Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы

Борисова Елена Александровна
педагог-психолоа ГБДОУ детский сад №30

 

За время работы в ГБДОУ д/с №30 (2013-2015г) мною осуществлялась профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического  и социального благополучия детей в ходе непрерывного  воспитательно-образовательного процесса осуществляемого  в ДОУ, который включает следующие направления:

·психодиагностическая работа;

·коррекционная и развивающая работа;

·психопрофилактическая и просветительская работа;

·консультативная работа;

·организационно-методическая работа.

 

Диагностическое направление.

Психодиагностическую работу осуществляю по следующим направлениям:

-   подготовка воспитанников к обучению в школе;

-   эмоционально-волевая сфера;

-   когнитивная сфера;

-   коммуникативная сфера.

 

Таблица 2. Содержание диагностики.

Возрастная группа

Показатели для изучения

Средняя группа

 ( с 4 до 5 лет)

Игровая деятельность

Психологический климат в  группе

Коммуникативные навыки

Познавательные процессы

Старшая группа

(с 5 до 6 лет)

Игровая деятельность

Психологический климат в  группе

Коммуникативные навыки

Познавательные процессы

Эмоциональная сфера

 Работоспособность

Подготовительная к школе группа

( с 6 до 7 лет)

Игровая деятельность

Психологический климат в  группе

Коммуникативные навыки

Познавательные процессы

Способность к обучению

Работоспособность

Эмоциональная сфера

Самооценка

Готовность к обучению в школе

 

Для этого использую следующие диагностические методики:

 «Доска Сегена» (И.А.Коробейников) - выявление уровня наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способность детей к осмыслению новых способов действий, обучаемость.

«Классификация» (И.А.Коробейников) - исследование мыслительной деятельности детей.

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению (автор Н.И.Гуткина):

· «Волшебные очки» - данная методика позволяет увидеть развитие воображения и образного мышления;

· «Кругозор» - показывает, как ребёнок ориентируется  во временах года и их последовательности;

· «Цветной домик» - показывает

-  произвольную регуляцию поведения,

-  работу по зрительно воспринимаемому образцу (сенсомоторное развитие),

-  внимание,

-  знание основного цветового спектра,

-  тонкую моторику руки,

-  доминирующую руку.

·   «Жили-были» - позволяет увидеть, как у ребёнка развито воображение, образное мышление и обобщение;

·   «Сказка и игрушки» - определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

 «Рисунок человека» (Гудинаф-Харрис) – определение уровня тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

«Выбери нужное лицо» (тест Р.Теммла, В.Амена, М.Дорки) – определение тревожности к ряду типичных для ребёнка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми.

Цветовой тест Люшера - позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Графическая методика «Кактус» - исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка – дошкольника.

«Моя группа» - изучение психологического климата в группе.

«Мой воспитатель» - выявление индивидуальных переживаний ребёнка по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.

«Два домика» (социометрия) –  диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

«Секрет» (социометрия) -  диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

«Лесенка» - исследование самооценки ребёнка

Стандартная беседа Т.А. Нежновой – исследование внутренней позиции школьника, выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика – определение готовности ребёнка к обучению в школе.

 «Эмоции и чувства» (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина) – развитие эмоциональной сферы дошкольника, способность управлять чувствами (произвольность поведения).

 «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернсом, С.Кауфман) – диагностика внутрисемейных отношений с точки зрения ребёнка.

Графический проектный метод «Несуществующее животное» - выявление уровня самооценки и притязаний.

«Дом-дерево-человек» (Дж.Бук) - проективная методика исследования личности.

Тест на развитие самоконтроля Нежновой.

Наблюдения  - изучение игровой деятельности.

Беседы с воспитателем, с ребёнком, с родителями (законными представителями

 

С целью определения уровня школьной зрелости детей подготовительных  групп было проведено диагностическое обследование  детей на основе общепринятого ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йирасека (интеллектуальная готовность), стандартной беседы Нежновой (мотивационная готовность).

