Роль педагога в воспитании и социализации
подрастающего поколения
Волкова Галина Владимировна, преподаватель экологии
ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж»
ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж»
Тема воспитания и социализации подрастающего поколения актуальна всегда. Человечество давно интересуют вопросы о том: велико ли влияние педагога на формирование личности воспитанников? Как педагогу удается направить ребенка(подростка) на правильный путь? Какими качественными способностями, знаниями и умениями должен владеть для этого педагог?
Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат.
Социализация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, в том числе адекватная система отношений и общения с окружающими, организация досуга и отдыха и др.
Главная педагогическая сложность нравственного воспитания в том, что нравственности нельзя научить, вовлекая в определенный вид деятельности. Можно только культивировать в воспитанниках стремление совершать нравственные поступки, согласующиеся с общечеловеческой моралью, и через эти поступки влиять на собственное развитие. В педагогической психологии практикуется включение учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений.
Образец социализированности – построение и реализация собственного жизненного проекта. Поиск и доработка себя до «эталона»- намеченного либо обществом, либо (с определенного момента) самой личностью. В результате в личность закладывается саморазвитие, субъектность – нахождение своего места в обществе. Задача педагога – ненавязчиво помочь в правильном выборе жизненных ориентаций, целей и устремлений. А это возможно только при наличии разработанного научно-методического инструментария, содержание и формы которого определяются в комплексе запросами, интересами подростков, их родителей, условиями социума.
В настоящее время, по данным социологических исследований, значительная часть населения России, и прежде всего молодежь испытывает потребность в идейной определенности, в жизненных ориентациях и идеалах, которые давали бы ей ощущение внутренней гармонии в условиях рыночной экономики. Человек не может существовать без нравственного идеала, в противном случае он будет индифферентным, безразличным к жизни общества, да и к своей вообще.
В старшем школьном возрасте особую значимость приобретает формирование нравственных идеалов, так как именно в этом возрасте интенсивно формируется мировоззрение, основу которого составляют идеалы. В то же время, юность – переломный момент в развитии личности, когда возникает актуальная потребность в самореализации.
К практическим предпосылкам решения проблемы, связанным с формированием нравственных идеалов старшеклассников в лидерской деятельности, можно отнести «концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и определяет характер современного национального воспитательного идеала, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Для выполнения поставленных задач необходима организация системы воспитательной работы, позволяющая решать задачи комплексно и одновременно.
Важной, в системе воспитания обучающихся, является целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, защита интересов Родины. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи должно быть приоритетным среди других направлений.
Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы понятие «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, и его понимание новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике, государственной власти. Развитие интереса молодежи к истории родной страны, края, города, традициям Санкт-Петербурга – все это включает в себя гражданско-патриотическое воспитание.
Педагог играет огромную роль в формировании активной жизненной позиции учеников, развития творческих способностей, привитие им чувства сострадания, благородства, заботы о людях пожилого возраста.
Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней, гармонично развитой личности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы о направлениях деятельности педагога при организации работы с молодежью:
- формирование способности старшеклассников оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом.
- Формирование готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению.
- Формирование готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
- Осознание учащимися ценностей других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.