагрузки: 8 наклонов с одновременным коротким вдохом - 10 раз; 8 встречных движений рук с одновременным коротким вдохом - 5 раз; лёгкие приседания на одной ноге, выставленной вперед. Каждый вдох сопровождается лёгким сгибанием опорной ноги: 8 приседаний на каждой ноге - 10 раз. Сначала серия приседаний со вдохом через нос, затем приседания со вдохом ртом, энергичные, эмоциональные.
В логопедические занятия на данном этапе обязательно включаются игры на развитие предметных представлений и сенсорных эталонов, памяти, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания.
Как показал опыт работы, навык синхронизации речи с мелкими движениями пальцев ведущей руки закрепляется у детей старшего возраста в течение 5-6 недель. Обычно к концу ноября - началу декабря навык речи "с рукой" можно считать сформированным. К этому времени дети уже не заикаются на логопедических и воспитательских занятиях, темп их речи несколько замедлен, но правильно интонирован и уже близок к нормальному. Однако в силу психофизиологического развития старших заикающихся дошкольников, навык всё ещё остаётся непрочным, легко теряется при форсировании темпа речи, в эмоционально – стрессовых ситуациях, прерывании курса занятий и при недостаточном контроле со стороны окружающих взрослых. Поэтому большое значение для закрепления навыка бессудорожной речи имеет некоторая сознательная задержка на этих облегчённых формах речи сопряжённой и отражённой, что обеспечивает значительно более стойкий стереотип плавной речи с выраженным интонированием и мягким, "бархатным" голосоначалом.
VЭТАП - "ВОПРОСНО - ОТВЕТНАЯ" РЕЧЬ
Этот этап делится на 2 периода. Длительность каждого примерно месяц.
В первом периодеэтапа осуществляется плавный переход от отражённой речи к ответам на вопросы. Чтобы максимально облегчить ребёнку усвоение новой формы речи, в начале этапа логопед и воспитатель строят вопросы к детям по определённой, упрощённой для ответа схеме. Вопросительное слово находится на последнем месте, а погика содержания ответа содержится в остальных словах вопросительной фразы. Например, вопрос "На столе лежит что?" предполагает в контексте однозначный ответ с повтором начала фразы: "На столе лежит книга". С усвоением навыка ответов по данной схеме можно переходить к ответам на вопросы с построением фраз произвольных конструкций и далее - ко второму периоду этапа.
Второй периодэтапа вопросно - ответной речи предполагает развёрнутые ответы детей на вопрос логопеда или воспитателя. Продолжая говорить с рукой, ребёнок в это время закрепляет навык бессудорожной речи, самостоятельно осуществляя синхронизацию движений пальцев с плавным послоговым проговариванием и правильным интонированием. Все высказывания синхронизируются с движениями пальцев ведущей руки. Это становится возможным благодаря большому опыту, полученному ребёнком в предшествующей работе. Для работы над просодикой в этот период широко используются игры и упражнения на выражение различных эмоций (радость, печаль, гнев и пр.). Для этого очень удобны небольшие диалоги, игры - драматизации, психологические этюды, театрализация различных стихотворений, например: "Повар - лгун", "Вова - растеряшка". Выступая перед сверстниками, а затем перед родителями, дети накапливают опыт общения в сложных речевых ситуациях, обретают уверенность в своих силах.
Как часть занятия сохраняются и упражнения парадоксальной гимнастики, способствующие снятию спазмов, улучшающие соматику детей.
Вопросно - ответная речь является основным обиходно - разговорным видом речи, она во многом определяет характер поведения ребенка и его отношение к речевому дефекту. Научив ребёнка свободно отвечать на вопросы, правильно интонировать ответы и, закрепив эти навыки, на материале различных лексических тем, необходимо продолжать работу над слитностью фраз, просодическими компонентами речи, адекватным поведением в диалоге.
Именно на этом этапе логопед получает хорошую возможность работать над расширением словарного запаса, усвоением грамматических норм языка и введением этого этого материала в активную речь ребёнка. В результате работы на этом коррекционном этапе повышается речевая активность, коммуникабельность детей, формируются положительные стороны личности ребёнка, корректируются негативные поведенческие наслоения, вызванные заиканием.
Последний, заключительный этап в работе по устранению заикания – это
VIЭТАП - САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ.
