Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кому и зачем нужна доступная среда в образовании?

Алексанина Ирина Владимировна,
воспитатель детский сад №10
Невского района Санкт-Петербурга

В начале XXl века заметно усилился процесс реформирования мировой педагогической системы в направлении от дифференциации специального образования к его интеграции с общим образованием. Инклюзивный подход стал основополагающим элементом всего движения за образование за всех. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования,но и весь спектр общественных отношений :  труд,общение,развлечения.Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера ,преодолены барьеры среды и общественного сознания.На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ,федеральным законом "Об образовании",федеральным законом " О социальной защите инвалидов в РФ",а также конвенцией о правах ребенка.В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов".Рассмотрим проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран. Инклюзивное или включенное образование - термин,используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных(массовых)детских учреждениях (ЮНЕСКО) .В основу инклюзивного образования положена идеология ,Которая исключает любую дискриминацию детей,которая обеспечивает равное отношение ко всем людям,но создает особые условия для детей имеющих,особые образовательные потребности.Принципы инклюзивного образования.:1)Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.2) Каждый человек способен чувствовать и думать.3)Каждый человек имеет право на общение и на то ,чтобы быть услышанным.4)Все люди нуждаются друг в друге.5)Подлинное образование может осуществиться только в контексте реальных взаимоотношений.6)Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.7)Для всех обучающихся достижения прогресса скорее может быть в том,что они могут делать,чем в том ,что не могут.8)Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Самое главное для педагога найти возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей в процессе обучения,чтобы учить одновременно детей разного уровня.Это трудно и педагогу нужно самому изучать новые  методики обучения детей.В истории педагогики есть примеры замечательных методов ,знакомство с которыми чрезвычайно полезно для тех,кто практикует обучение детей разного уровня.Особенно ценным является опыт развития инклюзивных процессов в Норвегии,Дании,Финляндии и т.д.,с которыми преподавателей знакомят зарубежные партнеры. Инклюзивное образование  - наиболее передовая система обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья,основанная на совместном обучении лиц лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья,когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе,постепенно стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.Уровень развития нашего общества,которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.Требуется разрушение барьеров при получении доступности качественного образования,меняя отношение к инвалидности:она считается не пороком,а особенностью того или иного человека.Для эффективного развития инклюзивного образования необходима целенаправленная ,развитая система мер по гуманизации общественного мнения,просвещение населения в области особенностей обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья,информатизация общества ,что позволяет объединить людей разных профессий,и прежде всего специалистов разных направлений: психологов,педагогов-дефектологов,воспитателей,руководителей,политических лидеров,и рядовых специалистов,а также представителей разных возрастных групп(детей,подростков,взрослых и молодежи).Государственная программа"Доступная среда"была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года уже много сделано и делается для решения этой проблемы .За пять лет российские города должны стать более приспособленными для жизни людей с особенностями развития(инвалидов).Используемая литература:1)Статья Кузьмичевой Т.В. Федеральная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 г. 2) Годовникова Л.В. "Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития" .Педагогика 2008г. №8.3)Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г."Об интегрированном воспитании детей с ограничениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях."4)Н.Н.Малофеев "Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья:основные положения."

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»