Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методические рекомендации

Воспитание толерантности в начальной школе

(из опыта работы)

Пуховская Наталия Владимировна

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Это такие понятия, как признание, принятие, понимание, адаптация, устойчивость, терпимость, допустимость. Каждый человек это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились друг к другу терпимее. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты другой, но я уважаю твое право быть другим.

Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека. Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке.

Это:

- работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное время, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

- личный пример учителя

Но не только на уроках учитель формирует толерантные отношения. Тут и внеклассные мероприятия, и кружковая работа, и беседы, как с детьми, так и с родителями. При этом педагог должен придерживаться определенных принципов работы.

  1. Сопровождать, а не управлять. Учитель должен помогать ребенку выражать свои собственные чувства, а не угадывать мнение учителя.
  2. Преимущественная ориентация на эмоциональную сферу ребенка.
  3. Работа с теми наблюдениями и знаниями, которые дети сами считают важными для себя.
  4. «Не навреди». Обсуждение только факта наличия переживаний, но не проблем конкретного ребенка.

Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа. Внеклассные занятия, посвященные природе родного края, а также работа на уроках литературного чтения и естествознания позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать. Огромное значение имеют уроки истории города, а также пешие и автобусные экскурсии. Через них учащиеся младшего школьного возраста учатся воспринимать в качестве одной из главных ценностей Малую родину – место, в котором они живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его жителей.

Во время проведения внеклассных мероприятий, тематических праздников можно познакомить младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.

Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей  – защитников земли.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства. На это направлены уроки по учебному курсу «Я и мой мир».

Немаловажную роль в деятельности классного руководителя играет работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Перед учителем при этом стоят важные задачи:

- развивать у учащихся коммуникативные навыки;

- способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;

- познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;

- формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.

Эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив.

Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, обстановки в детском коллективе для каждого ребенка.

Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к людям, бережное отношение к природе. А постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу, в гармонию. А значит, и в толерантность.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»