Школьный проект
Воспитание достойного петербуржца
Соловьёва Л.И.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средней школы № 558
Санкт-Петербурга
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Или страшны мытарства.
А погибают оттого
(И тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего
Не уважают больше.
Б. Окуджава
Сегодняшняя Россия живёт идеей национального возрождения. И одним из главных средств национального возрождения становится духовно-нравственное воспитание тех, кто очень скоро станет хозяевами страны. Причём такими хозяевами, которые не оставят отечество в трудные для него времена. Уважительно, бережно относиться к родине возможно только тогда, когда ты знаешь её.
Духовно-нравственное воспитание в современной школе - это действенный, эффективный механизм для создания перемен в социально-политической ситуации будущего страны. Практический интерес государства к данной теме чётко определён в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников». В частности, в ней приводится высказывание Президента РФ о том, что двумя основными социальными структурами, формирующими и развивающими ценностно-нормативную основу национального самосознания, являются Конституция страны и - система образования, прежде всего, общеобразовательная школа. Впрограмме«Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2010 годы»тоже указывается на огромную роль, которую играет школа в формировании личности («Школа – единственный инструмент, через который проходит вся нация»).
Российской педагогике всегда было присуще пристальное внимание к воспитанию гражданственности детей. Богатейший педагогический опыт, поддержка государственных программ в наши дни создают условия для совершенствования системы работы по духовному и нравственному воспитанию наших учеников.
Социальные изменения, происходящие в наше время, диктуют необходимость появления новых педагогических технологий, которые бы способствовали развитию личности ребёнка, его творческой инициативы, потому что современному обществу необходимы свободные, всесторонне и гармонично развитые личности, способные самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия, работать в группах.
Одним из эффективных методов в современном образовательном процессе, несомненно, является проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
Авторы данного проекта убеждены в том, что воспитание духовно-нравственного содержания личности учеников – важнейшая задача учебно-воспитательного процесса, которая является объединяющим и стимулирующим фактором повышения качества образования в целом.
О важности воспитательного аспекта в учебно-воспитательной деятельности современного периода говорится в «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга. 2011-2020 годы»: «Становление открытой образовательной культуры происходит в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; рост качества социальной среды; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования Санкт-Петербурга».
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.
Альберт Эйнштейн
…Если мы зададим вопрос родителям: « Каким вы хотите видеть своего ребёнка в будущем?», мы ведь знаем, что они ответят? Конечно, там будет присутствовать слово «образованный», но – согласитесь! – не на первом месте! На первом месте будут обозначены другие качества, которые можно объединить одним словом – «достойным». Как у Некрасова: «Не будет сын глядеть спокойно на горе матери родной…» Вот такими мы хотим видеть наших детей. Как во время Великой Отечественной: пошли сыновья, потому что не могли «глядеть спокойно на горе матери родной»… И потому, что не мог быть «гражданин достойный к Отчизне холоден душой»…
В этом и заключается воспитательная задача педагога: взрастить «достойного» человека.
Что стоит за этим понятием?
Предлагаем вам заглянуть в «Новый словарь русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой. Заглянуть и грустно улыбнуться над пометкой « устаревшее»:
« Достойный
1) заслуживающий, стоящий чего-л.
2) а) вполне соответствующий чему-л.
б) заслуженный, справедливый.
в) обладающий необходимыми достоинствами.
3) устар. Обладающий положительными качествами; уважаемый, почтенный.»
…Может, в этом и смысл нашего, учительского, труда, чтобы подобные толкования не оказывались с пометкой « устаревшее»?..
Реализация проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе» направлена на то, чтобы воспитать личность «достойную» в «устаревшем» смысле: духовно богатую, нравственно устойчивую.
Основа всех человеческих ценностей – нравственность. Философские словари дают современные толкования этого слова, но а в нашей повседневной жизни философское значение сводится к… библейским заповедям! Нарушение нравственных законов приводит к хаосу. В этом мы убеждаемся каждый день, слушая сводки событий в мире. Трудно не согласиться со словами Патриарха Кирилла: «Если нравственность уходит из жизни общества, оно превращается в волчью стаю… Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала». Что же может быть важнее воспитания личности, которая бы жила по нравственным принципам? В конечном итоге от этого зависит тот мир, в котором будет жить человечество.
Духовно-нравственное воспитание наших учеников в условиях общеобразовательной школы должно в свою очередь строиться на основе гуманистических ценностей содержания образования и внеклассной работы.
Задача педагога заключается в том, чтобы создать ребёнку такие условия, при которых он сможет проявить себя творчески, где он получит возможность соучаствовать в происходящих социальных событиях, где соприкоснётся с культурой не виртуально, а «вживую» - на примерах богатейшей «живой» культуры Петербурга, где должен испытать гордость за причастность к культуре и истории великого города, а значит, и всей страны.
В сентябре 2010 года мы, авторы этого проекта, стали классными руководителями пятиклассников. Школа наша находится в так называемом «спальном районе» - Выборгском. Поездка в центр города – явление нечастое даже для взрослых.