В результате диагностического обследования выявлено следующее:

 

 

 

Уровень развития

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

количество

%

количество

%

количество

%

Личностное развитие

50

98

1

2

0

0

Интеллектуальное развитие

36

71

15

29

0

0

Мотивационная готовность

11

22

40

78

0

0

Физическое развитие

5

10

46

90

0

0

Итого (среднее значение):

25,5

50

25,5

50

0

0

а) 71% детей, в количестве 36 человек, показали уровень школьной зрелости выше среднего, набрав по результатам теста от 3 до 6 баллов;

б)  29% детей, в количестве 15 человек, показали средний уровень школьной зрелости, набрав по результатам теста 7 баллов.

в)  уровень школьной зрелости ниже нормы отсутствует.

Уровень школьной зрелости детей в основном соответствует норме и оценивается хорошо.

   Уровень мотивационной готовности  ниже нормы отсутствует.

 Показатель результативности мотивационной готовности связан с работой педагогов в подготовительных группах. Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе  велась с использованием различных форм и методов: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихотворений школьной тематики, рисование школы (после экскурсии), и игра в школу.

Данные диагностического обследования проанализированы и доведены до педагогов, родителей на родительских собраниях, через консультации по формированию мотивации и по индивидуальным обращениям.

 

 Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками образовательного учреждения.

За прошедший период проводилась подгрупповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Всего было проведено 146 подгрупповых коррекционных занятий. Индивидуальная работа проводилась с детьми от 4 до 7 лет. Проведено 62 индивидуальных занятия.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

·         Коррекция и развитие эмоционального интеллекта

·         Коррекция и развитие коммуникативных навыков

·         Развитие познавательной сферы

 

В 2013-2014 учебном году обследовано 150 детей, из них психокоррекционной группе занимались 32 ребёнка. В 2014-2015 учебном году обследовано 160 детей, из них в психокоррекционной группе занимались 45 детей. В процессе систематической коррекционной работы к концу  года детей с высоким уровнем тревожности не стало, что говорит об эффективности данной работы по предупреждению и снятию эмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста на основе разработанной программы.

Проведены психокоррекционные занятия по классическим и авторской методикам с использованием разных техник для снятия уровня тревожности.

 

Таблица учета коррекционно-развивающей работы.

№ п/п

Название программы

Содержание

Адресат

Сроки

Результативность

1.

Развивающая программа психологической подготовки к школе «В школу с радостью».

Создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у дошкольников  при подготовки к обучению в школе.

6-7 лет

Ноябрь-апрель

Высокий и выше-среднего уровень готовности к обучению в школе.

2.

Развивающая программа «Я  и мир вокруг меня»

- повышение уровня готовности к обучению в школе

- развитие когнитивной сферы

- развитие эмоциональной сферы.

 

5-6 лет

Январь-май

Достаточно высокий уровень развития когнитивной  и эмоциональной сферы детей старшего  дошкольного возраста

3.

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа с детьми

- развитие познавательных процессов

- коррекция и развитие коммуникативных навыков

 

4-5

5-6

6-7

 

октябрь-май

Уровень развития  познавательных и коммуникативных навыков выше-среднего

 

 

 

 

 

ВЫВОД: Коррекционно-развивающую работу можно считать эффективной, как по отзывам родителей, так и по динамике. Средняя посещаемость занятий детьми связана с проблемой заболеваемости детей. В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, проанализировать трудности и причины; скорректировать индивидуальные коррекционные программы.

 

Консультационная работа.

 

В течение учебного года за консультационной помощью обратилось 68 родителя и 12 педагогов. Это значительно превышает показатель прошлого года, что может свидетельствовать о заинтересованности родителей в психологической службе. Консультационная работа с родителями, педагогами осуществлялась по запросам.

Процесс консультирования проходил в 2 этапа: а) первичное консультирование - во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; родителям были даны рекомендации по особенностям взаимодействия с ребёнком и способам преодоления трудностей. Повторные консультирования в некоторых случаях не ограничивались отдельным приёмом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребёнком по индивидуально

 разработанной коррекционно-развивающей программе и уточнялись рекомендации.

