Планируя патриотическое воспитание в плане воспитательной работы на учебный год в школе заместитель директора имеет своё представление о том, что такое патриотизм. Своё мнение он может подтвердить авторитетом солидных справочных изданий. Так, "Больщой энциклопедический словарь" определяет патриотизм как "одну из мощных скреп любой социальной организации, с разложение которой (самопроизвольно или искусственно вызванного) начинается её гибель". "Краткий толковый словарь русского языка "отмечает, что патриотизм- это "любовь к родине", своему народу".Более пространное определение даёт "Философский словарь": патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины". Великой русский философ Н.А. Бердяев увидел в патриотизме" школу гражданственности в опасный для родины час".
Так или иначе, но в большинстве определений патриотизма, данных историками, филологами и философами ключевыми словами является "любовь к Родине". Именно любовь к Родине вне зависимости от существующего в ней политического режима. Вспомним в этой связи великого нашего русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который, с одной стороны с болью в сердце писал о несправедливом, деспотическом политическом и социальном устройстве своей Родины: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ...", а с другой стороны как русский офицер в составе российских войск защищал территориальную целостность Родины на Кавказе. Другой великий россиянин -демократ Александр Иванович Герцен - покинул свою Родину и, живя в Лондоне, яростно желал военного поражения России в Крымской войне .
К сожалению, в современной России хватает единомышленников уважаемого издателя"Колокола", которые призывают молодежь "валить из Рашки на Запад", где по их мнению есть и свобода, и плюрализм, и справедливая судебная система, и возможность вести бизнес без коррупционных подпорок. Возможно, на Западе дело обстоит именно так. Но мне хочется сейчас вспомнить не Герцена, а священноисповедника Луку Крымского(архиепископа Крымского Луку Войно-Ясенецкого, архиерея и учёного-хирурга). Талантливейшего хирурга, ставшего священником, коммунистические власти гнобили почти всю жизнь. Пройдя аресты, тюрьмы и ссылки, оставив нам книгу своих воспоминаний "Я полюбил страдание", он не оставлял, пока мог по состоянию здоровья, научной работы и врачебной практики. За свой главный научный труд "Очерки гнойной хирургии" архиеписком Лука получил от кровавого диктатора Сталинскую премию. Мы понимаем, что не изверг Сталин, а именно Родина оценила труд своего сына, достойного сына. Ведь ещё А.Н. Радищев отмечал, что "не все рожденные в отечестве достойные величественного наименования сына отечества(патриота)".
Следует задуматься о глубоких корнях корнях понятия "патриотизма".Эти корни восходят к древнегреческому слову"соотечественник". Отсюда выводится понятие патриота как человека, сопричастного своему Отечеству, т.е. любящего свою Родину и в радости и в печали. Иначе говоря, патриотизм -это любовь к Отечеству, сопричастность его бедам и радостям.
Чудовищно звучит в среде современных старшеклассников бравада известным афоризмом: "патриотизм-последнее прибежище негодяев". Они не задумываются над обстоятельствами произнесения Самуэлем Джонсоном этих слов. Он сказал их в апреле 1775 года в Лондоне в Литературном клубе. Однако к вопросам патриотизма он обращался ещё в 1774 году, опубликовав эссе"Патриот. Обращение к избирателям Великобритании", сравнивая ложных патриотов с фальшивыми монетами. Джонсон предостерегает избирателей от призвания в палату общин ложных патриотов. Истинные же патриоты , по его мнению , отличаются от ложных любовью к своей стране, направлением всех своих действий на общий интерес.
Понятие патриотизма как любви к своей Родине С. Джонсон употреблял и ранее в первом издании словаря английского языка в 1775году. Так что известный ныне всем афоризм " о прибежище негодяев" был лишь элементом нападок на тогдашнее английское правительство и подразумевая там именно "ложный патриотизм". Такого мнения придерживаются многие ученые . Полагают также, что смысл патриотизма С.Джонсон передаёт с позиции политической элиты. Сначала Джонсон говорит о патриотизме как о любви к Родине без всяких корыстных устремлений и надежд, а в другом случае - о прибежище негодяев, т.е. сам хитрит ради политических выгод, попадая в число политических негодяев. Без знания исторического контекста произнесения С.Джонсоном этого афоризма школьники совершенно извращают его смысл.
Марксистская мысль также внесла свой вклад в создании негативного смысла понятия "патриотизм". В.И. Ленин писал, что патриотизм - это "также чувство , которое связано с условиями жизни именно мерзких собственников". В период Великой Отечественной войны новый вождь давал ужё традиционное определение патриотизма.
Знакомство подростков с толкованиями понятия "патриотизм" российскими учёными позволяет им глубже проникнуть в смысл этого многомерного явления, что позволяет понять исторические перспективы России. Решение этой задачи зависит от патриотического воспитания молодого поколения. Однако проблема с патриотическим воспитанием молодёжи весьма много. Для успешного решения проблем патриотического воспитания школьников необходимо прояснение для них понятия "патриотизма".
Очень важно осознать происхождение понятия "патриотизм" от древнегреческого слова "соотечественник". Из этого, как говорилось выше, выстраивается важный, принципиальный признак патриотизма как чувства любви к Отечеству, но равно отсюда же происходит и чувство любви к своему соотечественнику. Совершенно лживой становится любовь к Отечеству, если под ним подразумевается только его государственная и военная машина. А люди? Может ли патриот не любить людей? На этом необходимо сфокусировать внимание подростков и тех, кто осуществляет в школах воспитательную работу.
Федоренко Сергей Александрович, зам.директора православной гимназии св.благ. вел. князя Александра Невского.