Мы были озабочены фактом минимальных знаний у наших пятиклассников не только по истории своего города, но и по их визуальному представлению о нём. При первичном анкетировании более 70% смогли назвать только 1-2 достопримечательности города, где они побывали с родителями. Только 8% смогли назвать главную площадь города. Подобное прослеживалось и в отношении знания своего района: дать название Шуваловского парка затруднялось 64% детей, название Суздальских озёр – 82%. После анализа первичных анкет нами был сделан вывод: около 85% пятиклассников очень слабо ориентируются в представлении о том городе и даже районе, где они живут. Притом те знания, которыми они всё же владели, были получены в школе: на уроках-«путешествиях» и экскурсиях.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в наши дни именно школа даёт детям основное представление об окружающем мире. Незнание же своей «малой родины» - это фундамент будущего равнодушного отношения к тому, что их окружает, и, как следствие, неспособности к успешной социализации в обществе. Именно осознание этой проблемы побудило нас задуматься над системой работы по краеведению. К сожалению, в нашей школе не ведётся такой предмет.
Так возник замысел проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе». Проект задуман как долговременный - рассчитан на 5 лет (с 5-го по 9-й класс):
В связи с этим он представлен 3-мя этапами:
1-й этап – «С чего начинается Родина?..» (2010-2012 гг., 5-6 классы)
2-й этап – «Сердца частица – город мой Санкт-Петербург» (2012-2014 гг.., 7-8 классы)
3-й этап – « Я – петербуржец!» (2014-2015 гг.., 9 класс)
В свою очередь данные этапы представлены разнообразными мини-проектами, цель которых едина: дать ученикам представление об окружающем их мире через деятельность по разным темам.
В этом, несомненно, есть положительные черты: с учётом возрастных категорий учащихся будут использоваться разные методы и формы работы, что, несомненно, разнообразит деятельность наших учеников и привлечёт их интерес.
Россия, Русь! Храни себя, храни!..
Н. Рубцов.
Почему именно «петербургский аспект»?
Школьники с интересом знакомятся с древней историей, с мифами разных народов, им любопытно, как люди живут в других, далёких от них странах. И это естественно. Жажда такого познания присуща всем детям. В наше время они много путешествуют с родителями. И много могут рассказать о Турции, Греции, Египте… И совсем мало – о родном городе, о своей «малой родине».
С этим мы, учителя, сталкиваемся постоянно. И также постоянно наблюдаем за тем, как изменяется отношение детей к городу, когда они узнают о нём что-то новое. Вот честное учительское, что-то в глазах у них появляется такое, чего не увидишь в других ситуациях! Пушкин – в нашем городе?! Дуэль с Дантесом - в нашем районе?! Племянница Пушкина похоронена на нашем Шуваловском кладбище?! Блок написал «Незнакомку» у нас в Озерках?! Мандельштам бывал в здании станции «Шувалово»?! Римский-Корсаков венчался в церкви нашего Шуваловского парка?! Обломов снимал дачу на Выборгской стороне?! Наша церковь не закрывалась во время блокады?!..
И всё становится близким: и такой далёкий для них XIX-й, и этот загадочный Серебряный век, и блокадные годы… Потому что это не где-то в далях дальних происходило, а вот тут, рядом…
Мы убеждены: только когда происходит осознание ребёнком того, что он сам причастен к истории, только тогда он и становится гражданином своей страны.
Работа в этом направлении ведётся учителями методического объединения школы давно. Так, например, исследование наших учеников «Духовенство в блокадном Ленинграде» получило Диплом победителя на городском конкурсе, посвящённом 65-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
творческая работа «О современном театре поэтов на Пушкинской, 9», была представлена даже на Городских педагогических чтениях, посвящённых памяти И.С. Грачёвой;
творческие работы по теме «Мир без войны: миф или реальность» были отмечены грамотами и дипломами и напечатаны в районной газете «Школьный репортёр» (№30) Дома детского творчества «Юность» Выборгского района.
И это только малая часть работы школы по краеведению.
Вот только системы, объединяющей эту работу в единое целое, не было. Метод проектной деятельности позволяет систематизировать нашу деятельность, анализировать и совершенствовать её.
В результате проектной деятельности мы ожидаем, во-первых, видеть выпускников нашей школы хорошо знающими историю и культуру своего города и своего района; во-вторых, в основном социально адаптированных к жизни в большом городе; в-третьих, - истинных петербуржцев, знающих и ценящих традиции, культуру своего города и бережно относящихся к его наследию.
На наш взгляд, это и будет основной составляющей образа достойного гражданина.
Реализация проекта предполагает ознакомление с разными аспектами жизни
города и Выборгского района. Этому будут служить и экскурсии (автобусные и пешеходные, тематические и обзорные), и посещение музеев города и памятных мест,
и сбор информации об объектах города, и встречи с интересными людьми, и подготовка «заочных» экскурсий, и тематические сообщения, и творческие индивидуальные групповые работы, а также проведение викторин, олимпиад, выставок,
создание презентаций, сценариев, создание Интернет-газеты.
«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества», - писал замечательный педагог В. А. Сухомлинский. Это высказывание полностью отражает идею проекта познания мира вокруг себя и своего места в этом мире – идею проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе».