Воспитание толерантности
Медведовская Фаина Симоновна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ №118 Выборгского района Санкт-петербурга
Санкт - Петербург – развивающийся город с особой историей и традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных
народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи, проверенными и сохраненными в тяжелейших испытаниях,
выпавших на долю дедов и прадедов нынешних дошколят. От воспитателя детского сада зависит самая первая форма знакомства с этими
традициями, передача детям духовных ценностей Петербурга, характера взаимоотношений между детьми, от которых будут зависеть их
дальнейшие установки в восприятии «иного», недопущение разного рода конфликтов, вплоть до «национализма в песочнице».
Необходимо формирование культуры толерантности в раннем возрасте как условия гармоничного развития детей и предупреждения
интолератного и асоциального поведения в их будущем. В достижении этой цели – залог благополучия российского общества.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций. В этот период закладывается позитивное
отношение к миру, к себе и к окружающим людям. Период четырех – пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного
отношения к людям ближайшего национального окружения. Формирование этнокультурного взаимодействия у детей начинается в
совместной деятельности с взрослым. Совместная деятельность предполагает общение , в результате которого возникают те нити,
которые связывают отдельных индивидов в общность и позволяет ребенку развиваться. Через знаки ребенок овладевает собственным
поведением и осознает себя как элемент общества . Знаковыми носителями этнического сознания выступают язык , танец, ритуал,
визуальные символы и жесты. Осознание смысла этих элементов, включение их в сферу собственной жизнедеятельности означает
понимание его этнического сознания. В наше время очень актуальна проблема воспитания у детей межнационального общения,
ориентации на общечеловеческие ценности. С целью создания положительного эмоционального отношения к другим национальностям
рекомендуется использовать: непосредственную связь с детьми разных национальностей, рассказы педагога, иллюстрации, фильмы
(мультфильмы) и игрушки соответствующего содержания. Детям доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте
некоторых наций, их национальных традициях, праздниках, творчестве и культурных событиях. Праздник – это день, посвященный
отдыху по случаю или в память какого – либо события.
Значение праздника:
1. Возможность проявить себя как личность
2. Возможность выразить внимание к другим людям
3. Знакомство детей с традициями и обычаями разных стран и народов
4. Знакомство с формами проявления уважения, внимания
5. Эстетическое развитие
6. Формирование гуманности, толерантности
7. Формирование коммуникативных умений, умений устанавливать контакт с близкими и малознакомыми людьми
8. Снижение конфликтности, формирование чувства общности.
Для детей дошкольного возраста праздник всегда служит своеобразным психотерапевтическим средством. Праздник открывает
простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение взаимодействовать с окружающими людьми,
родителями и друзьями, стимулирует разные виды деятельности детей, содействует накоплению ими опыта общественного
поведения, проявлению инициативы и самодеятельности. Все праздники можно разделить на календарные, семейные,
корпоративные. Праздник в детском саду является эффективным средством решения межличностных и межгрупповых конфликтов, он
позволяет обрести новые связи, способствует углублению знаний о разных этнических и возрастных группах, развивает взаимную
ответственность за общее дело.
Особое значение для формирования толерантности детей младшего возраста имеет активное взаимодействие образовательного
учреждения с семьей. Сегодня все проблемы, касающиеся ребенка, в том числе формирование его взглядов и ценностей, могут быть
решены только через родителей.
1.Информация должна помогать родителям решать актуальные проблемы
2.Информация должна быть конкретной, адресной, точной и представлена на языке, понятном родителям.
3. Информация должна носить позитивный и безоценочный характер, не содержать критики ни ребенка, ни родителя.
4. Информация должна предоставляться регулярно, чтобы родители могли рассматривать ее как постоянный источник навигации по
решению различных проблем ребенка.