Введение
Овладение чтением является сложной и напряженной для ребенка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоциональных, и физических сил. Особо это касается учащихся школы VIII вида. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется еще и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс еще более сложным и приводят к стойким нарушениям чтения, поэтому не случайно проблема усвоения навыков чтения, и коррекция процесса чтения представляет большой для учителей начальных классов, логопедов и других специалистов.
Среди большого количества методической литературы, к сожалению, мало работ, посвященных вопросам развития навыков процесса чтения и вопросам его коррекции младших школьников VIII вида. Это явилось предпосылкой для создания данного пособия, которое является результатом обобщения опыта практической работы учителя Виролайнен Натальи Юрьевны, занимающейся проблемами нарушения чтения у учащихся младших классов школы VIII вида.
Цель учебно-методического пособия заключается в том, чтобы в какой-то мере, обеспечить учителей начальной школы материалом, который поможет сделать коррекционную работу по чтению более целенаправленной и результативной.
В пособии представлены различные приемы и упражнения, направленные на развитие неречевых функций, автоматизацию навыка чтения его дальнейшее совершенствование.
Пособие адресовано учителям начальных классов школ VIII вида, логопедам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, родителям.
На уроке чтения материал подбирается с постепенным переходом от буквы к тексту.
РАБОТА НА УРОВНЕ БУКВ
· Выкладывание букв из палочек с фиксацией на том, как расположены их элементы
· Ощупывание букв из картона
· «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации; например: «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул
· Узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе
· Обведи букву по трафарету
· Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции (начало, середина, конец)
· Рисование в крупе
· Графический диктант букв
· Восстановление букв с неописанными элементами
· Выбор букв русского алфавита из ряда различных знаков
· Нахождение буквы в геометрической фигуре
· Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально
РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА
· Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец)
· Составление слоговых схем
· Составление слога по картинкам (например: при изображении мака и облака, слог образуется из первых звуков этих слов – «мо»)
· Составление слогов из букв разрезной азбуки
· Изменение порядка букв в слоге (назвать получившийся слог)
· Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на определенную букву
· Выбор из предложенного ряда только тех слогов, заканчивающихся гласной буквой
· Нахождение слов из ряда слогов
РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВА
· Отгадывание ребусов
· Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово)
· Деление слов на слоги с выделением ударного слога
· Подбор слов к звуко-слоговым схемам
· Подбор родственных слов к заданному слову
· Составление слова по начальным буквам других слов, по последним буквам
· Составление цепочки слов, отличающихся одной буквой
· Чтение слов в обратном порядке
· Составление из двух слов одного
· Чтение слов сложной структуры наоборот
· Нахождение слов среди сплошного буквенного текста
· Нахождение слова в слове
· Составление и чтение слов из букв, написанных разным шрифтом, различной величины и по-разному расположенных в пространстве
РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
· Соединение разорванных частей предложений
· Составление предложений с заданным количеством слов
· Чтение предложений слева направо и наоборот
· Составление предложений из деформированных слов
· Выбор и чтение предложений соответствующих схемам
· Выделение границ предложения в тексте
РАБОТА НА УРОВНЕ ТЕКСТА
· Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками
· Составление двух текстов из набора предложений
· Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам
· Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения
· Сочинение сказок, рассказов
· Чтение текста из предложений записанных наоборот
· Чтение текста, в котором прикрывается верхняя или нижняя половинка строки
· Нахождение в тексте предложений, подходящих по смыслу к определенной картинке
· Чтение текста, в котором слова с пропущенными слогами
· Чтение текста, в котором слова разделены на слоги
Л |
К |
|
З |
|
|
Ц |
Я |
|||
Ё |
А |
О |
Д |
|
З |
А |
||||
|
М |
О |
Р |
Ё |
А |
К |
|
|||
|
А |
Н |
Л |
И |
Н |
|||||
|
К |
А |
Б |
|
Ж |
Е |
Н |
С |
||
|
|
|||||||||
С |
Н |
Е |
Г |
Г |
Е |
Н |
С |
|||
|
Р |
У |
А |
|
К |
О |
В |
|
||
О |
Ч |
К |
Л |
К |
И |
|||||
С |
Г |
|
О |
|
И |
Л |
||||
Н |
Е |
В |
С |
А |