Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

К вопросу о воспитании как общественном явлении

Щеголева Людмила Валентиновна
   Почему переполнены тюрьмы в нашей стране? Почему так много брошенных детей? Почему в каждой школе есть «трудные дети»? Почему равнодушие, жестокость, лицемерие являются нормой в отношениях людей? Эти и другие вопросы встают во главу угла, когда речь идёт о великом искусстве воспитания человека. 
      Человек как социальная единица является продуктом воспитания, а не результатом прирождённых или наследственных условий…  Без воспитания человек остаётся на уровне жалкого животного, которое не может обеспечить даже  самого себя. Если образование  даёт нам человека с эрудицией, то воспитание создаёт интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в основе того, что называется нравственным  обликом человека.
       Но воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор ещё не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правительства тем вниманием, которое оно заслуживает. Идеалом же современного должно быть воспитание человека со дня его рождения. Рассмотрим воспитание как общественное явление на разных этапах развития человеческого общества и попытаемся увидеть некоторые недостатки современной системы воспитания как в образовательном пространстве школы, так и в семье.
       Поскольку человеческое общество никогда не стояло на одном месте в процессе своего развития, а воспитание всегда было направлено на человека и организовывалось в этом самом обществе, то, как всякое общественное явление, воспитательская деятельность и её характер под влиянием общественных усилий постоянно развивались и совершенствовались.
        Ещё в Древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали огромную воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – около 559 до н.э.) полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о свободных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. А древнегреческий философ Платон (428 или 427-348 до н.э.) писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но если скверно выполнять будет свои обязанности воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей.
       Можно сказать, уже с самых древних времён люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направляет. Учитывая это, правящие классы общества использовали воспитание в целях получения для себя политических и экономических выгод и упрочения своего господства, как это было, например, в древних Спарте и Афинах. 9 тысяч семейств спартанцев господствовали над 250 тысячами семейств порабощённого населения - илотами. Понятно, что такой строй мог держаться только на насилии. Вот почему в спартанском воспитании преобладал военный дух. В Афинах же процветала торговля, развивалось искусство, кипела политическая борьба, поэтому аристократы большое значение придавали ораторскому искусству, обучению музыке, письменности и поэзии. С юношами проводили политические и философские беседы учёные, государственные деятели, стремясь подготовить их к политической деятельности. Дети же угнетённых специального образования не получали, а овладевали трудовыми умениями и навыками в процессе совместного труда со взрослыми.
       В эпоху феодализма  главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, в духовной жизни общества господствующее положение занимала церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий, в зависимости от их положения в феодальной иерархии, различалось по своему характеру и содержанию. Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копьё, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Духовные же феодалы получали религиозное воспитание, которое сводилось, главным образом, к изучению богословия и священного писания. А дети феодальных крестьян, как и во времена рабовладельческого строя, готовились к трудовой деятельности только в своих семьях, потому что были лишены специального школьного воспитания. Воспитание в средние века, его цели и методика отражали сословный характер феодального общества, низкий уровень его экономического и духовного развития.
       Дальнейшее развитие воспитательные теории получили в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв),когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманист Витторино де Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1492-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), итальянский философ Томмазо Кампанелла (1568-1639) и другие, выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени идей воспитания. Например, Кампанелла в своём самом известном сочинении «Город Солнца» описал утопическую картину общества, где дети получают государственное всестороннее воспитание, а для получения самого главного – нравственного воспитания- предлагал апеллировать к совести.
       С XVII века в истории мировой педагогики появляется огромное количество выдающихся педагогов, среди которых особенно выделяются такие известные, как Я.А. Каменский (1592-1670), С. Полоцкий (1629-1680), Дж. Локк (1632-1704), Ж-Ж. Руссо (1712-1778), И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарт (1776-1841), К.Д. Ушинский (1824-1870), Л.Н. Толстой (1828-1910), П.Ф. Лесгафт (1837-1909), В.П. Вахтеров (1853-1924) и другие. Каждый из них имел свои основные идеи, а кто-то даже практиковал созданные системы. К примеру, Джон Локк большое внимание уделял нравственному воспитанию и психологическим основам, Ж-Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей, а значит, воспитание должно предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Генрих Песталоцци же развивал идеи о гуманном характере воспитания. Он пытался соединить обучение и воспитание с организацией посильного труда детей, использовал воспитательную роль детского сообщества для нравственного формирования своих воспитанников. А Иоганн Гербарт развивал идеи консервативного характера, являясь приверженцем авторитарной системы воспитания.
