Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Санкт-Петербургское негосударственное общеобразовательное учреждение
"Православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского"

 

«Утверждаю»                                                            «Согласовано»
директор ___________ Каранаева Н.В.             духовный попечитель от      СПб Епархии
                                                                               прот.Виктор Осташевский __________


Программа дополнительного образования
по предмету «Библейская история»(часть I :" История Ветхого Завета")
для 9 классов  (возраст учащихся---14-15 лет)
35 учебных часов


Составитель     - Федоренко Сергей Александрович, зам.директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель основ православной культуры


Данная программа рассмотрена и
одобрена на заседании методического
совета ОУ
 18 октября 2010 года, протокол № 2

Председатель методобъединения
_______________Федоренко С.А.



Санкт-Петербург
2011/2012 учебный год





I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.
    Курс ориентирован на получение школьниками знаний по библейской истории, нашедшей широчайшее отражение в русской и европейской культуре.
    Главной целью курса является формирование верных преставлений о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи любви к Отечеству, бережному и уважительному отношению к ближнему.
    Задачи курса:
– дать систему знаний о библейском взгляде на мир в православной интерпретации;
– дать систему представлений о креационистской теории возникновения жизни на земле;
– научить пользоваться Библией, Симфонией к ней и богослужебными книгами библейского происхождения;
– научить учеников владеть различными способами самостоятельной работы с библейскими текстами и святоотеческими толкованиями.
    Предмет "Библейская история" является логическим продолжением и расширением курса "Основы православной культуры", изучаемого в 8 классе.
    Курс предмета "Библейская история" рассчитан на два года обучения (9 и 10 классы), включает в себя 68 аудиторных часов, отводит время и на самостоятельную работу учеников. Первая часть курса, изучаемая в 9 классе, посвящена Ветхому Завету.
    Заканчивается курс дифференцированным зачетом.
    Данный курс призван расширить знания учащихся в рамках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Изучением материалов курса позволяет лучше ориентироваться в системе общемировых гуманистических ценностей, способствует формированию открытости этим ценностям, воспитанию гражда6нственности, выработке нравственной позиции, а также интеграции личности в мировое культурное сообщество. Знакомство с курсом способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей. При этом огромная ответственность ложиться на преподавателя данного курса в связи с тем, что содержание его часто неизбежно касается мировоззренческих вопросов, от разрешения которых зависит жизненная позиция ученика.

II. Основное содержание I части курса "Библейская история" (Ветхий Завет) (34часа)
    От Сотворения мира до изгнания из рая. Сведения о происхождение Священного Писания (исагогика). Начало Сотворения мира: отделение света от тьмы, отделение суши от вод. Сотворение светил и растений. Сотворении е животных. Сотворение человека (Адама). Сотворении е женщины (Евы). Рай (Эдемский сад). Грехопадение. Изгнание из рая.
    Критический взгляд на дарвиновскую теорию эволюции. "Шестоднев". Святые отцы о Сотворении мира. Современные православные и инославные богословы о теории происхождения жизни (телеологизм и креационизм).
    От Каина и Авеля до Вавилонской башни.
Каин и Авель. Строительство Ноева ковчега. Великий потоп. Жертвоприношение Ноя. Опьянение Ноя. Вавилонская башня.
    Праведный Авраам. Призвание Авраама. Авраам и Мельхиседек. Завет Бога с Авраамом. Агарь – дочь египетского фараона и мать Измаила. Явление Бога Аврааму в виде трех ангелов. Истребление Содома и Гоморры. Агарь и Измаил в пустыне. Жертвоприношение Авраама.
    Исаак и Иаков. Исаак и Ревека. Исав продает право первородства. Иаков получает благословение Исаака. Сон Иакова. Иаков у Лавана. Борение Иакова с Ангелом.
    История жизни Иосифа. Испытание Иова.
Сны Иосифа. Продажа Иосифа в рабство. Иосиф у Понтифара. Иосиф толкует сны в темнице. Иосиф перед фараоном. Иосиф встречается с братьями. Праведный Иов: несчастья обрушиваются на Иова, испытание Иова проказой.
    Исход евреев из Египта.
Детство и юность Моисея, Призвание Моисея. Десять казней египетских. Евреи покидают Египет. Путешествие евреев в пустыне. Обретение скрижалей Завета. Сооружение золотого тельца. От Синая к Земле обетованной: медный змей.
    Времена судей. Завоевание Земли обетованной: разрушение Иерихона. Начало эпохи судей: Гедеон. Борьба Самсона со львом. Самсон и Дамила. Рождение и призвание Самуила. Пленение ковчега со скрижалями и победа Самуила над филистимлянами. История Руфи.
    Времена царей Избрание Саула царем. Помазание Давида на царство. Победа Давида над Голиафом. Гонение Саула на Давида. Давид и Вирсавия. Суд Соломона. Встреча Соломона и царицы Савской.
    Пророки и Вавилонское пленение. Греческое владычество. Пророки – вестники Царства Божия. Пророк Илия: Илия и сарептская вдова. Взятие Илии на небо. Чудеса пророка Елисея, Пророк Иона. Великие пророки: Исайя, Иеремия. Вавилонский плен: великий пророк Иезекииль и Второй Исайя. Великий пророк Даниил (Пир Валтасара). Даниил во львином рву. Греческое владычество.  Библия на греческом языке .









