Методическая разработка
Маленькое путешествие с колобком в Африку
Тарнакина Елена Валерьевна
воспитатель группы продленного дня
- Воспитание эмоционально-волевой стороны личности каждого ребенка.
1.1. Пальмы на колоннах.
1.2. На доске: в обрамлении пальм две фигуры - мужчина и женщина держат плакат «Добро пожаловать в Африку».
1.3. Кроссворд (разрезной) с выделенными желтыми клетками.
1.4. Кроссворд обрамляют паутинки паука Аранси.
1.5. На столах (4 группы) все, что нужно к занятию: листы бумаги, погремушки, фломастеры, карточки для задания П.
1.6. Калебаса.
II. ХОД ЗАНЯТИЯ.
-
Обращение к гостям.
-
Колобок встречается с друзьями «Я иду искать».
- Куда же мы спрячемся?
- Читаем приглашение на доске и хором говорим «В Африку! В Африку!»
- Ведущая обращается к детям: «Маленькие дети, ни за что на свете...» Отрывок К.Чуковского «Бармалей»
- Ведущий: Но мы как настоящие путешественники не испугаемся трудностей. Мы уже многое знаем об Африке, сегодня мы это и проверим. А судьями будут наши гости. Они в конце занятия ответят нам, кого можно будет послать в Африку. Итак, начинаем».
III. ЗАДАНИЕ I
За три минуты написать предложения, которые бы отвечали на вопросы «Что мы знаем об Африке? Что интересного узнали?»
IV. ЗАДАНИЕ II.
А теперь задание на внимание. «Да - нет» (1-0) - вставляем цифры ответов в карточку, проверка по шаблону у учителя.
-
1. Африка - второй по величине континент.
-
2. Территорию Африки пересекает экватор.
-
3. Вся территория Африки покрыта мертвыми пустынями.
-
4. На территории Африки не было древней цивилизации.
-
5. Самая длинная река мира протекает здесь.
- В Африке живут тлинкиты.
- В Африке живут пигмеи.
- Барабан - любимый инструмент Африки
-
Озеро Виктория - прекрасное место для купания.
-
Африканцы свою посуду могут вырастить на грядке.
-
Африканский континент разделен на 5 районов. Вниманию путешественников!
Беседа по данным вопросам (1 минута)
V. Итак Колобок, в путь!
-Колобок: Я - самый первый сказочный герой! Я - самый смелый! Я -
самый веселый!
- А кто в Африке может про себя сказать: «Я - самый старший!»
VI. Сказка о пауке Ананси - на доске Ананси.
VII. Ананси сегодня приглашает нас на проверку, кто в команде самый внимательный и любознательный.
По два человека от команды тащат номера от 1 до 8, отвечают на вопросы, записывают ответ в нужный ряд.
- Собери из выделенных букв слово.
К |
А |
Л |
Е |
Б |
А |
С |
А |
- Расскажи гостям
-
Что это?
-
Что интересного узнали о калебасах из сказок?
-
Как жители получают калебасы.
-
Калебаса сегодня пришла к нам - кто же в ней?
-
Сказка «Змеиное слово».
-
Игра «Поклонение зиме» - с музыкальными инструментами.
-
Змея из игры раздает бумажные змейки группам: - напишите на них свои главные желания, и я исполню их; - запись и чтение желаний.
-
Змея - мудрое животное почти у всех народов мира. А вот в чем выражается мудрость разных народов? Где она записана? (в пословицах, поговорках). Колобок вместе с Ананси договорились поиграть в такую игру... Колобок записал русские пословицы, а Ананси запутал в паутинке африканские мудрые мысли. Помогите Колобку распутать их. - Команды снимают с доски паутинки - составляют африканские пословицы. Читают и объясняют пары.
-
Итоги подводят гости. Чья команда была самой дружной?Чьи ответы были самыми полными, красивыми?
-
Конец любого дела африканские жители любят заканчивать музыкой, игрой на любимых инструментах, отдыхом. Наше маленькое путешествие закончено. Звучит наш маленький русско-африканский оркестр.
II часть. «Черное - белое»
Дети всех стран мира любят играть с куклами. Сегодня две большие куклы и у нас в классе. Но к празднику они не готовы. Мы с вами поможем им нарядится, сделаем и украсим африканскую одежду.
Вспоминаем и рассказываем гостям об элементах украшения одежды.
Задания по группам.
Итог: одеваем кукол в белые одежды с черным узором.
|
К |
И |
Л |
И |
М |
А |
Н |
Д |
Ж |
А |
Р |
О |
А |
Н |
А |
Н |
С |
И |
|
|
|||||
Л |
И |
А |
Н |
А |
|
|||||||
Г |
Е |
П |
А |
Р |
Д |
|||||||
|
Б |
Е |
Г |
Е |
М |
О |
Т |
|||||
Б |
А |
Р |
А |
Б |
А |
Н |
|
|||||
|
С |
А |
X |
А |
Р |
А |
||||||
Б |
А |
О |
Б |
А |
Б |
|
-
Самая высокая гора в Африке.
