Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Санкт-петербургское негосударственное (частное)
Общеобразовательное учреждение
«православная общеобразовательная гимназия святого благоверного
великого князя Александра Невского»



«Утверждаю»                                                                 «Согласовано»
Директор __________ Каранаева Н.В.                        духовный попечитель
                                                                                       Гимназии от СПб Епархии
                                                                                       Протоирей Виктор Осташевский
                                                                                       _____________________



Программа дополнительного образования по предмету
«История древнего мира» (I часть курса)
для 9 классов (возраст учащихся 14-15 лет)
                     34 учебных часа
Составители: Федоренко Сергей Александрович, зам.директора по УВР, председатель методического совета, учитель истории и основ православной культуры, учитель первой категории
Паскевич Елена Германовна, председатель методического объединения учителей гуманитарного цикла, учитель истории и обществознания, учитель  первой категории

 

Данная программа рассмотрена
и одобрена на  заседании методсовета ОУ
31 августа 2011 года
Председатель МС ________ Федоренко С.А.





 











Санкт-Петербург
2011/2012 учебный год
Содержание:
I. Пояснительная записка.
II.Основное содержание.
III.Учебно-тематический план.
IV.Ожидаемый результат.
V.Обеспечение реализации программы.
5.1. Методическое обеспечение.
5.2. Форма занятий.
5.3. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
5.4. Дидактический материал.
5.5. Техническое оснащение занятий.
5.6. Формы подведения итогов.
5.7. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
VI. Тематическое поурочное планирование.
VII. Список литературы.
7.1. Источники.
7.2. Монографии.
7.3. Учебная литература.





I. Пояснительная записка.

Данный курс ориентирован на расширение знаний, учащихся по истории Древнего мира, тесно связанной с библейской историей и с историей христианской церкви.
Главной целью курса является формирование верных представлений о культурно-историческом контексте верных представлений о культурно-историческом контексте эпох, в которых разворачивались события священного писания, т.е. о развитии в истории Божественного Откровения и о духовном поиске человечества в древний период его истории, о зарождении христианства после явления в мир Спасителя человечества Иисуса Христа, об эволюции человеческих обществ.
Задачи курса:
-править учащимся систему знаний о христианском взгляде на развитие исторических процессов в древних обществах;
-дать систему представлений об этнической картине Древнего мира, отражённой в книгах Священного писания;
-научить учащихся владеть различными способами самостоятельной работы с историческими документами, в то числе библейскими текстами.
Курс предмета"История Древнего мира" рассчитан на два года обучения (9и10 классы), включает в себя 68 аудиторных часов, предоставляя время и на самостоятельную работу учащихся.Первая часть курса, изучаемая в 9 классе, посвящена истории Древнего Востока . Вторая часть курса, изучаемая в 10 классе, посвящена истории Древней Греции и Рима.
Обе части курса завершаются дифференцированными зачётами.








II. Основное содержание.

Раздел I. Исторические источники. Развитие науки о Древнем Востоке. Основные проблемы истории Древнего Востока.
Исторические источники: Библия, труды греческих и римских историков. Соприкосновение греков с древневосточными обществами. Книги, написанные по-гречески египетском жрецом Манефоном и вавиловянином Бероссом в русле греческой исторической традиции.
    Гениальный французский ученый Жан Франсуа Шамполльон – основатель египтологии. Дешифровка рассеттийской надписи (разеттского камня). Окончательное определение чтения египетских иероглифов немецким ученым Р.Лепсиусом. Создание египетского словаря Г.Бругшем. Начало изучения демотического письма Г.Бругшем и Е.Ревилью. Обогащение знаний древнеегипетской литературы французским египтологом Г.Масперо. Берлинская школа египтологов конца XIX века во главе с А.Эрманом и К.Сеге.
    Основание русской школы египтологи В.С.Голенищевым, О.Леммом  Б.Тураевым. Научная деятельность Б.А.Тураева. Его труды по различным разделам египтологии. Ученики Б.А.Тураева: И.М.Волков, Ф.Ф.Гесс и В.В.Струве.
    Первые известия о клинописи. Надписи из  Персеполя. Первый шаг к дешифровке клинописи в начале XIX века немецкого гимназического учителя Гротефенда из Геттингена. Окончательное установлене системы вавилонского письма ученым Опертом, создателем древней ассирийско-вавилонской грамматики. Начало изучения шумерийского языка французским учёным Ф.Тюро-Донженом. Ставление первого большого словаря шумерийского языка А.Деймелем. Российская дореволюционная ассирология: В.С.Голенищев, М.В.Никольский, Н.Я.Марр. Успехи русской ассирологии в изучении халдейской письменности. Российская ассирология советского периода.
    Изучение хеттских надписей чешским ученым Грозным в 1915 году. Его работы в предвоенные годы (перед Второй  мировой войной).
    Раскопки на Святой Зеле немецких и американских археологов. Русские в Палестине. Деятельность Российского Императорского Палестинского Общества.
    Раскопки в Кумране. Обнаружение кумранских свитков. Археологические раскопки в Месопотамии и Египте. Грандиозные раскопки в Вавилонии, которые производились главным образом в пунктах, упоминавшихся в Библии. Раскопки Ниппура в центре южного Междуречья: обнаружение памятников материальной культуры и библиотек-архивов, огромного храма-зиккурата. Раскопки накануне Первой мировой войны в южном Междуречье города Лагаша. Обнаружение многих зданий и большого количества текстов хозяйственной отчетности.
    Интерес Германской империи к раскопкам в пределах Ассирии. Выделение Вильгельмом II огромных средств на раскопки в Ассуре, Шуруппаке и на месте древней Фары. Обнаружение в Шуруппаке образцов древнейшей     вавилонской клинописи.
    Раскопки в других странах Ближнего Востока. Археологические исследования в Каппадокии, в юго-восточной части Малой Азии. Нахождение известным ученым Г.Винклером архива хеттских царей.
    Археологические раскопки в Закавказье в СССР. Раскопки американскими и английскими археологами города Ура в 1918-1920х годах, их необычайная важность. Археологические раскопки в Палестине в период между двумя мировыми войнами. Раскопки в Иерусалиме и в Заиорданье. Обнаружение французскими в 1929 году в Рас-Шамре архива глиняных таблеток, покрытых клинописным письмом.
    Открытие в 1933 году немецким археологом Герцфельдом в Персеполе ценного архива. Прекращение нацистами раскопок и изгнание ученого ввиду его еврейского происхождения.
    Ценные труды по истории Древнего Востока. Прекрасный труд Б.А.Тураева «История Древнего Востока», насыщенный ценными фактическими данными. Его посмертный труд «Классический Восток»,ныне сохранивший свою актуальность в качестве классического академического учебника.