III. Тематическое поурочное планирование.
Тема1. От Сотворения мира до изгнания из рая. Книга Бытия, главы 1-3.
Урок 1. Немного о происхождении Библии. Начало Сотворения мира: отделение света от тьмы, отделение суши от вод.
Основные вопросы содержания учебного материала урока:
1.    Кратко о происхождении и содержании Библии.
2.    Отделение света от тьмы.
3.    Отделение суши от вод.
Задания: Определите, какие утверждения являются верными, а какие – нет.
1.    Самой известной и наиболее часто издаваемой книгой на земле является "Код да Винчи" Д. Брауна.
2.    Слово "Библия" в переводе с греческого языка означает "книги".
3.    Слово "Библия" происходит от названия греческого года Библа, в котором изготовляли папирус для письма.
4.    Слово ""Библия" происходит от сирийского города Библа, в котором изготовляли папирус для письма.
5.    О значении слово "Библия" напоминают в современном русском языке слова "библиотека", "библиофил", "библиотекарь".
Ответы: верно – 2, 4, 5.
Урок 2. Сотворение растений и светил. Сотворение животных.
    Основные вопросы содержания учебного материал:
1.    Сотворение растений и светил.
2.    Сотворение светил в мировом изобразительном искусстве. Древнерусские росписи, росписи Микеланжело на стенах Сикстинской капеллы, Грабовскик алтарь в храме святого Петра в Гамбурге Мастера Бертрама.
3.    Сотворение животных.
4.    Сотворение животных на фресках в Лоджиях Рафаэля в Ватикане. (Копии Лоджия XVIII века на холсте в Эрмитаже). Фреска Рафаэля и его учеников "Сотворение животных".
5.    Сотворение растений, светил и животных.
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте библейский текст (Быт. 1, 1-1, 25).
2.    Расскажите о сотворении растений, светил и животных на основании библейского текста.
3.    Приведите естественнонаучные аргументы в защиту библейского учения о творении.
4.    Каковы иконографические схемы библейских сюжетов о творении?



Урок 3. Сотворение человека. Сотворение Евы. Рай (Эдемский сад).
Основные вопросы изложения учебного материала:
1.    Сотворение человека.
2.    Сотворение Евы. Библейский текст и современное богословское осмысление.
3.    Рай земной (Эдемский сад). Изображения рая в древнерусской иконописи. Изображение рая в западном искусстве: рай на левой створке алтаря "Сад земных наслаждений" работы нидерландского художника Иеронима Босха.
Вопросы и здания:
1.    Прочитайте отрывок из первой главы Книги Бытия – стихи 26-31. Рассмотрите репродукции древнерусской иконы и картины Микеланджело "Сотворение Адама". Как вы думаете, чье изображение более близко содержанию библейского текста? Аргументируйте свой ответ.
2.    Это учение имеет различные самоназвания: "православный", "творческий", "теистический"  эволюционизм, "телеологизм", "конкордизм" и т.п. Учение это безусловно, носит богословский характер. В чем сущность этого учения? Какие аргументы Священного Писания используют сторонники этого учения?
3.    В чем суть богословского учения о сотворении живого и неживого мира, называемого "креационизм"? Каковы его аргументы из Священного Писания?

Урок 4. Грехопадение. Изгнание из рая.
Основные вопросы:
1. Святые Отцы об отсутствии тления и смерти до грехопадения Адама (а значит, и эволюционного развития).
2. Грехопадение. Библейский текст и современное богословское осмысление. Что такое первородный грех.
3. Изображение грехопадения в мировом изобразительном искусстве. Сложившиеся каноны изображения, их отличия от библейского текста. Изображения змея – искусителя с женской головой в западном христианском искусстве.

Задание:
1. Прочитайте в книге Бытия о грехопадении и изгнании из рая первых людей.
2. Рассмотрите предложные вам репродукции. При ответе расскажите о канонах изображения подобных сюжетов.
3. Ответьте на вопрос: Что такое первородный грех?


Тема 2. От истории Каина и Авеля до Вавилонской башни. Книга Бытия гл. 4-11.
Урок 5. Каин и Авель. Строительство Ноева Ковчега.
Основные вопросы:
1.    Каин и Авель
2.    Допотопная Земля: естественнонаучная картина.
3.    Строительство Ноева Ковчега после сверхъестественного предупреждения о грядущей катастрофе.
4.    Строительство Ковчега, его устройство и водоизмещение.