-
Самый старший из животных
-
Самое длинное растение.
-
Самое быстрое животное.
-
Самое крупное животное реки.
-
Самый главный музыкальный инструмент.
-
Самая большая пустыня.
-
Самое огромное растение.
КЛЮЧ: самая удивительная африканская посуда.
Путешествие Колобка в страну восходящего солнца.
I. Колобок отправился в гости к нашим соседям.
Около 11 тыс. километров мы преодолеем очень быстро, потому что будем совершать воображаемое путешествие. Четыре экипажа сегодня отправляются в путь. Готовы? А готовы ли капитаны?
Конкурс капитанов (команды помогают):
-
Почему такой флаг?
-
Что такое архипелаг? Почему Японию называют архипелаг?
-
Какой океан омывает Японию?
-
Продолжи предложение: Большую часть Японии занимают: ... (горы и леса).
-
Что японцы употребляют в пищу?
-
Назовите цветок императора Японии.
-
Рыба, которая приносит счастье и удачу?
II. Конкурс переводчиков.
Люди, отправляясь в путешествие, стараются выучить хотя бы несколько слов на языке той страны, куда отправляются. На доске карточки: кимоно, нэцкэ, токонома, гэта, сакура, иероглиф, тотами, бонсан, кокэси и т.д. «ИССИМБОСИ» - сказка - пословицы.
(по часовой стрелке команды отвечают, снимая карточки); остается карточка ХИНА - МАЦУРИ (это праздник).
III. Учебник: стр.169, упражнение № 20
Перевод на русский «ПРАЗДНИК КУКОЛ». Как вы думаете в честь кого
этот праздник?
3 Й Т Р А М А М А 5 (3 и 5 букв) - соберите название месяцев из букв.
1. Девочек наряжают в лучшее кимоно (наряжаем при всех 2-х девочек).
2. В этот день всем девочкам дарят КОКЭСИ (куколок) - сделанных вручную и раскрашенных по старинным традициям. Чаще всего девочки играют этими куклами 1 день в году.
3. Ну и, конечно, игры и угощения. Игры, вы знаете, у многих народов бывают похожи.
Для девочек игра:
«Два веера» - звучит музыка, девочки плавно идут вокруг вееров, музыка прерывается, 2 девочки берут веера и танцуют под музыку, им дарят КОКЭСИ.
«Хризантемы» - подвижная игра с барабанами (бубном) цветов на 1 меньше, чем количество девочек.
IV. У мальчиков - свой праздник.
Вы уже знаете, что он отмечается 5 мая. На всех домах вывешивают шесты, похожие на тот, что висит в классе. Что на этом щите. Расскажите, что узнает японец, увидев этот шест (в доме есть отец, мать, братья). Считается, что по шесту в дом мальчика, спускается удача, сила, здоровье. Мальчикам тоже дарят игрушки. Игрушки мужские. Что могут подарить мальчику, вы узнаете, решив примеры и правильно расставив нужные буквы в прямоугольники.
Л - 13; М - 72; Н - 16; Р - 17; У - 15; С - 3 7; Й – 18
40-3 6+7 78-6 7+8 20-3 5+8 26-8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С А М У Р А Й
Кто из вас знает, кто такие самураи? Да, это японские войны. Кто хочет подробнее узнать о них, может прочитать журнал «Открой мир с Воли» № 17 - Япония (представление журнала).
Так же мальчикам могли дарить лошадей императоров и их слуг, повозки, детское оружие и т.д.
Да и игры были боевые с бамбуковыми палками, деревянными мечами.
«Попади в цель» - Мальчики стоят по кругу. Мешочек с рисом передается по кругу, бубен останавливает мешочек, а мальчик, у которого остался мешочек в руках старается со своего места попасть в корзину (круг).
V. Очень любимый японцами праздник - Новый год.
1. Но дело в том, что японцы празднуют его несколько раз в году.
Самый древний праздник - цветение сакуры
- музыка
- девочки читают
- все поем «Всюду вишня в цвету» (в обработке Кабалевского народная японская песня)
2. Второй Новый год - европейский
3. Новый год по восточному календарю
- сказка
- поздравление детей
- дарума
- записочки с пожеланиями на Новый год
- песня «Новый год приходит с неба».
Вот наше путешествие по праздничной Японии закончилось.
Если вам понравилось, можете путешествовать вместе с книгой
«Прикосновение к вечности, уроки Кунсткамеры».