Раздел 2. Древнейшая Вавилония.

    Древнейшие шумеры. История изучения их языка. Возникновение в V тысячелетии до Р.Х. в древнем Шумере территориальной государственной общины (города-государства): Эриду (теперь в 100 км от моря, а тогда у самого моря), Ур, Урук, Ларс, Лагаш, Умм, Шуруппак, Ниппур, Вавилон, Киш, Аккад, Сиппар. Постеменное вытеснение семитами шумерейцев В Аккаде.
    Быт и хозяйственная деятельность шумеров. Политическая система-деспотия. Титулы правителей городов-государств. Военное устройство. Религиозные верования. Культура храмостроительства. Ирригационное земледелие.
    Реформы царя Урукагины в Лагаше. Надписи эпохи царя-реформатора. Увеличение числа свободных людей, получающих пособие за работу на коллективных полях, увеличение продовольственной поддержки малоимущих свободных людей. Война Лагаша и Уммы, разгром Лагаша.
    Эпоха возвышения династии Аккада в III династии Ура. Захват власти над всей Вавилонией патеси города Умма Лугальзагисси, перенесшего столицу в Урук. Гегемония Аккада над семитскими городами севера. Столкновение Аккада с Уруком. Объединение царем Аккада Саргоном под совей властью всей Василонии около 2730 г. до Р.Х. после военных побед.
    Развитие ирриганационной сети, регулирование ее и контроль над ней во всевавилонском масштабе. Царствование Саргона. Меры Саргона по укреплению внутреннего рынка. Проведение каналов и регулирование речной системы Вавилонии.
    Внешняя политика Саргона. Великие походы на восток и запад. Свидетельтва вавилонских хроник и ниппурских надписей.
    Восстания против Саргона и их подавление. Смерть Саргона и наследование ему сына Римуша. Подавление Римушем сепаратизма городов. Воцарение брата Римуша Маништусу. Разгом Маништусу города Элама. Преемник Маништусу  Нарамсин – продолжатель завоеваний. Пользование царем Нарамсином божественными почестями. Победная стела царя Нарамсина. Военная организация аккадского государства при царе Нарамсине.
    Разгром аккадского государства около 2570 года до Р.Х. воинственным горным племенем с востока (гутеи). Разгром гутеями восточной части Шумера. Недолговечность господства гутеев (около 50 лет). Восстановление независимости Вавилонии.
    Расцвет Лагаша при правителе Урукагине. Расцвет Шумера при III династии Ура (2420 – 2300гг до Р.Х.). Объединение Вавилонии под властью III династии Ура (по найденным фрагментам судебника). Строительство величенных храмов-дворцов. Разгром Шумера эламитянами в 2300 г. до Р.Х.
    Эпоха Хаммурапи. Царствование Хаммурапи (2067-2025гг. до Р.Х.). Упоминание в Библии Хаммурапи под именем царя Амрафела. Обнаружение французами в конце 1901 – начала 1902 года в городе Сузы трех фрагментов большого черного базальтового столба, на котором был записан судебник Хаммурапи.
    Статьи судебника Хаммурапи (282 ст.). Первые 5 статей о судопроизводстве. 6-25 статьи о краже в помещении и взломах. 26-41 статьи об обязанностях и правах воинов, в т.ч. о вопросах землевладения воинов. 42-66 статьи о вопросах владения недвижимым имуществом. Часть выскобленных статей и статьи 100-107 о купцах и их помощниках. Статьи 108-111 – о корчмах и вертепах. Определение права хранения и долгового права в статьях 112-126. Рассмотрение семейного права в статьях 127-195. Определение кары за членовредительство в ст. 196-227. Рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью архитекторов и судостроителей в статьях 228-235. Изложение норм найма в статьях 236-277. Постановления о рабах в заключительных статьях.
    Достоинства и недостатки судебника. Примитивность казуистической формулировки законов: если будет сделано то-то, последует такое-то наказание.
Первое издание судебника Хаммурапи французским ассирологом Шейли. Нахождение в раскопанных древних библиотеках копий с судебника, позволяющих восстановить часть уничтоженных эламитами статей.
    Письма царя Хаммурапи из архива губернатора города Ларсы Синидиннама и его помощника Шамашхасира. Город Вавилон в эпоху III династии Ура. Разграбление Вавилона царем Шульги. I Вавилонская династия. Хаммурапи – ее шестой представитель. Борьба Хаммурапи с югом – с царем эламитской династии Римсином. Победа Хаммурапи.
    Социальные отношения в Вавилоне. Особенности рабовладения. Положение женщин.
    Ослабление Вавилона после смерти Хаммурапи (2025 г. до Р.Х.) при его сыне Самуилуне. Конец I Вавилонской  династии (правила 300 лет) в середине XVIII века: нападение царя хеттов Мурмилиша, а затем горных племен касситов. Установление власти касситов над Вавилонией.
Вавилонская культура и религия.
Боги Вавилонии. Соединение образа богов с небесными светилами: Шамаша-с Солнцем, Сина- с Луной, Шитар – с Венерою Нергала – с Марсом, главный бог Мардук – с Юпитером, бог Небо – с Меркурием, бог Ниниб – с планетой сатурн.
Вера в умирающего и воскресающего бога. Миф о Таммузе и Иштар. Мотив входа Иштар в мир мертвых по доброй воле и его отражение в легендах о вампирах, упырях и оборотнях.
Эпос о Гильгамеше.
Энлиль – царь богов  в древнейший период, его замена богом Мардуком в дальнейшем (при вавилонской гегемонии).




Раздел 3. Древнейший Египет.


Образование номов. Этнографические и географические условия Египта в древнейшее время. Природный ландшафт. Полезные ископаемые. Первое население долины Нила.
Элефантинский ном на юге. Начало объединение юга. Города юга: Севене (ныне Асуан), Иераконополь, Фивы (Тепе), Коптос, Абидос.
Ермопольский ном в центре Египта. Почитание бога мудрости и письма Тота (в виде абиса или павиана). Гераклеопольский ном. Почитание бога Артафеса. Великий город Мемфис в начале широкой Дельты. Почитание в Мемфисе бога Пта («бог открывающий»). Город Илиополь (Ону), где почитался бог Ра (Рэ). Город Бусирис в центре Дельты – главный город восточной дельты.
Город Саис, почитание богини Нейт. Город Буто – центр почитания бога Гора, бога- сокола на севере. Объединение номов в Нижнем Египте. Номарх Буто – царь Нижнего Египта.
Объединение номов в Верхнем Египте вокруг Иераконополя около середины IV тысячеления, в то же время на севере объедение номов вокруг сначала Илиополя, а затем – Бутоского нама.
Эпоха почитания бога Гора (во второй половине IV тысячелетия). Иераконопольский номарх – царь Верхнего Египта. Забота царя о создании больших запасов зерна в урожайные годы для прокормления населения Верхнего Египта в годы голода.
Объединение Египта на рубеже IV-III тысячелетия. Царь Менес – объединитель Египта (тронные имя Нармер), покоритель севера Египта.
Перенос столицы объединенного царства из Иераконополя в Абидос. Создание на севере военных поселений выходцев с юга. Взымание царями подати со всех номов со всего движимого и недвижимого имущества. Военные походы против соседних нардов. Торговые экспедиции в Финикию (Библ) и на Крит.
Древнее Царство. Эпоха правления III, IV, V и VI династий – 2800г. – 2400гг. до Р.Х. – эпоха строительства  пирамид. Фараон Джосер – первый царь III династии. Ирригационное земледелие. Подсобная роль ремесла. Привлечение для ирригационных работ как рабов, так и свободных людей – своеобразная демократичность египетского общества. Структура египетского общества. Формы землевладения и скотовладения (собственность царя, номов и частных лиц).
Пышный заупокойный культ. Сюжеты рельефов гробниц. Сбор податей.
Распад единого Египта эпохи Древнего царства на отдельные номы; отказ от громоздкой политической надстройки (около 2400г. до Р.Х.). последствия децентрализации для экономики Египта. Разрушение ирригационной системы в результате войн между номами.
Среднее царство. Новое объединение Египта, в конце III тысячелетия после борьбы между Фивами и Гераклеополисом. Восстановление старой сети каналов и создание более совершенной системы ирригации (Фаюмский оазис). Развитие торговли и различных видов ремесел. Расслоение сельской общины: значительная часть крестьян – общинников беднеет и разоряется.
Труд рабов. Лейденский папирус № 344: о работе рабов – варваров в мастерских ремесленников.
Жречество в эпоху Среднего царства, его слабость как особой корпорации (которая еще находилась в процессе формирования).
Социальные отношении. Борьба между «сильными недзесами» и старой знатью. Ее отражение в сборнике сказок эпохи Среднего царств.
Смуты при Аменемхете I, Сенусерте  I и Аменемхете II.
Завоевание Египта гиксосами в конце XVIII века до Р.Х. (около 1710 года).
Борьба Египта за освобождение от гиксосов. Создание огромного Гиксоского государства, включающего большую часть Сирии, Палестину, Египет и, возможно, Крит и часть Вавилонии. Библейская история Иосифа и его братьев .
Борьба с гиксосами Фиванского нома, освобождение юга от гиксосов. Движение фиванских номархов на север, присоединение Коптосского нома. Цари южного Египта. Окончательное освобождение Египта от гиксосов царем юга Амасисом, взятие столица гиксосов Авариса. Поход Амасиса против гиксосов в Палестину, взятие гиксосской твердыни Шарупена.
Новое царство.
Завоевательные походы Египта в Переднюю Азию. Подавление невоевавших с гиксосами номов. Поход в Нубию. Союз с Критом.
Завоевательная политики преемников Амасиса.
Египет XVIII династии (1560-1350гг. до Р.Х.).
Цари-воители XVIII династии Тутмос I, царица Хатшепсут, Тутмос III.
Царствование Тутмоса  III.
Царствование Тутмоса III (1520-1470гг.). Его походы в Азию и Нубию. Создание египетских крепостей в покоренных областях. Систематическое выкачивание ресурсов из покоренных стран.
Экономическая жизнь нового царства: господство царского хозяйства, сдача в аренду части царских земель, большие ремесленные предприятия, значительная роль храмовых мастерских. Усиление роли жречества во внутренней жизни страны, особенно фиванских жрецов храма бога Амона.








Реформы Эхнатона.


Аменхотпе III (1455-1419). Сфинксы в Санкт-Петербурге у Благовещенского моста – портреты Аменхотепа III. Жена фараона – царица Тин, незнатная семитка.
Аменхотпе IV  (1419-1400гг. до Р.Х.), сын Аменхотпе III. Враждебное отношение царского окружения. Военная реформа Аменхотпе IV. Влияние вдовствующей царицы Тин на сына. Ограничение теократической составляющей власти номархов. Учреждение монотеистического культа бога Атона, лишенного антропомофных или заоморфных черт. Социальная опора царя на рядовых свободных людей. Уменьшение роли знати и жречества.
Уничтожение старых местных языческих культов, закрытие храмов. Введение нового летосчисления, смена царского имени (Аменхотпе на Эхнатон).
Оставление Эхнатоном Фив и основание новой столицы в Ермопольском номе – Эхе- Атон («горизонт Атона») – красивого большого города с широкими улицами. Гимн Атону в сравнении с библейскими псалмами. Жена царя Нефертити.
Направление Эхнатоном в египетское войско большого числа наемников из «народов моря».
Военные поражения Эхнатона в Азии. Рост недовольства религиозной стороной реформ. Смерь Эхнатона и воцарение его малолетнего сына Тутанхамона. Реванш противников реформ, возвращение в старую столицу Фивы, разрушение Эхе-Атона, смена царем имени (с Тутанхатона на Тутанхамон). Смерть 18-летнего царя. Нахождение его неразграбленной гробницы в 1922 году.
Некоторые успехи войск Тутанхамона в Азии, вступление на престол царя Харемхеба в 1350г. до Р.Х.
Большая плита Харемхеба в собрании Эрмитажа.
Восстановление власти знати и зажиточной верхушки рядовых свободных людей.
Египет XIX династии.
Смерь царя Харемхеба. Воцарение царя Сети I (1330г.) основателя XIX династии. Завоевательные походы Сети I, использование наемников. Войны с Хеттским царством.
Воцарение сына Сети – фараона Рамсеса II (1300-1233гг. до Р.Х.). Войны с хеттами. Битва при Кадеше в северной Сирии (1295г. до Р.Х.), участие в битве с обеих сторон до 20000 человек. Мирный договор Египта с Хеттским царством – первый известный нам международный договор. Чрезвычайная обстоятельность договора. Египетский и хеттский списки.
Строительство новой столицей Рамсеса II. Украшение Египта новыми постройками. Храмы эпохи Рамсеса II.
Культура Египта Нового царства.

Раздел 4. Хеттское государство.

История археологических раскопок .Раскопки Гийома и Перро в 1861 году в северной части Малой Азии (развалины  Богаз-кёя). Исследование рельефов на скалах Язылы-Кая  Гуманом и Пухштейном в 1872 году. Религиозное содержание этих рельефов. Крупные результаты раскопок  Винклера  и  Макриди-бея  в Богаз-кёе в 1906-1907 годах, где были обнаружены развалины предполагаемой хеттской столицы ( остатки стен, ворот с башнями , руины 5 дворцов , керамика и богатейший архив государства из 20 000 клинописных документов) . Раскопки Остена на холме Алишар  в 1927-1931 годах (руины  крепости  времён  Новохеттского царст-ва ). Раскопки  в Юмюк-тепе в 1936-1946 годах (юг Турции). Раскопки 1946-1947 годов в районе Кара-тепе в 40 км к северо-западу от Зенджирли в предгориях Тавра . Археологические изучения русских исследователей : поездка известного русского востоковеда академика Я.И. Смирнова в 1893-1894 годах в Малую Азию и нахождение им интересных хеттских памятников , деятельность Русского археологического института в Константинополе(Стамбуле). Изучение "хеттского вопроса" крупнейшими русскими учёными академиком Б.А.Тураевым, академиком В.В.Струве и профессором В.К.Шилейко .
Образование и расцвет Хеттской державы.
Образование хеттской народности во II тыс. до Р.Х. из смешения племен неситов с местными племенами Малой Азии. Полулегендарный царь Табарна (XVII в. До Р.Х.) – основатель Хеттского царства. Царь Муришль, упоминание его имени у Геродота (Мурсилос). Муршиль делает своей столицей город Хатты (Хатти), разграбляет Вавилон. Гибель Мурсилоса в ходе дворцового переворота.
Вступление на престол царя Телипинуса (около 1700). Упорядочение престолонаследия. «Конституция» царя Телепинуса (Шупилушуме). Крупные столкновение хеттов с египтянам на рубеж XIV-XIII веков до Р.Х., завершившиеся договором с Рамсесом II.
Вторжение «народов моря» (с Эгейских островов) и разгром ими хеттского государства около 1200г. до Р.Х.
Общественный строй и культура хеттского государства. Религия хеттского общества. Автобиография – надпись царя Хаттушиля – свидетельство о довольно развитом литературном искусстве.

Раздел 5. Государство Урарту.

Родство древнеурартского населения с протохеттами. Образование союза племён Уруатри. Теории о прародине урартов. Основные источники знаний об Урарту: клинописные тексты. Раскопки Б.Б.Пиотровского в Кармир-Блуре в Армении около Еревана. Экспонирование урартских памятников в Эрмитаже (Санкт-Петербург) , музеях Турции, Грузии и Армении .
Образование двух государств: Урарту (на территории нынешней Республики Армения) и Наири (в районе озера Ван в Турецкой Республике), их дальнейшее объединение царем Сардуру I около  IX века до Р.Х.
Рассвет Урарту в нач.  VIII века. Крупные умпхи в боьбе с Ассирией при царе Аргишити I (781-760гг. до Р.Х.) и царе Сардуре II (760-730гг. до Р.Х.). Расширение владений в Закавказье (район озера Севан).
Сокрушение урартского могущества ассрийским царем Саргоном  II (714), взятие и разграбление богатого урартского города Мусасир.
Завоевание Урарту на рубеже VII-VI веков мидянами и скифами.
Общественный строй.Социальное устройство, его близость устройству государств Ассирии и Вавилонии. Культура. Религия.
Использование труда рабов на медных и железных рудниках. На строительных и ирригационных работах, в садоводстве. Развитое  сельское хозяйство. Развитие гончарного ремесла и ювелирного искусства.
Связь с ассиро-вавилонской культурой.






Раздел 6. Финикия.

Общая характеристика: отсутствие единого государства, типично торговый характер общества, частые попадания под власть сильных соседей (хеттов и египтян), занятие сельскохозяйственного населения хлебопашеством и земледелием.
Тир – крупнейший финикийский город. Его расцвет при царе Хираме  I (969-936гг. до Р.Х.). Завоевательные походы на Кипр и экспедиции в Африку, подчинение Библа и Сидона. Завоевание Ассирией в конце VIII века.
Торговля сушеной финикийской рыбой, оливковым маслом, вином, ливанским кедром и ливанским дубом, рабами.
Финикийское посредничество в обмене основными металлами стран Древнего востока. Финикийское мореходство.
Финикийская колонизация в бассейне Средиземного моря. Карфаген – город – государство финикийцев на побережье Северной Африки, рост его могущества. Крупное земледельческое плантационное хозяйство в Карфагенской области.
Духовная культура Финикии. Специфические особенности финикийской религии. Культ умирающих и воскресающих божеств. Миф о миросоздании. Многочисленность жречества и пышность культов. Сообщения о жертвоприношениях финикийцев у греческих и римских писателей. Жертвоприношения в случае опасности детей знати в Карфагене.

Раздел 7. Израиль и Иудея.

Географическое положение Палестины. Ландшафт. Плодородная северная часть Палестины – Израиль. Гористый юг палестины – Иудея.
Исход евреев из  Египта в начале XI века до Р.Х. Расселение еврейских племен в завоеванной ею Палестине. Исторические сведения о древнееврейском народе в Библии. Столкновения евреев с семитскими племенами хананеев и эгейскими племенами «народов моря» - филистимлянами.
Создание в северной части Палестины израильского царства  (XIв. До Р.Х.). Саул – первый царь Израиля. Объединение еврейских племен в единое Изараильско-Иудейское царство царем Давидом. Перенос столицы в Иерусалим.
Расцвет объединенного Израильско-Иудейского царства при царе Соломоне (Xв. До Р.Х.). Строительная деятельность царя Соломона в Иерусалиме, построение храма. Развитие внешней торговли. Дипломатия Соломона.
Распад единого царства на Израиль и Иудею после смерти Соломона. Войны между Израилем и Иудеей . Раздельное существование двух еврейских государств .Религиозная политика царей Израиля. Сопротивление пророков языческим шатаниям израильских царей .История пророка Илии  Фесвитянина в Третьей книге Царств.
Завоевание Израиля ассирийским царем Саргоном II в конце  VIII века до Р.Х.
Разрушение Иерусалима и завоевание Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 586г. до Р.Х. («вавилонский плен»).Религиозная жизнь евреев в изгнании . Пророк Даниил. История Эсфири.
Особенности рабовладения в царствах Давида и Соломона, где рабами были только чужеземцы.
Древнейший строй еврейских государств по книгам Ветхого Завета и надписи Меши, царя Моава (сер. IX века).
Проповедь пророков.
Обнаружение свитка законов («Второзаконие») около 622 года при царе Осии во время реставрации древних стен Иерусалима. Объявление царем Осией второго закона действующим законом. Отличия второго закона от первого.

Раздел 8. Персия.
Географическое расположение Дроевнеперсидского государева. Природные условия.
Основание Персидского государства полководцем Киром (558-529гг. до Р.Х.). Подчинение Мидии, реорганизация армии и переход к широкой завоевательной политике. Завоевание Армении и Каппадокии (547г.), Лидийского царства (546г.), всей Малой Азии и Двуречья. Захват Вавилона (538г.). Поход в Сирию и Палестину. Гибель Кира в войне с массагетами. Воцарение сына Кира Камбиза (529-522г. до Р.Х.). Продолжение им завоевательной политики отца. Война с Египтом. Завоевание Египта – последнего великого государства Востока.
Административное устройство Персидской империи. Сатрапии.
Знаменитая надпись на скале царя Дария I (522-486гг. до Р.Х.).
Военная реформа Дария.
Греко-персидские войны и их причины.
Марафонская битва.
Утверждение на престоле царя Ксеркса.
Поход Ксеркса в Грецию. Фермонилы. Саломинское сражение.
Восточный поход Александра Македоского (с 334г.).
Разгром войск царя Дария III у города Исса (333г.)
Сражение у Гавгамел. Гибель войска Дария III.
Захват Александром Македонским всех трех персидских столиц (Вавилона, Суз и Персеполя).
Разгром войск персидских сатрапов в Средней Азии. Окончательный крах Персидской державы.
Религия и культура Персии.


Раздел 9. Древняя Индия.

Природные условия Древней Индии.
Древнейшая история Индии. Цивилизация Мохенджо-Даро  и Хараппы.
Арийское завоевание. Возникновение и развитие вследствие своеобразных отношений между завоевателями и коренным населением кастового стоя. Варны.
Войны между двумя крупнейшими индийскими царствами Магадхой и Комалой в VIв. до Р.Х. Полная победа царей Магадхи в V веке.
Захват северо-западной Индии Алексадром Македонским в IV веке до Р.Х.
Войны царя Чандрагупта (322-297гг. до Р.Х.) с Селевком – полководцем и преемником Александра Македонского. Основание Чандрагуптом мощного государства. Наивысший расцвет этого государства при царе Ашоке (273-232гг. до Р.Х.). Объединение всей Индии в единое государство.
Распад государства после смерти Ашоки. Вторжение около 100г. до Р.Х. в Индию племен скифов (саков) и образование Индо-Скифского государства.
Религия и культура Индии.



Раздел 10. Древний Китай.
Природные условия. Отличия от передневосточных стран. Деление Китая на три части.
Шан-Инь -древнейший период в истории Китая (XVI-XIIвв. До Р.Х.).
Создание древнекитайскими племенами (Инь) государства Шан.
Археологические раскопки 30-х годов  XX века на территории Шан-Инь: обнаружение останков древнего города, царского дворца, храма, домов, ремесленных мастерских, гробниц, изделий из золота, нефрита и перламутра.
Ведущая отрасль хозяйства Шан-Инь – земледелие.
Развитие ремесел: гончарного дела, деревообработки, камнеобработки.
Патриархальные черты царской власти. Ограничение царской власти советом родовых (или племенных) старейшин. Совмещение в руках царя функций военного руководителя и верховного жреца.
Социальная структура иньского общества.
Патриархальный характер рабства.
Возникновение китайской письменности из рисунчатого письма.
Долговременная и напряженная борьба государства Шан-нь с племенами Чжоу. Падение державы Шань (1124г. до Р.Х.).
Эпоха Чжоу (XII-VIIIвв. до Р.Х.). Создание централизованного Китайского государства. Начало обожествления царя и царской власти. Возрастание эксплуатации крестьян. Распад государства Чжоу.
Эпоха «Борюшихся царств» (Чжаньго) (V-IIIвв. до Р.Х.).  
Возвышение княжества Цинь. Расцвет государства Цинь при царе Чжене (246-210гг. до Р.Х.) Административная и военная реформы. Экономическая и культурная реформы. Присвоение царю Чжену титула Цинь Ши-хуанди («первый великий государь династии Цинь»). Начало строительство Великой Китайской стены в целях защиты от коыевников.
Падение династии Цинь после смерти Цинь Ши-хуанди.
Династия Хань. Первый период правления династии Хань (206г. до Р.Х. – 220г. от Р.Х.):смягчение деспотизма. Отказ царей Хань от титула хуанди. Провозглашение конфуцианства государственной религией.
Восстание «желтых повязок» по руководством Чжан Цзяо и его братьев (184г.).
Религия и культура Китая.
Конфуций и возникновение конфуцианства (XI-V века до Р.Х.). Система даосизма. Проникновение буддизма из Индии (Iв).
III. Учебно-тематический план.
Раздел 1. Исторические источники. Развитие науки о Древнем Востоке. Основные проблемы истории Древнего Востока. 3 часа аудиторных занятий.
Раздел 2. Древнейшая Вавилония. 4 аудиторных часа.
Тема 2.1. Древнейшие шумеры. Быт и хозяйственная деятельность. Политическая система. 1 час.
Тема 2.2. Эпоха возвышения Аккада в III династии Ура. Царь Саргон. 1 час.
Тема 23 Расцвет Шумера при III династии Ура. Объединение Вавилонии при III династии Ура. Эпоха Хаммурапи. 1 час.
Тема 2.4. Вавилонская культура и религия. 1 час.
Раздел 3. Древний Египет. 6 аудиторных часов (Вместо 6 часа возможна экскурсия в Эрмитаж по теме).
Тема 3.1. Этнографические и географические условия Египта. Образование номов. 1 аудиторный час.
Тема 3.2. Древнее Царство. 1 аудиторный час.
Тема 3.3. Среднее царство. 1 аудиторный час.
Тема 3.4. Новое царство. 1 аудиторный час.
Тема 3.5. Египет XIX династии. 1 аудиторный час.
Тема 3.6. Культура и религия Древнего Египта 1 аудиторный час (или урок в отделе древнеегипетской культуры в Эрмитаже).
Раздел 4. Хеттское государство. 1 аудиторный час.
Раздел 5. Государство Урарту. 1 аудиторный час.
Раздел 6. Финикия. 1 аудиторный час.
Раздел 7. Израиль и Иудея. 4 аудиторных часа
Тема 7.1. Образование Израильско-Иудейского государства. Царь Саул. 1 аудиторный час.
Тема 7.2. Расцвет Израильско-Иудейского государства. Цари Давид и Соломон. 1 аудиторный час.
Тема 7.3. Отдельное существование двух еврейских государств. 1 аудиторный час.
Тема 7.4. Ветхозаветная религия. Храм . Пророки. 1 аудиторный час.
Раздел 8. Персия. 6 аудиторных часов.
Тема 8.1. География и природные условия. Основание Персидского государства Киром. Завоевательные войны Кира. 1 аудиторный час.
Тема 8.2. Завоевания Камбиза. 1 аудиторный час.
Тема 8.3. Греко-персидские войны. Царь Ксеркс. 1 аудиторный час.
Тема 8.4. Восточный поход Александра Македонского. Гибель Персидской  державы. 1 аудиторный час.
Тема 8.5. Культура Персии. 1 аудиторный час.
Тема 8.6. Религия Древней Персии .1 аудиторный час.
Раздел 9 Древняя Индия. 4 аудиторных часа (возможно вместо 4 часа экскурсия по теме в музей истории религии).
Тема 9.1. Природные условия. Древнейшая история .1 аудиторный час.
Тема 9.2. Арийское завоевание. 1 аудиторный час.
Тема 9.3. Индия в VI-III вв. до Р.Х. 1 аудиторный час.
Тема 9.4. Религия и культура Индии. 1 аудиторный час или музейное занятие.
Раздел 10. Древний Китай. 4 аудиторных часа.
Тема 10.1. Древнейшая история Китая. 1 аудиторный час.
Тема 10.2. Государства Чжоу и Цинь. 1 аудиторный час.
Тема 10.3. Династия Хань. 1 аудиторный час.
Тема 10.4. Религия и культура Китая. 1 аудиторный час.

IV. Ожидаемый результат.

Преподавание истории Древнего мира является частью православного компонента общего образования. Эта дисциплина имеет органичные межпредметные связи с Библейской историей, значительно расширяя ее исторический контекст.
Ожидаемый результат освоения курса Древней истории имеет соответственно немало точек соприкосновения с ожидаемым результатом освоения курса Библейской истории.
Традиционно отмечают ожидаемые предметные результаты освоения учащимся курса Истории Древнего мира. Эти предметные результаты должны отражать:
1.    знание (умение объяснять, определять и пересказывать) основных событий истории Древнего мира, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительства спасения человеческого рода;
2.    понимание исторических процессов в древних обществах, позволивших сохранить монотеизм именно в Древнем Израиле;
3.    знание исторического контекста проповедей ветхозаветных пророков и пути всего богоизбранного народа до момента Боговоплощения;
4.    знание основных археологических памятников на Ближнем Востоке и в Северной Африке, мест раскопок, связанных с библейской археологией.
Нельзя не признавать наличия ожидаемых метапредметных результатов.
Метапредметные результаты должны отражать:
1.    формирование целостной картины мира, основанной на библейском мировосприятии;
2.    совершенствование умственных способностей через творческую деятельность в рамках курса;
3.    овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову.
Изучение предмета дает также личностные ожидаемые результаты обучающихся. Эти результаты должны отражать:
а) сформированность понятия о добре и зле;
б) благоговейное отношение к ветхозаветным святыням как к святыням Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни;
г) наличие навыков неприятия зла и различения греха;
д) наличие умения видеть красоту Божиего мира;
е) наличие бережного отношения к телесному и душевному здоровью как к дару Божиему.


