Аналитическая справка о результатах коррекционной работы
Борисова Елена Александровна
педагог-психолоа ГБДОУ детский сад №30
За время работы в ГБДОУ д/с №30 (2013-2015г) мною осуществлялась профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса осуществляемого в ДОУ, который включает следующие направления:
·психодиагностическая работа;
·коррекционная и развивающая работа;
·психопрофилактическая и просветительская работа;
·консультативная работа;
·организационно-методическая работа.
Диагностическое направление.
Психодиагностическую работу осуществляю по следующим направлениям:
- подготовка воспитанников к обучению в школе;
- эмоционально-волевая сфера;
- когнитивная сфера;
- коммуникативная сфера.
Таблица 2. Содержание диагностики.
Возрастная группа |
Показатели для изучения |
Средняя группа ( с 4 до 5 лет) |
Игровая деятельность Психологический климат в группе Коммуникативные навыки Познавательные процессы |
Старшая группа (с 5 до 6 лет) |
Игровая деятельность Психологический климат в группе Коммуникативные навыки Познавательные процессы Эмоциональная сфера Работоспособность |
Подготовительная к школе группа ( с 6 до 7 лет) |
Игровая деятельность Психологический климат в группе Коммуникативные навыки Познавательные процессы Способность к обучению Работоспособность Эмоциональная сфера Самооценка Готовность к обучению в школе |
Для этого использую следующие диагностические методики:
«Доска Сегена» (И.А.Коробейников) - выявление уровня наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способность детей к осмыслению новых способов действий, обучаемость.
«Классификация» (И.А.Коробейников) - исследование мыслительной деятельности детей.
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению (автор Н.И.Гуткина):
· «Волшебные очки» - данная методика позволяет увидеть развитие воображения и образного мышления;
· «Кругозор» - показывает, как ребёнок ориентируется во временах года и их последовательности;
· «Цветной домик» - показывает
- произвольную регуляцию поведения,
- работу по зрительно воспринимаемому образцу (сенсомоторное развитие),
- внимание,
- знание основного цветового спектра,
- тонкую моторику руки,
- доминирующую руку.
· «Жили-были» - позволяет увидеть, как у ребёнка развито воображение, образное мышление и обобщение;
· «Сказка и игрушки» - определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.
«Рисунок человека» (Гудинаф-Харрис) – определение уровня тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Выбери нужное лицо» (тест Р.Теммла, В.Амена, М.Дорки) – определение тревожности к ряду типичных для ребёнка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми.
Цветовой тест Люшера - позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Графическая методика «Кактус» - исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка – дошкольника.
«Моя группа» - изучение психологического климата в группе.
«Мой воспитатель» - выявление индивидуальных переживаний ребёнка по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.
«Два домика» (социометрия) – диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
«Секрет» (социометрия) - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
«Лесенка» - исследование самооценки ребёнка
Стандартная беседа Т.А. Нежновой – исследование внутренней позиции школьника, выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика – определение готовности ребёнка к обучению в школе.
«Эмоции и чувства» (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина) – развитие эмоциональной сферы дошкольника, способность управлять чувствами (произвольность поведения).
«Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернсом, С.Кауфман) – диагностика внутрисемейных отношений с точки зрения ребёнка.
Графический проектный метод «Несуществующее животное» - выявление уровня самооценки и притязаний.
«Дом-дерево-человек» (Дж.Бук) - проективная методика исследования личности.
Тест на развитие самоконтроля Нежновой.
Наблюдения - изучение игровой деятельности.
Беседы с воспитателем, с ребёнком, с родителями (законными представителями
С целью определения уровня школьной зрелости детей подготовительных групп было проведено диагностическое обследование детей на основе общепринятого ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йирасека (интеллектуальная готовность), стандартной беседы Нежновой (мотивационная готовность).