 

ВЫВОД:

Проведённая за данный период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить все необходимые задачи консультационной деятельности. Однако, ряд обращений носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью взрослых на дальнейшую работу.  

 

 Просветительская работа.

Задачи:

1)      Повышение психологической грамотности;

2)      Осознание педагогами и родителями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребёнка.

3)      Побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребёнком

4)      Мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

 

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:

1)      Выступление на родительских собраниях.

Основные темы родительских собраний:

  • Особенности эмоционального развития детей 4-6,5 лет.
  • Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.
  • Психологическая подготовка детей к школе. Актуальная встреча.
  • Дошкольник в современном мире: учите властвовать собой послушание – это способность слышать. Психологический практикум для родителей.
  • Дошкольник в современном мире:  дети среди детей (о детской агрессивности).
  • Его величество темперамент. Как эффективно помочь ребёнку флегматику, меланхолику и. т. д.
  • Дошкольник в современном мире: главное дело дошкольника (волшебная сила игры).

 

Для повышения уровня комфорта детей, нуждающихся в психокоррекционной работе, проводилась психологическая помощь их родителям (законным представителям).

Организована школа для родителей «Учимся понимать своих детей», на основе разработанной мною программы.  Цель программы – повышение уровня психологической компетентности родителей воспитанников, нуждающихся в психокоррекционной работе.

В связи с этим были получены положительные отзывы (от родителей) о ходе коррекционно-развивающих занятий, после занятий у детей наблюдается хорошее настроение, отсутствие раздражительности, беспокойства, положительный эмоциональный фон.

Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

2)      Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.

3)      Библиотечка для родителей. Созданная специальная библиотечка с книгами по воспитанию, детской психологии помогает устраивать обсуждения, повышает интерес к жизни ребёнка в детском саду.

4)      Телефонные звонки с целью отслеживания результатов совместной работы.

5)      Родительский уголок «Психологическая страничка». Его цель – информирование родителей по вопросам психологии и воспитания детей.

6)      Группы тренинга для родителей – специальные психологические занятия «Зеркало эмоций»;

7)      Консультации, рекомендации для родителей на сайте ДОУ «Страничка психолога»

 

ВЫВОД:

Реализацию просветительской деятельности можно считать успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: пополнять свои знания, методическая и информационная оснащённость, а также совершенствование способов подачи информации (мини-презентации и.т.д).

 

Организационно-методическая деятельность.

 

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

1)      Разработка коррекционно-развивающих и индивидуальных программ.

2)      Результатами методической работы за год стали:

а) подбор, анамнез и систематизация материалов для написания программ;

б) составление программ для подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

в) разработка выступлений для родительских собраний;

г) пополнение базы диагностическими методиками;

2) Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для педагогов и родителей;

3) Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития и воспитания детей;

4) Оформление документации педагога-психолога;

5) Организация работы по самообразованию по теме: « Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста».

6) Участие в психолого-педагогических мероприятиях ДОУ:

  • Семинар для педагогов: Психологические основы общения. Как изменить взаимоотношения с человеком не конфликтуя.
  • Семинар по проблеме: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника». ( Организация коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми).
  • Участие в тематическом контроле « Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста».

7) Посещение конференций, семинаров, методических объединений в целях самообразования.

8) Принимала  участие в городской научно-практической конференции «Качество профессиональной подготовки будущего педагога как зона ответственности студента, педагога и работодателя»

9)Закончила курсы повышения квалификации: «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Интерактивные методы в образовании и психологической помощи», «Основы информатики для начинающих».

 

 

 

 

ВЫВОД:

 Мою деятельность за истекший период можно считать продуктивной. Достигнута устойчивая положительная динамика в коррекции развития, адаптации воспитанников. В дальнейшем на основании анализа деятельности необходимо доработать имеющиеся программы и разрабатывать новые с учётом потребностей участников образовательного процесса. Необходимо больше уделить внимания разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей.

Анализируя проведённую работу за 2013-2014 уч.г.  и 2014-2015 уч. год можно сказать о том, что деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведённая работа позволила мне выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем году необходимо уделить больше внимания работе с педагогическим коллективом.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»