Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание материала

 

Учебно-методическое пособие «Приемы работы по развитию навыков процесса чтения  у младших школьников VIII вида»
 
Виролайнен Наталья Юрьевна, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
 
 

Введение

                 Овладение чтением является сложной и напряженной для ребенка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоциональных, и физических сил. Особо это касается учащихся школы VIII вида. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется еще и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс еще более сложным и приводят к стойким нарушениям чтения, поэтому не случайно проблема усвоения навыков чтения, и коррекция процесса чтения представляет большой для учителей начальных классов, логопедов и других специалистов.

                Среди большого количества методической литературы, к сожалению, мало работ, посвященных вопросам развития навыков процесса чтения и вопросам его коррекции младших школьников VIII вида. Это явилось предпосылкой для создания данного пособия, которое является результатом обобщения опыта практической работы учителя Виролайнен Натальи Юрьевны, занимающейся проблемами нарушения чтения у учащихся младших классов  школы VIII вида.

                Цель учебно-методического пособия заключается в том, чтобы в какой-то мере, обеспечить учителей начальной школы материалом, который поможет сделать коррекционную работу по чтению более целенаправленной и результативной.

                 В пособии представлены различные приемы и упражнения, направленные на развитие неречевых функций, автоматизацию навыка чтения его дальнейшее совершенствование.

Пособие адресовано учителям начальных классов школ VIII вида, логопедам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, родителям.

 

На уроке чтения материал подбирается с постепенным переходом от буквы к тексту.

РАБОТА НА УРОВНЕ БУКВ

·        Выкладывание букв из палочек с фиксацией на том, как расположены их элементы

·        Ощупывание букв из картона

·        «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации; например: «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул

·        Узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе

·        Обведи букву по трафарету

·        Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции (начало, середина, конец)

·        Рисование в крупе

·        Графический диктант букв

·        Восстановление букв с неописанными элементами

·        Выбор букв русского алфавита из ряда различных знаков

·        Нахождение буквы в геометрической фигуре

·        Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА

·        Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец)

·        Составление слоговых схем

·        Составление слога по картинкам (например: при изображении мака и облака, слог образуется из первых звуков этих слов – «мо»)

·        Составление слогов из букв разрезной азбуки

·        Изменение порядка букв в слоге (назвать получившийся слог)

·        Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на определенную букву

·        Выбор из предложенного ряда только тех слогов, заканчивающихся гласной буквой

·        Нахождение слов из ряда слогов

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВА

·        Отгадывание ребусов

·        Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово)

·        Деление слов на слоги с выделением ударного слога

·        Подбор слов к  звуко-слоговым схемам

·        Подбор родственных слов к заданному слову

·        Составление слова по начальным буквам других слов, по последним буквам

·        Составление цепочки слов, отличающихся одной буквой

·        Чтение слов в обратном порядке

·        Составление из двух слов одного

·        Чтение слов сложной структуры наоборот

·        Нахождение слов среди сплошного буквенного текста

·        Нахождение слова в слове

·        Составление и чтение слов из букв, написанных разным шрифтом, различной величины и по-разному расположенных в пространстве

РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

·        Соединение разорванных частей предложений

·        Составление предложений с заданным количеством слов

·        Чтение предложений слева направо и наоборот

·        Составление предложений из деформированных слов

·        Выбор и чтение предложений соответствующих схемам

·        Выделение границ предложения в тексте

РАБОТА НА УРОВНЕ ТЕКСТА

·        Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками

·        Составление двух текстов из набора предложений

·        Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам

·        Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения

·        Сочинение сказок, рассказов

·        Чтение текста из предложений записанных наоборот

·        Чтение текста, в котором прикрывается верхняя или нижняя половинка строки

·        Нахождение в тексте предложений, подходящих по смыслу к определенной картинке

·        Чтение текста, в котором слова с пропущенными слогами

·        Чтение текста, в котором слова разделены на слоги

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»