Патриотическое воспитание подростков
Бабкина Ирина Анатольевна (bia.kam@yandex.ru),
воспитатель Федерального государственного казенного
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
В современном обществе, одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является воспитание настоящих патриотов своей страны, граждан демократического государства, которые обладают высоким уровнем нравственности, стремятся уважать и соблюдать права и свободы человека. В содержание понятия «патриотизм» необходимо включить следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, к родному языку; уважение к прошлому, к традициям и обычаям своего других народа, знание истории, понимание задач, стоящих перед страной, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность защищать и служить ее интересам.
Вся многовековая история России показывает, что патриотизм издревле являлся защитной системой мировоззрения народов России и отдельно взятого человека. История наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях, где вопросы патриотического воспитания приобретают особую актуальность.
Одним из таких учреждений является Кронштадтский морской кадетский корпус. История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1696 году. Специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами – менялись, но на протяжении всех лет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость нашего народа. Они дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Чтобы понять это, достаточно назвать имена фельдмаршалов Румянцева и Кутузова, генералов Брусилова, Дорохова и Карбышева, адмиралов - флотоводцев Нахимова, Корнилова, Беллинсгаузена, Крузенштерна, Лазарева и Путятина, поэтов Лермонтова и Тютчева, композиторов Римского-Корсакова и Рахманинова, художников Верещагина и Боголюбова, писателей Радищева, Достоевского, Толстого и Куприна, ученых и конструкторов Яблочкова, Мосина и др..
Вот уже более 18 лет Кронштадтский морской кадетский корпус продолжает славные традиции подготовки кадров для государственной и военной службы, зародившиеся в России еще в 1701 году.
Легендарный город–крепость Кронштадт в Финском заливе был выбран для дислокации нового учебного заведения из соображений преемственности традиций русского флота и русского военно-морского образования. Так была продолжена вековая традиция подготовки к морской службе “с младых ногтей”, но уже на новой, современной основе.
На нашем примере, можно смело утверждать, что кадетское образование успешно развивается. Ведется огромная работа по созданию условий для обучения и воспитания будущих офицеров флота.
Существование учебных заведений подобно нашему, дает возможность в какой-то мере решить такие острейшие проблемы, захлестнувшие общество как подростковую наркоманию и преступность. Кроме этого, кадетское образование позволяет реализовать стремление многих родителей из неполных семей дать своему сыну не только качественное образование, но и хорошее воспитание, обеспечить ему достойное будущее.
Наше учебное заведение ориентировано на военно-морской профиль. В качестве специальной учебной дисциплины преподаются военная и морская подготовка и как обязательная составляющая дисциплины - морская практика (шлюпочная и корабельная на кораблях Балтийского флота.
Особую роль в формировании сознания кадет играет проводимая воспитательная работа, которая направлена:
• На подготовку кадет к обучению в высших образовательных учреждениях Министерства обороны, иных силовых министерств и Министерства образования Российской Федерации; на получение среднего общего образования и гармоничное развитие личности;
• На развитие качеств личности гражданина-патриота, отвечающих государственным интересам России.
Необходимость работы по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в Кронштадтском морском кадетском корпусе с момента создания и по сей день ни у кого не вызывает сомнения. Принимая во внимание содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.