В результате диагностического обследования выявлено следующее:
|
Уровень развития |
|||||
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
||||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|
Личностное развитие |
50 |
98 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Интеллектуальное развитие |
36 |
71 |
15 |
29 |
0 |
0 |
Мотивационная готовность |
11 |
22 |
40 |
78 |
0 |
0 |
Физическое развитие |
5 |
10 |
46 |
90 |
0 |
0 |
Итого (среднее значение): |
25,5 |
50 |
25,5 |
50 |
0 |
0 |
а) 71% детей, в количестве 36 человек, показали уровень школьной зрелости выше среднего, набрав по результатам теста от 3 до 6 баллов;
б) 29% детей, в количестве 15 человек, показали средний уровень школьной зрелости, набрав по результатам теста 7 баллов.
в) уровень школьной зрелости ниже нормы отсутствует.
Уровень школьной зрелости детей в основном соответствует норме и оценивается хорошо.
Уровень мотивационной готовности ниже нормы отсутствует.
Показатель результативности мотивационной готовности связан с работой педагогов в подготовительных группах. Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе велась с использованием различных форм и методов: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихотворений школьной тематики, рисование школы (после экскурсии), и игра в школу.
Данные диагностического обследования проанализированы и доведены до педагогов, родителей на родительских собраниях, через консультации по формированию мотивации и по индивидуальным обращениям.
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками образовательного учреждения.
За прошедший период проводилась подгрупповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Всего было проведено 146 подгрупповых коррекционных занятий. Индивидуальная работа проводилась с детьми от 4 до 7 лет. Проведено 62 индивидуальных занятия.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
· Коррекция и развитие эмоционального интеллекта
· Коррекция и развитие коммуникативных навыков
· Развитие познавательной сферы
В 2013-2014 учебном году обследовано 150 детей, из них психокоррекционной группе занимались 32 ребёнка. В 2014-2015 учебном году обследовано 160 детей, из них в психокоррекционной группе занимались 45 детей. В процессе систематической коррекционной работы к концу года детей с высоким уровнем тревожности не стало, что говорит об эффективности данной работы по предупреждению и снятию эмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста на основе разработанной программы.
Проведены психокоррекционные занятия по классическим и авторской методикам с использованием разных техник для снятия уровня тревожности.
Таблица учета коррекционно-развивающей работы.
№ п/п |
Название программы |
Содержание |
Адресат |
Сроки |
Результативность |
1. |
Развивающая программа психологической подготовки к школе «В школу с радостью». |
Создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у дошкольников при подготовки к обучению в школе. |
6-7 лет |
Ноябрь-апрель |
Высокий и выше-среднего уровень готовности к обучению в школе. |
2. |
Развивающая программа «Я и мир вокруг меня» |
- повышение уровня готовности к обучению в школе - развитие когнитивной сферы - развитие эмоциональной сферы. |
5-6 лет |
Январь-май |
Достаточно высокий уровень развития когнитивной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста |
3.
|
Индивидуальная работа с детьми |
- развитие познавательных процессов - коррекция и развитие коммуникативных навыков |
4-5 5-6 6-7 |
октябрь-май |
Уровень развития познавательных и коммуникативных навыков выше-среднего
|
ВЫВОД: Коррекционно-развивающую работу можно считать эффективной, как по отзывам родителей, так и по динамике. Средняя посещаемость занятий детьми связана с проблемой заболеваемости детей. В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, проанализировать трудности и причины; скорректировать индивидуальные коррекционные программы.
Консультационная работа.
В течение учебного года за консультационной помощью обратилось 68 родителя и 12 педагогов. Это значительно превышает показатель прошлого года, что может свидетельствовать о заинтересованности родителей в психологической службе. Консультационная работа с родителями, педагогами осуществлялась по запросам.
Процесс консультирования проходил в 2 этапа: а) первичное консультирование - во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; родителям были даны рекомендации по особенностям взаимодействия с ребёнком и способам преодоления трудностей. Повторные консультирования в некоторых случаях не ограничивались отдельным приёмом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребёнком по индивидуально
разработанной коррекционно-развивающей программе и уточнялись рекомендации.