V. Обеспечение реализации программы.
5.1. Методическое обеспечение реализации программы.
Данный учебный курс служит для расширения знаний по истории древнего мира, входящего в учебный предмет «Всеобщая история». Изучение истории древнего мира в школе имеет давнюю историю, но лишь недавно она освободилась от марксистского подхода, направленного на отслеживание классовой борьбы в древних обществах. За десятки лет преподавания древней истории в ушедшем столетии были выпущены сотни томов учебно-методической литературы, далеко не все из них устарели (некоторые приведены в списке используемой литературы). По древней истории существует множество энциклопедий, справочников и хрестоматий. В последнее десятилетие появилось немало материалов на электронных носителях.
    Учащиеся по данному курсу имеют следующие источники получения информации:
- рассказ учителя (школьная лекция);
- самостоятельное получение информации в ходе нетрадиционного урока (педагогической мастерской, урока–семинара, урока-экскурсии и т.п.);
- самостоятельная работа с историческими источниками: мифами, легендами, сказаниями; документами различного рода; мнениями, теориями и оценками историков;
-самостоятельный поиск информации в печатных справочниках, исторических словарях и энциклопедиях;
- самостоятельный поиск в Интернете;
- работа с электронными справочниками.
    В данном курсе можно использовать самые различные формы уроков, но преобладающей формой остается традиционный урок: рассказ (беседа) учителя с повторением изученного и изложением нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.
    Ход такого урока обычно состоит из следующих этапов:
1.    сообщение темы урока;
2.    повторение изученного материала;
3.    изложение учителем нового материала (лекционная часть урока);
4.    творческое задание (по возможности);
5.    закрепление пройденного материала;
6.    домашнее задание (объявление учащимся домашнего задания и рекомендации по его выполнению).
Основной проблемой современных школьников является неумение работать с текстом. Обычно школьники не умеют:
- составлять развернутый ответ в виде текста;
-выделять и анализировать детали;
- сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
- использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации) и аналитический;
-формулировать качественный ,а не количественный(точный)ответ.    
В большинстве случаев школьники не могут:                                                                  
- привлечь информацию , не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
-уточнять и переформулировать вопрос , содержащий дополнительную информацию к заданию;
-ответить на вопросы  ,предполагающие многократное возвращение к условию с  целью получить из него дополнительную информацию к заданию ;
-учесть точку зрения или адресата;
-определить замысел и цели автора текста .
  При работе учащихся с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста. Так, выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации ,отделение главного от второстепенного ,т. е.выявление(раскрытие) содержания текста .При этом применяются общеучебные и предметные навыки:
-отделение главного от второстепенного;
-выявление необходимых элементов информации;
-сравнение содержащейся в двух текстах информации.
     Осмысление же информации требует сопоставления , определения главной мысли и смысла текста , авторского замысла ,позиции---всё это позволяет интерпретировать текст
      При этом могут быть использованы следующие общеучебные  и предметные навыки :
-сопоставительный анализ источников ;
-оценивание источника , события с определённой позиции ;
-установление причинно-следственных связей;
-соотнесение новой информации с имеющимися знаниями .
       Наконец ,преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы ,благодаря чему и происходит присвоение текста .
       Получается, что ученик при выполнении заданий последовательно осуществляет
все этапы работы с текстом:
-выявляет необходимую информацию;
-осмысляет текстовую и  подтекстовую информацию ;
-определяет собственное отношение к информации.
         Надо отметить ,что результативность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от обладания учениками определёнными навыками, но и от умения
учителя  эффективно организовать работу с текстом.
         Проблема заключается в том , что на школьных уроках истории тексты являются
лишь приложением к параграфу. При таком использовании тексты  не несут в себе самостоятельной смысловой нагрузки , а учащиеся воспринимают их как нечто,имеющее заложенный кем-то безусловно-обязательный ответ. Отсутствие учебника по данному курсу скорее является благом,так как не привязывает учителя и ученика к единственному историческому документу .
5.2.Форма занятий
          Занятия проводятся после окончания основных уроков  во второй половине дня.
Особенностью НОУ является  малокомплектность. В классах обычно учатся не более 12 человек, так что фактически формой занятий  являются групповые занятия ,проводящиеся в классном помещении (аудитории).
5.3.Дидактический материал
Огромное значение придаётся работе с текстовой информацией , поэтому  используется большое количество раздаточного материала с текстами исторических документов. Используется некоторое количество иллюстративного материала:
фотографии архитектурных и художественных памятников , мест археологических раскопок , альбомы и иллюстрированные путеводители по залам Эрмитажа, Лувра ,
Британского музея , Каирского музея древностей и др. музеев ,связанных с историей и культурой Древнего Востока . Существует немалое количество видеопутеводителей на электронных носителях информации .
5.4.Техническое оснащение
При проведении занятий можно использовать телевизор с видеомагнитофоном или компьютер для демонстраций видеоиллюстраций, помогающих учителю в объяснении нового материала .Компьютер может быть использован для самостоятельной работы учеников по заданию учителя .
В случае компьютерного оснащения учительского места и мест учеников , возможна как работа с подготовленными тестами , так и выполнение учащимися самостоятельной работы с текстами.
Возможен самостоятельный поиск учащимися по заданию и под руководством учителя информации в Интернете.
5.5.Формы подведения итогов
Предусмотрена аттестация по семестрам. Оценки учащимся выставляются по пятибальной системе. Аттестация  производится на основании  текущих  оценок.
Возможно проведение дифференцированных зачётов .
Тематическое поурочное планирование
 
