Формирование культуры отношений у детей младшего школьного возраста
Автор: Седова Галина Павловна, ГБОУ СОШ №4 Кусто.
«Современный мир жесток, жестокими стали и дети.
А нормой жизни каждого человека –
взрослого и ребёнка – должна стать толерантность».
М. Орлова
Толерантность – это способность человека, проявляющаяся в терпимости к иному образу жизни, верованиям,поведению, обычаям,идеям, чувствам, мнениям. Таким образом, это свобода инакомыслия в широком смысле этого слова. Эта способность не является врождённой, ее надо развивать.
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, добровольность выбора, искренность убеждений и отказ от насилия (в том числе взрослых – учителей, родителей над ребенком). Мы, учителя, в первую очередь должны демонстрировать эту толерантность. Причины отсутствия толерантности у современных детей – это житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы, природные катаклизмы, воспитательная инфантильность родителей по отношению к детям, агрессия в обществе. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но сделать так, чтобы у ребенка появилась активная жизненная позиция и чуткое отношение к людям – это в наших силах.
Наибольшую сложность у младших школьников вызывает необходимость проявления терпимостик чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.
Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использование выражений, имеющих уничижительный оттенок, негативное отношение к людям другой национальности, к старикам, инвалидам, попытки поставить своих одноклассников в неловкое положение, уверенность в том, что другие дети хуже, чем они.
Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия.
Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст является наиболее благоприятным. У детей этого возраста можно встретить эпизодическое проявление толерантности, чаще всего к близким людям, а к остальным – в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.
За период начальной школы ребенок приобретает новые ценностные ориентиры: от безусловного непререкаемого авторитета учителя переходит к осознанию важности оценки себя и своих поступков товарищами. Если в I – II классах отношения между детьми строятся преимущественно через учителя (его требования и оценки принимаются и усваиваются детьми), то к III – IV классам уже не только мнение взрослого, но и отношение к ребенку одноклассников определяет его положение среди других детей. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.
В этот период у детей возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.
Совместная трудовая и игровая деятельность также имеют большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. Особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, и они должны действовать согласованно, то игра становится школой общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
Обучение правилам взаимоотношений становится эффективнее, если в игре принимают участие взрослые. В игре правила одинаковы для всех, взрослый выступает в равных позициях с ребенком, поддерживает и поощряет его самостоятельность.
Еще одним важным условием успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Дети, имеющие заниженную самооценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют агрессивность.
Хорошим способом помочь ребенку реализовать себя является организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может проявить себя. Это участие в праздниках, спектаклях, спортивных соревнованиях, турнирах, конкурсах, выпусках классных газет, трудовых делах и т.д. В группе, где наряду с учебной деятельностью существуют другие вид деятельности, дети становятся более терпимыми друг к другу, учатся уступать товарищам.
Как и общество в целом, система образования должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе, в каждой группе продленного дня должна быть создана благоприятная, комфортная среда для формирования толерантных отношений. С этой целью с первого класса учитель должен вместе с родителями понять причины насилия и нетерпимости между детьми, воспитывать уважение к тем, кто чем – либо отличается от других, поощрять практику толерантного взаимодействия. Ведь проявления толерантности – это уважение достоинства личности.
Воспитанием в духе толерантности надо заниматься целенаправленно: не допускать оскорбительных выражений, поощрять участие всех детей в общих занятиях, научить относиться друг к другу с взаимным уважением, давать возможность каждому выразить свое мнение, приучать детей уважительно относиться к людям другой национальности, научить детей внимательно слушать и слышать других, приходить на помощь, если в тебе нуждаются.