Формирование патриотического сознания кадет
Шпаков Игорь Леонидович
На сегодняшний день тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна как никогда. В условиях информационной войны очень важно сформировать у воспитанников кадетского военного корпуса чувство гордости за свою страну и свой народ, воспитать в них готовность к достойному служению государству и обществу, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Необходимо учитывать, что под патриотизмом понимается не только военная защита своей страны, но и «жизнь» интересами Родины, постоянное стремление сделать ее лучше, преумножить ее ценности. Приходит это понимание в воспитательно-образовательной среде, в которой человек формируется как личность. Кадетский военный корпус создает все условия для развития достойного гражданина Российской Федерации.
Патриотическое воспитание включает в себя:
-
формирование у воспитанников активной гражданской позиции;
-
создание образовательной и воспитательной сред, формирующих необходимые морально-волевые качества личности будущего защитника Отечества;
-
создание благоприятных условий для нравственного развития и формирование духовных ценностей;
-
формирование здорового образа жизни воспитанника.
Процесс патриотического воспитания в целом состоит из воспитательной и образовательной деятельности.
Воспитательная деятельность может включать в себя:
-
проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность (соревнования, конкурсы, тематические вечера, экскурсии, выезды, военно-спортивные игры);
-
выполнение ритуалов связанных с деятельностью кадетского военного корпуса (посвящение в кадеты, начало учебного года и т.д.).
В свою очередь, образовательная деятельность, имеющая патриотическую направленность, состоит из:
• теоретических, практических и тренировочных занятий (знакомство с историей оружия и Вооруженных Сил, основами военной службы, развитие физической силы, получение практических навыков в обращении со спортивным и боевым стрелковым оружием);
• проведения контрольных работ и зачетов по изученному материалу и переводных испытаний (проводится оценка полученных знаний, умений и навыков);
• военно-полевых сборов (применение теоретических знаний в практической деятельности);
• оборонно-спортивных, профильных и трудовых лагерей (обеспечение отдыха и оздоровления и кадет).
Данные элементы воспитательной и образовательной деятельности в своей неделимой целостности формируют полноценную личность кадета, главными качествами которой являются патриотизм, честь, порядочность, верность долгу, ответственность, широкая образованность. Конечно, прежде чем стать одним из достойных представителей своей страны, каждый воспитанник должен пройти долгий и трудный путь. Однако сильными не рождаются, а становятся, и сочетание воспитательного и образовательного процессов способствует развитию личности каждого воспитанника.
Хорошим примером патриотического воспитания может служить следующее мероприятие. В июле 2015 года в период летней учебной практики воспитанники 6Б учебной группы 2 учебного курса вместе с воспитателем Шпаковым И.Л. и педагогом-организатором Козловой Е.А. в рамках патриотического воспитания и профориентации подрастающего поколения посетили воинскую часть № 03216 1488 Краснознаменного ракетно-зенитного полка в г. Зеленогорске. Организовал и провел экскурсию по части сам Шпаков Игорь Леонидович, который прослужил здесь много лет в должности заместителя командира части по воспитательной работе.
По прибытию на территорию части кадеты посетили гарнизонный офицерский клуб, где им был показан документальный фильм, повествующий об истории формирования войсковой части и её нынешнем предназначении. Несмотря на некоторые переживаемые трудности, военнослужащие части с честью выполняют свой долг, бдительно неся боевое дежурство, совершенствуя боевую выучку, слаженность и мастерство. Так, за более чем 50-летний период действия личный состав части 39 раз выполнял боевые стрельбы на Государственном полигоне, 28 из которых были отмечены на оценку «отлично».
После просмотра фильма кадеты направились в солдатскую казарму, где ознакомились с особенностями и правилами проживания военнослужащих.
Не смотря на внешнюю ветхость здания, внутри казармы царят уют и чистота, всё как положено, по уставу. Воспитанникам есть чему поучиться.
Кульминацией экскурсии явился подъем на боевую позицию зенитно-ракетного дивизиона, где ребята воочию увидели зенитно-ракетные пусковые установки и средства радиолокационного обнаружения.
А по возвращению в кадетский корпус, кадеты посетили могилу неизвестного летчика, самолет которого разбился недалеко от месторасположения воинской части во время Великой Отечественной войны. Вместе со старшими наставниками ребята возложили цветы у памятника погибшему воину и почтили его память минутой молчания.
Посещение воинской части произвело глубокое впечатление на воспитанников кадетского военного корпуса, и, несомненно, оказало влияние на развитие патриотизма юных граждан нашей страны.
Шпаков И.Л. - воспитатель
ФГКОУ «Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса МО РФ»
Литература:
• Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с.
• Возможности факультативных занятий по формированию профессиональных интересов школьников // Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики: Межвуз. сб. науч. труд. Ленинск-Кузнецкий, 1994.- С. 44-53.
• Кондратенко, Е.В. Гражданское воспитание в современной гимназии: личностно-ориентированный подход / Е.В. Кондратенко, Р.Г. Чулкова: монография. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. – 178 с.
• 18.Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006 - 142 с.