ВЫВОД:
Проведённая за данный период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить все необходимые задачи консультационной деятельности. Однако, ряд обращений носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью взрослых на дальнейшую работу.
Просветительская работа.
Задачи:
1) Повышение психологической грамотности;
2) Осознание педагогами и родителями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребёнка.
3) Побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребёнком
4) Мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
1) Выступление на родительских собраниях.
Основные темы родительских собраний:
- Особенности эмоционального развития детей 4-6,5 лет.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.
- Психологическая подготовка детей к школе. Актуальная встреча.
- Дошкольник в современном мире: учите властвовать собой послушание – это способность слышать. Психологический практикум для родителей.
- Дошкольник в современном мире: дети среди детей (о детской агрессивности).
- Его величество темперамент. Как эффективно помочь ребёнку флегматику, меланхолику и. т. д.
- Дошкольник в современном мире: главное дело дошкольника (волшебная сила игры).
Для повышения уровня комфорта детей, нуждающихся в психокоррекционной работе, проводилась психологическая помощь их родителям (законным представителям).
Организована школа для родителей «Учимся понимать своих детей», на основе разработанной мною программы. Цель программы – повышение уровня психологической компетентности родителей воспитанников, нуждающихся в психокоррекционной работе.
В связи с этим были получены положительные отзывы (от родителей) о ходе коррекционно-развивающих занятий, после занятий у детей наблюдается хорошее настроение, отсутствие раздражительности, беспокойства, положительный эмоциональный фон.
Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
2) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.
3) Библиотечка для родителей. Созданная специальная библиотечка с книгами по воспитанию, детской психологии помогает устраивать обсуждения, повышает интерес к жизни ребёнка в детском саду.
4) Телефонные звонки с целью отслеживания результатов совместной работы.
5) Родительский уголок «Психологическая страничка». Его цель – информирование родителей по вопросам психологии и воспитания детей.
6) Группы тренинга для родителей – специальные психологические занятия «Зеркало эмоций»;
7) Консультации, рекомендации для родителей на сайте ДОУ «Страничка психолога»
ВЫВОД:
Реализацию просветительской деятельности можно считать успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: пополнять свои знания, методическая и информационная оснащённость, а также совершенствование способов подачи информации (мини-презентации и.т.д).
Организационно-методическая деятельность.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
1) Разработка коррекционно-развивающих и индивидуальных программ.
2) Результатами методической работы за год стали:
а) подбор, анамнез и систематизация материалов для написания программ;
б) составление программ для подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
в) разработка выступлений для родительских собраний;
г) пополнение базы диагностическими методиками;
2) Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для педагогов и родителей;
3) Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития и воспитания детей;
4) Оформление документации педагога-психолога;
5) Организация работы по самообразованию по теме: « Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста».
6) Участие в психолого-педагогических мероприятиях ДОУ:
- Семинар для педагогов: Психологические основы общения. Как изменить взаимоотношения с человеком не конфликтуя.
- Семинар по проблеме: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника». ( Организация коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми).
- Участие в тематическом контроле « Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста».
7) Посещение конференций, семинаров, методических объединений в целях самообразования.
8) Принимала участие в городской научно-практической конференции «Качество профессиональной подготовки будущего педагога как зона ответственности студента, педагога и работодателя»
9)Закончила курсы повышения квалификации: «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Интерактивные методы в образовании и психологической помощи», «Основы информатики для начинающих».
ВЫВОД:
Мою деятельность за истекший период можно считать продуктивной. Достигнута устойчивая положительная динамика в коррекции развития, адаптации воспитанников. В дальнейшем на основании анализа деятельности необходимо доработать имеющиеся программы и разрабатывать новые с учётом потребностей участников образовательного процесса. Необходимо больше уделить внимания разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей.
Анализируя проведённую работу за 2013-2014 уч.г. и 2014-2015 уч. год можно сказать о том, что деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведённая работа позволила мне выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем году необходимо уделить больше внимания работе с педагогическим коллективом.