        Так в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, отражающие идеологию и политику существующего общества, в зависимости от его строя, будь то рабовладельческий, феодальный… или современный.
        В настоящее время « под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» (И.Ф.Харламов «Педагогика».- Мн.,1998. С.94.) Но это лишь современное определение воспитания, как научного понятия. На самом деле, в нашем обществе подходы к воспитанию детей по сравнению с предыдущими эпохами не изменились, а по некоторым параметрам даже ухудшились. Вот очень небольшой анонимный опрос-исследование, сделанный среди учителей, учащихся и родителей ГБОУ школы №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:
Вопросы для учащихся:
10-11 классов
  1. Как ты думаешь, какая педагогическая система преимущественно сохраняется в нашей или других, где ты учился раньше, школах?
а) авторитарная
б) демократическая
в) авторитарная с элементами демократии
Из 100% опрошенных 82% выбрали ответ в) – авторитарная с элементами демократии; 18% - ответ а) – авторитарная;
7,8,9 классов
  1. Как часто ты с родителями посещаешь музеи, театры, просто проводишь время?
а) часто
б) только выходные
в) часто без родителей
г) по возможности
д) всегда без родителей
Из 100% опрошенных 31% выбрали ответ в) – часто без родителей; 24% - ответ г) – по возможности; 32% - ответ б) – только выходные; 3% - ответ а) – часто, 10% - ответ д) – всегда без родителей.
  1. Посещаешь ли ты кружки, секции, факультативы, элективные курсы в школе?
а) не посещаю
б) изредка хожу
в) регулярно посещаю
г) планирую посещать когда-нибудь
Из 100% опрошенных 24% выбрали ответ а) – не посещаю; 26% - ответ б) – изредка хожу; 34% - ответ в) – регулярно посещаю; 16% - ответ г) – планирую посещать когда-нибудь;
Вопросы для родителей:
  1. Сколько примерно времени в сутки вы уделяете своему ребёнку (детям)? (Имелся в виду не уход за детьми, а занятия с ними)
а) 5-6 часов
б) 2-3 часа
в) меньше 2 часов
Из 100% опрошенных 62% выбрали ответ б) – 2-3 часа; 32% - ответ в) – меньше 2 часов; 7% - ответ а) – 5-6 часов.
  1. Каковы, по-вашему, причины недостаточного общения с детьми в семье?
а) занятость родителей
б) увлечения родителей
в) вредные привычки родителей
г) непонимание родителями важности общения
Из 100% опрошенных 88% выбрали ответ а) – занятость родителей; 2% - ответ б) – увлечения родителей; 4% - ответ в) – вредные привычки родителей; 4% - ответ г) – непонимание родителями важности общения; 2% совсем не ответили на этот вопрос.
Вопросы для учителей:
  1. Почему, по-вашему, так упал престиж профессии учителя в нашем обществе?
а) маленькая зарплата
б) социальная незащищённость
в) тяжёлые условия работы
г) высокая ответственность за результаты
Из 100% опрошенных 68% выбрали ответ а) – маленькая зарплата; 21% - ответы а),б),г) ; 6% - ответы а), б), в); 5% - ответы в),г).
  1. Если бы у вас была возможность поменять профессию, вы бы сделали это сейчас?
а) нет
б) да
в) не знаю
Из 100% опрошенных 51% выбрали ответ а) – нет; 9% - ответ б) – да; 40% - ответ в) – не знаю.
        Таким образом, обобщив результаты результаты небольшого исследования в рамках образовательного и воспитательного пространства только одной школы, приходим к неутешительным выводам:
  • Во-первых, в школе продолжает сохраняться авторитарная педагогическая система, что, несомненно, не повышает качества образования.
  • Во-вторых, воспитание в семье сведено к нулю, что объясняется занятостью родителей из-за нехватки материальных средств, вредными привычками и т.д., хотя это ни в коей мере не оправдывает невнимания к ребёнку.
  • В-третьих, как в школе, так и в семье больше времени уделяется обучению, нежели воспитанию.
  • В-четвёртых, падает престиж профессии учителя по самым разным причинам. И как следствие, не хватает преподавателей по самым разным предметам, и часто в школе работают люди, не имеющие педагогического образования (в том числе и руководители школ), а значит, не владеющие методикой воспитания.
     От всего этого страдают дети, а в будущем и государство. Следовательно, только государственная поддержка школы и семьи (не формальная, адресная) сможет в корне что-то изменить в современной системе воспитания, потому что не образование, а воспитание, прежде всего, формирует нравственный облик человека, что и должно быть фундаментом жизни современного общества.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»