Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Положительные эмоции: радость, уверенность в своих силах, благотворно сказываются на жизнедеятельность всего организма ребёнка. Очень многое зависит от взрослых людей, людей, которые сопровождают малыша, начиная ещё с дошкольного возраста, чувства детей необходимо воспитывать! Невоспитанность, неразвитость может привести к тому, что вырастет личность убогая, ничем не интересующаяся, бездушная. Согласитесь, нельзя заниматься только обучением ребёнка математике, чтению, письму. Немаловажное место при воспитании ребёнка должны занимать и воспитание у него чувства ответственности, уважения к окружающим, человечности, всё это формируется во взаимоотношениях ребёнка со сверстниками, взрослыми. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ребёнка. Мы всегда хотим, чтобы дети росли добрыми, честными, справедливыми, но очень часто дети путают такие понятия -"быть справедливым", "честным". Например: недавно мною был проведён тест для детей "Мои качества". Я хотела узнать, как дети умеют оценивать себя, свои положительные качества. На всех детей были приготовлены цветные квадраты. каждый цвет обозначал то или иное качество ребёнка. Синий-вежливость, зелёный-доброта, красный-справедливость, жёлтый-храбрость. Детям было предложено подумать-какими из перечисленных качеств они, поих мнению, обладают. Затем подойти и положить в свой, заранее приготовленный конверт с именем, цветной квадрат. Из 18 детей только одна девочка положила себе в конверт один квадратик-зелёный, все остальные положили в свои конверты весь предложенный набор цветных квадратиков. Позже я подзывала каждого из детей по отдельности и задавала вопрос, почему он считает что обладает всеми положительными качествами, просила рассказать. какие именно поступки указывают на наличие в нём ( ребёнке), этих качеств. Ответы детей; "Я же красивая", "Со мной всем интересно", "Я сильный"... Получаеся что у детей завышенная самооценка? Или они ещё не умеют адекватно оценивать себя? Очень часто я предлагаю детям обсудить какую-либо жизненную ситуацию, прошу их поставить себя на место обиженной стороны, затем рассказать о своей реакции на эту ситуацию.., все всегда на стороне обиженных. Но если следишь в это время за поведением и эмоциями детей-появляется повод для тревоги..; один-хихикает в кулачок, другая -рассматривает свои туфельки и раскладывает подол своего платья красивыми складками на стуле. Что это,равнодушие или незаинтересованность? Все наши беседы происходят с опорой на литературные примеры, или случаи из личного опыта. Научить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивать своё поведение с поведением других -трудно, но необходимо. Так как же воспитать в дошкольнике чувство самоуважения, уважение к сверстникам и взрослым? Согласитесь, немаловажную роль в этом играет семья, близкие люди. К сожалению. не всегда идут из семьи положительные примеры. Иногда дети рассказывают о том, что происходит дома: "Мама с папой снова ругались и кричали друг на друга", "А мама назвала меня дебилом". О каком уважении к ребёнку идёт речь, о каком воспитании у ребёнка чувства собственного достоинства? А бывает, невольно становюсь свидетельницей таких диалогов между ребёнком и родителем, во время ухода детей домой. Ребёнок радостно бежит к маме и говорит :-"Мама, посмотри какого я снеговика нарисовал!" мама идёт и смотрит, и вдруг я слышу:-" Господи , ужас какой, таких снеговиков не бывает, вот у Насти снеговик, так снеговик.." ...Выхожу в раздевалку и вижу растроенного человечка, и начинаю взрослому человеку, маме, которая должна порадоваться успехам своего ребёнка, похвалить, ведь он так старался и хотел её порадовать, говорить; -"Это самый необычный снеговик из всех нарисованных снеговиков, его когда лепили хитрый зайчишка стащил все морковки, вот и пришлось сосульку вместо носа поставить, зато больше ни у кого нет такого!" Если ребёнку постоянно указывать на его ошибки, а не мягко говорить;-"Ничего, завтра мы попробуем ещё раз, и у тебя всё получится", он махнёт на себя рукой, ведь от него ничего хорошего не ждут, вот и возникают потом комплексы, отсутствие самоуважения. Похвала-это такой стимул, да за неё можно горы свернуть. Да, похвала должна быть заслуженной, но иногда, особенно когда речь идёт о ребёнке застенчивом, робком, непопулярном, можно и схитрить. "У тебя сегодня гораздо лучше получилось", "Какие необычные слова ты нашёл, чтобы описать зиму" и т. д. А если эта похвала ещё прозвучит в присутствии других детей... Одобрение взрослых помогает ребёнку преодолевать скованность, стеснительность. Зачастую, мы взрослые, бываем неправы, когда остаёмся равнодушными к какой-либо конфликтной ситуации, которая возникла между детьми ;-"Мне некогда", "Разбирайтесь сами". Да, детям нужно давать возможность научиться самостоятельно разбираться в конфликтах, но при этом держать эту ситуацию под контролем, чтобы успокоить, вовремя вмешаться и помочь. Усталость, раздражение, бывает всё, но мы взрослые и должны умееть контролировать свои слова и поступки, особенно когда речь идёт о детях. Высмеивать ребёнка при других, устраивать судилище, разбор чьих-то, пусть не совсем хороших поступков. недопустимо! Нужно ли у коллектива детей вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? Нельзя способствовать проявлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства у других детей! Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности, они все разные: есть шумные, активные, подвижные, конечно так хорошо когда все дети послушные-нет никаких проблем. Мы педагоги и должны понимать, когда и в каких случаях следует привлекать внимание всего коллектива детей (сознательное нарушение норм поведения, когда действительно зол, жесток, агрессивен), и в каких случаях этого делать не надо. Нам всем необходимо видеть в ребёнке личность, уважать эту личность, учить быть добрым, справедливым, показывая и уча его своим примером, и тогда у этой личности появится чувство собственного достоинства, он научится уважать себя и окружающих его людей!