Этап включает в себя различные виды работ по формированию всех компонентов речи.
Дети учатся полному и сжатому пересказу текстов, составлению описательных рассказов с опорой на наглядность и без неё, рассказыванию по памяти, впечатлениям, учатся задавать вопросы к текстам и картинкам, воспроизводить последовательность различных событий, устанавливать причинно - следственные связи. Обучение рассказыванию осуществляется по общеизвестным методикам. Особенностью работы на данном этапе является требование к построению короткой фразы. Дети делят фразу на небольшие синтагмы. После произнесения 3-4 слов и небольшой паузы - расслабления ребёнок вновь плавно "входит" в речь, помогая себе большим пальцем.
Как показала практика, на этапе развития самостоятельной речи наблюдается естественный отход от использования всех пальцев руки, как средства нормализующего темп, ритм, паузацию речи. Осуществляя нажатие большим пальцем одновременно с началом фразы, ребёнок стремится говорить дальше сам, не синхронизируя речь с движениями пальцев. Это допустимо в том случае, если речь ребёнка остаётся при этом плавной и интонированной. Обученная рука становится как-бы памятью о новом стереотипе, а со временем, автоматическим контролёром речи и нового внутреннего состояния ребёнка. Однако важно, чтобы ребёнок сам почувствовал необходимость применения пальцев в случае появления затруднения в речи и в нужный момент применил полученный навык.
Для развития диалогической и монологической форм речи, закрепления навыка бессудорожной речи и просодической её компоненты хороши различные игры с правилами, игры - драматизации и сюжетно ролевые игры (магазин, школа, поликлиника и др.). Эти игры не только повышают речевую активность детей, но способствуют развитию коммуникативной активности, уточнению значений слов и дальнейшему обогащению словарного запаса. В этих играх происходит закрепление навыка организованной игровой деятельности. В играх детьми широко используются навыки невербального общения, сформированного на предшествующих этапах.
Целенаправленное и раннее формированние коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности в сочетании с закреплением навыков бессудорожной речи служит выполнению общих задач всей коррекционной работы, прививает навыки учебной деятельности, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система коррекционной работы по формированию навыка бессудорожной речи у дошкольников в условиях речевой группы детского сада осуществляется в рамках режима детского дошкольного учреждения и дополняется выполнением детьми домашних заданий с родителями в свободное время. Логопед осуществляет регулярные консультации родителей, которые осваивают правила речи «с рукой». На открытых занятиях для родителей логопед демонстрирует специальные приёмы и методы работы, необходимые ребёнку на определённом коррекционном этапе. Успех логопедической работы во многом зависит от степени сотрудничества педагогического коллектива группы и родителей. Немаловажна творческая взаимосвязь внутри педагогического коллектива группы, а также выполнение рекомендаций невропатолога и психоневролога.
По данным исследований выделено 3 основных варианта заикания. Невротическое, неврозоподобное и неврозоподобное со вторичными невропсихическими проявлениями.
При невротическом заикании происходит нарушение взаимодействия коры головного мозга и подкорковых образований, нарушается управление моторной областью коры нижележащими отделами мозга (Стриопаллидарной системой). В результате нарушается согласованность работы дыхательного, речевого и голосового аппарата. Этот вид заикания неплохо поддаётся коррекции. У большинства детей, страдающих этим функциональным нарушением речи, к концу учебного года навык бессудорожной речи является устойчивым и удаётся достигнуть полного устранения заикания.
Результаты выборочного катамнеза подтверждают отсутствие рецидивов заикания в течение 1-3 лет. Однако, если кроме данного нарушения у дошкольника имелись другие виды речевых нарушений, напрмер полиморфное нарушение звукопроизношения, требуется более длительный период коррекционного воздействия. Если же ребёнок поступает в речевую группу в возрасте 6 лет и нет возможности продлить курс обучения в логопедической группе речевого сада, результаты коррекционной работы будут менее значимыми. Такие дети в дальнейшем нуждаются в наблюдении школьных и поликлинических логопедов и прдолжении лечения у невропатолога.
В последние годы в составе речевой группы преобладают дети, страдающие тяжёлым неврозоподобным заиканием. Этот вид заикания является следствием различных по тяжести и характеру органических поражений центральной нервной системы, т.е. резидуально - органического генеза.