Возможны различные варианты планирования по данной программе .
Предлагаем следующий вариант:
Урок 1.Исторические источники . Развитие науки о Древнем Востоке .
Урок 2.Основные проблемы истории Древнего Востока .
Урок 3.Археологические раскопки на Ближнем Востоке и на севере Африки .
Урок 4 .Древнейшие шумеры .
Урок 5 .Эпоха возвышения Аккада в Третьей династии Ура .
Урок 6 .Расцвет Шумера при Третьей династии Ура .
Урок 7 .Вавилонская культура и религия.
Урок 8 .Этнографические и географические условия Египта.
Образование номов.
Урок  9  .Древнее Царство.
Урок 10 .Среднее Царство.
Урок 11 .Новое Царство.
Урок 12 .Египет XIX династии.
Урок 13 .Культура и религия Древнего Египта.
Урок 14 .Хеттское государство.
Урок 15. Государство Урарту.
Урок 16. Финикия
Урок 17. Образование Израильско-Иудейского государства.
Урок 18. Расцвет Израильского-Иудейского государства. Цари Давид и Соломон.
Урок 19 .Отдельное существование двух еврейских государств.
Урок 20. Ветхозаветная религия. Храм. Пророки.
Урок 21.  Основание Персидского государства Кирон.
Урок 22. Завоевания Камбиза.
Урок 23. Греко-персидские войны.
Урок 24. Восточный поход Александра Македонского и гибель Персидской державы.
Урок 25. Культура Персии.
Урок 26. Религия Древней Персии.
Урок 27. Древнейшая История Индии.
Урок 28. Арийское завоевание.
Урок 29. Индия в VI-III веках до Р.Х.
Урок 30. Религия и культура Индии.
Урок 31. Древнейшая История Китая.
Урок 32. Государства Чжоу и Цинь.
Урок 33. Династия Хань.
Урок 34. Религия и Культура Китая.




VII.Список литературы.

7.1. Источники.
1. Арриан. Индия.//"Вестник древней истории", 1940.стр 230-263.
2. Бичурин Н.Я.(Иакинф). Собрание сведений о народах, обитающих в средней Азии в древние времена. Т.1-2. М.-Л,1950.
3. Ксенофонт. Анабсис.пер.,статья(с.229-245) и прим.М.И.Максимовой.под ред. И.И. Толстого М.-Л.,1951.299с.
4.Флавий Иосиф. О древности иудейского народа. Против Апиона. Пер. Израэльсона и Г.Г. Генкеля. СПБ,1998.
5.Флавий Иосиф. Иудейские древности. Пер.Г.Г.Генкеля.Т.1-2.СПБ,1900.
6.Древний мир. Изборник источников по культурной истории Вочтока, Греции и Рима. Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. Т.1:Восток.Изд.3-е.М.,1917.
7.Дьяконов И.М.Законы Вавилони, Ассирии и Хеттского царства.//"Вестник древней истории", 1952.№3.стр.190-303.
8.Хрестоматия по истории древнего мира.т.1.Древний мир Восток. Сост. И.С. Кацнельсон и Д.Г. Реддер. Под ред.В.В.Струве.М.,1950.
9.Волков. Н.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М.,1914.
10.Коцейовский А.Л. Тексты пирамид. т.1. Одесса,1917.("Записки Новороссийского университета".Историко - филологический факультет". 1918.14.
11.Струве В.В.Параграфы 34 и 36 хеттского судебника.//"Вестник древней истории",1937.№1.
12.Тураев Б.А. Остатки финикийской литературы. СПБ, 1903.(Сообщение Российского Палестинского Императорского общества.т.13).
13.Бетельс Е.Э. Отрывки из Авесты. //"Восток", 1924.№4.
14.Античные писатели о древней Индии//"Вестник древней истории",1940.№2.
15.Коссович И. Наль и Дамаянти. пер. с санскритского.М.,1851.

7.2.Справочники.Энциклопедии.

1.Культура и искусство древнего Египта.М.-Л.,1952(Гос. Эрмитаж. Путеводители по выставкам. Под общ. ред. М.И. Артамонова).
2.Персы:властители Империи. под. ред. А. Клюева.М., 2003 (Энциклопедия "Исчезнувшие Цивилизации").
3.Погребённые царства Китая (пер.с.англ А.Чекмарёва. М.,1998. (Энциклопедия"Исчезнувшие Цивилизации").
4.Шумер:города Эдема(Пер.с англ. В. Хренова.М., 1997".
(Энциклопедия"Исчезнувшие цивилизации").

7.3.Религиоведческая литература.

1.Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. 4.1-3. СПБ, 1857-1869.
2.Геогиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПБ, 1892.
3.Барт А. Религии Индии. М., 1897. IX. (научно-популярная библиотека Русской мысли).
4.Никольский Н. М. Керубы по данным Библии и восочной археологии// Труды Белорус. гос. ун-та. 1922. Вып. 2-3.
5.Никольский Н.М. Финикийская жатвенная мифология и обрядность //Вестник древней истории.1946 №2.
6.Грубе. В. Духовная культура Китая. Литература, религия,культ.пер.с нем. п.о. Эфрусси. СПБ,1912.

7.4.Литература по истории археологических открытий.

1.Авдиев.В.И. Раскопки в Мари // Вестник древней истории 1938, №2.
2.Авдиев В.И. Раскопки древнеакадского города в Телль-Асмаре // Историк-марксист, 1937.
3.Авдиев. В.И. Раскопки в Фивах // Восток, 1924.№4.
4.Бородина Т.В. Раскопки в Чанху-Даро //Вестник древней истрии.1946.№1
5.Тураев Б.А. Ученые заслуги М.В. Никольского. М., 1915(по поручению Московского археологического общества).
6.Крачковская В.А.Новые археологические открытия в Заиорданье //Вестник древней истории.1946, №4.
7.Пиотровский Б.Б.Археология Закавказья с древнейших времён до I тысячелетия до н.э. Курс лекций. Л., 1949.
8.Мещанинов.И.И.Эламские древности ПГ,1917.
9.Итс. Р.Новейшие археологические раскопки в Китайской Народной Республики //Вестник древней истории.1952.№3.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»