Возможности краеведческого проекта в духовно — нравственном воспитании младших школьников
Клестова Галина Анатольевна,
Прищепёнок Наталья Сергеевна
Методисты МОАУ ДОД
«Центр развития творчества детей и юношества» города Кирова
Для юного человека город, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует духовно — нравственному воспитанию личности, активизирует познавательный интерес. Изучение краеведения вне рамок школьной программы, в дополнение к школьным курсам истории и краеведения, с использованием нестандартных форм на базе учреждений дополнительного образования детей, создаёт оптимальные условия не только для более эффективного усвоения знаний, умений и навыков, но и значительно расширяет возможности успешного духовно — нравственного воспитания младшего школьника.
Музей детства МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова» реализует широкий спектр проектов, организует свою работу в соответствии с постановлением правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г», реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание».
В течение шести лет на базе Музея для школьников Кировской области проводится заочный краеведческий конкурс «Вятская шкатулка» (автор и организатор проекта Клестова Г. А.), который направлен на развитие у участников интереса к истории родного края, как одной из основных составляющих духовно — нравственного развития. Готовясь к выполнению заданий, учащиеся начальных классов приобщаются к духовным и культурным ценностям, учатся поиску информации в Интернете, работают с литературой. Все это позволяет им научиться ценить прошлое, уважать настоящее, стремиться к активной позиции в обществе. К выполнению конкурсных работ подключаются родители – проект является образовательно - воспитательным и приобретает семейный характер, что особенно важно для духовно-нравственного воспитания детей 7 — 11 лет.
В 2010 году, в преддверии подготовки к празднованию 65- летия Победы в Великой отечественной войне, методистами Музея детства был разработан проект «Дорогами войны и побед». Главная цель проекта – вызвать у участников интерес к военной истории своей семьи, своего края. В ходе реализации проекта воспитанники ЦРТДЮ писали сочинения на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи», участвовали в выставке семейных реликвий. Для учащиеся младших классов проект был представлен конкурсом – викториной «За семью печатями». Для воспитанников среднего звена викторина проводилась по теме «Памятные места, связанные с Великой отечественной войной», для воспитанников ЦРТДЮ старшего возраста и школьников города по теме «Маршалы - кировчане». Формы духовно — нравственного воспитания имеют в Центре свою преемственность, для каждого возраста они подбираются в соответствии с психологическими особенностями детей, с учётом предыдущих действий и результатов.
Разрабатывая в 2010 г. краеведческий проект «Хлынов - Вятка - Киров», методисты Музея детства ставили следующие задачи: привлечь школьников начальных классов к изучению истории своего края в процессе участия в разнообразных формах работы, развить познавательный интерес, привлечь учащихся к участию в исследовательской деятельности. Данный проект имеет мощный воспитательный ресурс и способствует духовно — нравственному воспитанию личности в современных условиях.
В ходе мероприятий проекта участники знакомились с культурной жизнью города, получая информацию, подготовленную воспитанниками творческих объединений ЦРТДЮ, участвуя в творческих конкурсах, отвечая на вопросы викторины. Нравственная составляющая проекта усиливается тем, что участие в нём предлагается не только воспитанникам Центра, но и педагогам объединений, и родителям детей. В ходе реализации проекта для взрослых проводятся информационные краеведческие семинары по темам конкурсных заданий. Результаты участия объединений ЦРДТЮ отражаются на информационных стендах Центра, что ещё более активизирует воспитанников и педагогов к участию в проекте. Яркой финальной точкой реализации проекта «Хлынов – Вятка - Киров» в 2010 – 2012 учебном году стал праздник «Я люблю тебя, город на Вятке», который показал возросший уровень интереса детей к истории родного края, сплочённости коллективов Центра, взаимодействия детей и взрослых в ходе выполнения заданий проекта.
Следующей ступенью участия школьников в проекте «Хлынов - Вятка — Киров» стал конкурс - викторина «За семью печатями» по теме «Архитекторы Вятки». Команды - победители конкурса получают сертификаты на участие в Конгрессе молодых исследователей - мероприятии российской Научно – социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». Таким образом, в ходе участия в городском конкурсе знатоков Вятки «На семи холмах» в рамках проекта «Хлынов - Вятка - Киров» выявляются учащиеся, интересующиеся краеведением, желающие более глубоко изучать историю своего края, заниматься исследовательской деятельностью.
В 2011-2012 учебном году в рамках проекта «Хлынов - Вятка - Киров» для учащихся школ города был создан клуб «На семи холмах», который работает в нескольких направлениях. Для школьников 3-4 классов реализуется городской проект «Кладовая ремесел». Цель проекта – познакомив с промыслами старой Вятки, возможностью возрождения части промыслов, сформировать у детей чувство уважения к своему прошлому, к истории родного края. Кроме получения информации об истории, возникновении и развитии народных промыслов, участники получают практические навыки, работая на мастер-классах по изготовлению дымковской игрушки, сундучного промысла, расписыванию ложек, изготовлению кукол - оберегов, вышивке. Проект рассчитан на год, поэтому команда каждой школы может поучаствовать в каждом мастер-классе. У младших школьников такая деятельность вызывает интерес, прежде всего тем, что они не пассивные созерцатели, а активные участники этого процесса. Итогом проекта «Кладовая ремесел» станет ярмарка, на которой будут представлены работы участников проекта. Каждая команда представит свои работы и разрекламирует один из промыслов. Новое в реализации проекта в этом учебном году то, что к научной деятельности присоединилась группа юниоров – школьников 3-4 классов. Они изучают историю своего края и пишут реферативные работы, занимаясь с организаторами проекта по индивидуальным образовательным траекториям. Познание — понимание — интерес — уважение — любовь к родному краю — таков результат реализации проекта для его девяти — одиннадцатилетних участников.
Конечно же, результаты участия детей в краеведческих проектах МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова» многогранны. Помимо повышения интереса школьников к изучению истории родного города, Вятского края, что выражается в постоянном увеличении участников проектов, улучшении качества и глубины ответов на конкурсные вопросы, в полной мере развиваются нравственные качества учащихся, расширяются представления об общечеловеческих ценностях.
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы духовного — нравственного развития человека и общества без учёта формирования гражданской позиции человека. Духовно — нравственное развитие личности в процессе изучения истории родного края – важнейший фактор сохранения общественной стабильности, уверенности в завтрашнем дне.