При неврозоподобном заикании имеется стойкое нарушение речи, усугубляющееся при отрицательных внешних воздействиях (после соматических заболеваний, при усложнении речевого или интеллектуального задания, при психическом возбуждении).
Почти всегда неврозоподобное заикание сочетается с другими речевыми расстройствами: тахилалия, дизартрия, задержка речевого развития, ОНР. Дети с этим видом заикания обычно хорошо усваивают навык синхронизированной речи. Но им труднее даются приёмы релаксации, мягкой голосоподачи, упражнения по развитию просодических компонентов речи.
Для улучшения речи, устранения заикания такие дети обязательно должны проходить курс медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Несмотря на усвоение принципа плавного, послогового проговаривания, дети часто с трудом преодолевают предваряющую судорогу, напрягая мышцы лица или туловища, стараются сказать на вдохе. Отмечаемая у этих детей соматическая ослабленность, замедляет динамику коррекционного процесса и снижает эффективность работы.
В последний период в группе было 8 детей с диагнозом «неврозоподобное заикание», прошедших курс обучения. У 6 человек, посещавших речевую группу 2 года, отмечаются стойкие компенсаторные процессы, речь плавная, бессудорожная, на уровне автоматизации. У 2 детей, прошедших курс обучения в течение 1 года, также присутствует навык бессудорожной речи, но это сознательная, произвольная речь. В случае отсутствия такого контроля у детей отмечается заикание в лёгкой и средней степени тяжести, которое не снижает коммуникативных возможностей ребёнка.
Дети с неврозоподобным заиканием с вторичными невротическими наслоениями в речевую группу детского сада попадают редко.
Так в группе был 1 ребенок, имеющий данную тяжёлую форму заикания. Заикание для ребёнка приобрело характер «значимого», оно стало постоянно травмирующим фактором, появилась логофобия. Негативную роль в формировании этого тяжёлого недуга сыграла фиксация семьи на дефекте речи ребёнка, нетерпеливость при его ответах, частое непосещение ребёнком детского сада «по семейным обстоятельствам», а также категорический отказ родителей от медикаментозного лечения ребёнка. В результате ребёнок выпущен с навыком бессудорожной речи «с рукой» и значительными улучшениями. Ему рекомендовано наблюдение школьного логопеда.
Cистема логопедической работы со старшими дошкольниками, включающая метод синхронизации речи с мелкими движениями пальцев ведущей руки, обучающий комплекс формирования невербальных навыков общения и упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики осуществляемые в игровой форме достаточно быстро и надёжно нормализуют речь заикающихся. На смену прежнему устойчивому патологическому состоянию приходит новое устойчивое состояние нормальное или близкое к норме.
Отдельные части представленной здесь комплексной систеы логопедического воздействия могут быть использованы независимо или в составе других методик. Допустима и оправдана, к примеру, возрастная адаптация.
Однако, как показывает 10 летний опыт работы с заикающимися дошкольниками, в любом случае, полноценная система логопедической коррекции должна иметь синтетический характер, в гармоничном и свободном для развития комплексе включающей предложенные элементы.
ЛИТЕРАТУРА
- Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Москва, 1993.
- Андронова Л.З. Временные методические рекомендации по устойчивой нормализации речи заикающихся. Куйбышев, 1986.
- Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Москва “Просвещение”, 1983.
- Волкова Г.А. Психологопедическое исследование детей с нарушениями речи. СПб, 1993
- Диагностика и коррекция речевых нарушений. (Методические материалы научно – практической конференции “Центральные механизмы речи” посвящённой памяти профессора М.Н.Трауготт) СПб, 1997.
- Калягин В. Если ребёнок заикается. СПб “Питер”, 1998.
- Очерки по патологии речи и голоса. Под редакцией С.С.Ляпидевского. Москва “Просвещение”, 1967.
- Расстройства речи и методы их устранения. (Сборник трудов) Москва, 1975.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей. Москва “Владос”, 1994.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва “Просвещение”, 1990.
- Шенкман С. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Ж. “Физкультура и спорт” 1980.
- Шенкман С. Мы можем. Ж. “Физкультура и спорт” 1980.
- Стрельникова А.Н. Парадоксы дыхания. Ж. “Физкультура и спорт” №10 1980.