Задания:
1.    Расскажите. Как Библия говорит о первом на земле убийстве? Почему Каин совершил его. Аргументируйте.
2.    Почему выбор Бога пал именно на Ноя?
3.    С естественнонаучной точки зрения могли ли жители допотопной земли предполагать возможность разрушительного наводнения?
Урок 6. Всемирный потоп. Жертвоприношение Ноя.
Основные вопросы:
1.    Всемирный потоп: библейский текст, свидетельство о потопе в мифах различных народов земли.
2.    "Механизм" потопа. Какие процессы имели место реально во время катастрофического событии. Известного нам под названием "Библейский потом"?
3.    Окончание потопа, появление радуги, жертвоприношение Ноя. Завет Бога с Ноем.
Задания и вопросы:
1.    Прочитайте библейский текст о всемирном потопе (Быт. 6.9 – 8, 12).
2.    Перескажите своими словами библейский рассказ о всемирном потопе.
3.    Какие вы можете привести естественнонаучные аргументы в пользу библейского сообщения о потопе?
4.    Расскажите о Завете Бога с Ноем.
Урок 7.  Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня.
Основные вопросы:
1.    Почему опьянел Ной после Всемирного потопа, ведь до потопа также употреблял виноградное вино и не пьянел? Феномен "Крепости" горцев: влияние гипоксии на метаболизм алкоголя. Влияние падения атмосферного давления после потопа на метаболические процессы в организме, в т.ч. на метаболизм алкоголя.
2.    Дети Ноя. Этническая картина послепотопного мира по библейскому тексту: семиты, хамиты и иафетиды.
3.    Вавилонское столпотворение и расселение людей.
4.    Появление идолопоклонства (язычества).


Вопросы и задания:
1.    Укажите причины опьянения ветхозаветного праведника Ноя.
2.    Расскажите о детях Ноя. Основоположниками каких рас и народов они стали?
3.    Расскажите о строительстве вавилонского зиккурата и о причине его прекращения Богом.
4.    Как возникло идолопоклонство?
Тема 3: Праведный Авраам.
Урок 8. Призвание Авраама. Авраам и Мальхиседек. Завет Бога с Авраамом.
Основные вопросы:
1.    Призвание Авраама.
2.    Мельхиседек, священник Бога Всевышнего и царь Салимский, благословляет Авраама.
3.    Завет Бога с Авраамом.
Вопросы и задания:
1.    Почему Бог решил избрать Авраама, выделив его из языческого окружения?
2.    Что нам известно о Мельхиседеке? Что принес Мельхиседек в дар Аврааму?
3.    В чем суть заключенного Богом с Авраамом Завета?
Урок 9. Явление Бога Аврааму в виде трех Ангелов. Истребление Содомы и Гоморры.
Основные вопросы изложения учебного материала:
1.    Явление Бога Аврааму в виде трех странников.
2.    Иконография "Гостеприимства Аврамова". Путь от "Гостеприимства" к "Троице" Святого Андрея Рублева. Богословский аспект рублевской иконы.
3.    Просьба Авраама у Бога о помиловании Содома ради живущих там праведников.
4.    Гибель Содома и Гоморры, т.к. там не оказалось и десяти праведников. Бегство Лота с семьей из Содома.
Вопросы и задания:
1.    В каком обличии Авраам узрел Бога?
2.    Что говорили Ангелы Аврааму?
3.    Как изображали на протяжении веков явление Бога Аврааму в виде трех странников (Ангелов)?
4.    Кто есть кто на иконе А.Рублева "Троица"?
5.    О чем молил Бога Авраам, желая спасти Содом от кары?
6.    Как Лот спасся от гибели в Содоме?
Урок 10. Агарь – дочь египетского фараона и мать Измаила. Гарь и Измаил в пустыне. Жертвоприношение Авраама.
Основные вопросы изложения учебного материала:
1.    История Гари и Измаила.
2.    Жертвоприношение Авраама.

Вопросы и задания:
1.    Ответьте на вопрос: Почему фараон отдал свою дочь Агарь Аврааму?
2.    Каким прообразом было принесение в жертву Исаака?
3.    Кого предъизобразил Исаак?
Вопросы и задания:
1.    Смерть Сары (в 127 лет) и решение Авраама женить своего сорокалетнего сына Исаака.
2.    Как произошла женитьба Исаака и Ревеки?
3.    Расскажите о детях Исаа4ка.
4.    Дорожил ли Исав своим первородством?
5.    Получил ли (если да, то при каких обстоятельствах) благословение Исаака Иаков?
Урок 11. Сон Иакова. Иаков у Лавана. Борение Иаков а с Ангелом.
Основные вопросы изложения учебного материала:
1.    Сон Иакова: видение таинственной лестницы.
2.    Иаков у Лавана в Харране: работа у Лавана (семь лет за Лию и семь лет за Рахиль).
3.    Борение Иакова с Ангелом и приобретение нового имени Израиль ("богоборец").
Задания и вопросы:
1.    Выберите правильные варианты ответов:
а) Исав уступил свое первородство Иакову, потому что в глазах Бога в те времена оно не имело никакого значения;
б) Исав продал свое право первородства, потому что в его глазах оно не имело никакого значения;
в) Исаак раскаялся в том, что благословил по ошибке Иакова и изменил свое решение – благословил Исава;
г) Опасаясь гнева брата, Иаков отправился в землю Вавилонскую.
Правильные ответы: б, г.
2.    Раскройте, как вы понимаете, библейское понятие "Лестница Иакова".
Тема5: История жизни Иосифа. Испытание Иова.
Урок 12. Сны Иосифа. Продажа Иосифа в рабство. Иосиф у Понтифара.

Основные вопросы изучения учебного материала:
1. Сыновья Иакова – основоположники двенадцати колен. Иосиф – любимый сын Иакова. Завить братьев к Иосифу. Сон Иосифа и усиление ненависти братьев.
2. Продажа братьями Иосифа в рабство и обман отца.
3. Иосиф у Понтифара (Понтефрия) честная служба своему господину, домогательства жены вельможи и оклеветание его пред мужем. Иосиф в темнице.
Вопросы и задания:
1.    Выберите правильные ответы;
а) Братья ограбили Иосифа и, чтобы скрыть свое преступление продали его в рабство кочевникам;
б) Братья хотели убить Иосифа, но старший брат Рувим не хотел проливать крови и уговорил бросить его в сухой ров;
в) Братья забрали одежду Иосифа и продали ее за 20 сребреников.
Правильный ответ: б.
2.    Составьте устный рассказ своими словами о жизни Иосифа в Египте до его заключении в тюрьму.
Урок 13. Иосиф толкует сны в темнице. Иосиф перед фараоном. Иосиф встречает братьев.
Основные вопросы:
1.    Иосиф толкует сны в темнице виночерпию хлебодару.
2.    Иосиф разгадывает два особенных сна фараону.
3.    Свидание Иосифа с братьями.
4.    Переселение Иакова с семейством в Египет. Естественнонаучные свидетельства истории Иосифа.
Вопросы и задания:
1. Выберите правильные ответы на вопросы:
а) Иосиф растолковал виночерпию, что через три дня фараон простит его и вернет ко двору;
б) Бог видел невиновность Иосифа и помогал ему;
в) Иосиф растолковал сон фараону и фараон назначил Иосифа виночерпием.
Правильные ответы: а, б.
Составьте совей устный рассказ о жизни Иосифа после освобождения из темницы.
Урок 14. Праведный Иов.
Основные вопросы:
1.    История благополучной жизни праведника Божия Иова.
2.    Клевета дьявола на Иова.
3.    первое испытание Иова: лишение его детей и имущества.
4.    Новая клевета дьявола и новые испытания Иова.
5.    Речи друзей Иова.
6.    Пророчества Иова об Искупителе (Спасителе) и о будущем воскресении в беседе с друзьями.
7.    Награда Иова Богом.
Вопросы и задания:
1.    Как жил Иов до начала испытаний?
2.    Какую ложь возводил дьявол на Иова?
3.    В чем общий смысл речей друзей Иова?
4.    Какие пророчества произнес сам Иов?
5.    Чем Бог наградил Иова за терпение и верность?
Тема 6: Исход евреев из Египта.
Урок 15. Детство и юность Моисея. Призвание Моисея.
Основные вопросы изложения нового учебного материала:
1.    Египетская рабство. Исторические условия: изменения положения евреев после свержения в Египте гиксосской династии.
2.    Обстоятельства рождения Моисея и взятие его на воспитание в царский дворец.
3.    Воспитание Моисея при царском дворце.
4.    Убийство Моисеем египтянина и бегство его в Египет.
5.    Моисей у горящего тернового куста ("Неопалимой купины"). Призвание Богом Моисея.
6.    Возвращение Моисея в Египет.
Вопросы и задания:
1.    Почему евреи оказались в рабстве у египтян?
2.    В какой семье был рожден Моисей и как он оказался во дворце фараона?
3.    Почему Моисей бежал из Египта?
4.    Как произошло призвание Моисея?
Урок 16: Десять казней египетских. Евреи покидают Египет (Исх. 4, 29-31; 5-13).
Основные вопросы изложения учебного материала:
1.    Десять казней египетских (великих бедствий): вода в ареках, озерах и колодцах превратилась в кровь; град и саранча истребляли растительность, наступила трехдневная тема по всему Египту и т.п. Самая страшная казнь – десятая: Бог поразил всех первенцев египетских. Установление главного ветхозаветного праздника – Пасхи.
2.    Переход евреев через Чермное море и другие чудеса, (Исх. 14-18). Прообраз водного крещения.
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте библейский текст о десяти казнях египетских (исх. 4.29-31) и запомните их последовательность.
2.    Ответьте на следующие контрольные вопросов:
а) Какая из египетских казней была наиболее страшной?
б) Почему евреи мазали кровью  жертвенного агнца косяки и перекладины и дверей своих жилищ?
в) Что означает слов "Пасха"?
г) Прообразом кого был Пасхальный Агнец?
д) Можно ли сказать, что ветхозаветная Пасха была прообразом нашей христианской Пасхи? Аргументируйте свой ответ.
е) Как удалась евреям оторваться от преследования египтян?
ж) Какие чудеса творил Моисей в пустыне?
3. Расскажите, с какими трудностями евреям приходилось сталкиваться в пустыне?

 Урок 17. Путешествие евреев в пустыне. Синайское законодательство. Скиния.
Основные вопросы изложения нового материала:
1.    Сорокалетнее странствование евреев по пустыне. Медный змий. (Чис. 41-14; 16-17; 21, 4-9)
2.    Синайское законодательство (Исх. 19, 20, 24, 32-34, Втор. 5) – Декалог (десять заповедей):
а) Четыре первые заповеди – о любви к Богу
б) Шесть следующих заповедей – о любви к ближнему.
3. Скиния (Исх. 25-34; Втор. 10;, 13; 16; Лев. 1-7; 16; 23).
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте библейский текст – Исх. 19, 20, 24, 32-34, Втор. 5).
2.    Выучите заповеди Декалога.
3.    Нарисуйте в тетрадях схематическое устройство скинии согласно текста Священного писания (Исх. 25-34, Втор. 10; 13; 16; Лев. 1-7; 16; 23).
4.    Ответьте на контрольные вопросы:
а) Какие из Заповедей говорят о любви к Богу, а какие о любви к ближним?
б) За что Господь наказал Мариам проказой?
в) Для чего был сооружен Медный змий?
г) За что евреи были осуждены на сорокалетнее странствование?

Тема 7: Времена судей.
Урок 18. Завоевание Земли обетованной. Начало эпохи судей. Гедеон. Самсон.
Основные вопросы:
1.    Вступление евреев в Землю обетованную (Нав. 1-18; Втор. 27). Чудо с разрушением иерихонских стен. Сражение при городе Гаваоне.
2.    Разделение Земли обетованной между двенадцатью коленами израильскими. Начало эпохи судий (Суд. 1-21; 1, Цар. 1-16).
Вопросы и задания:
1.    Какое задание Иисус Навин дал священникам при приближении израильтян к Иерихону?
2.    Разделение Земли обетованной между двенадцатью коленами израильскими. Начало эпохи судий (Суд. 1-21; 1 Цар. 1-16).
Вопросы и задания:
3.    Сколько лет потребовалось евреям во главе с Иисусом Навиным на завоевание земли обетованной?
4.    Покажите на карте места расселения евреев после завоевания Палестины и земли каждого из колен израильских.
5.    В чем суть завещания Иисуса Навина евреям?
6.    Кого называли "судьями"?
7.    Чем из числа судей прославился Гедеон?
8.    Чем Гедеон мотивировал свой отказ от предложенной ему царской власти?
9.    Чем знаменит был судья Самсон?
10.    Какую смерть принял Самсон?
11.    Кто был последним судьей Израиля?
Урок 19. Рождение и призвание Самуила.
Основные вопросы:
1.    Обстоятельства рождения Самуила. Обет Анны Богу.
2.    Детство Самуила. Отдание его в скинию первосвященнику Илию на служение Богу.
3.    Предсказание Самуилу. Исполнение предсказаний: разгром израильтян филистимлянами, гибель сыновей Илия (Офни и Финеса) и пленение ковчега, смерть Илия.
4.    Самуил – пророк Божией и судья израильского народа. Избавление евреев от власти филистимлян по молитве Самуила.
5.    Самуил через сорок лет передал власть своим сыновьям, которые оказались нечестивыми.
6.    Самуил по просьбе евреев поставил им царем Саула.
Контрольные вопросы и задания:
1.    Что необычное было в рождении Самуила?
2.    Каково значение имени "Самуил"?
3.    Расскажите о первом общении Самуила с Богом.
4.    Почему Самуил старался убедить евреев не устанавливать царскую власть?
Урок 20. История Руфи. (Руфь 1-4)
Основные вопросы:
1. Отношения евреев с соседними народами.
2. Иудейская семья Елимелеха и Ноеминь с детьми (Махлон и Хилеон) переселяется из Вифлеема в Моав, где сыновья женились на моавитянках Орфее и Руфи, а Елимелех умер.
3. Смерть сыновей и возвращение Ноемини с невестками в свое отечество.
4. Возвращение Орфы по настоянию свекрови в дом родителей.
5. Ноеминь и Руфь поселяются в Вифлееме. Почтительность к свекрови.
6. Женитьба по закону ужичества на родственнике умершего свекра, богатом человеке Возе. Рождение сына Руфи и Воза Овид, дед царя Давида.
Контрольные вопросы и задания:
1.    Как относились к иноплеменникам, принявшим ветхозаветный иудаизм, израильтяне?
2.    Что произошло с семьей Елимелиха в Моаве?
3.    Чем Бог наградил Руфь за ее привязанность и почтительность к свекрови?
4.    Кем сын Воза и Руфи приходился царю Давиду?

Тема 8: Времена царей.
Урок 21. Саул – первый царь Израиля. (1 Цар. 10, 17-27; 11-15) Основные вопросы:
1.    Помазание Саула на царство и избрание его по жребию.
2.    Первое время царствования Саула, когда он поступал по воле Божией.
3.    Саул перестает поступь по воле Бога. Самуил по воле Бога помазывает на царство Давида, младшего сына Иессея.
Контрольные вопросы и задания:
1.    Каким явным образом Бог проявил свою волю о возведении Саула в царское достоинство?
2.    Как вел себя по отношению к Богу Саул в первое время своего царствования?
3.    В чем проявилось отступление Саула от Бога?
4.    На кого как на нового царя указал Бог Самуилу?
Урок 22. История Давида.
 Основные вопросы:
1.    Победа Давида над Голиафом (1 Цар. 16-31; 2Цар. 1).
2.    Женитьба Давида на дочери Саула. Гонение Саула на Давида. Бегство Давида в пустыню.
3.    Смерть Саула и воцарение Давида (2 Цар).
4.    Грех Давида (отправление на смерть Урии Хеттеянина и взятие в жены его вдовы Вирсавии). Обличение Давида пророком Нафаном.
5.    Покаяние Давида. Псалмы Давида.
6.    Последние годы жизни за трон. Борьба за трон между сыновьями. Попытка воцарения Адонии. Воцарение Соломона
Контрольные вопросы:
1.    Чему учит нас победа юного пастушка Давида над опытным воином Голиафом?
2.    Как отметил Саул военные заслуги Давида?
3.    Что явилось поводом для гонений Саула на Давида?
4.    Почему Давид не поднял руку на Саула?
5.    Что за грех, совершенный Давидом, обличил пророк Божий Нафан?
6.    Какой псалом написал Давид, глубоко раскаиваясь в своем грехе?
7.    Назовите имена известных вам сыновей Давида.
8.    Кто из сыновей Давида и при каких обстоятельствах восстал против отца?
9.    Кто и при каких обстоятельствах воцарился в Израиле после Давида?
Урок 23. Царь Соломон. Разделение еврейского царства после его смерти
Основные вопросы:
1.    Борьба Соломона с Адонией за отцовский престол. Воцарение Соломона.
2.    Смерть Адонии и гибель его сподвижников.
3.    Соломон просит у Бога разума.
4.    Примеры мудрости Соломона. Суд двух женщин.
5.    Строительство храма Божия в Иерусалиме на горе Мориа (7, 5 лет). Пребывание Славы Господне в Храме.
6.    Грехи Соломона. Строительство капищ. Объявление Соломону через пророка наказания от Бога.
7.    Смерть Соломона и разделение еврейского царства на Израильское и Иудейское. Воцарение Ровоама в Иудее и Иеровоама в Израиле, войны между ними.
Контрольные вопросы и задания:
1.    Прочитайте Библию 3-ю Книгу Царств, и 12-15.
2.    Чем завершилась борьба Давида и Адонии за отцовский престол?
3.    Чего царь Соломон просил у Бога? Дал ли ему Бог просимое?
4.    Расскажите о строительстве Иерусалимского Храма.
5.    Какие примеры мудрости царя Соломона вы мажете привести.
6.    Прочитайте гл. 10-13 2-й книги Паралипоменон.
7.    Что стало с Израилем после смерти Соломона?

Тема 9: Пророки и Вавилонское пленение.
Урок 24. Пророки – вестники Царствия Божия.
Пророк Илия. (3-я Книга Царств, гл. 16-19; 4-я Книга Царств, гл. 1-2).
Основные вопросы:
1.    Пророческое служение в Древнем Израиле. Пророки – вестники Царства Божия.
2.    Смерть Соломона, воцарение Ровоама и распад Израиля на Северное (израильское) царство и Южное (Иудейское) царство. Война между Израилем и Иудеей.
3.    Царь Иеровоам отвращает евреев десять колон от почитания истинной Бога, повелевает изготовить двух золотых телец (в Вефиле и Дане).
4.    Рождение Илии в г.Весфите в стране Галаадской в семье Саваха из рода Аронова. Видение Саваху белообразных мужей, которые пеленали младенца огнем, влагали ему в рот пламень огненный и дали предсказание будущем величии Илии в пророческом служении.
5.    Обучение Илии священниками. Пребывание Илии в душевной и телесной чистоте. Равноангельская жизнь Илии и получение им от Бога дерзновения получать просимое.
6.    Царь Ахав и царица Иезавель. Насаждение культа Ваала. Построение капища Ваала в Самарии.
7.    Увещевание Илией царя. Наказание царя и его подданных: засуха. Илия скрывается в пустыне у потока Хорафа, его кормят вороны.
8.    Воскрешение Илией сына вдовы в Сарепте Сидонской.
9.    Илия и богобоязненный Авдий, скрывавший пророков Господних.
10.    Встреча Илии с Ахавом. Соревнование Илии со жрецами Ваала (450 человек) и 450-ю жрецами др. богов на горе Кармил. Победа Илии – Бог спалил небесным огнем жертву.
11.    Другие чудеса Илии.
12.    Взятие Илии живым на небо
13.    Иконография св. Илии.
Урок 25. Жизнь и чудеса пророка Елисея.
Основные вопросы:
1.    Св. пророк Елисей – сын земледельца по имени Сафат. Ученичество у пророка Илии.
2.    Получение милости Илии после его вознесения на 6небо.
3.    Чудо с водою в городе Иерихоне. Чудо с маслом.
4.    Воскрешение Елисеем сына одной богатой женщины в городе Сонаме.
5.    Исцеление Елисеем Немана, военачальника царя сирийского. Наказание нечестного и сребролюбивого слуги по имени Гиезий.
6.    Посмертное чудо пророка Елисея.
7.    Иконографический тип пророка Елисея в византийской, русской и западноевропейской иконописи.
Задания и вопросы к урокам 25-26:
1.    Прочитайте 4-ю Книгу Царств, гл. 2-10; 1-21.
2.     Как Елисей покарал детей за непочтение к старшим?
3.    Как Елисей очистил источник в Иерихоне?
4.    Расскажите о чуде воскрешения отрока.
5.    Как Елисей наказал лживого и сребролюбивого слугу?
6.    Какое посмертное чудо совершил Елисей?
7.    Как Елисей изображается на иконах?
Урок 26: Великие пророки Исайя и Иеремия.
Основные вопросы:
1.    Падение Израильского царства. (4-я Книга Царств, гл. 17).
2.    Иудейское Царство.
3.    Пророк Исайя (4 Цар. 16, 18-23; 2 Пар. 28-35; Ис. 1-18). Призвание его Богом к пророческому служению особенным явлением.
4.    Предсказание Исайи о разрушении Иерусалима и пленении евреев.
5.    предсказание Исайи о Христе Спасителе: происхождение рода Давида, рождение от Девы и его нахождение вместе с Богом, распятие со злодеями.
6.    Обличение Исайей иудейского царя Манассии. Мученичество Исайи – перепиление деревянной пилой.
7.    Проповедь пророка Иеремии о нечестии евреев и их грядущем семидесятилетнем вавилонском пленении. Подчинение Иудейского царства вавилонскому царю.
8.    Призыв Иеремии к покаянию. Отказ от покаяния евреев, союз Иудеи с Египтом и новая война с Вавилоном.
9.    Разрушение Иерусалима и Храма. Пленение евреев. План Иеремии в разрушенном Иерусалиме.
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте 4 Цар. 24-25; Иер.; 2 Пар. 36, 5-21, 28-35 и Ис. 1-18.
2.    Расскажите о гибели Израильского царств.
3.    Какие предсказания о будущем еврейского народа сделал Исайя?
4.    Какие предсказания о Христе сделал Исайя?
5.    К чему призывал жителей Иерусалима Иеремия?
6.    Почему вавилоняне оставили Иеремию в разрушенном Иерусалиме?
Урок 27. Пророк Иона (Иона 1-4).
Основные вопросы:
1.    Что мы знаем о жизни пророка Ионы.
2.    Повеление Бога Ионе идти в Ниневию.
3.    Три дня во чреве больной рыбы.
4.    Проповедь Ионы в Ниневии.
5.    Ропот на Божие милосердие. Вразумление Ионы.
6.    Символика 3-х дневного пребывания во чреве большой рыбы.
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте книгу пророка Ионы.
2.    Расскажите о миссии Ионы в Ниневии.
3.    Прообразом чего является трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве большой рыбы?
Урок 28. Вавилонский плен. Великий пророк Иезекииль и Второисайя.
Основные вопросы:
1.    Жизнь евреев в вавилонском плену.
2.    Пророк Иезекииль (Иез. 37, 1-14) призван к пророческому служению Богом в вавилонском плену (еще до окончательного разрушения Иудейского царства). Видение о воскресении мертвых.
3.    Второисайя.
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте книги Иезекииля и Исайи.
2.    В каких условиях шло пророческое служение Исайи?
3.    Какое видение предстало пророку Иезекиилю.
Урок 29. Великий пророк Даниил. (Дан. 1-2).
Основные вопросы:
