Воспитание личности кадета путем проведения мероприятий,
имеющих экологическую направленность
Шпаков Игорь Леонидович
Экологическая культура - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Экологическая культура личности формируется у человека в юном возрасте, поэтому очень важно, чтобы экологическому воспитанию было уделено должное внимание. Необходимо формировать у учащегося основы нравственно-экологических позиций личности, развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Чтобы способствовать становлению правильного отношения воспитанника к природной среде, необходимо находить и применять инструменты экологического воспитания. Такими инструментами могут являться проведения советующих экологических проектов и акций, которые поспособствуют правильному пониманию состояния экологии в окружающем мире, за стенами образовательного учреждения. Следует привить воспитанникам чувство ответственности за экологическое состояние окружающей среды. Это можно сделать путем практической деятельности и пропаганды бережного отношения к природе.
Формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания и образования. Это неразрывно связанные, взаимодополняющие и взаимопроникающие педагогические процессы, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемой у кадетов, является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.
В основе проведения экологических акций и проектов лежат следующие установки:
· обучение воспитанников методам познания окружающего мира;
· формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
· воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
· развитие способностей учащихся к восприятию окружающего мира посредством органов чувств, познавательного интереса; к причинному объяснению при анализе явлений и факторов окружающей среды;
В кадетском военном корпусе ставят следующие задачи реализации программы воспитания экологической ответственности:
· формирование экологической культуры и экологического мышления кадета;
· воспитание экологически целесообразного поведения кадета;
· формирование приверженности кадета к здоровому образу жизни.
Нельзя не упомянуть о прямой связи патриотического воспитания с экологической культурой человека. Только прививая любовь к родному краю можно вырастить патриотов страны. И заботу об экологической обстановке окружающей среды можно отнести к проявлению патриотизма, пусть даже она и проявляется в мелочах, это не умаляет ее значимости. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Очень важно понимать, что экологическая культура подразумевает способность использования на практике экологических знаний и умений. Без соответствующего уровня культуры человек может даже в случае обладания необходимыми знаниями, не владеть ими.
Проблема загрязнения среды мусором существует в той или иной степени практически везде и нельзя закрывать на это глаза. Особенно сильно загрязнены места, где люди регулярно отдыхают: пляжи, места для пикников и пр. Поэтому в июне 2014 года воспитанники 1 учебного курса под руководством воспитателей Потёмкина А.В., Шпакова И.Л., Сухоруковой А. М., Акбердиной Е.Э.и Леонова А.А. стали участниками экологической акции «Убери побережье». Трудовой десант в количестве 60-ти человек был отправлен к побережью финского залива на уборку береговой территории от скопившегося мусора. Многие из ребят впервые смогли ощутить себя с другой стороны, отличной от позиции типичных отдыхающих, оставляющих после своего «досуга» горы мусора на природе. В завершение уборки кадеты вместе с воспитателями дружно играли в мяч на свежем воздухе, раз и навсегда уяснив для себя старинное правило: «Чисто не там где убирают, а там где не сорят!».
Помимо ясно выраженной экологической полезности, актуальность проведенной акции заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению воспитанников: лишенное статичности пребывание на свежем воздухе, контакт с природой – все это способствует обеспечению устойчивого эмоционального уровня. Также акция помогает формировать активную жизненную позицию воспитанников, что очень важно, т.к. кадет должен быть во всех отношениях образцовой личностью, его поведение должно быть безупречным и служить для всех положительным примером.
Шпаков И.Л. - воспитатель
ФГКОУ «Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса МО РФ»
Литература:
1. 2. Аллаярова Р.Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педаго¬гами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г.Новый Уренгой]/ Р.Ф.Яллаярова, О.А.Василихина//Дошкольная педагогика.– 2006.–№ 6.–С.23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".
2. Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. – 2002. N 6. - С. 45-49.
3. Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления //Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.