1.    Рождение Даниила в царском роде, уведение в плен.
2.    Воспитание и обучение Даниила вместе с Аннией, Азарией и Мисаилом при дворе вавилонского царя.
3.    Твердое следование Моисееву закону.
4.    Толкование сна Навуходоносору.
5.    Друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – в печи Вавилонской (Дан. 3).
6.    Пир Валтасара и его святотатственное обращение с храмовыми сосудами. Суд Божий: рука пишет огнем на стене слова "мене, текел, фарес". Вызов Даниила во дворец и его толкование слов – предсказание о близком падении Вавилона.
7.    Завоевание Вавилона царем Киром Персидским. (Дан. 5).
8.    Даниил при дворе царя Дария (Дан. 6-14).
9.    Даниил во рву со львами.
10.    Предсказание Даниила о времени рождения Христа Спасителя через семьдесят седмин (490 лет).
11.    Возвращение иудеев из плена.
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте книгу пророка Даниила.
2.    Где родился Даниил?
3.    Какую веру хранил Даниил?
4.    Расскажите о толковании сна Навуходоносору?
5.    Расскажите о друзьях пророка Даниила.
6.    Расскажите о пире Валтасара.
7.    Расскажите о жизни Даниила при двух царях Дария.
Урок 30. Малые пророки. Построение Второго Храма.
Основные вопросы:
1.    Возвращение из плена и построение Второго храма.
2.    Пророк Аггей: утешал иудеев, второго храма затмит славу первого, потому что в него пройдет Спаситель (Агг. 2, 6-9).
3.    Пророк захария: предсказание пришествия Спасителя в Иерусалим на осленке (Зах. 9,9).
4.    Пророк Малахия: приближается пришествие Спасителя, перед Ним будет Предтеча. Малахия – последний пророк в Иудеи. (Мал. 3.1; 4.5).
Вопросы и задания:
1.    Прочитайте из Библии: Агг. 2, 6-9; Мал. 3, 1; 4,5.
2.    Что предсказывал пророк Аггей?
3.    Кто из пророков предсказал, что Спаситель войдет в Иерусалим на осленке?
4.    Кто предсказал явление миру Предтечи Спасителя?
5.    Кто был последним ветхозаветным пророкам?
Урок 31. Греческое владычество. Перевод Библии на греческий язык.
Основные вопросы:
1.    Двухсотлетнее персидское владычество.
2.    Завоевание Александром Македонским и его покровительство евреям.
3.    Завоевание эллинско-египетским царем. Птолемеем. Переселение многих евреев в Египет.
4.    Перевод 70 толковников, сделанный по велению царя Птолемея Филадельфа (285-277 гг. до Р.Х.).
5.    предание о св. Симеоне Богоприимце.
6.    Завоевание Иудеи Сирией. Гонения царя Антиоха Епифана на иудаизм. Мученичество Елеазара.
7.    Мученики Маккавеи. Симон Маккавей освобождает Иудею и Иерусалим от сирийцев. Утверждение новой царской династии.
8.    Покорение Иудеи римским войском Помпея Великого в 64 г. до Р.Х.
Вопросы и задания:
1.    Кто поочередно владел Иудеей?
2.    Как относился к евреям царь Египта Птолемей Филадельф?
3.    Кто и почему повелел перевести Библию на греческий язык?
4.    Что заставлял делать евреев Антиох Епифан из того, что было запрещено Моисеевым законам?
5.    Расскажите о Маккавейских мучениках.
6.    Кто освободил евреев от греческого владычества?
Урок 32. Просмотр видеофильма из ветхозаветной истории.
Урок 33. Просмотр видеофильма из ветхозаветной истории.
Урок 34. Музейное занятие в Эрмитаже или в Музее истории религии.
 Урок 35. Проведение дифференцированного зачёта по всему курсу.
IV.  Использованная литература:
1.    Афанасий Великий, свт. Творения в четырех томах.т.2. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994.
2.    Бауден М. Обезьяннобразный человек – факт или заблуждение ? Симферополь, 1996.
3.    Василий Великий, св.Беседы на Шестоднев. //Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесари Каппадокийской, 4.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 19900.
4.    Головин С. Эволюция мифа. М. Паломник, 1999.
5.    Гут А., Стейнхардт П. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7, с.56.
6.    Григорий Синаит, прп. Творения. М., 1999.
7.    Дионисий Ареопагит. Божественные Имена //Мистическое  богословие. Киев. 1991.
8.    Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. М., 1993. т.1.
9.    Кураев Андрей, дьякон. Мужчина и женщина в книге Бытия // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10).
10.    Марцинковский В.Ф. Наука и религия. Изд. "Свет на Востоке", 1989.
11.    Маршалл Д. Новый век против Евангелия, или величайший вызов христианству, Изд. "Источник жизни", 1995.
12.    Мори Г. Сотворение и современный христианин. М.Протестант, 1993.
13.    Петсен Д. Открывая тайны творении. СПб, "Библия для всех", 1994ю
14.    Росс Х. Творец и космос. СПб, 1997.
15.    Тейлор П. Сотворение. СПб "Библия для всех", 1994.
16.    Учение о теории эволюции. Симферополь, 1996.
17.    Феофан Затворник, свт.Собрание присеем. Т. 1. М., 1894.
18.    Шестоднев против эволюции. Сборник стаей. Под ред. Диакона Даниила Сысоева. М. Паломник, 2000.
19.    Библия и на3ука. Сборник статей. М. Дар, 2006.
20.    Вертьянов С. Происхождение жизни. Факты, гипотезы, доказательства. М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»